Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих

Работа №113149

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения проблемы влияния стресса на профессиональное здоровье военнослужащих 11
1.1 Характеристика содержания понятия стресса в научно-психологической отечественной и зарубежной литературе 11
1.2 Особенности профессионального стресса 20
1.3 Характеристика профессионального стресса военнослужащих 39
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы влияния стресса на профессиональное здоровье военнослужащих 49
2.1 Организация и содержание экспериментального исследования проблемы влияния стресса на профессиональное здоровье военнослужащих 49
2.2 Результаты анализа влияния стресса на профессиональное здоровье военнослужащих 51
2.3 Разработка и проверка эффективности программы профилактики влияния стресса на профессиональное здоровье военнослужащих 72
Заключение 90
Список используемой литературы 99

Актуальность исследования. В условиях глобализации современная профессиональная и общественная деятельность субъекта труда все более насыщается многочисленными связями и отношениями. В настоящее время профессиональный мир характеризуется интенсивностью взаимодействия людей в социальной и профессиональной среде, высоким динамизмом, все возрастающей технологизацией производственных процессов, созданием новых стрессовых факторов для всех людей.
Трудовая деятельность представителей многих профессий зачастую протекает в условиях, требующих повышенного расхода внутренних резервов. Наиболее типичное психическое состояние, развивающееся в неблагоприятных условиях жизни, - стресс. Длительные перегрузки, без достаточных условий для полного восстановления духовных и физических сил, социальная, коммуникативная депривация отрицательно сказываются на субъекте труда, иногда полностью дезорганизуя его деятельность.
При длительном влиянии таких факторов с большой долей вероятности можно ожидать от работника ряда выраженных функциональных и психических изменений, ухудшения его производительности, снижения качества работы и, в конечном итоге, профессиональный стресс. Негативное влияние факторов профессионального стресса привело к тому, что в настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Профессиональный стресс - это разнообразное явление, которое выражается в психических и соматических реакциях на стрессовые ситуации в трудовой деятельности человека.
Вопросы профессионального стресса, адаптации к профессиональной деятельности и механизмов формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.
По мнению большинства экспертов, профессиональный стресс вызван перегрузкой на работе, недостаточно четким разграничением полномочий и обязанностей, низким уровнем мотивации к профессиональной деятельности, непрерывной сверхсрочной работой, требующей затрат энергии, недостаточной оценкой и оплатой труда, монотонностью работы, а также отсутствие карьерных перспектив. Результаты опроса сотрудников различных организаций в 15 странах Евросоюза позволили установить, что 56% сотрудников считают высокий темп работы основной причиной профессионального стресса, 60% указали на сжатые сроки выполнения работ. задачи, 40% - однообразие работы. Более трети респондентов не имели возможности повлиять на порядок выполнения заданий [10].
Однако многие фундаментальные проблемы профессионального стресса у сотрудников конкретных видов работ - его характер, факторы, влияющие на стресс - остаются недостаточно освещенными в научной литературе. На сегодняшний день, например, отсутствуют исследования влияния профессионального стресса на психологическое здоровье сотрудников работников воинских частей, хотя нельзя не отметить постоянный стрессовый характер профессионалов в этой сфере.
Проблема психологического здоровья в научной литературе возникла сравнительно недавно в связи с разделением понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».
Дубровина И.В. говорила: «...психическое здоровье относится к индивидуальным психическим процессам и механизмам, тогда как термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить психологический аспект проблема здоровья человека в отличие от медицинских, социологических, философских и других аспектов».
В целом можно выделить следующих отечественных и зарубежных авторов, которые занимаются проблемой психологического здоровья в рамках системного междисциплинарного подхода к проблема личного здоровья: В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров, И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева, А. Маслоу, О. Бэкер, Г. Олпорт.
Военная служба предъявляет человеку высокие физические и психологические требования, поскольку выполнение служебных обязанностей в экстремальных условиях сопряжено с выраженными психоэмоциональными нагрузками.
В исследовании стресс-факторов, провоцирующих появление конфликтов среди офицеров отмечено следующее распределение факторов стресса: недостаточно высокое материальное положение - у 21% опрошенных, служебные перегрузки - у 14%, предвзятое отношение со стороны начальства - у 14%, возложенная дополнительная ответственность - у 14%.
