Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка и апробация системы отбора на должность в транспортной компании

Работа №113068

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы разработки и апробации системы отбора на должность в транспортной компании 9
1.1 Подбор и отбор персонала как этап управления персоналом 9
1.2 Анализ существующих методов отбора персонала 20
1.3 Психологические особенности в деятельности водителя и профессионально важные качества 31
Глава 2 Разработка и апробация системы отбора на должность в транспортную компанию 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Функциональная модель должности водителя и критерии эффективности его профессиональной деятельности 45
2.3 Диагностика профессионально важных качеств и эффективности деятельности водителей транспортной компании 54
2.4 Анализ взаимосвязи выраженности профессионально важных качеств и эффективности деятельности водителей транспортной компании 60
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение А. Протокол исследования профессионально важных качеств водителей. Часть 1 75
Приложение Б. Протокол исследования профессионально важных качеств водителей. Часть 2 76

Актуальность исследования. С момента появления и массового использования автомобильного транспорта существует проблема повышения безопасности дорожного движения. По мере развития автомобиля и, более того, по мере увеличения использования автомобилей в качестве основного инструмента профессиональной деятельности, данная проблема поднимается в научных дискурсах различного направления.
Так, в психологическом научном поле одним из основных направлений разработки данной проблемы является выявление психологических механизмов реализации профессиональной деятельности в системе «человек — техника». Это сложная система взаимодействия, в рамках которой к психофизиологическим и личностным качествам профессионала предъявляются особые требования. Именно водитель, управляющий транспортным средством, является наиболее важным звеном в системе «человек-техника», и вносит в систему управления некоторую неопределенность ее функционирования.
Высокие скорости движения, рост интенсивности дорожного движения, при увеличении объёмов перевозок и требований к их качеству, накладывают определённые требования к водителю, обеспечивающему перевозочный процесс. Поэтому повышение безопасности дорожного движения при одновременном сохранении производительности автомобильного транспорта невозможно без своевременного выявления и отстранения от управления транспортным средством лиц со сниженными функциями, не способных в полной мере обеспечить эффективность функционирования перевозочного процесса.
Именно поиск и отбор кандидатов на должность водителя транспортной компании является одним из наиболее трудоемким, ответственным и деликатным процессом. Это требует не только большого опыта от менеджера (или руководителя) в проведении данных процедур, но и четкого понимания специфики профессиональной деятельности и профессионально важных качеств кандидата на должность.
Проблема профессионального отбора и профпригодности в психологической литературе поднимается в работах В.А. Бодрова, Н.А. Литвинцевой, И.Л. Соломина, А.В. Карпова, А. Робертсона, Д. Купера.
Вопросами изучения влияния индивидуальных качеств водителя на успешность его профессиональной деятельности занимались В.И. Коноплянко, В.М. Мишурин, А.Н. Романов, Р.Т. Мушегян, Н.А. Игнатов, Т.А. Полянова, Ф. Маккен, Р.В. Ротенбьерг и другие. В данных работах составлен обширный перечень различных качеств человека, отражавшихся на эффективности профессиональной деятельности водителей, определяются личностные характеристики водителей, влияющих на безопасность его труда для всех участников дорожного движения. Однако, такие работы направлены преимущественно на определение отдельных поведенческих качеств человека, сказывающихся на его безошибочности работы. Отсутствуют исследования, раскрывающие профессионально важные качества водителей во взаимосвязи с их эффективностью профессиональной деятельности, результаты которых можно использовать с целью определения сотрудников на соответствующую должность на этапе отбора персонала.
Объект исследования: система отбора на должность в организации.
Предмет исследования: система отбора на должность водителя в транспортную компанию.
Цель исследования: разработать и апробировать систему отбора на должность водителя в транспортной компании.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность профессиональной деятельности водителя транспортной компании прямо взаимосвязана с выраженностью его профессионально важных качеств (внимательность, умение работать в режиме многозадачности, лабильность мыслительных процессов, ответственность, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость), диагностика которых осуществляется на этапе отбора персонала.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Теоретический анализ технологии разработки системы отбора на должность.
2. Разработка функциональной модели должности водителя с профилем требований к профессионально важным качествам, а также определение критериев эффективности деятельности сотрудников в должности водителя.
