Введение 3
Глава 1 Теоретический обзор проблем психоэмоционального состояния пользователей IT бот-психолога и применение современных IT технологий в психологии 10
1.1 Развитие психологической диагностики с применением IT и
цифровых технологий 10
1.2 Возрастные особенности пользователей IT бот-психолога
среднего возраста 23
1.3 Особенности психоэмоционального состояния с учетом
темперамента пользователей IT бот-психолога 24
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи темперамента с уровнями стресса, депрессии и тревожности пользователей IT бот-
психолога в условиях пандемии 46
2.1 Организация исследования и характеристика выборки 46
2.2 Обоснование методов и проведение эмпирического
исследования 56
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Заключение 73
Список используемой литературы 77
Приложение А Корреляционный анализ темперамента, уровня тревожности, стресса и депрессии
Пандемия новой коронавирусной инфекции заставила людей изолироваться в своих домах для того, чтобы защитить себя и окружающих от риска инфицирования. Это помогло сдержать распространения инфекции и спасти жизнь и физическое здоровье многим людям, но одновременно вынужденная изоляция дала толчок развитию психического напряжения у людей, которое проявилось в виде депрессии, тревожных состояний, нарушение адаптации. Особенную роль в текущей ситуации играют медицинские работники, которые ежедневно работают в «красной зоне», спасают жизни людей, сами рискуя заразиться коронавирусной инфекцией. Медицинские работники особенно нуждаются в поддержке психологов, находясь на передовом рубеже борьбы с коронавирусной инфекцией, они подвергаются беспрецендентным психоэмоциональным перегрузкам на протяжении продолжительного времени. Для многих это явилось тяжелым испытанием и также проверило их на стрессоустойчивость и способность к адаптации к новой реальности и принятию нового образа жизни. Повысилась потребность в консультации специалистов. Это подтверждается данными Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): количество обращений к психологам увеличилось в разы по сравнению со временами до пандемии. В то же время доступ к психотерапии и психологическим консультациям снизился из-за введённых ограничительных мер. Вследствие чего, возросла потребность в онлайн психотерапии и психологическом консультировании. Для того, чтобы сберечь физическое и психическое здоровье и продолжать профессиональную деятельность, на помощь пришли цифровые IT технологии: компьютеры, планшеты и мобильные телефоны, подключённые к интернету. Цифровые технологии также эффективно помогают в сохранении психологического здоровья и благополучия, одновременно снижая возросшую нагрузку на психологов [77]. Несмотря на то, что в настоящее время тема является острой и актуальной, в действительности ощущается нехватка работ, раскрывающих особенности использования цифровых технологий в психодиагностике.
На научно-теоретическом уровне актуальность определяется развитием цифровых технологий, которые используются человеком в условиях пандемии с целью сохранения здоровья людей и оптимизации усилий психологов при проведении научно-практических исследований изучения психоэмоционального состояния людей в условиях пандемии.
В связи с этим возникла необходимость поиска и использования дополнительных IT и цифровых ресурсов, чтобы качественно проводить психологическую диагностику психоэмоционального состояния, а также для того, чтобы не подвергать людей дополнительным рискам заражения и распространения заболеваний.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью разработки методологических рекомендаций по проведению профессиональной психологической диагностики психоэмоционального состояния пользователей IT бот-психолог с применением цифровых технологий.
Проанализировав психологическую литературу по проблеме психодиагностики с применением цифровых технологий, мы определили противоречие между значимостью изучения цифровых методов психодиагностики, нарастающей актуальностью разработки цифровых методов для психодиагностики в условиях пандемии и недостаточностью исследований, раскрывающих особенности проведения психологической диагностики и мониторинга динамики психоэмоционального состояния людей, живущих в условиях пандемии.
Благодаря этому противоречию удалось обозначить проблему исследования, заключающуюся в недостаточности исследований особенностей переживания стресса в условиях пандемии и изменений психоэмоционального состояния людей с разными индивидуально типологическими особенностями.
