Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности производства по делам несовершеннолетних

Работа №113099

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы производства по делам несовершеннолетних
1.1Общая характеристика производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних
1.2Особенности доказывания по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних
Глава 2 Процессуальные особенности производства в отношении
несовершеннолетних
2.1Особенности досудебного производства в отношении
несовершеннолетних
2.2Особенности судебного производства в отношении несовершеннолетних
Глава 3 Проблемные аспекты реализации прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве
3.1Проблемные аспекты производства в отношении несовершеннолетних
3.2Рекомендации по повышению процессуальных гарантий в отношении
несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Актуальность выбранной темы заключается в том, что лица, не достигшие совершеннолетия, являются особыми субъектами уголовнопроцессуальных правоотношений. Обеспечение прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства является одной из приоритетных задач государства в данной сфере. Несовершеннолетние в силу физической и умственной незрелости, а также присущей им уязвимости не в состоянии в полной мере использовать все возможные средства защиты своих прав, а их законные представители очень часто в связи с отсутствием достаточных юридических знаний и присущей общей неосведомленности также не способны обеспечить надлежащее представительство несовершеннолетних.
Указом Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства» период с 2018 по 2027 г.г. объявлен десятилетием детства. Это решение основано на результатах реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, принятой несколькими годами ранее. В ней впервые ясно указана необходимость быстрого и последовательного перехода к правосудию, ориентированному на интересы детей и отмечено наличие таких проблем, как неэффективность механизмов, имеющихся в РФ для защиты прав и интересов несовершеннолетних, и несоблюдение международных стандартов в области прав ребенка.
Тема исследовательской работы является актуальной, так как в последнее время преступления, совершенные несовершеннолетними, все больше учащаются. Несмотря на принимающиеся меры в отношении данной сферы преступлений, состояние и динамика остается на том же уровне. Отсюда можно сделать вполне логичный вывод, что применяемых мер недостаточно и стоит уделить внимание больше воспитательным мерам, а не карательным.
Н.Р. Косевич, автор многих статей, пришел к схожему мнению. В своих работах он высказывает представление о том, что несовершеннолетних важно не наказывать, а следует реализовывать грамотную стратегию в общении с ними и в предотвращении их преступлений и правонарушений. Но не стоит забывать и о самой системе исполнения правосудия и наказания в отношении несовершеннолетних. То есть, следует уделять должное внимание сотрудникам, работающим в данной системе точно так же, как и общению с подростками, совершившими преступление.
Целью данной работы является тщательное изучение законодательства, нормативно-правовых актов, результатов исследований, на основе которых следует выявить особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также, предложить новые идеи усовершенствования этой проблемы.
Из вышеуказанной цели формируется ряд задач, которые будут рассмотрены в дипломной исследовательской работе:
-рассмотреть общую характеристику уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних;
-изучить предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
-обратить внимание на особенности судебного разбирательства дел и на особенности исполнения приговора в отношении несовершеннолетних;
-провести анализ правоприменительной практики и ее особенностям по уголовным делам с участием несовершеннолетних;
-предложить рекомендации по улучшению законодательства в сфере производства по делам несовершеннолетних.
Объектом исследования является изучение общественных отношений, возникающих в сфере судопроизводства по делам несовершеннолетних.
Предметом исследования работы стали нормативно-правовые акты, которые регулируют правовые отношения несовершеннолетних, а также правовые нормы, регулирующие особенности правоприменительной практики.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она непосредственно направлена на решение и устранение существующих проблем, возникающих в ходе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Теоретическая значимость работы состоит в комплексном изучении нормативной базы, регулирующей порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Методологическая база исследования, прежде всего, состоит из изучения большого количества нормативно-правовых актов, практического материала, официальных документов, учебной литературы, публикаций. Кроме того, использовались системный метод, поисковой метод, сравнительно-исторический, структурно-функциональный метод и т.д.
Нормативная база данного исследования состоит из Конституции РФ, кодексов, федеральных законов, постановлений, приказов и т.д.
Структура работы включает введение, три главы, разделенные на шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам исследования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, подведем обобщающие итоги, сформулируем выводы и рекомендации по разрешению выявленных проблем.
