ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ФУТБОЛ: СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ 8
1.1. История развития футбола 8
1.2. Особенности спортивной подготовки футболиста: техническая,
тактическая, психологическая 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 29
3.1. Исследование информативности показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов на различных этапах подготовки к соревнованиям 29
3.2 Пути повышения эффективности совместной деятельности слабослышащих футболистов 34
3.3. Модельные характеристики соревновательной деятельности
слабослышащих футболистов в соответствии с игровыми функциями в нападении 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность исследования. Достижение спортивных результатов является одним из ведущих критериев успешности и правильности учебно-тренировочного и воспитательного процесса, так как спортивный результат аккумулирует в себе все компоненты подготовки в их единстве и многообразии.
Особую значимость имеют достижения, показанные в процессе соревнований, в игре с достойной командой, когда игра требует проявления всего арсенала технического мастерства, всех духовных и физических сил команды. Поэтому, разработка принципов и способов оптимального управления подготовленностью и готовностью спортсменов к реализации спортивного результата в заданные временные сроки выдвигается на одно из ведущих мест в системе прикладных проблем спортивной науки.
За последние годы опубликовано большое число работ, где в той или иной мере рассматриваются вопросы управления тренировочным процессом квалифицированных спортсменов в различных видах спорта. В этих работах показано, что совершенствование структуры и методов управления подготовкой спортсменов, выработка критериев оценки различных сторон подготовленности очень сложны и, что для решения проблемы управления не существует готовых рецептов.
Использование эмпирического опыта тренера редко дает оптимальные результаты. Высказывается мнение, что для эффективного управления тренировочным процессом необходимо использовать количественную информацию с анализом качественной зависимости спортивного результата от различных характеристик деятельности.
По мнению Матвеева Л.П. [49]: «Эффективно управлять - это значит правильно планировать тренировку и постоянно корректировать ее на основании систематически поступающей информации. Если в процессе управления исходить только из информации, описывающей систему в данный момент, как это традиционно принято в педагогическом контроле, и не принимать во внимание будущие условия ее функционирования, то управление не будет эффективным».
Следовательно, успешное осуществление подготовки квалифицированных спортсменов во многом зависит от правильного и своевременного контроля за состоянием подготовленности, что, в свою очередь, выдвигает необходимость выработки объективных и информативных показателей, характеризующих различные стороны деятельности спортсмена, при помощи которых может быть осуществлена постоянная объективная оценка их состояния.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что, как за рубежом, так и в России, имеются результаты обширных исследований по проблемам спортивной тренировки в футболе. Наиболее хорошо раскрыты подходы к особенностям физической подготовки спортсменов. Однако, в футболе проблема спортивной подготовки слабослышащих игроков изучена не так многосторонне. В полной мере это относится и к сурдлимпийскому футболу.
Целью работы является исследование информативности показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям.
Гипотеза исследования. Предполагается, что эффективность игровых действий слабослышащих футболистов в защите и нападении повысится, если будут выявлены факторы, определяющие успешность совместной игровой деятельности спортсменов.
Объект исследования - система спортивной тренировки футболистов, имеющих нарушение слуха.
Предметом исследования выступают факторы, определяющие успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям.
Новизна исследования. Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку слабослышащих футболистов на протяжении всего учебного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки.
Практическая значимость работы. Данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации свидетельствуют о существенном различии в особенностях ударов мяча по воротам: а) способы выполнения ударов и участки площадки, с которых они производятся, различны у игроков, выполняющих разные функции; б) квалифицированные слабослышащие футболисты используют, в основном, определенный комплекс специализированных ударов (двумя - тремя способами с двух-трех участков площадки). Поэтому, данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации могут учитываться тренерами и спортсменами при планировании учебно-тренировочного процесса разных возрастных групп и разной квалификации спортсменов.
Задачи исследования:
1. Установить критерии эффективности совместной деятельности слабослышащих футболистов.
2. Изучить информативность показателей, определяющих успешность игровых действий слабослышащих футболистов.
3. Выявить факторы, определяющие успешность игровых действий слабослышащих футболистов на разных этапах подготовки к соревнованиям и проверить их эффективность на практике.
1. В результате экспериментальных исследований установлено, что специфика игровых приемов предъявляет слабослышащим футболистам каждого игрового амплуа разные требования практически во всех элементах игры, особенно, в ударах по воротам.
2. Данные сравнительного анализа игровой деятельности слабослышащих футболистов различной специализации свидетельствуют о существенном различии в особенностях ударов мяча по воротам:
а) способы выполнения ударов и участки площадки, с которых они производятся, различны у слабослышащих футболистов, выполняющих разные функции;
б) квалифицированные слабослышащие футболисты используют, в основном, определенный комплекс специализированных ударов (двумя - тремя способами с двух - трех участков площадки).