Цель магистерской диссертации: применяя для психологической диагностики IT цифровые технологии, определить взаимосвязь темперамента с уровнем стресса, особенностями психоэмоционального состояния людей в условиях пандемии; разработать предложения и рекомендации для пользователей бот-психолог, направленные на оптимизацию стрессоустойчивости с учетом индивидуально-типологических особенностей.
Объект исследование: взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и психоэмоционального состояния пользователей IT бот- психолог в условиях пандемии.
Предмет исследования: личностная и ситуативная тревожность, уровень депрессии, уровень стресса, темперамент.
Гипотеза исследования: для проверки в исследовании определено две гипотезы: первая гипотеза, предполагаем, что существует взаимосвязь между темпераментом и уровнем проявления стресса, депрессии и тревожности; вторая гипотеза, предполагаем, что уровень ситуативной и личностной тревожности может меняться в зависимости от типа темперамента, так как темперамент взаимосвязан с высшей нервной деятельностью.
Задачи магистерской диссертации:
- провести теоретический анализ проблемы психоэмоционального состояния и стрессоустойчивости в условиях пандемии. Систематизировать научные подходы к исследованию этого феномена;
- определить понятия «темперамент», «психоэмоциональное состояние» в условиях пандемии, «депрессия», «стресс», «тревожность», а также психологическое содержание понятия «стрессоустойчивость»;
- эмпирически исследовать взаимосвязь темперамента, стресса с компонентами психоэмоционального состояния;
- разработать практические рекомендации и предложения по улучшению психоэмоционального состояния пользователей бот-психолога, с учетом индивидуальных типологических особенностей.
теоретические обоснования, которые были российскими и зарубежными психологами об цифровых технологий, применяемых в психологии для психодиагностики и психологического консультирования, а именно H. Leventhal, А. Gaggioli, А. Ferscha. Базовыми для настоящего исследования явились различные подходы к изучению и оценке психоэмоционального состояния Т.Д. Азарных, Н.М. Амосова, Б.Г. Ананьева, Ю.А. Бутузовой, М.Е. Валлиулина, Б.В. Зейгарник, И.Г. Малкиной-Пых, Е.В. Опеваловой, B. Н. Соловьева, О.П. Степановой, положения исследования тревожности и депрессии Е.С. Акарачковой, А.А. Бодалева, А.К. Суровцевой, Е.Р. Хабировой, А.Г. Маклакова, Ю.А. Смирнова, К.З. Сансызбаевой, C. Л. Соловьевой, Ю.В. Щербатых, различные подходы к характеристикам личности и среднего возраста А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, Г.А. Цукерман, Э. Эриксона.
Методы исследования: чтобы достичь целей и справиться с задачами, которые были поставлены в исследовании, применялись следующие методики: метод анализа различных литературных источников по теме психоэмоционального состояния, депрессии, тревожности, уровней стресса, психодиагностический метод, психологическая беседа (применён дистанционно), статистический метод (корреляционный анализ по критерию Спирмена) [36].
Методики исследования: тест на самооценку личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; личностный опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента; тест Зунга, предназначенный для выявления депрессии; для определения уровней психологического стресса использовался тест Л. Ридера [36].
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования не подвергаются сомнению, благодаря теоретическим положениям фундаментальных отечественных и зарубежных наук в области психологии и педагогики; использование адекватных методов исследования и терминологического аппарата исследования [9].
Эмпирическая база исследования: новые информационные технологии в психодиагностике представлены IT анонимным бот- психологом, который является разработкой студентов центра проектной деятельности «Тольяттинский государственный университет». В исследовании приняли участие 1242 человек, участники анонимного сервиса бот-психолога в социальной сети «Вконтакте». В эмпирическое исследование вошли 50 пользователей бот-психолога.
