Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности детей дошкольного возраста 11
1.1 Проблема развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Особенности развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Организационно-педагогические условия развития самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации 27
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации организационно педагогических условий развития самостоятельности у детей 6-7 лет 33
2.1 Критерии и показатели развития самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации 33
2.2 Апробация организационно-педагогических условий развития самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации 47
2.3 Результаты экспериментальной проверки эффективности созданных организационно-педагогических условий развития самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации 64
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложения 78
Цель исследования: создать и апробировать организационно
педагогические условия для развития самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организациях.
Объект исследования: процесс развития самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организациях.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
развития самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организациях.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «самостоятельности»;
- определить критерии и показатели уровней развития самостоятельности у детей 6-7 лет;
- создать и апробировать организационно-педагогические условия развития самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организациях.
В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы что развитию самостоятельности у детей 6-7 лет в ДОО способствовали созданные и апробированные следующие организационно-педагогические условия.
Первое условие. Была пополнена и обогащена предметнопространственная среда интерактивным панно «Радуга успеха», на котором дети в конце каждого дня фиксировали свои достижения в том или ином виде детской деятельности. Дети подготовительной группы оценивают себя не только с точки зрения выполненного задания в непрерывной образовательной деятельности, но и могут дать своей деятельности качественную оценку. Когда проходила оценка каждого воспитанника ребята старались поддерживать и подбадривать своих менее удачливых сверстников, давая им качественную оценку. К примеру: «Петя, на изобразительной деятельности аккуратно закрасил свой рисунок».
Были разработаны и апробированы индивидуальные лепбуки, в которых дети самостоятельно выбирают свою роль и фиксируют свою деятельность в течении всей недели, а в пятницу оценивают себя звездочкой (бронзовой, золотой либо серебряной).
Нужно оговориться, что лепбуки в ДОО представлены только в подготовительных группах, так как технология свободного ролевого выбора может использоваться в старшем дошкольном возрасте, а интерактивное панно «Радуга успеха» имеется в каждой группе, причем отличное от другой группы
Второе условие. Создана творческая группа педагогов по разработке педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельности у детей 6-7 лет.
Данная творческая группа разрабатывала и апробировала две педагогические технологии, а именно: технологию создания ситуации успеха и технологию свободного ролевого выбора. В приложении представлен план работы творческой группы (см. приложение №1).
Творческая группа разрабатывала шаги каждой технологии, а также интерактивные панно, лепбуки и конспекты непрерывной образовательной деятельности.
Третье условие. В ДОО была осуществлена подготовка педагогов к работе с новыми педагогическими технологиями для развития самостоятельности у детей 6-7 лет. В течении 2017 - 2018 учебного года были проведены консультации для педагогов, педагогический совет с выступлением научного руководителя ДОО, открытый показ непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии создания ситуации успеха (см. приложение №2).
Четвертое условие. Внедрено новое методическое обеспечение для развития самостоятельности у детей 6-7 лет. В результате деятельности всего коллектива ДОО было написано методическое пособие, в котором полностью представлены две технологии, с полным описанием шагов технологии, методическими приемами, и конспектами непрерывной образовательной деятельности.
В результате проведенной работы можно констатировать, что созданные организационно - педагогические условия способствуют развитию самостоятельности у детей 6-7 лет в ДОО.
В результате экспериментальной деятельности нами были выявлены и определены критерии и показатели уровня развития самостоятельности у детей 6-7 лет; раскрыто содержание понятия «самостоятельность»; разработаны и апробированы организационно-педагогические условия развития
самостоятельности у детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организациях.
Таким образом полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Данный опыт может использоваться другими дошкольными образовательными организациями.