Конституционно-правовой статус органов законодательной власти Российской Федерации
|
Введение 4
Глава 1 Конституционно-правовой статус органов государственной власти 6
1.2 Определение понятия «конституционно-правовой статус» 6
1.2 Конституционно-правовой статус органов государственной
власти 10
Глава 2 Конституционно-правовой статус Федерального Собрания
Российской Федерации 21
2.1 Общая характеристика Парламента Российской Федерации 21
2.2 Конституционно-правовой статус Совета Федерации
Российской Федерации 31
2.3 Конституционно-правовой статус Государственной Думы
Российской Федерации 44
Глава 3 Особенности конституционно-правового статуса органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и статуса представительных (законодательных) органов местного самоуправления 50
3.1 Конституционно-правовой статус органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации 50
3.2. Некоторые аспекты правового статуса представительного органа муниципального самоуправления в свете поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года 62
Заключение 67
Список использованной литературы и используемых источников 71
Глава 1 Конституционно-правовой статус органов государственной власти 6
1.2 Определение понятия «конституционно-правовой статус» 6
1.2 Конституционно-правовой статус органов государственной
власти 10
Глава 2 Конституционно-правовой статус Федерального Собрания
Российской Федерации 21
2.1 Общая характеристика Парламента Российской Федерации 21
2.2 Конституционно-правовой статус Совета Федерации
Российской Федерации 31
2.3 Конституционно-правовой статус Государственной Думы
Российской Федерации 44
Глава 3 Особенности конституционно-правового статуса органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и статуса представительных (законодательных) органов местного самоуправления 50
3.1 Конституционно-правовой статус органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации 50
3.2. Некоторые аспекты правового статуса представительного органа муниципального самоуправления в свете поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года 62
Заключение 67
Список использованной литературы и используемых источников 71
Данная работа посвящена изучению конституционно-правового статуса органов законодательной власти Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации - это не просто основной закон нашего государства, а живой организм, остро реагирующий на возникающие проблемы государства и общества. Благодаря поправкам в Конституцию Российской Федерации, принятых Указом Президента Российской Федерации «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» от 03.07.2020 г. мы наблюдаем уникальный процесс совершенствования государственного аппарата.
Актуальность данной темы заключается в том, что вместе с поправками в Конституции Российской Федерации произошли существенные изменения в конституционно-правовом статусе государственных органов законодательной власти, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Таким образом, возникла необходимость теоретического исследования новых аспектов статуса данных органов, определяющих их место в системе разделения властей в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение конституционно-правового статуса государственных органов законодательной власти, законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления в свете изменений в Конституции Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие конституционно-правового статуса органов законодательной власти Российской Федерации;
- изучить содержание конституционно-правового статуса органов законодательной власти Российской Федерации, в том числе провести анализ порядка их формирования, компетенции, гарантий деятельности и применения норм ответственности;
- выявить проблемы в деятельности органов законодательной власти Российской Федерации и предложить основные пусти их совершенствования.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с конституционно-правовым институтом, определяющим основы статуса органов законодательной власти Российской Федерации.
Предмет исследования - конституционно-правовой статус органов законодательной власти Российской Федерации.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и используемых источников.
Теоретической основой исследования являются работы ученых, таких как Н.А. Богданова, А.В. Зиновьев, Л.А. Нудненко, А.Ю. Якимов, А.Н. Лебедев, Б.М. Лазарев, Ю.И. Мигачев, М.В. Варлен, В.В. Романова, А.Н. Станкин, А.Ю. Якимов и другие.
Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный и др.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, ФЗ от 03.12.2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета федерации Федерального Собрания РФ», ФЗ от 08.05.1994 №08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
Конституция Российской Федерации - это не просто основной закон нашего государства, а живой организм, остро реагирующий на возникающие проблемы государства и общества. Благодаря поправкам в Конституцию Российской Федерации, принятых Указом Президента Российской Федерации «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» от 03.07.2020 г. мы наблюдаем уникальный процесс совершенствования государственного аппарата.