Научная новизна исследования заключается в том, что стрессоустойчивость рассмотрена с точки зрения связи с темпераментом и ситуативной и личностной тревожностью, а также уровнем стресса и депрессией, а психодиагностический комплекс реализован с применением цифровых технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уже существующие на эту тему исследования были дополнены новыми результатами исследования и наблюдений о связи стресса, психоэмоционального состояния с индивидуально-типологическими особенностями людей, что безусловно представляет большой научный интерес для последующих исследований психоэмоционального состояния людей с разными темпераментами, в том числе и во время такого уникального, сопряжённого с трудностями времени, как пандемия.
Практическая значимость исследования заключается в предложенных рекомендациях по повышению стрессоустойчивости, оптимизации психоэмоционального состояния с учетом индивидуальных типологических особенностей пользователей бот-психолога. Полученные результаты психодиагностики, сделанные после анализа результатов выводы, разработанные предложения и рекомендации, которые описаны в работе, имеют практическую ценность для психологов и психотерапевтов, педагогов вузов и медицинских работников, а также всех заинтересованных в корректировке психоэмоционального состояния лиц. Таким образом, настоящее исследование может стать основой для разработки специальной программы по коррекции психоэмоционального состояния широкого круга людей в условиях пандемии.
Достоверность и правдивость результатов исследования гарантирована тем, что нормативы теоретического и эмпирического исследования были соблюдены; полученные результаты были проанализированы с помощью содержательного и статистического анализа.
Личное участие автора сводится к постановке целей и задач настоящего исследования, проведению анализа основы методологии, проведению исследования, анализу и синтезу полученных данных и интерпретации результатов, а также разработке рекомендаций по применению техник, помогающих справиться со стрессовой ситуацией.
Апробация результатов исследования: обсуждение, апробация и качественный анализ результатов и полученных данных продолжались в течение проведения всего исследования. Полученные результаты докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, представленных на трех круглых столах «Психологи - медикам», проводимых совместно с центром «АНО Лидеры перемен», а также на научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология, пограничная психиатрия и психосоциальная реабилитация: путь в здравоохранение», г. Караганда, Кыргызстан.
Структура и объем магистерской диссертации. В диссертации содержится введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), общие выводы, заключение, список используемой литературы, а также приложение, содержащее корреляционный анализ.
Во введении обозначены актуальность исследуемой темы, объект, предмет исследования, цели и задачи, выдвинутые гипотезы и методы исследования, новизна и достоверность исследования.
В первой главе работы описан теоретический обзор индивидуально-типологических особенностей личности, депрессии, тревожности, адаптивности и стрессоустойчивости в свете психологии здоровья.
Во второй главе собран и проанализирован материал для эмпирического исследования относительно взаимосвязи тревожности, уровня депрессии, стресса, адаптивности и темперамента. Полученные данные проанализированы, и на их основе разработаны рекомендации для повышения стрессоустойчивости людей в стрессовых ситуациях с целью сохранения психического здоровья, глава содержит 10 рисунков и 2 таблицы.
В заключении отражены полученные данные исследования, представлены результаты и сформулированы основные выводы.
Список литературы содержит научные источники по исследуемой проблеме, используемые в процессе проведенного исследования.
В приложение помещены данные математической статистики, обработка эмпирических данных, полученных в исследовании.
Настоящее исследование раскрывает вопрос взаимосвязи темперамента с уровнем тревожности, стресса и депрессии. Исследование проводилось с использованием анонимного сервиса бот-психолога, размещённого в социальной сети «Вконтакте», методом проведения тестирований пользователей бота-психолога. Основу эмпирического исследования составляют медицинские работники, работающие в «красной зоне» с пациентами, больными новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В соответствии с целью и поставленными задачами в данном исследовании применялись следующие методы психологической диагностики: тест Зунга на выявлении депрессии; тест на самооценку тревожности (личностной и ситуативной) Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина; личностный опросник Г. Айзенка для определения темперамента; тест Л. Ридера для определения уровня стресса.