3. Составление и апробация батареи методик для оценки профессионально важных качеств водителя и эффективности деятельности (ПВК).
4. Проведение корреляционного анализа взаимосвязи выраженности ПВК водителей и эффективности профессиональной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические воззрения, раскрывающие природу индивидуальности водителя и безопасности дорожного движения (А.И. Вайсман, A. M. Емельянов, H.A. Игнатов, В.И. Коноплянко, М.А. Котик, Е М. Лобанов, B. С. Мерлин, Е.А. Милерьян, В.М. Мишурин, Л.Н. Нерсесян, В.Н. Пушкин, A. Н. Романов, Р.В. Ротенберг, В.Г. Юрковских и др., а также теоретические подходы к изучению проблему отбора и подбора персонала организации - B. В. Пантелеева, А. Вязигин, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, А.П. Егоршина, Е.И. Кривокора и др.
Методы и методики исследования.
1) Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2) Метод констатирующего эксперимента.
3) Метод профессиографии.
4) Методы количественной, качественной статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ), интерпретация результатов исследования.
Психодиагностические методики: Анкета спецификации работы (В.В. Пантелеева); Анкета для изучения организационных условий (В.В. Пантелеева), «Таблицы Шульте»; методика «Интеллектуальная лабильность»; Экспресс-диагностика ответственности; Методика диагностики оценки самоконтроля в общении В. Снайдера; метод экспертной оценки.
Опытно-экспериментальной базой исследования является транспортная компания ООО «Лето». В исследовании приняли участие 8 сотрудников транспортной компании, выступающих в роли экспертов - сотрудники службы логистики, специалисты подразделений, руководитель службы персонала, непосредственно сами водители. Также, в исследовании приняли участие 20водителей со стажем опыта работы от 2 до 7 лет.
Новизна исследования состоит в том, что в исследовательской работе разработана функциональная модель должности водителя транспортной компании с учетом его трудовых функций; подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление профессионально важных качеств водителя, а также проведена его проверка и соотнесение выделенных профессионально важных качеств с эффективностью профессиональной деятельности водителя.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме профессионально важных качеств, в сфере отбора персонала и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии управления персоналом.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в работе менеджеров по подбору персонала, а также руководителями транспортных компаний при подборе и отборе на должность водителей.
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Личное участие автора состоит в определении цели работы, постановке и решении задач, выборе объекта и предмета исследования, а также в сборе, обработке необходимой информации, которая сформировала теоретическую базу исследования. Полученные и описанные данные, функциональная модель должности водителя и профиль требований к их профессиональным качествам, сделанные выводы по теме диссертационной работы также являются результатом самостоятельного исследования.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором в тезисах международных и всероссийских конференций (Казань, 2021 г.)
Положения, выносимые на защиту
1. Разработана модель должность водителя транспортной компании с описанием его трудовых обязанностей и функций. Среди основных требований к потенциальному работнику на должности водителя отмечаются следующие требования: среднее общее образование с дополнительным профессиональным обучением (курсы вождения), с опытом работы от 5 лет, наличие водительского удостоверения, с личностно-профессиональными качествами - пунктуальность, стрессоустойчивость, аккуратность, внимательность, доброжелательность.
2. Разработан профиль требований к профессиональным качествам работника в должности водителя: а) внимательность как избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточенность на нем; б) умение работать в режиме многозадачности. в) лабильность мыслительных процессов; г) ответственность как выполнение обещанного на основе самостоятельно принятого решения, совести, долга; д) коммуникабельность / коммуникативные навыки - совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми; е) эмоциональная устойчивость - способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса.
3. Разработана батарея методик, направленная на комплексное изучение профессионально важных качеств водителей.
4. Корреляционный анализ позволил выявить значимые взаимосвязи между такими профессионально важными качествами водителей как интеллектуальная лабильность, психическая устойчивость, внимательность, ответственность, коммуникабельность и эффективностью профессиональной деятельности. Данный анализ, позволяет нам говорить об эффективности и информативности предлагаемой батареи методик для оценки ПВК, и о возможности использования ее при отборе персонала на должность водителя.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По мере развития автомобиля и, более того, по мере увеличения использования автомобилей в качестве основного инструмента профессиональной деятельности, проблема безопасность вождения поднимается в научных дискурсах различного направления. К психофизиологическим и личностным качествам водителя предъявляются особые требования, которые необходимо учитывать не только при индивидуальном вождении автотранспорта, но и при осуществлении профессиональных функций в данной должности.