Актуальность данной темы заключается в том, что вместе с поправками в Конституции Российской Федерации произошли существенные изменения в конституционно-правовом статусе государственных органов законодательной власти, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Таким образом, возникла необходимость теоретического исследования новых аспектов статуса данных органов, определяющих их место в системе разделения властей в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение конституционно-правового статуса государственных органов законодательной власти, законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления в свете изменений в Конституции Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие конституционно-правового статуса органов законодательной власти Российской Федерации;
- изучить содержание конституционно-правового статуса органов законодательной власти Российской Федерации, в том числе провести анализ порядка их формирования, компетенции, гарантий деятельности и применения норм ответственности;
- выявить проблемы в деятельности органов законодательной власти Российской Федерации и предложить основные пусти их совершенствования.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с конституционно-правовым институтом, определяющим основы статуса органов законодательной власти Российской Федерации.
Предмет исследования - конституционно-правовой статус органов законодательной власти Российской Федерации.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и используемых источников.
Теоретической основой исследования являются работы ученых, таких как Н.А. Богданова, А.В. Зиновьев, Л.А. Нудненко, А.Ю. Якимов, А.Н. Лебедев, Б.М. Лазарев, Ю.И. Мигачев, М.В. Варлен, В.В. Романова, А.Н. Станкин, А.Ю. Якимов и другие.
Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, а также специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный и др.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, ФЗ от 03.12.2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета федерации Федерального Собрания РФ», ФЗ от 08.05.1994 №08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
В ходе исследования мы обнаружили ряд проблем, возникших с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, так и не решенных до сих пор. Проблемы, выделенные в данной работе, напрямую касаются конституционно-правового статуса государственных органов законодательной (представительной) власти, являются актуальными по настоящее время и требующими решения.
Были рассмотрены понятие конституционно-правового статуса органов законодательной (представительной) власти Российской Федерации, а также же его содержание, в том числе порядок формирования данных органов, их компетенция, место в системе органов, гарантии деятельности и несение ими ответственности.
Определенно, что конституционно-правовой статус органов законодательной власти - это положение данного органа, характеризующее его социально-политическое назначение, роль, задачи, функции, принципы организации и деятельности, внутреннюю структуру, способствующую реализации функций, включающее в себя порядок формирования, место органа в системе государственных органов, совокупность закрепленных конституционными нормами прав и обязанностей, обеспеченных соответствующими гарантиями, и ограниченное конституционно-правовой ответственностью.
Таким образом, нами проведен:
- анализ нормативно-правовых актов, касающихся института конституционно-правового статуса государственных органов законодательной (представительной) власти и института представительных органов местного самоуправления;
- анализ судебной практики в решении вопросов определения конституционно-правового статуса данных органов;
- сравнительный анализ организации органов законодательной (представительной) власти Российской Федерации и зарубежных государств.
При определении конституционно-правового статуса органов законодательной (представительной) власти был выявлен ряд проблем, как возникших до принятия поправок в Конституцию, так и после них. Приведем следующие примеры.
В ходе проведения анализа было предложено исключить формулировку «обладание безупречной репутацией» из статьи 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Российской Федерации». Данное предложение обоснованно неуместностью формулировки, с учетом того, что претендовать на важную для государственного аппарата должность может человек, совершивший преступления различной тяжести, в том числе особо тяжкого. То есть спустя определенное количество лет (от пяти до пятнадцати) человек может спокойно стать сенатором Российской Федерации. Сложно представить, что человек, будучи судимым за особо тяжкое преступление, может считаться имеющим безупречную репутацию.
Помимо этого, предлагаем сформировать систему выделения отдельных граждан, имеющих выдающиеся заслуги перед государством. За основу определения выдающихся заслуг предлагаем взять перечень, приведенный в пункте 2 статьи 1 Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» и изменить формулировку в Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации» с «имеющие выдающиеся заслуги» на «имеющие достижения и особые заслуги». Данное предложение основано на исключении назначения сенаторов исключительно их субъективных побуждений, приведении норм права в единство и снижении риска действия коррупциогенного фактора.