Актуальность работы обусловлена текущей ситуацией пандемии, когда необходимо справиться с психоэмоциональным напряжением всем людям и особенно медикам, работающим «красной зоне».
В эмпирической части на основе выбранных методов составлен количественный и качественный анализы работы сообщества анонимного бот-психолога и эмпирических данных участников исследования, а также проведен корреляционный анализ по методу Спирмена. В результате проведенного исследования выявлено следующее.
Замечены отличия значимости разных сфер жизни у мужчин и женщин. Женщины беспокоятся о здоровье, благополучии близких и семейных отношениях в первую очередь, в то время как мужчины озадачены материальным обеспечением семьи в нестабильной экономической ситуации и вопросами самореализации.
Тип темперамента взаимосвязан с типом высшей нервной деятельности.
Ситуативная тревожность не способствует развитию личностной тревожности у людей всех типов темперамента обоих полов.
Флегматики и сангвиники являются самыми стрессоустойчивыми среди всех типов темперамента вне зависимости от пола, если уровень стрессоров не увеличивается.
У всех типов темперамента повышенная личностная тревожность увеличивает вероятность развития депрессии при повышенных стрессовых нагрузках. Повышенный уровень стресса и ситуативной тревожности не вызывает истинную депрессию у всех типов темперамент обоих полов.
Так как меланхолики имеют самый слабый тип нервной системы, в состоянии неопределенности, характерной в частности для текущей ситуации пандемии, у них есть склонность к развитию депрессивных состояний.
Практические рекомендации. В рамках сотрудничества с проектом «Психологи - медикам» было проведено несколько вебинаров с целью просветительской деятельности. Результаты исследования обсуждались на вебинарах психологами и психиатрами, с участием медицинских работников пользователей бот-психолог. Участникам исследования были предложены техники, которые помогли им справляться с повышенной тревожностью, депрессивными состояниями, купировать развитие панических атак. Участники ознакомились с ресурсами бот-психолога, размещённого на сайте в социальной сети «Вконтакте», они могли проходить самодиагностику и помогать себе выявляя критично высокие показатели уровней стресса, депрессии, тревожности. Участникам с высокими показателями стресса, депрессии, тревожности, предлагалось освоить метод саморегуляции. В сообществе бот-психолог размещен видео ролик, для освоения метода прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона. Также в сообществе представлены контакты психологов, к которым участники обращались за психологической консультацией.
Основное умение, которое должны приобрести люди с тревожными расстройствами в стрессовых ситуациях, - это овладеть методами саморегуляции предотвратить усугубление сложного психоэмоционального состояния и даже развитие тяжёлых психических расстройств среди людей всех темпераментов.
Прогрессивная мышечная релаксация Э. Джекобсона - широко известный метод глубокого мышечного расслабления. Техника прогрессивной мышечной релаксации была описана американским физиологом и психиатром в 1930-х годах и основана на его предположении, что душевное спокойствие приходит в результате естественного физического расслабления, возникающего вследствие направленных усилий сознания на физиологическое состояние.
Этот метод эффективно может использоваться для снятия стресса, тревоги, бессонницы и даже устранения симптомов некоторых типов хронической боли. Прогрессивное расслабление мышц основано на простой практике напряжения или расслабления одной группы мышц за другой по очереди. За каждой фазой следует другая фаза расслабления. За каждой фазой расслабления следует фаза напряжения. Врачи используют прогрессивную мышечную релаксацию в сочетании со стандартными методами лечения для облегчения симптомов, когда пациент находится в некоторых состояниях, включая головные боли, боль при раковых опухолях, высоком кровяном давлении и расстройствах пищеварения. Практически любой может научиться прогрессивной мышечной релаксации, и для этого требуется от 10 до 20 минут в день. Большинство практикующих психологов рекомендуют поочередно напрягать и расслаблять группы мышц в определенном порядке. Практика обычно начинается с нижних конечностей и заканчивается лицом, животом и грудью. Эту технику можно практиковать сидя или лежа в удобной одежде и в тихом месте, где из отвлекающих факторов присутствует только расслабляющая музыка.