3. Выявленная модель слабослышащего нападающего в соответствии с игровой функцией в команде предусматривает использование определенного арсенала способов и позиций атакующих действий, с которых они реализуются в соревновательных условиях.
4. Сравнение факторной структуры подготовленности слабослышащих футболистов, при различных сроках отдаления от соревнований, позволяет отметить, что по мере приближения к ним результат игровой деятельности обеспечивается не только параметрами, значимыми на всех контролируемых этапах, но и за счет новых свойств, перемещающихся из одного ряда факторов в другой (из 1-го во 2-ой или из 2-го в 1-ый). Отмечено стремление к оптимизации структуры качества для обеспечения результата игровой деятельности. Для успешного завершения атаки, слабослышащие футболисты различных игровых функций, выполняя разнообразные передвижения при непрерывно меняющемся времени нахождения мяча, как у всей команды, в целом, так и у отдельных слабослышащих спортсменов, используют относительно определенное число ударов с различных мест.
Таким образом, результаты исследований показали, что в процессе игры из большого числа различных сочетаний способов ударов и мест, с которых они производятся, слабослышащие нападающие используют определенный, наиболее эффективный комплекс специализированных ударов.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие рекомендации:
1. На ранних этапах годичного цикла (за 1 год) наибольшую значимость имеют показатели физического развития, физической подготовленности и регуляции функций, обеспечивающих управление интенсивностью прилагаемых усилий. По мере приближения к соревнованиям (за 45 дней), возрастает роль функциональной подготовленности, показателей технической подготовленности и функций, обеспечивающих управление темпо - ритмовыми характеристиками движений слабослышащих футболистов.
2. На завещающем этапе, за 10-12 дней до основных соревнований, наибольшую информативную ценность приобретают показатели технической подготовленности, обеспечивающие эффективность игровой деятельности слабослышащих спортсменов, их функциональные возможности и способность к точностно-дозированным движениям по темпу и быстроте оперативного поиска, определяющие ориентацию слабослышащих футболистов в игровых ситуациях.
Полученные результаты позволяют оптимизировать подготовку слабослышащих футболистов на протяжении всего учебного года и осуществлять этапный контроль за счет подбора рациональных средств, методов и форм тренировки. Постоянный дефицит времени для принятия решения диктует необходимость наличия оптимального набора технико-тактических действий с учетом игровых функций слабослышащего футболиста, приносящих должный эффект в сложных ситуациях спортивной борьбы. Исходя из этого, учебно-тренировочный процесс должен строиться на основе моделирования специфических ситуаций и набора средств для наигрывания технико-тактических взаимодействий в этих условиях.
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека: учебник/ Трошин В.И., Власова В.М., 2-е изд., испр. - М.: РУДН, 2001. - 408с.
2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - 2-е изд. - М.: АСАБЕМХА, 2002. - 395 с.
3. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1978.-162с.
4. Алексеев С.В. Футбольное право. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 879с.
5. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: учеб. для пед. вузов - М.:
АСАБЕМХА, 2005. - 572 с.
6. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии. - М.: Практика,2016.- 496с.
7. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2001. -62 с.
8. Бесков К.А. Направления современного футбола. - М.: Знание, 2012.- 3-е изд., перераб. и дополн. - 159с.
9. Бесков К.А. Моя жизнь - футбол. - М.: Физкультура и спорт, 2013.- 3-е изд., перераб. и дополн. - 285с.
10. Брин В.Б. Физиология человека. - М.: Лань, 2017. - 608с.
11. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие. - М.: АСАБЕМХА, 2002. - 221 с.
12. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2011. - изд.3-е испр. и доп. - С.22-29.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии//Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. - 367с.
14. Гандельсман А., Смирнов К. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 232с.
15. Граевская Н.Д. Врачебный контроль в процессе тренировки футболистов /Футбол - М.: Физкультура и спорт, 1989.- С. 197-234.
16. Гриндлер К., Пальке К., Хемо Х. Техническая и тактическая подготовка футболиста (пер.с немецк.) - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 2-е изд., перераб. и дополн. - 231с.
17. Губарева Т.И., Ларионова Н.Н. Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями. - М.: ФОН, 2012. - 214 с.
18. Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - изд.2-е, испр. и доп. - 352с.
19. Губарева Т. И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в сис-теме гуманистически ориентированной социальной политики. - М.: ФОН, 2000. - 192 с.
20. Дзюрич В.В., Костин А.З., Рябичев В.А. Особенности физического воспитания глухих детей// Советская педагогика. -1967. -№3. -С.73-80.
21. Джармен Д. Футбол для юных. - М.: Физкультура и спорт, 2010.-212с.
22. Дробинская А.О. Анатомия и физиология человека: учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 416с.