Несовершеннолетний в уголовном процессе со стороны обвинения может обладать процессуальным статусом следующих участников судопроизводства: потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец. Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители. В качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец. Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица.
Несовершеннолетний в уголовном процессе со стороны защиты может обладать процессуальным статусом следующих участников
судопроизводства: подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик. По причине несовершеннолетнего возраста подозреваемого, обвиняемого в уголовном процессе ему предоставляются дополнительные гарантии. По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители в порядке, установленном ст.ст. 426 и 428 УПК РФ. Также при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, обязательно участие защитника.
В рамках проведенного исследования было установлено, что УПК РФ официального определения понятия «несовершеннолетний» не содержит. По нашему мнению, в уголовно-процессуальных нормах следует закрепить данное понятие, это позволит конкретизировать статус несовершеннолетних в уголовном процессе, также будет способствовать наибольшей реализации прав данной категории участников.
Также мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день ни на законодательном уровне, ни на правоприменительном уровне не сформирован перечень критериев, которыми следует руководствоваться следователю (дознавателю) при принятии решения о назначении определенного родственника в качестве законного представителя. Только на уровне Пленума Верховного Суда РФ сформированы общие рекомендации, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о привлечении законных представителей. Высший судебный орган в Постановлении от 01 февраля 2011 г. № 1 отметил, что при решении данного вопроса
исчерпывающим является перечень лиц, предусмотренный в п. 12 ст. 5 УПК РФ. Вместе с тем, следует отметить, что факт родства с несовершеннолетним не является гарантией того, что родственник в уголовном процессе будет действовать в интересах представляемого несовершеннолетнего. Так, в частности, на практике встречались случаи, когда лица, назначенные в качестве законных представителей, уклонялись от явки в следственные органы или на ребенка оказывали отрицательное воздействие. При наличии оснований полагать, что действия законного представителя могут нанести ущерб интересам несовершеннолетнего потерпевшего, от участия в уголовном деле законный представитель отстраняется. При этом, УПК РФ не раскрывает содержание категории «ущерб интересам несовершеннолетнего». По результатам анализа материалов правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что в качестве основания для допущения лица законным представителем в уголовный процесс признаются: отсутствие конфликтов между ребенком и представляющим лицом; существование доверительных отношений между ними; желание помочь несовершеннолетнему. По нашему мнению, изложенные выше основания следует закрепить на уровне Постановления Пленума Верховного Суда от 01 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
В рамках проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что перечень лиц, которые могут быть законными представителями несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, необходимо расширить, включив в него, помимо лиц, указанных в п. 12 ст. 5 УПК РФ: иных, кроме родителей, близких родственников несовершеннолетнего (родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку).
Также мы пришли к выводу о том, что свидетели признаются несовершеннолетними, если на момент производства с ними следственных действий, они не достигли 18 лет. При этом, следует обратить внимание, что при регулировании несовершеннолетнего возраста законодатель апеллирует только верхней возрастной границей. В уголовно-процессуальных нормах не раскрывается минимальный возраст, по достижению которого несовершеннолетний свидетель может быть привлечен к производству следственных действий. На основании изложенного, признаем целесообразным в нормах действующего УПК РФ конкретизировать возраст, по достижению которого с несовершеннолетним свидетелем могут проводиться следственные действия.
В рамках проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время привлечение педагога (психолога) в уголовный процесс носит обременительный и формальный характер. В связи с этим, процессуальное положение педагога (психолога) нуждается в совершенствовании. В ходе производства следственных действий педагоги (психологи) должны проявлять большую активность. Для этого, по нашему мнению, должны соблюдаться следующие правила: не следует привлекать в уголовный процесс классных руководителей, кураторов
несовершеннолетнего. Желательно привлечение педагога (психолога), который незнаком ребенку. В таких случаях несовершеннолетний будет
меньше стесняться и переживать, что сказанная им информация, может в дальнейшем быть передана его одноклассникам (одногруппникам) и ребенок сможет более полно и достоверно сообщить всю известную ему информацию; следователь перед началом допроса информирует педагога (психолога) об обстоятельствах совершенного преступления, о цели проводимого допроса, об индивидуальных особенностях
несовершеннолетнего и др.; педагогу (психологу) перед началом допроса следует провести с ребенком беседу для того, чтобы наладить с ним психологический контакт и снять эмоциональное напряжение; следователь перед началом допроса должен проинформировать педагога (психолога) о его праве задавать в ходе производства допроса вопросы несовершеннолетнему; по результатам производства допроса по факту достоверности сообщенной несовершеннолетним информации педагог (психолог) должен высказать свое мнение. К производству следственных действий с участием несовершеннолетних целесообразней привлекать специалистов в сфере детской психологии.
