Исследование игровых действий слабослышащих футболистов
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ФУТБОЛ: СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ 8
1.1. История развития футбола 8
1.2. Особенности спортивной подготовки футболиста: техническая,
тактическая, психологическая 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 29
3.1. Исследование информативности показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов на различных этапах подготовки к соревнованиям 29
3.2 Пути повышения эффективности совместной деятельности слабослышащих футболистов 34
3.3. Модельные характеристики соревновательной деятельности
слабослышащих футболистов в соответствии с игровыми функциями в нападении 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ГЛАВА 1. ФУТБОЛ: СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ 8
1.1. История развития футбола 8
1.2. Особенности спортивной подготовки футболиста: техническая,
тактическая, психологическая 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 29
3.1. Исследование информативности показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов на различных этапах подготовки к соревнованиям 29
3.2 Пути повышения эффективности совместной деятельности слабослышащих футболистов 34
3.3. Модельные характеристики соревновательной деятельности
слабослышащих футболистов в соответствии с игровыми функциями в нападении 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность исследования. Достижение спортивных результатов является одним из ведущих критериев успешности и правильности учебно-тренировочного и воспитательного процесса, так как спортивный результат аккумулирует в себе все компоненты подготовки в их единстве и многообразии.
Особую значимость имеют достижения, показанные в процессе соревнований, в игре с достойной командой, когда игра требует проявления всего арсенала технического мастерства, всех духовных и физических сил команды. Поэтому, разработка принципов и способов оптимального управления подготовленностью и готовностью спортсменов к реализации спортивного результата в заданные временные сроки выдвигается на одно из ведущих мест в системе прикладных проблем спортивной науки.
За последние годы опубликовано большое число работ, где в той или иной мере рассматриваются вопросы управления тренировочным процессом квалифицированных спортсменов в различных видах спорта. В этих работах показано, что совершенствование структуры и методов управления подготовкой спортсменов, выработка критериев оценки различных сторон подготовленности очень сложны и, что для решения проблемы управления не существует готовых рецептов.
Использование эмпирического опыта тренера редко дает оптимальные результаты. Высказывается мнение, что для эффективного управления тренировочным процессом необходимо использовать количественную информацию с анализом качественной зависимости спортивного результата от различных характеристик деятельности.
По мнению Матвеева Л.П. [49]: «Эффективно управлять - это значит правильно планировать тренировку и постоянно корректировать ее на основании систематически поступающей информации. Если в процессе управления исходить только из информации, описывающей систему в данный момент, как это традиционно принято в педагогическом контроле, и не принимать во внимание будущие условия ее функционирования, то управление не будет эффективным».
Следовательно, успешное осуществление подготовки квалифицированных спортсменов во многом зависит от правильного и своевременного контроля за состоянием подготовленности, что, в свою очередь, выдвигает необходимость выработки объективных и информативных показателей, характеризующих различные стороны деятельности спортсмена, при помощи которых может быть осуществлена постоянная объективная оценка их состояния.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что, как за рубежом, так и в России, имеются результаты обширных исследований по проблемам спортивной тренировки в футболе. Наиболее хорошо раскрыты подходы к особенностям физической подготовки спортсменов. Однако, в футболе проблема спортивной подготовки слабослышащих игроков изучена не так многосторонне. В полной мере это относится и к сурдлимпийскому футболу.
Целью работы является исследование информативности показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям.
Гипотеза исследования. Предполагается, что эффективность игровых действий слабослышащих футболистов в защите и нападении повысится, если будут выявлены факторы, определяющие успешность совместной игровой деятельности спортсменов.
Объект исследования - система спортивной тренировки футболистов, имеющих нарушение слуха.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям.
Новизна исследования. Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку слабослышащих футболистов на протяжении всего учебного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки.
Практическая значимость работы. Данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации свидетельствуют о существенном различии в особенностях ударов мяча по воротам: а) способы выполнения ударов и участки площадки, с которых они производятся, различны у игроков, выполняющих разные функции; б) квалифицированные слабослышащие футболисты используют, в основном, определенный комплекс специализированных ударов (двумя - тремя способами с двух-трех участков площадки). Поэтому, данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации могут учитываться тренерами и спортсменами при планировании учебно-тренировочного процесса разных возрастных групп и разной квалификации спортсменов.
Задачи исследования:
1. Установить критерии эффективности совместной деятельности слабослышащих футболистов.
2. Изучить информативность показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов.
3. Выявить факторы, определяющие успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям и проверить их эффективность на практике.