Таким образом, упомянутый выше анализ актуальности изучаемого предмета позволяет определить противоречие. Несмотря на то, что проблема профессионального стресса представлена в психологической литературе и выступает не новой, особенности взаимосвязи между профессиональным стрессом и психологическим стрессом, а также изучение психологического здоровья военнослужащих изучено и представлено недостаточно полно.
Данное противоречие позволило сформулировать исследовательскую проблему, заключающуюся в выявлении особенностей проявления и протекания профессионального стресса у сотрудников воинских частей и определении особенностей их взаимосвязи с психологическим здоровьем. Решение этой проблемы расширит понимание этого явления и сделает данное исследование актуальным не только теоретически, но и практически.
Цель исследования: Выявить особенности влияния профессионального стресса на здоровье военнослужащих.
Объект исследования: Профессиональное здоровье военнослужащих.
Предмет исследования: Профессиональный стресс военнослужащих.
Для достижения поставленной цели исследования запланированы следующие задачи:
• на основе анализа отечественной и зарубежной психологической литературы раскрыть содержание понятий здоровье, стресс, профессиональный стресс военнослужащих, профессиональное здоровье военнослужащих;
• изучить индивидуально-личностные характеристики и особенности профессионального здоровья военнослужащих;
• разработать программу профилактики влияния стресса на профессиональное здоровье военнослужащих;
• провести экспериментальное исследование по реализации программы профилактики влияния стресса на профессиональное здоровье военнослужащих и проверить ее эффективность.
Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположе­нии о том, что снижение уровня профессионального стресса у сотрудников воинских частей становится возможным, если:
• изучить индивидуально-личностные характеристики и особенности профессионального здоровья военнослужащих;
• разработать и реализовать программу профилактики влияния стресса на профессиональное здоровье военнослужащих.
Для реализации поставленных задач была разработана программа исследований, в которой использовались следующие методы:
1) Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);
2) Психодиагностические методы. Для анализа проблемы был выбран ряд методик. Выбор методик исследования осуществлялся в соответствии с поставленными целью, задачами и предположениями исследования:
• опросник Сандры Бем «Фемининность маскулинность» для исследования маскулинности - фемининности испытуемых;
• опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) Т.Л. Крюковой;
• методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма (в адаптации Л.В. Вассермана);
• опросник «Шкала психологического стресса PSM-25» Лемира (в адаптации Водопьяновой).
3) Методы математической и статистической обработки данных.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические положения и основные положения, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами, а именно:
• деятельностный подход, разрабатываемый Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и позволяющий утверждать, что психическое здоровье не только обеспечивает эффективность выполняемой деятельности, но и само оптимально выражается в деятельности, поведении и общении, во взаимоотношениях с другими;
• принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном, согласно которому психологическое здоровье закономерно зависит от порождающих её внешних и внутренних факторов;
• гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
• теоретические и практические исследования проблемы профессионального стресса (Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко и другие), а также труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме психологического здоровья (О. Бэкер, О.Н. Кузнецов, Н.Д. Лакосина, В.И. Лебедев, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, Г. Олпорт, Г.К. Ушаков, А. Эллис и другие).
Научность, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается использованием современной методологии научного познания; последовательная реализация исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования на основе фундаментальных отечественных и зарубежных исследований в области философии, педагогики и психологии; использование методов исследования, соответствующих их целям; репрезентативность выборки; с использованием методов математической статистики; углубленная проверка достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования заключается в том, что в рамках исследования предпринимается попытка научного обоснования профессионального стресса как фактора, влияющего на психологическое здоровье специалистов (на примере сотрудников воинских частей).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам профессионального стресса и его взаимосвязи с психологическим здоровьем, а также могут составить теоретическую и методологическую основу для дальнейших исследований в области психологии психология труда и здоровья.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке и реализации психологической модели, ее результаты могут быть использованы в области организационной психологии для реализации профилактических психологических мероприятий для сотрудников воинских частей.
