Введение 7
Глава 1. Основные теоретические аспекты лидерства и командообразования. 10
1.1 Сущность и понятие лидерства, функции лидера 10
1.2 Понятие эффективной команды и ее формирование 16
1.3 Формы и этапы образования команды 25
Глава 2. Анализ роли лидера в создании эффективной команды на примере Закрытого Акционерного Общества «Русская телефонная компания» 30
2.1 Характеристика особенностей труда сотрудников салонов связи на
примере ЗАО РТК. 30
2.2 Анализ роли лидера в формировании эффективной команды на
разных этапах развития 37
Глава 3. Разработка рекомендации по улучшению рабочей
деятельности лидера для создания эффективной команды 48
3.1 Оценка эффективности работы команды на итоговом этапе и рекомендации по улучшению проблемных зон 48
3.2 Оценка эффективности деятельности лидера команды на каждой
стадии формирования команды и рекомендации по совершенствованию деятельности руководителя 54
Заключение 68
Список используемых источников 70
Данная тема актуальна, потому как задачи, которые ставят организации любой величины удается решить быстрее и эффективнее за счет качественного взаимодействия коллектива.
Значимость лидера в формировании и управлении командой определена его усилиями по приему, обучению и продвижению достойных кандидатов в команде. Менеджеру необходимо донести миссию компании, а также он обязан направлять общую энергию на решение целей предприятия. Одновременно с этим лидерство выражается в воздействии на членов команды, вынуждают их проявить свои сильные личные качества и сдержать проявление слабых сторон характера.
Роль лидера в формировании «суперкоманды» просто неоспорима не только с человеческой точки зрения, но и с точки зрения бизнеса. Работа лидера ощущается не только в повышении духа командности и товарищества, но и для гарантии выполнения заданий, в повышении показателей, примера работы, гарантии для руководителей и подчиненных,
Сформированная команда обязана эффективно и оперативно реагировать на любое появление изменений или проблем. Менеджер или лидер, который создал данную команду, может быть уверен в своем успехе в компании, а также в будущем компании.
Принято считать, что лидер должен обладать определенным набором качеств, такие как ответственность, организованность, непредвзятость и другие. Проблема заключена в том, насколько важны данные качества и таланты лидера в организации, а также весомо ли влияние этих качеств на эффективность работы каждого из членов группы.
Цель данной работы. Теоретическое обоснование: определение значимости лидера при формировании эффективной команды, а также определение функций и качеств эффективного лидера команды. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности лидера в процессе эффективного командообразования.
Объект исследования являются этапы создания эффективной команды, возможные формы создания команды, роль лидера на каждом из этапов формирования команды.
Предмет исследования являются этапы создания эффективной команды, возможные формы ее формирования, роль лидера на каждом из этапов формирования команды на примере ЗАО РТК.
Поставленные мной задачи в дипломной работе:
1.1. Анализ теоретического материала по формированию команды, определение роли лидера в формировании команды, на основании рассмотренного материала определить функции, которые должен выполнять лидер и характеристики эффективного лидера.
1.2. Анализ роли деятельности лидера в процессе создания эффективной команды на предприятии ЗАО «РТК»;
1.3. Обосновать эффективность, либо неэффективность действий лидера в процессе формирования команды на предприятии ЗАО «РТК»;
1.4. Предложить комплекс мероприятий по совершенствованию работы лидера в создании эффективной команды на предприятии ЗАО «РТК».
Гипотеза моей работы: важная роль отводится лидеру в формировании эффективной команды. Результат работы лидера проявляется в его способности управления социальными отношениями, а также ориентированности на результат работы команды в целом. Эффективность лидерства напрямую связана со способностью лидеров руководить межличностной и организационной коммуникацией, которая воздействует на ее характер.
Эмпирической базой исследования послужила практика работы в компании ЗАО РТК, деятельность которой связана с развитием персонала.
В своей работе я использовала литературу таких авторов как Джек Уэлч, Томас Нефф, Дмитрия Маслова и других иностранных и российских авторов.
Теоретическая значимость моей работы заключается в установлении и решении значимой проблемы управления персоналом для науки, в обновлении теоретической части в области управленческого исследования социальных процессов, развивающихся в современных предприятиях.
Практическая значимость работы состоит в методологической важности деятельности для изучения сущности проблем развития и управления персоналом, а также в возможности использования выводов работы в корпоративных исследованиях других компаний
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые комплексно рассмотрены отношения между членами группы на разных этапах формирования команды, а также влияние руководителя на всех членов команды на каждой из ступеней формирования на примере компании ЗАО РТК.
Структура и объем работы. Основная часть работы состоит из 3 глав. Первая глава - теоретическая, раскрывает основные теоретические аспекты лидерства и командообразования, состоит из 3 параграфов. Вторая глава - аналитическая, проводится анализ формирования команды, анализ роли лидера на различных этапах командообразования в компании ЗАО РТК, состоит из 2 параграфов. Третья глава - проектная, где изложен ряд предложений по усовершенствованию деятельности лидера на различных этапах создания эффективной команды, а также оценивается эффективность самой команды на итоговой стадии ее формирования, состоит из 2 параграфов.