На вдохе нужно сократить одну группу мышц на 5 - 10 секунд, затем выдохнуть и внезапно снять напряжение в этой группе мышц. Дальше пациент должен расслабить мышцы в течение от 10 до 20 секунд, после чего можно переходить к следующей группе мышц.
Снимая напряжение, клиент должен сосредоточиться на изменениях, которые он чувствует, когда группа мышц расслабляется. Визуализация того, как стрессовые ощущения уходят из тела, полезна в сочетании со снятием напряжения и способствует расслаблению. Далее человек переходит постепенно к верхней части тела и предпринимает усилия по напряжению и расслаблению мышц поочередно.
Людям, страдающим бессонницей по ночам, практика постепенного расслабления мышц ночью помогает заснуть. Прогрессивная мышечная релаксация также является отличным инструментом для изучения тела и сигналов, которые оно может подавать. Со временем и практикой можно научиться уменьшать признаки стресса и напряжения в своем теле.
Аутогенная тренировка - метод релаксации, который впервые был представлен немецким психиатром Йоханнесом Генрихом Шульцем в 1932 году. Аутогенная тренировка - это техника, которая заставляет тело реагировать на устные высказывания. Этот метод погружает человека в особое аутогенное состояние, позволяющее достичь расслабления более эффективно, чем во время сна [36].
Аутогенная тренировка работает через повторение утверждений о тяжести и тепле в разных частях тела. Этот процесс оказывает положительное влияние на вегетативную нервную систему. Правильно освоенное расслабление, способно значительно уменьшить напряжение и беспокойство, стабилизировать нервную систему, что в целом положительно для людей с разными типами темперамента.
1. Азарных Т. Д. Тревожность: связь со стрессами и темпераментом у студенток // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2017. 6 с.
2. Акарачкова Е. С. Тревога в неврологической и общесоматической практике. Современные аспекты терапии // Регулярные выпуски «РМЖ», 2007. 440 с.
3. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп., перераб. М. : Физкультура и спорт, 2009. 64 с.
4. Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии, 1998. № 6. 13 с.
5. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб. : Речь, 2006. 384 с.
6. Бодалев А. А., Забродин Ю. М., Захарова А. В. Становление психологической службы и проблемы высшей школы // Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. Новосибирск : Изд-во НГУ, 1999. 188 с.
7. Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2016. 440 с.
8. Большой медицинский энциклопедический словарь.4-е изд., испр. и доп. / Под ред. В. И. Бородулина. М. : Рипол Классик, 2007. 959 с.
9. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 544 с.
10. Бутузова Ю. А. Психологическая сущность эмоционального
состояния личности // ОНВ. 2011. №5 (101).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-emotsionalnogo-sostoyaniya-lichnosti(дата обращения 5.05.2021)
11. Валиуллина М. Е. Психология состояний. Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. М. : Когито-Центр, 2011. 624 с.
12. Груздева О.В., Вербианова О.М. Психология развития (Возрастная) // Учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению подготовки. Красноярск : Педагогика, 2011. 106 с.
13. Демьянов А. В. Психодиагностика. М. : Дрофа, 2017. 642 с.
14. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал, 2009. Т. 21. № 2. С. 40-48.
15. Дубровина И. В. Психологическая культура личности как
феномен // Вестник Мининского университета, 2019. № 1. С. 2 - 15. URL:http://www.mininuniver.nl/scientific/scientific(дата обращения:
14.01.2020).
16. Ерофеев А. К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М. : МГУ, 1997. 131 с.
17. Занковский А. Н. Психология труда и мир профессий после пандемии // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии: Материалы Всероссийской научной конференции. М. : Институт психологии РАН, 2020. С. 92 - 94.
18. Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире. Проблемы
индивидуализации и социально-культурной интеграции. М. : Изд-во
Московского ун-та: Академия, 1999. 350 c.
19. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Книга по Требованию, 2019. 128 c.
20. Зотова О. М., Зотов В. В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье», 2015. C. 108 - 115.
21. Каган Дж. Пророчество Галена: темперамент в человеческой природе. США: Westview Press, 1997. 403 с.
22. Каган Дж. Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А, Конроя. СПб.: Евразия, 2009. 853 с.
23. Клиническая психология и психотерапия / пер. с нем. / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2018. 944 с.
24. Кляйн М. Развитие в психоанализе. М. : «Академический проект», 2011. 512 с.
25. Крайг Г. Психология развития / пер. на рус. яз. Т. В. Прохоренко/ СПб., 2014. 992 с.
26. Козлов В. В. Психология кризиса. М.: Институт
консультирования и системных решений, 2014. 417 с.
27. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. М. : Речь, 2006. 198 с.
28. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1997. 304 с.
29. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / Пер. с нем. Калуга, 2004. 224 с.
30. Личность: психологические проблемы субъектности / Под ред. Л. Д. Деминой, И. А. Ральниковой, Д. В. Труевцева. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2015. 447 с.
31. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов. СПб. : Питер, 2016. 583 с.
32. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика : Справочник практического психолога. М. : Эксмо, 2008. 954 с.
33. Мартынова З. И. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся //Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык- международный информационно-аналитический журнал, 2014. С. 212-221.
34. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб. : Евразия, 2009. 478 c.
35. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения : Учебное пособие. СПб. : Речь, 2005. 445 с.
36. Москвина Л. А. Энциклопедия психологических тестов. М. ; Назрань : АСТ, 1997. 336 с.
37. Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т. 1, 2-е изд., испр., допол. / под ред. В. С. Степина. М. : Мысль, 2010. 744 с.
38. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Росс. акад. наук, Ин-т русс. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : ООО «А Темп», 2013. 873 с.
39. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ. Л.В. Трубицыной и Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, 462 с.
40. Опевалова Е. В. Психодиагностика: практикум. Комсомольск-на- Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2009. 351 с.
41. Орлов Ю. М. Оздоравливающее (саногенное) мышление / составитель А.В. Ребенок / М: Спайлинг, 2006. 96 с.
42. Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье - любовь - красота : в 5 т. Т. 1. Валеология и мудрость здоровья. СПб.: Петроградский и К, 1996. 304 с.
43. Петровский В. А., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. М. : Политиздат, 1985. 494 с.
44. Полное собрание трудов И. П. Павлова: В 5 т. М. : Изд-во АН СССР, 1940—1949. Т. I - V. Т. 3. 607 с.
45. Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006. 496 с.
46. Сансызбаева К. З. Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации // Психология : проблемы практического применения (II) : Материалы междунар. науч. конф. Чита : Молодой ученый, 2013. С. 63 - 71.
47. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : Прогресс, 1982. 127 с.
48. Сидоркина В. М., Данилкина К. А. Роль социальных сетей и интернета в жизни студентов // Огарев-ONLINE : научный журнал, 2014. URL:https://cyberienmka.ru/article/n/rol-sotsialnyh-setey-i-mtemeta-v-
zhizni(дата обращения: 6.10.2020).
49. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической
антропологии. Психология человека : Введение в психологию
субъективности : Учебное пособие для вузов. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.
50. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996. №5. С. 38 - 50
51. Смирнов Ю. А. Стиль жизни у лиц с разным уровнем тревожности : Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М. : Изд-во моск. гуман.ун- та, 2007. 158 с.
52. Смулевич А. Б. Депрессия в общемедицинской практике. М. : Берег, 2000. 160 с.
53. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Руководство. 2 изд. Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. 143 с.