Положения, выносимые на защиту:
• стресс - это состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, совокупностью защитных психофизиологических реакций организма, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов;
• факторами, влияющими на развитие профессионального стресса, выступают: интенсивность работы, выделенное время на выполнение работы, внештатные ситуации, необходимость выполнять одновременно несколько задач, недостаток внутренних ресурсов, отсутствие полноценного отдыха;
• особую значимость проблема стрессоустойчивости приобретает сегодня применительно к профессиональной деятельности военнослужащих. Это обусловлено спецификой военно-профессиональной деятельности, которая неизбежно связана с присутствием внешних и внутренних факторов, ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления, депрессии и даже невротических состояний.
Военнослужащим свойственна профессиональная деятельность в режиме психического и физического напряжения, чувства опасности. Им приходится довольно часто выполнять различные задачи в экстремальных условиях. Эти условия характеризуются присутствием и агрессивным воздействием на психику широкого спектра неблагоприятных, дискомфортных и угрожающих факторов, порождающих повышенный уровень психологического стресса (дистресса).
Для совладания со стрессом военнослужащему необходимо использовать собственные стратегии (копинг-стратегии), основанные на его личном опыте и психологических ресурсах. К данному типу личностных ресурсов обычно относят уровень когнитивного развития, уровня самоконтроля, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессоустойчивость.
База исследования. Исследование проводилось на военнослужащих Федеральной службы Росгвардии по г. Санкт-Петербургу.
Выборка диссертационного исследования: 149 военнослужащих. Из них: 75 рядовых, 41 сержант, 33 лейтенанта.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация представлена введением, тремя главами, выводами, заключением, списком используемой литературы, приложением. В тексте представлены рисунки и таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональная деятельность представителей многих профессий часто связана с высокой социальной активностью субъекта, многочисленными связями и союзами. Солдаты не исключение. Работа этой группы людей напрямую связана с выполнением определенных функций и несет в себе опасные факторы. Проанализировав и обобщив идеи, развитые в рамках рассматриваемых подходов, мы заметили, что проблема психического здоровья представителей различных специальностей в психологической литературе активно разрабатывается, а особенности военной службы стали предметом обсуждения лишь недавно. комментарии исследователей.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования позволил с формулировать следующие выводы:
• общий принцип психологического здоровья, с точки зрения зарубежных исследователей, - э то стремление человека стать и оставаться самим собой, несмотря на превратности и трудности индивидуальной жизни, сохранить свое «я», стремиться к развитию, самосовершенствованию и самореализации;
• в отечественной психологии проблема психологического здоровья и ее критерии содержат все основные критерии зарубежных психологов. Тем не менее в качестве обобщенного критерия психологического здоровья человека в отечественной психологии отмечается эмоциональное равновесие, выражающееся в оптимальном уровне агрессии и тревожности, утверждении гуманистических ценностей, стремлении к достижению. самоопределения и самопознания, личного и профессионального самоопределения, стремления к дружбе и любви;
• стресс - это состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, совокупностью защитных психо-физиологических реакций организма, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов;
• стресс - это реакция организма на любое раздражение. Это раздражение может быть не только негативным, но и позитивным, и то, что мы привыкли называть стрессом в повседневной жизни (а именно его негативные последствия), называется дистрессом. Стресс разнообразен по своему проявлению и влияет н а разные стороны жизни человека, исходя из этого, можно выделить четыре типа: разочарование, давление, изменение и конфликт;
• длительный или хронический стресс имеет негативные последствия. Кратковременный стресс обычно безвреден. Наибольшую опасность представляет рабочий стресс, ведь именно он предполагает пребывание человека в длительном стрессе и является предпосылкой для формирования хронического стресса. Стресс вызывает все возможные проявления деперсонализации личности, в том числе психологического здоровья.
К факторам, влияющим на возникновение профессионального стресса, относятся:
• интенсивность работы.
• выделенное время н а выполнение работы.
• внештатные ситуации.
• необходимость выполнять одновременно несколько задач.
• недостаток внутренних ресурсов.
• отсутствие полноценного отдыха.
Особую значимость проблема стрессоустойчивости приобретает сегодня применительно к профессиональной деятельности военнослужащих. Это обусловлено спецификой военно-профессиональной деятельности, которая неизбежно связана с присутствием внешних и внутренних факторов, ее усложняющих, вызывающих развитие трудных состояний: стресса и эмоциональной напряженности, переутомления, депрессии и даже невротических состояний.