Для более эффективной работы Государственной Думы Российской Федерации предложено допускать к назначению в качестве депутата граждан, имеющих высшее экономическое или юридическое образование. Связанно это с тем, что до сих пор существует проблема квалификации членов парламента, а в особенности депутатов. Для привлечения внимания к нижней палате, ее популизации, приглашаются медийные личности без экономического или юридического образования для управления делами государства, от чего страдает качество законопроектов. Конечно, верхняя палата изучает представленные нижней палатой законопроекты, однако, Государственная Дума Российской Федерации может преодолеть отклонение проекта Советом Федерации.
В целях реализации статьи 3 Конституции Российской Федерации о непосредственном осуществлении власти народом предлагается привлекать этот народ более активно и предоставить ему более значимые полномочия. И если на федеральном уровне этому уделяют больше внимания, то на уровне субъектов систему еще стоит доработать. Так, было предложено привлечение к правотворческой деятельности научных организаций, связанных с социологическими исследованиями, правом и экономикой; общественных организаций под руководством Общественной палаты; студентов, преподавателей и других представителей молодежи; общественные организации ветеранов и инвалидов. Помимо этого, введение инструментов взаимодействия населения с депутатами, таких как создание телевизионной программы на региональном канале; выявление общественного мнения и обсуждения законопроектов через интернет; разъяснение населению деятельности регионального парламента и информирование о возможностях участия в законотворческом процессе через информационные площадки на платформе пресс-служб субъектов Федерации. Для регулирования вышеперечисленных предложений рекомендуется создание Регламента органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации о взаимодействии научно-общественных организаций и объединений, и органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
С введением поправок 2020 года был установлен порядок наделения муниципальной власти новыми полномочиями посредством делегирования им государственных полномочий, который так же не остался беспроблемным. Причинами проблем в этой сфере являются пробелы в законодательстве, нехватка квалифицированных кадров и недостаток материальных средств у субъектов Российской Федерации. В связи с этим, было предложено принятие Федерального закона «О компетенции местного самоуправления», которым будет закреплен конкретный перечень возможных для передачи полномочий, подтверждение предоставления финансовых ресурсов для местных бюджетов для делегирования полномочий, а также конкретизированние механизмов бюджетного регулирования.
Мы пришли к выводу, что трансформация конституционно-правового статуса органа законодательной (представительной) власти имеет положительный эффект, не смотря на возникновение некоторых вопросов в его регулировании. Законодательные органы постепенно закрывают возникающие пробелы в законодательстве, а значит, система продолжает совершенствоваться и повышать свою эффективность.
Были рассмотрены понятие конституционно-правового статуса органов законодательной (представительной) власти Российской Федерации, а также же его содержание, в том числе порядок формирования данных органов, их компетенция, место в системе органов, гарантии деятельности и несение ими ответственности.
Определенно, что конституционно-правовой статус органов законодательной власти - это положение данного органа, характеризующее его социально-политическое назначение, роль, задачи, функции, принципы организации и деятельности, внутреннюю структуру, способствующую реализации функций, включающее в себя порядок формирования, место органа в системе государственных органов, совокупность закрепленных конституционными нормами прав и обязанностей, обеспеченных соответствующими гарантиями, и ограниченное конституционно-правовой ответственностью.
Таким образом, нами проведен:
- анализ нормативно-правовых актов, касающихся института конституционно-правового статуса государственных органов законодательной (представительной) власти и института представительных органов местного самоуправления;
- анализ судебной практики в решении вопросов определения конституционно-правового статуса данных органов;
- сравнительный анализ организации органов законодательной (представительной) власти Российской Федерации и зарубежных государств.
При определении конституционно-правового статуса органов законодательной (представительной) власти был выявлен ряд проблем, как возникших до принятия поправок в Конституцию, так и после них. Приведем следующие примеры.