23. Железняк Ю.Д. Профессионально-физкультурное спортивное совершенствование. - М.: Академия, 2002.- С.85-114.
24. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 2010.- 3-е изд., перераб. и дополн. - 287с.
25. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология.-Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 3-е изд. - С. 12-29.
26. Книга для учителя школы слабослышащих/ Под ред. И.М.Гилевич, К.В.Комарова, К.Г.Коровина и др./ОИПЦ Перспективы образования. - Краснодар: Дефектология, 1998. -247 с.
27. Казаков П.Н. Футбол.- М.: Физкультура и спорт, 2008. - 310с.
28. Калинин Г.В. Антиципация ударов в футболе. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - С.25.
29. Качанин Л., Горский Л. Тренировка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 225с.
30. Ковалева В.Д. Спортивные игры.- М.: Просвещение, 2-ое изд. - 2017.¬358с.
31. Козырнов Г.Ф. Мышечно-суставная чувствительность глухих школьников и некоторые особенности методики физического воспитания.// Дефектология. - 1975. - №3. -С.20-24.
32. Козловский В.И. Тактическая подготовка футболистов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - С.44-53.
33. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2016. -2-е изд., перераб. и дополн. - 237с.
34. Козловский В.И. Юные футболисты. - М.: Физкультура и спорт, 2015.- 2-е изд., перераб. и дополн. - С.27-30.
Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: Советский спорт, 2014. - С.33-38.
35. Коваленко В.А. Средства и методы психологической подготовки футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - С.23-26.
36. Киселев Ю.Я. Психологическое обеспечение предсоревновательной подготовки спортсменов. - В кн.: Управление процессом подготовки спортсменов высших разрядов. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - С.56-60.
37. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. - 4-е изд. дополн.- М.: Академия, 2011. - 489 с.
38. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Сов. спорт, 2002. - 156 с.
39. Кук М., Шоулдер Д. Тренировочные программы и упражнения от ведущих тренеров мира: учебник футбола. - М.: Аст-Спорт, 2009. - 128с.
40. Кузнецов В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. - М.: Академия, 2016. -13 изд. - С.67.
41. Курдыбайло С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: yчеб. пособие/С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова. - М.: Советский спорт, 2003. - 184с.
42. Лаптев А.П., Сучилин А.А. Юный футболист. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 2-е изд., перераб. и дополн. - 295с.
43. Летунов С. П., Мотылянская Р. Е. Врачебный контроль в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 3-е изд. - 2016. - С.9.
44. Лисенчук Г.А. Направленность тренировочного процесса в зависи-мости от индивидуальных особенностей футболистов. - Киев: Олимпийская книга, 2000. - С.88-91.
45. Лукашин В.Е. Его величество - футбол. - СПб: Нева, 1994.-278с.
46. Лях В.И. Физическая культура: учебник. - М.: Просвещение, 2013. - 190с.
47. Матчак Т. Результаты исследования физического развития и физической способности глухих детей// Седьмая научная сессия: Тезисы докладов/Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. - М.: НИИ дефектологии АПН, 1975. - С. 120-121.
48. Матвеев Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 4-е изд., перераб. и дополн. - 304с.
49. Манконис И.И. Врачебно-педагогический контроль в тренировке юных футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 220с.
50. Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. -М.: Советский спорт, 2005. - 587 с.
51. Майер Ральф. Силовые тренировки в футболе. - М.: Спорт, 2016. - 128с.
52. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. - М.: Физическая культура, 2009. - С.211-218.
53. Мартиросов Э.Г., Руднев С.Г., Николаев Д.В. Применение антропометрических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе: учеб. пособие. - М.: Физическая культура, 2010. -120с.
54. Меерсон Ф.З. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. - М.: Медицина, 1978. - С. 339.
55. Миронова Г.Г., Грибан В.Г. Некоторые показатели внешнего дыхания и гемодинамики юношеского возраста // Морфофизиологические особенности юношеского возраста. - Горький, 1983. - С. 21-26.
56. Михелс Р. Тотальный футбол. - М.: Физкультура и спорт, 2013. -190с.
57. Немчинов В.В., Андреев С.Н. Организация подготовки резервов по футболу: Методические рекомендации. - М.: РГУФКСМиТ, 2010. -195с.
58. Нечунаев И. Книга-тренер. - М.: Советский спорт, 2013. - С.55-58.
59. Настольная книга педагога-дефектолога/Под ред. Т.Б. Епифанцева. - изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -218 с.
60. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2012.- 3-е изд., перераб. и дополн. - 294с.
61. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Советский спорт, 2015.- 4-е изд., перераб. и дополн. - 318с.
62. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - Киев.: Олимпийская книга,
2017. -С.78-94.