Военнослужащим свойственна профессиональная деятельность в режиме психического и физического напряжения, чувства опасности. Им приходится довольно часто выполнять различные задачи в экстремальных условиях. Эти условия характеризуются присутствием и агрессивным воздействием на психику широкого спектра неблагоприятных, дискомфортных и угрожающих факторов, порождающих повышенный уровень психологического стресса (дистресса).
Для совладания со стрессом военнослужащему необходимо использовать собственные стратегии (копинг-стратегии), основанные на его личном опыте и психологических ресурсах. К данному типу личностных ресурсов обычно относят уровень когнитивного развития, уровня самоконтроля, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессоустойчивость.
В соответствии с предполагаемой целью и предположениями исследования были сделаны следующие выводы.
Специфика военной службы определяет отбор мужчин на длительную военную службу и призыв на военную службу. Он отличается как общими, так и специфическими факторами стресса. При этом в группе опрошенных солдат крайне мало мужчин-женщин (из 149 человек только 8 имеют женскую гендерную идентичность).
Женский тип гендерной идентичности характеризуется такими психологическими характеристиками, как покорность, мягкость, чуткость, застенчивость, нежность, доброта, сострадание, сопереживание. Поиск социальной поддержки является предпочтительной стратегией выживания для женщин-военнослужащих. Такие люди нуждаются в поддержке группы и ее эмоциональной реакции. Из стратегий совладания с эмоциями половина (4 из 8) выбрали «подавление эмоций». Меньшинство (3 из 8) выбрало альтруизм как поведенческую стратегию выживания. Как познавательное - относительность. Согласно анкете Lemir, высокий уровень переживания стрессовой ситуации был обнаружен у 5 из 8 женщин-военнослужащих. В целом эти стратегии следуют природе присущих женщинам «женских характеристик». Из-за этих характеристик женщины-военнослужащие могут испытывать трудности на службе.
Большинство военнослужащих-мужчин имеют мужскую гендерную идентичность (52,2%). Это означает, что они обладают такими психологическими характеристиками, как способность быть независимыми, напористость, готовность идти на риск, мужественность, выносливость, склонность к доминированию и лидерству, смелость, сила воли. Военнослужащие-мужчины чаще выбирают стратегии выживания, такие как самоконтроль, планирование решения проблем и позитивная переоценка.
Это означает, что они подавляют негативные эмоции, связанные со стрессовыми ситуациями, контролируют свое поведение и стремятся сохранять самообладание в стрессовой ситуации. Для них характерен рациональный анализ продолжающейся стрессовой ситуации, который учитывает все возможные пути выхода из нее, опираясь на прошлый опыт. По мнению Т.Л. Крюкова, стрессовая ситуация может восприниматься военнослужащими-мужчинами как стимул к личностному развитию. Выбор таких стратегий выживания может определяться личностными характеристиками мужчин, принадлежащих к мужскому типу гендерной идентичности. Кроме того, социальные группы, такие как семья, близкие люди и рабочий коллектив, могут влиять на выбор стратегий выживания. Выводы об эмоциональной составляющей можно сделать при применении стратегии совладания по результатам метода Хайма. В этом случае мужчины выбирают продуктивную стратегию совладания, «оптимизм», и непродуктивную стратегию совладания, «агрессию». Вполне возможно, что эти стратегии могут следовать одна за другой, сначала зная, что со стрессовой ситуацией легко справиться, а затем, если она терпит неудачу, она становится агрессивной.