Возбуждение уголовного дела и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, осуществляется в общем порядке, предусмотренном нормами действующего УПК РФ с учетом особенностей, установленных главой 50 УПК РФ. Так, в частности, специфика характерна для обстоятельств, подлежащих установлению. Наряду с общими обстоятельствами, подлежащими доказыванию, предусмотренными ст. 73 УПК РФ, также подлежат доказыванию: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
Судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних характеризуется рядом отличительных особенностей: суд вправе удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания; участие в судебном разбирательстве законных представителей несовершеннолетнего подсудимого; обязательно участие защитника - адвоката; возможность проведения закрытого судебного разбирательства; правила проведения допроса несовершеннолетних подсудимых идентичны правилам проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых; рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних в общем порядке.
Весьма важными представляются разработка и внедрение рациональной дифференцированной уголовно-процессуальной формы в досудебное производство, участниками которого являются
несовершеннолетние, с тем чтобы достичь максимально эффективного использования материальных, технических (в частности, систем видеоконференц-связи), кадровых, процессуальных ресурсов, обеспечивая дополнительными правовыми гарантиями соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. Указанная форма должна отличаться охранительной направленностью по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, устанавливающей дополнительные процессуальные гарантии, исключающей излишний формализм, обеспечивающей ускоренный доступ к правосудию, разумный срок уголовного судопроизводства.


1.Авалиани К.А. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 25 с.
2.Актуальные проблемы реализации уголовной ответственности и обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве: коллективная монография / под ред. В.Н. Троневой. - Волгоград : Изд-во Волгогр. ин-та управления - филиала РАНХиГС, 2019. 160 с.
3.Алдамжарова Д.Т. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего как элемент предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. // Вопросы науки и образования.
2017.№ 10 (11). С. 127-129.
4.Алексеева С.О. Особенности тактики допроса несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 1. С. 231-239.
5.Апелляционное постановление Ярославского областного суда г. Ярославля от 21 июля 2020 г. № 22-1386/2020 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 15.04.2022).
6.Апелляционный приговор Хабаровского краевого суда г. Хабаровска от 23 июня 2020 г. № 22-985/2020 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 15.04.2022).
7.Арсеньев В.Д., Заблоцкий В.Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1986. 152 с.
8.Бакурина А.И. Роль педагога и психолога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних // Бюллетень инновационных технологий. 2017. № 2. С. 104-108.
9.Боровиков В.О. Совершенствование института уголовной ответственности несовершеннолетних // Уголовное право. 2003. № 4. С. 9-11.
10.Брянская Е.В. Вопросы предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 3. С. 117-127.
11.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 Ст. 3301.
12.Грибунов О.П. Дифференцированный подход законодателя к определению предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц // Известия Тульского государственного университета. 2021. № 1. С. 16-24.
13.Днепровская М.А. О применении особого порядка судебного разбирательства к несовершеннолетним обвиняемым // Глагол правосудия.
2018.№ 1 (15). С. 31-34.
14.Дорофеева В.Ю. Сравнительно-правовой анализ процессуального положения несовершеннолетнего потерпевшего по законодательству Российской Федерации и Польши // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 4. С. 75-81.
15.Зиберт А.В. Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении
несовершеннолетних судом // Экспериментальная наука: механизмы, трансформации, регулирование: сборник статей Международной научнопрактической конференции (10 июня 2020 г., г. Екатеринбург). Уфа :
Аэтерна, 2020. С. 157-160...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