Особую значимость имеют достижения, показанные в процессе соревнований, в игре с достойной командой, когда игра требует проявления всего арсенала технического мастерства, всех духовных и физических сил команды. Поэтому, разработка принципов и способов оптимального управления подготовленностью и готовностью спортсменов к реализации спортивного результата в заданные временные сроки выдвигается на одно из ведущих мест в системе прикладных проблем спортивной науки.
За последние годы опубликовано большое число работ, где в той или иной мере рассматриваются вопросы управления тренировочным процессом квалифицированных спортсменов в различных видах спорта. В этих работах показано, что совершенствование структуры и методов управления подготовкой спортсменов, выработка критериев оценки различных сторон подготовленности очень сложны и, что для решения проблемы управления не существует готовых рецептов.
Использование эмпирического опыта тренера редко дает оптимальные результаты. Высказывается мнение, что для эффективного управления тренировочным процессом необходимо использовать количественную информацию с анализом качественной зависимости спортивного результата от различных характеристик деятельности.
По мнению Матвеева Л.П. [49]: «Эффективно управлять - это значит правильно планировать тренировку и постоянно корректировать ее на основании систематически поступающей информации. Если в процессе управления исходить только из информации, описывающей систему в данный момент, как это традиционно принято в педагогическом контроле, и не принимать во внимание будущие условия ее функционирования, то управление не будет эффективным».
Следовательно, успешное осуществление подготовки квалифицированных спортсменов во многом зависит от правильного и своевременного контроля за состоянием подготовленности, что, в свою очередь, выдвигает необходимость выработки объективных и информативных показателей, характеризующих различные стороны деятельности спортсмена, при помощи которых может быть осуществлена постоянная объективная оценка их состояния.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что, как за рубежом, так и в России, имеются результаты обширных исследований по проблемам спортивной тренировки в футболе. Наиболее хорошо раскрыты подходы к особенностям физической подготовки спортсменов. Однако, в футболе проблема спортивной подготовки слабослышащих игроков изучена не так многосторонне. В полной мере это относится и к сурдлимпийскому футболу.
Целью работы является исследование информативности показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям.
Гипотеза исследования. Предполагается, что эффективность игровых действий слабослышащих футболистов в защите и нападении повысится, если будут выявлены факторы, определяющие успешность совместной игровой деятельности спортсменов.
Объект исследования - система спортивной тренировки футболистов, имеющих нарушение слуха.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям.
Новизна исследования. Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку слабослышащих футболистов на протяжении всего учебного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки.
Практическая значимость работы. Данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации свидетельствуют о существенном различии в особенностях ударов мяча по воротам: а) способы выполнения ударов и участки площадки, с которых они производятся, различны у игроков, выполняющих разные функции; б) квалифицированные слабослышащие футболисты используют, в основном, определенный комплекс специализированных ударов (двумя - тремя способами с двух-трех участков площадки). Поэтому, данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации могут учитываться тренерами и спортсменами при планировании учебно-тренировочного процесса разных возрастных групп и разной квалификации спортсменов.
Задачи исследования:
1. Установить критерии эффективности совместной деятельности слабослышащих футболистов.
2. Изучить информативность показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов.
3. Выявить факторы, определяющие успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям и проверить их эффективность на практике.
1. В результате экспериментальных исследований установлено, что специфика игровых приемов предъявляет слабослышащим футболистам каждого игрового амплуа разные требования практически во всех элементах игры, особенно, в ударах по воротам.
2. Данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации свидетельствуют о существенном различии в особенностях ударов мяча по воротам:
а) способы выполнения ударов и участки площадки, с которых они производятся, различны у слабослышащих футболистов, выполняющих разные функции;
б) квалифицированные слабослышащие футболисты используют, в основном, определенный комплекс специализированных ударов (двумя - тремя способами с двух - трех участков площадки).
3. Выявленная модель слабослышащего нападающего в соответствии с игровой функцией в команде предусматривает использование определенного арсенала способов и позиций атакующих действий, с которых они реализуются в соревновательных условиях.
4. Сравнение факторной структуры подготовленности слабослышащих футболистов, при различных сроках отдаления от соревнований, позволяет отметить, что по мере приближения к ним результат игровой деятельности обеспечивается не только параметрами, значимыми на всех контролируемых этапах, но и за счет новых свойств, перемещающихся из одного ряда факторов в другой (из 1-го во 2-ой или из 2-го в 1-ый). Отмечено стремление к оптимизации структуры качества для обеспечения результата игровой деятельности. Для успешного завершения атаки, слабослышащие футболисты различных игровых функций, выполняя разнообразные передвижения при непрерывно меняющемся времени нахождения мяча, как у всей команды, в целом, так и у отдельных слабослышащих спортсменов, используют относительно определенное число ударов с различных мест.