В выборке солдаты с андрогинной гендерной идентичностью составили 42,5%. Для них характерны не только те психологические особенности, которые присущи мужчинам, но и проявления женственности: терпимость, склонность проявлять привязанность, покорность, сострадание, стремление к комфорту. Андрогинные мужчины выбирают стратегии выживания, такие как дистанцирование, поиск социальной поддержки и самоконтроль. Это означает, что негативные чувства по поводу стрессовой ситуации субъективно уменьшаются за счет изменения внимания, юмора и обесценивания ситуации. Возможно получение внешних человеческих ресурсов, таких как одобрение, сочувствие, поддержка. Иногда возникает сдержанность, подавление эмоций, как у мужчин-военнослужащих, что помогает преодолеть стрессовую ситуацию. Выбор стратегий совладания, которые отличаются друг о т друга, может быть результатом высокого уровня адаптивности андрогинных мужчин, сочетающих в себе психологические характеристики мужественности и женственности. Андрогинные мужчины предпочитают «оптимизм» и «подавление эмоций» как стратегии борьбы с эмоциями. Последняя стратегия совладания непродуктивна, то есть не устраняет стрессовое состояние, напротив, может способствовать ему. Это может быть следствием стереотипного мышления о мужчинах в обществе (мужчина должен быть сильным, выносливым, сдержанным).
В нашей выборке было 75 солдат в звании рядового. Доминирующими стратегиями совладания в этой группе оказались дистанцирование, позитивная переоценка и поиск социальной поддержки. Это означает, что обычные люди субъективно снижают степень вовлеченности в стрессовую ситуацию, думают о ней положительно и ожидают внимания, поддержки и совета. Доминирующими стратегиями борьбы с эмоциями являются пассивное сотрудничество, смирение и оптимизм. Таким образом, рядовые и сотрудники используют все разнообразие стратегий выживания. Это может означать, что у них нет «привязанности» к какой-либо стратегии выживания, поэтому они пробуют все возможное.
В нашей выборке был 41 сержант. Более половины из них имеют мужскую гендерную идентичность. Их предпочтительные стратегии выживания - «планирование решения проблем», «позитивная переоценка» и «принятие ответственности». Таким образом, защищаясь от стрессовой ситуации, они анализируют возможные пути выхода из нее, рассматривают проблему как стимул для личного развития и считают себя ответственными за выход из стрессовой ситуации. В качестве стратегии борьбы с эмоциями они используют оптимизм, чтобы помочь им справиться со стрессом, а также эмоциональную разрядку и агрессию, которые, напротив, не позволяют им выйти из стрессовой ситуации.
В процессе участвуют 33 лейтенанта. Более половины из них - мужчины (70%). Наиболее часто выбираемые стратегии выживания - это « принятие ответственности», « планирование решения проблем», « дистанцирование». Это означает, что они осознают свою ответственность за выход из стрессовой ситуации, они находят выходы через планы, которые они создают. Лейтенанты справляются со стрессовой ситуацией, субъективно снижая ее важность. В качестве стратегий борьбы с эмоциями они используют оптимизм, чтобы помочь им справиться со стрессом, а также эмоциональную разрядку и агрессию, которые могут препятствовать восстановлению после стрессовой ситуации.
Было 52 солдата в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 25 имеют мужскую гендерную идентичность, 23 - андрогинны. Офицеры в этом возрасте выбирают « дистанцирование», « поиск социальной поддержки» и «позитивную переоценку» в качестве своих основных стратегий выживания. Таким образом, можно сказать, что респонденты предпочитают отвлекать внимание от стрессовой ситуации, возможно, думать о ней положительно. Они также сосредоточены на взаимодействии с другими людьми, ища у них поддержки, совета и внимания. Солдаты в возрасте от 18 до 25 предпочитают эмоциональное подавление, смирение и эмоциональное освобождение как стратегии борьбы с эмоциями. Все эти стратегии преодоления препятствуют выходу данной группы респондентов из стрессовой ситуации. Возможно, эти стратегии выживания выбраны респондентами в силу их возрастных особенностей и небольшого профессионального опыта.
Мужчины в возрасте от 26 до 30 лет в выборке из 36 человек. Более половины из них (56%) - мужчины. Их предпочтительные стратегии выживания - это «самоконтроль», «планирование решения проблем», «поиск социальной поддержки». Это означает, что респонденты пытаются подавить эмоции, мешающие им успешно преодолеть стрессовую ситуацию. Служба в этой возрастной группе самостоятельно планирует стратегии по преодолению стрессовой ситуации, но в некоторых случаях может обращаться за эмоциональной или информационной поддержкой к ближайшему окружению. Оптимизм, агрессия и протест - предпочтительные стратегии борьбы с эмоциями. В этом возрасте у солдат обычно есть семья, за которую они чувствуют ответственность и к которой они могут обратиться за помощью. Внезапное появление ответственности за семью, а также за вышедших в новом звании подчиненных - может вызывать стресс и поощрять агрессивность как защиту от стресса.