На данный момент практика внедрения рабочих команд развивается и становится более популярной в отечественной структуре. Одним из ярких отечественных примеров применения командной структуры является ЗАО РТК. Доказательство значимости развития командной деятельности уже не является необходимостью. Сейчас большинство крупных предприятий, использующих командную структуру производственной деятельности, пришло к выводу: применение усилий нескольких сплоченных сотрудников со взаимодополняющим навыками и знаниями всегда более рационально, чем работа одного талантливого участника производственной деятельности.
Формирование эффективной команды является сложным многоэтапным процессом, результат которого необходимо применить для достижения определенных целей компании. Создание эффективной команды является залогом успешного построения стратегии предприятия. Такой масштабный процесс необходимо контролировать, направлять в сторону успешного решения задач. Эта значимая для работы организации роль отведена руководителю, целью которого будет являться получение наилучшего результата деятельности команды с применением минимальных трудозатрат.
На данный момент руководителем команды имеет шанс стать любой работник предприятия, имеющий разнообразие личностных характеристик. Но анализ деятельности руководителя офиса продаж в компании ЗАО РТК указал, что современные руководители хоть и достигают поставленных целей, не обладают необходимым набором компетенций, из чего следует увеличение нагрузки лидера и его дальнейшее профессиональное «выгорание».
Основной задачей руководителя на каждой стадии развития команды - это постановка задач команды, разработка стратегии для достижения целей команды и контроль их выполнения. Каждый этап формирования команды определялся обновлением функциональной деятельности лидера, таких как:
• Обучение новых сотрудников группы;
• Оценка деятельности каждого сотрудника по отдельности и команды в целом;
• Стимулирование труда, мотивация сотрудников коллектива;
• Налаживание коммуникационных связей;
• Распределение функциональных ролей между участниками группы;
• Поддержание норм и регламентов компании, контроль их соблюдения и т.д.
На данный момент предложено множество технологий и методов развития лидерского потенциала, в своей исследовательской работе мною были предложены некоторые рекомендации по усовершенствованию деятельности руководителя на основе анализа его лидерских характеристик:
1. Развивать глобальное мышление как способность видеть ситуацию в целом и предвидеть свои будущие профессиональные позиции.
2. Развивать оперативное мышление менеджеру необходимо, чтобы уметь быстро реагировать на изменение ситуации или предотвращать осложнения во время рабочего процесса.
3. Заниматься постоянным саморазвитием, изучая новые возможности своего интеллекта.
4. Научить себя быть частью команды, понимать своих подчиненных, рассчитывать на их доверие.
Управление предприятием необходимо осуществлять на всех иерархических уровнях, и поэтому менеджеры являются одним из самых значимых ресурсов компании. Они представляют собой стратегически важный капитал компании, потому что лидеры руководят процессом, направленным на достижение целей и готовят будущих менеджеров, которые в дальнейшем станут совершенствовать позиции организации.
1. Аширов Д.А. Управление персоналом : учебное пособие. - М.: Проспект, 2012. - 71с.
2. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - 2е изд. - М.: Центр Кадровых технологий- XXI век, 2011 - 215 с.
3. Белорусов А.С. Международный менеджмент. - М.: Юрист, 2011.
- 213 с.
4. Бельчаков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. - Рига: Авотс, 2012. - 95 с.
5. Большакова А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2002. - 331 с.
6. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала : пособие по кадровой работе - М.: Юристъ, 2010 - 293 с.
7. Веснин В.Г. Менеджмент : учебник. - М.: Проспект, 2004. - 422 с.
8. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.:ЮНИТИ, 2013.
- 361 с.
9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент : учебное пособие - 4е изд.. - М.: Экономистъ, 2006. - 669 с.
10. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: Инфра-М, 2013. - 153 с.
11. Герчикова И.Н. Менеджмент : учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 261 с.
12. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Джонелли Д.Х. Организации: Поведение. Структура. Процессы. - М.: Инфра - М, 2010. - 662 с.
13. Глухов В.В. Основы менеджмента : учебник - СПб.: Спец. литература, 2008. - 507 с.
14. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. - 5-е изд. - М.: МНИИПУ, 2011. - 92 с.
15. Грушенко В.И. Менеджмент. Ключ к пониманию сущности управленческой деятельности : учебное пособие - Смоленск: СИБП, 2007. - 213 с.
16. Дафт Р. Менеджмент. - 6-е изд. - СПб.: Нева, 2008. - 694 с.
17. Дубянская Г.Ю. Заработная плата в процессе трансформации российской экономики (2000-2011 годы): хронология, динамика, проблемы. - М.: ТЕИС, 2012. - 233 с.