54. Соловьев В. Д., Величковский Б. М. Компьютеры, мозг, познание: успехи когнитивных наук. М: Наука, 2008. 293 с.
55. Соловьев В. Н. Адаптация, стресс, здоровье: учеб-метод. пособ. Ижевск: Удмуртский университет, 2005. 1110 с.
56. Соловьева С. Л. Психотерапия. Новейший справочник практического психолога. М. : АСТ, 2009. 704 с.
57. Соловьева С. Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России, 2012. № 6 (17). URL: http://medpsy.ru(дата обращения: 30.05.2021)
58. Степанова О. П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. М. : Флинта, 2015. 210 с.
59. Столяренко Л. Д. Психология : учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 672 с.
60. Ступницкий В. П. Психология : учебник для бакалавров. М. : Дашков и К, 2018. 520 с.
61. Субетто А. И. Управление качеством и выживаемость человека // Стандарты и качество, 2011. № 1-3. С. 39-48.
62. Суровцева А. К. Клинико-психологическое исследование качества жизни больных депрессивными расстройствами : Автореф. дис ... канд. псих. наук. Томск, 2005. 23 с.
63. Усачева А. В. Психологические особенности интернет- коммуникации // Вестник университета управления, 2014. № 1. С. 277 - 281.
64. Ушаков И. Б., Соколова Н. В. Современные проблемы качества жизни студентов // Гигиена и санитария, 2007. № 2. С. 56 - 58.
65. Хабирова Е. Р. Тревожность и ее последствия // В. Г. Ананьев и комплексные исследования человека в психологии (Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2003») / Под общей ред. Л. А. Цветковой, Л. А. Головей. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003. С. 330 - 333 .
66. Хуторная М. Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в экзаменационный период // Человек в изменяющемся мире : социально-психологические проблемы : Материалы II межрегионального семинара аспирантов (г. Тамбов, 14 апреля 2007 г.). Тамбов, 2007. 182 с.
67. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
68. Чапала Т. В. Категории, нормы и методы исследования в психологии здоровья // Научен вектор на Балканите, 2017. № 1. С. 35 - 38.
69. Чапала Т. В. Психология здоровья как предмет исследования : теоретический обзор // Актуальные проблемы и новые технологии медицинской (клинической) психологии и психотерапии : Сборник материалов научно-практ. конф. с междун. участием, посв. 25-летию фак-та медицинской психологии / Ред. Г. П. Котельников, О. С. Ковшова. Самара : Типография ЦРП, 2016. С. 248 - 252.
70. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности :
психологическая картина и факторы. Саратов : Научная книга, 2008. 296 с.
71. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции : Учебное пособие. СПб. : Питер, 2006. 256 с.
72. Эверли Д. С. Стресс : Природа и лечение / Дж. С. Эверли, Р. Розенфельд; При участии Р. Дж. Аллена и др. - М. : Медицина, 1985. 223 с.
73. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Прогресс, б.г., 1996. 344 с.
74. Cloninger, C. R. Biology of personality dimensions. Current Opinions in Psychiatry, 2000. P. 611 - 616.
75. Gaggioli А. Artificial Intelligence: The Future of Cybertherapy? // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2004. 20(6). P. 402 - 403.
76. Gaggioli A., Ferscha A. Human Computer Confluence: Transforming Human Experience Through Symbiotic Technologies. Berlin, 2016. P. 96 - 212.
77. Gillespie, N.A., Cloninger, C.R., Heath, A.C., Martin, N.G. The genetic and environmental relationship between Cloninger's dimensions of temperament and character. Personality and Individual Differences, 2010. P. 1931 - 1946.
78. Leventhal H., Mora P. A. Predicting outcomes or modeling process? Commentary on the Health Action Process Approach // Applied Psychology: An International Review, 2008. Vol. 57 (1). P. 51 - 65.
79. Maddi S. R. Hardiness: The courage to grow from stresses // The Journal of Positive Psychology, 2006. Т. 1. P. 160—168.