В нашу выборку вошли 57 солдат в возрасте от 31 до 45 лет. Среди них 32 человека (что составляет 55% от их общего числа). Наиболее распространенными стратегиями преодоления трудностей в этой группе субъектов являются « планирование решения проблемы», « принятие ответственности», «самоконтроль». Таким образом, можно сделать вывод, что эти стратегии выживания выбирают опытные профессионалы, имеющие некоторый опыт в своей профессиональной деятельности. Они более точно оценивают угрозы, более ответственно относятся к своей жизни, жизням других, опасаются за семью и т. Д [21]. Такой выбор может быть следствием профессионального продвижения, когда есть подчиненные, для которых есть более высокий авторитет.
Мы обнаружили, что большинство андрогинных мужчин (61,2%) испытывали высокий уровень стрессовой ситуации. Можно отметить, что все мужчины одинаково погружены в стрессовые ситуации. 38,7% военнослужащих- мужчин находятся под сильным влиянием стрессовой ситуации. Специфика стрессовой реакции у андрогинных военнослужащих - более «чувствительная» реакция на стрессовую ситуацию. Они с большей вероятностью будут испытывать тяжелый стресс, чем мужчины, и в то же время они с большей вероятностью будут страдать от психосоматических заболеваний в ответ на стресс. В психосоматике можно выделить следующие последствия глубокого стресса: алкоголизм, аллергию, головные боли, хронический кашель, бессонницу, мигрень, диарею, астму, гастрит, метеоризм, различные кожные высыпания и т. п.
В группе рядовых наибольшее количество солдат испытывает высокий стресс (48%). Это может быть связано с тем, что они не полностью адаптировались к своей профессиональной деятельности, не побывали во всех возможных стрессовых ситуациях, поэтому каждая ситуация для них новая, в которой необходимо выбрать наиболее оптимальную стратегию преодоления. Сержанты и лейтенанты уже имеют определенный опыт профессиональной деятельности, знакомы с широким спектром стрессовых ситуаций, в результате чего они выбрали для себя привычные пути выхода из стрессовой ситуации, помогающие им пережить стрессовые ситуации. ситуация с минимальными последствиями или без них.
Также мы разработали рекомендации по борьбе с профессиональным стрессом у военнослужащих.


1. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. СПб.: « Академический проект», 1997. 256 с.
2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. - 380 с.
3. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [ Текст] / В.А. Ананьев. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. - 148 с.
4. Ананьев, В. А. Психология здоровья новая отрасль человекознания [ Текст] / В.А. Ананьев // Психология: итоги и перспективы. - СПб., 1996.
5. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009.
6. Ананьев, В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания [Текст] / В.А. Ананьев // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. С. 10-88.
7. Бехтерев, В. М. Личность и условия ее развития и здоровья [Текст] / В.М. Бехтерев // Избранные труды по психологии личности. Том 2. Объективное изучение личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та,1999. - 283 с.
8. Бойко, В. В. Синдром « эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2005.С.105.
9. Братусь, Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1990. №5. С. 9 16.
10. Водопьянова, Н. В. Психодиагностика стресса [ Текст] / Н.В. Водопьянова. - СПб.: Питер. - 2009. - 336 с.
11. Водопьянова, Н. Е. Синдром « психического выгорания» в коммуникативных профессиях [ Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 443-462.
12. Гиндуллина Д.И. Причины и последствия стресса // Молодежь и наука: шаг к успеху : сб. науч. ст. 2 всерос. науч.- практ. конф. перспектив. разработок молодых ученых / Юго-Зап. гос. ун-т ; Моск. политех. ун-т. - Курск, 2018. - С. 344-347. - Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32852774.
13. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Рассказова Е.А., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010.
14. Дубровина, И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития [Текст] / И.В. Дубровина. - СПб.: ТЦ «Сфера», 2001.615 с.
15. Иванов П.А., Гаранян Н.Г. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование, 2010.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