18. Евтихов О.В. Стратегии и приёмы лидерства: теория и практика. - СПб.: Речь, 2007. - 421 с.
19. Егоршин А.П. Управление персоналом : учебник для вузов. - 3-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2010. - 551 с.
20. Егоршин А.П. Управление персоналом : учебник для вузов. - 5-е изд. - Н.- Новгород: НИМБ, 2011. - 641 с.
21. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения. - М.: Инфра-М, 2013.- 96 с.
22. Зонис М.М., Ямпольская Д.О. Менеджмент : учебник - СПб.: Нева, 2003. - 188 с.
23. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Дело, 2010. - 151 с.
24. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. - М.: Дело, 2012. - 355 с.
25. Козленко Н.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений. - М.: ВЗПИ, 2013. - 116 с.
26. Коргов А.А. Руководитель. Команда. Персонал. Основы управления и взаимодействия. - Пятигорск: Снег, 2011. - 215 с.
27. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Инфра-М, 2012.. -534 с.
28. Кричевский Р.Л. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом / Под ред. В. Я. Ляудиса. — Кишинев: Штиинца, 1991. — 127 с.
29. Лафта Дж.К. Менеджмент : учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Велби, 2004. - 541 с.
30. Маслов Д.В. Управление качеством в масштабе государства. Экономические стратегии. Системы менеджмента качества. - 2007. - №1. - С. 44-51.
31. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия : учебное пособие / Под. ред. П.В. Шелитова. - М.: Инфра - М, 2010. - 284 с.
32. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2007. - 733 с.
33. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2009. - 189 с.
34. Нефф Т.Дж. Уроки лидеров: пер. с англ. / А. Ф. Николаева. - М.: АСТ, 2004. - 487с.
35. Основы управления персоналом : учебник / Под ред. Генкина Б.М. - М.: Инфра-М, 2011. - 425 с.
36. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение : учебник. - М.: Профиздат, 2011. - 105 с.
37. Попов С.Г. Управление персоналом : учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Ось-89, 2007. - 312 с.
38. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации : учебник / Под ред. В.П.Пугачева - М.: Аспект Пресс, 2012. - 197 с.
39. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом : учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2004. - 135 с.
40. Рогожин М.Ю. Управление персоналом : практическое пособие. - М.: Проспект, 2008. - 319 с.
41. Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента : учебник. - 5-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 315 с.
42. Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве. - М.: Педагогика, 2013. - 114 с.
43. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб.: Питер, 2011. - 271 с.
44. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента - М.: Дело, 2011. - 143 с.
45. Управление персоналом : учебник / Под ред. А. И. Турчнева. - М.: РАГС, 2011. - 453 с.
46. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. - М.: Дело, 2011. - 491 с.
47. Управление персоналом организации : учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд. - М.: Инфра - М, 2012. - 355 с.
48. Управление персоналом организации : учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд. - М.: Инфра - М, 2008. - 471 с.
49. Управление персоналом организации. Учебник/ под редакцией А.Я. Кибанова - 2-е изд-е, доп. и перераб. - М.: Инфра - М, 2012. - 584 с.
50. Управление персоналом. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.
- М.: ЮНИТИ, 2011. - 631 с.
51. Уэлч Дж.Ф. Ответы на 74 ключевых вопроса о современном бизнесе - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. - 192 с.
52. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. - М.: Экзамен, 2011. - 316 с.
53. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства : учебное пособие. - 2-е изд.
- М.: ИНФРА-М, 2011. - 368 с.
54. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства : учебное пособие. - 2-е изд.
- М.: ИНФРА-М., 2011. - 344 с.
55. Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2011. - 288
с.
56. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации
- М.: ИНФРА-М, 2012. -355 с.
57. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации : учебное пособие - М.: Инфра - М, 2012. - 298 с.
58. Шлендер П.Э. Управление персоналом : учебник. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 256 с.
59. Шлендер П.Э. Управление персоналом : учебник. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 201 с.
Электронные ресурсы:
1. Эффективный лидер: кто он? Какими качествами должен обладать современный лидер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kupi-franshizu.ru/stati/1361-ieffektivnvi-lider kachestva-lidera-v- sovremennom-mire.html , свободный. (Дата обращения 21.04.2016).
2. Создание сильной команды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://literator.org/book/lider-novogo-tipa/sozdanie-silnoi-komandv.html , свободный. (Дата обращения 21.03.2016).
3. Основные правила и принципы создания команды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dis.ru/librarv/587/29173/, свободный. (Дата обращения 13.04.2016).
4. Лидер и командообразование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://literator.org/book/lider-novogo-tipa/sozdanie-silnoi-komandv.html , свободный. (Дата обращения 03.04.2016).
5. Лидер и работа в команде [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //4brain.ru/liderstvo/komanda. php , свободный. (Дата обращения
23.04.2016).