В ходе проведения анализа было предложено исключить формулировку «обладание безупречной репутацией» из статьи 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Российской Федерации». Данное предложение обоснованно неуместностью формулировки, с учетом того, что претендовать на важную для государственного аппарата должность может человек, совершивший преступления различной тяжести, в том числе особо тяжкого. То есть спустя определенное количество лет (от пяти до пятнадцати) человек может спокойно стать сенатором Российской Федерации. Сложно представить, что человек, будучи судимым за особо тяжкое преступление, может считаться имеющим безупречную репутацию.
Помимо этого, предлагаем сформировать систему выделения отдельных граждан, имеющих выдающиеся заслуги перед государством. За основу определения выдающихся заслуг предлагаем взять перечень, приведенный в пункте 2 статьи 1 Федерального закона «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» и изменить формулировку в Федеральном законе «О порядке формирования Совета Федерации» с «имеющие выдающиеся заслуги» на «имеющие достижения и особые заслуги». Данное предложение основано на исключении назначения сенаторов исключительно их субъективных побуждений, приведении норм права в единство и снижении риска действия коррупциогенного фактора.
Для более эффективной работы Государственной Думы Российской Федерации предложено допускать к назначению в качестве депутата граждан, имеющих высшее экономическое или юридическое образование. Связанно это с тем, что до сих пор существует проблема квалификации членов парламента, а в особенности депутатов. Для привлечения внимания к нижней палате, ее популизации, приглашаются медийные личности без экономического или юридического образования для управления делами государства, от чего страдает качество законопроектов. Конечно, верхняя палата изучает представленные нижней палатой законопроекты, однако, Государственная Дума Российской Федерации может преодолеть отклонение проекта Советом Федерации.
В целях реализации статьи 3 Конституции Российской Федерации о непосредственном осуществлении власти народом предлагается привлекать этот народ более активно и предоставить ему более значимые полномочия. И если на федеральном уровне этому уделяют больше внимания, то на уровне субъектов систему еще стоит доработать. Так, было предложено привлечение к правотворческой деятельности научных организаций, связанных с социологическими исследованиями, правом и экономикой; общественных организаций под руководством Общественной палаты; студентов, преподавателей и других представителей молодежи; общественные организации ветеранов и инвалидов. Помимо этого, введение инструментов взаимодействия населения с депутатами, таких как создание телевизионной программы на региональном канале; выявление общественного мнения и обсуждения законопроектов через интернет; разъяснение населению деятельности регионального парламента и информирование о возможностях участия в законотворческом процессе через информационные площадки на платформе пресс-служб субъектов Федерации. Для регулирования вышеперечисленных предложений рекомендуется создание Регламента органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации о взаимодействии научно-общественных организаций и объединений, и органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
С введением поправок 2020 года был установлен порядок наделения муниципальной власти новыми полномочиями посредством делегирования им государственных полномочий, который так же не остался беспроблемным. Причинами проблем в этой сфере являются пробелы в законодательстве, нехватка квалифицированных кадров и недостаток материальных средств у субъектов Российской Федерации. В связи с этим, было предложено принятие Федерального закона «О компетенции местного самоуправления», которым будет закреплен конкретный перечень возможных для передачи полномочий, подтверждение предоставления финансовых ресурсов для местных бюджетов для делегирования полномочий, а также конкретизированние механизмов бюджетного регулирования.
Мы пришли к выводу, что трансформация конституционно-правового статуса органа законодательной (представительной) власти имеет положительный эффект, не смотря на возникновение некоторых вопросов в его регулировании. Законодательные органы постепенно закрывают возникающие пробелы в законодательстве, а значит, система продолжает совершенствоваться и повышать свою эффективность.
Подобные работы
- Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовой статус органов государственной власти в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Конституционно-правовой статус органов государственной власти в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Конституционно-правовой статус органов государственной власти в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус органов государственной власти в РФ
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Избирательные комиссии субъекта РФ: проблемы конституционно-правового
статуса
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