63. Палфан Я. Подготовка молодого футболиста. - М.: Физкультура и спорт, 2016.- 2-е изд. - 211с.
64. Патологическая физиология/Под ред. Л.З. Тель. - М.: Медицина, 2007. - 672с.
65. Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка. - К.: Здоровье, 2006 - 3-е изд., перераб. и дополн. - 406с.
66. Пионтек З. Футбольная школа. - М.: Физкультура и спорт, 2004. -298с.
67. Подвижные игры: учебник/Л.В.Былеева, И.М. Коротков, Р.В.
Климкова, Е.В. Кузьмичева. - М.: Физическая культура, 2016. - 288 с.
68. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 3-е изд., перераб. и дополн. - 308с.
69. Психолого-педагогическое диагностирование: учеб. пособие/Под ред. Левченко И.Ю. - М.: ACADEMIA, 2003. - 319 с.
70. Пясковский К.Г. Техника ударов. - М.: Физкультура и спорт, 2014. -С.43-44.
71. Рипа М.Д., Кулькова И.В. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2011. - С.178-181.
72. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие.- М.: ВЛАДОС, 2009. - 2-е изд. - С.58-97.
73. Савин С.А. Футболист в игре и тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 3-е изд., перераб. и дополн. - 208с.
74. Савин С.А. Футбол: учебное пособие для тренеров. - М.:
Физкультура и спорт, 2016. - 3-е изд., перераб. и дополн. - 305с.
75. Сантана Т. Основы техники футболиста. - СПб.: Нева, 2009.- 2-е изд., перераб. и дополн.- 211с.
76. Сурдопедагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. проф. Е.Г. Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 655 с.
77. Суханов А. И. Основные направления и условия использования физкультурно-оздоровительных коррекций физического состояния людей с различной патологией / А. И. Суханов, С. А. Суханов, В. Ю. Волков // 100 лет физической культуре и спорту в Санкт-Петербургском государственном университете: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб.:ГУФКиС им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - С. 82.
78. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подро-стков: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. -456 с.
79. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: Владос, 2002. - 608с.
80. Солодков А. С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: учебник. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001 - 520с.
81. Старостин Н. Футбол сквозь годы. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -С.64-72.
82. Степанов Г.Ф. Совершенствование технико-тактического мастерства футболистов//Теория и практика физической культуры, 1990. - №3. - С.34-40.
83. Суслов Ф. П., Холодов Ж. К. Теория и методика спорта: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - изд.3-е, испр. и доп. - С.88-90.
84. Суслов Ф. П. Современная система спортивной подготовки. - М.: Физкультура и спорт, 2012. -С.44-52.
85. Сучилин А.А. Футбол во дворе. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 3-е изд., перераб. и дополн. - 280с.
86. Уйба В.В. Олимпийское руководство по спортивной медицине. -М.: Практика, 2011. - 671с.
87. Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта Киев: Олимпийская литература, 2001. - 503 стр.
88. Фарбер Д.А. Физиология подростка. - М.: Педагогика, 1988. - 201с.
89. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие.
- изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 416с.
90. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта - футбол. - М.: Спорт, 2016. - 23с.
91. Физическое воспитание: учебник для студентов вузов/Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.В. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова.
- М.: Физкультура и спорт, 2008. - С.111-115.
92. Физиология с основами анатомии: учебник/Под ред. В.М. Покровского. - М.: Инфра-М, 2016. - 526с.
93. Физиология человека /Под ред. Агаджаняна Н.Л. - М.: Медицинская книга, 2009. -528с.
94. Филатов Л. Наедине с футболом. - М.: Советский спорт, 2015. - С.22-27.
95. Фомин Н.А. Физиология человека.- М.: Просвещение, 2012. -
изд.3-е, испр. и доп. - С.292 - 294.
96. Физическое развитие, физическая работоспособность
слабослышащих детей / Ю.В.Шкляев, Л.В.Соколова, Н.В.Бычкова и др.// Региональные проблемы физической культуры и спорта: Материалы научно-практической конференции. - Омск: ОГИФК, 1993. - С.81-84.
97. Фролов В.Д. Моделирование спортивной деятельности при управлении подготовкой футболистов// Теория и практика физической культуры, 1990. - №12. - С.65-70.
98. Хеддерготт К.-Х. Новая футбольная школа. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 239с.
99. Царик А. Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1990. -210с.
100. Чанади А. Футбол: техника. - М.: Физкультура и спорт, 1978. -256с.
101. Чанади А. Футбол: стратегия. - М.: Физкультура и спорт, 1981. -208с.
102. Штуднер Г. Игра в одно касание. - СПб.: Нева, 1995. - 201с.
103. Якушин М.И. Вечная тайна футбола. - М.: Физкультура и спорт, 2012.- 3-е изд., перераб. и дополн. - 340с.