Таким образом, результаты исследований показали, что в процессе игры из большого числа различных сочетаний способов ударов и мест, с которых они производятся, слабослышащие нападающие используют определенный, наиболее эффективный комплекс специализированных ударов.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие рекомендации:
1. На ранних этапах годичного цикла (за 1 год) наибольшую значимость имеют показатели физического развития, физической подготовленности и регуляции функций, обеспечивающих управление интенсивностью прилагаемых усилий. По мере приближения к соревнованиям (за 45 дней), возрастает роль функциональной подготовленности, показателей технической подготовленности и функций, обеспечивающих управление темпо - ритмовыми характеристиками движений слабослышащих футболистов.
2. На завещающем этапе, за 10-12 дней до основных соревнований, наибольшую информативную ценность приобретают показатели технической подготовленности, обеспечивающие эффективность игровой деятельности слабослышащих спортсменов, их функциональные возможности и способность к точностно-дозированным движениям по темпу и быстроте оперативного поиска, определяющие ориентацию слабослышащих футболистов в игровых ситуациях.
Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку слабослышащих футболистов на протяжении всего учебного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки. Постоянный дефицит времени для принятия решения диктует необходимость наличия оптимального набора технико-тактических действий с учетом игровых функций слабослышащего футболиста, приносящих должный эффект в сложных ситуациях спортивной борьбы. Исходя из этого, учебно-тренировочный процесс должен строиться на основе моделирования специфических ситуаций и набора средств для наигрывания технико-тактических взаимодействий в этих условиях.
2. Данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации свидетельствуют о существенном различии в особенностях ударов мяча по воротам:
а) способы выполнения ударов и участки площадки, с которых они производятся, различны у слабослышащих футболистов, выполняющих разные функции;
б) квалифицированные слабослышащие футболисты используют, в основном, определенный комплекс специализированных ударов (двумя - тремя способами с двух - трех участков площадки).
3. Выявленная модель слабослышащего нападающего в соответствии с игровой функцией в команде предусматривает использование определенного арсенала способов и позиций атакующих действий, с которых они реализуются в соревновательных условиях.
4. Сравнение факторной структуры подготовленности слабослышащих футболистов, при различных сроках отдаления от соревнований, позволяет отметить, что по мере приближения к ним результат игровой деятельности обеспечивается не только параметрами, значимыми на всех контролируемых этапах, но и за счет новых свойств, перемещающихся из одного ряда факторов в другой (из 1-го во 2-ой или из 2-го в 1-ый). Отмечено стремление к оптимизации структуры качества для обеспечения результата игровой деятельности. Для успешного завершения атаки, слабослышащие футболисты различных игровых функций, выполняя разнообразные передвижения при непрерывно меняющемся времени нахождения мяча, как у всей команды, в целом, так и у отдельных слабослышащих спортсменов, используют относительно определенное число ударов с различных мест.
Таким образом, результаты исследований показали, что в процессе игры из большого числа различных сочетаний способов ударов и мест, с которых они производятся, слабослышащие нападающие используют определенный, наиболее эффективный комплекс специализированных ударов.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие рекомендации:
1. На ранних этапах годичного цикла (за 1 год) наибольшую значимость имеют показатели физического развития, физической подготовленности и регуляции функций, обеспечивающих управление интенсивностью прилагаемых усилий. По мере приближения к соревнованиям (за 45 дней), возрастает роль функциональной подготовленности, показателей технической подготовленности и функций, обеспечивающих управление темпо - ритмовыми характеристиками движений слабослышащих футболистов.
2. На завещающем этапе, за 10-12 дней до основных соревнований, наибольшую информативную ценность приобретают показатели технической подготовленности, обеспечивающие эффективность игровой деятельности слабослышащих спортсменов, их функциональные возможности и способность к точностно-дозированным движениям по темпу и быстроте оперативного поиска, определяющие ориентацию слабослышащих футболистов в игровых ситуациях.
Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку слабослышащих футболистов на протяжении всего учебного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки. Постоянный дефицит времени для принятия решения диктует необходимость наличия оптимального набора технико-тактических действий с учетом игровых функций слабослышащего футболиста, приносящих должный эффект в сложных ситуациях спортивной борьбы. Исходя из этого, учебно-тренировочный процесс должен строиться на основе моделирования специфических ситуаций и набора средств для наигрывания технико-тактических взаимодействий в этих условиях.
Подобные работы
- Организация учебно-тренировочного процесса по футболу со слабослышащими мальчиками 12-13 лет»
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФУТБОЛОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