В теоретической главе диссертационной работы рассмотрены работы по проблеме психологических особенностей деятельности водителя и их профессионально важных качеств - С.В. Амбурцумян, Л.Л. Афанасьев, В.А. Бодров, А.Л. Буцык, А.И. Вайсман, С.А. Гапонова и др. Также, проведен анализ работ по подбору и отбору персонала - В.В. Пантелеева, В.С. Агеев, Т.Ю. Базаров, Т. Баскина, А.В. Батаршев, Е.С. Герасимов, С.А. Карташов.
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие результаты. Разработана модель должность водителя транспортной компании с описанием его трудовых обязанностей и функций. Среди основных требований к потенциальному работнику на должности водителя отмечаются следующие требования: среднее общее образование с дополнительным профессиональным обучением (курсы вождения), с опытом работы от 5 лет, наличие водительского удостоверения, с личностно - профессиональными качествами - пунктуальность, стрессоустойчивость, аккуратность, внимательность, доброжелательность.
Разработан профиль требований к профессиональным качествам работника в должности водителя: а) внимательность как избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточенность на нем; б) умение работать в режиме многозадачности. в) лабильность мыслительных процессов; г) ответственность как выполнение обещанного на основе самостоятельно принятого решения, совести, долга; д) коммуникабельность / коммуникативные навыки - совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми; е) эмоциональная устойчивость - способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса.
Для оценки профессионально важных качеств водителей подобрана батарея методик: «Таблицы Шульте» (объем динамического внимания); методика «Интеллектуальная лабильность» (концентрация и переключение внимания); экспресс-диагностика ответственности (В.П. Прядеин); методика диагностики оценки самоконтроля в общении В. Снайдера.
Корреляционный анализ позволил выявить значимые взаимосвязи между профессионально важными качествами водителей и эффективностью профессиональной деятельности. Таким образом, интеллектуальная лабильность, проявляющаяся, в первую очередь, в быстрой обучаемости, напрямую взаимосвязана с эффективностью профессиональной реализации водителей. Также, чем выше такое профессионально важное качества водителей как психическая устойчивость, тем выше их эффективность профессиональной деятельности. Прямая взаимосвязь также устанавливается между эффективностью деятельности и еще одним показателем методики Шульте - эффективностью работы. Также, были выявлены прямые корреляционные связи между эффективностью профессиональной деятельности и профессионально важными качествами в личностной сфере - ответственность и коммуникативный самоконтроль.
Проведенный корреляционный анализ между эффективностью профессиональной деятельности и профессионально важными качествами водителей, установленными в процессе анализа их трудовой деятельности, построения профессиограммы, позволяет нам установить эффективность и информативность предлагаемой батареи методик для оценки ПВК, и использовать ее при отборе персонала на должность водителя.


1. Аванесов В. С. Тесты в социологических исследования. М. : Просвещение, 1982. С. 183
2. Агеев В. С. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М.: Наука, 1986. С. 214
3. Аллин О. Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М. : Генезис, 2005. 248 с
4. Амбарцумян С. В. Исследование основных параметров и определение профессиональной надежности водителя. Ереван, 1975. 160 с
5. Афанасьев Л. Л., Зинченко В. П., Ротенберг Р. В., Автомобиль и водитель проблема безопасности дорожного движения // Автомобильная промышленность. 1976. №7. С. 3 - 8
6. Афанасьев Л. Л., Игнатов H. A. Нужен профессиональный отбор водителей // Автомобильный транспорт. 1969. №3. С. 44-45
7. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом. М.: Издательство Юрайт, 2015. 381 с
8. Базаров Т. Ю., Технология центров оценки персонала // Прикладная психология. 1997. №1. С.35-42
9. Баллинт И., Мурани М. Психология безопасности труда. М. : Профиздат, 1968. 207 с
10. Баскина Т. Техники успешного рекрутмента. М. : Альпина Паблишер, 2014. 288 с
11. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб. : Питер, 2007
12. Берулава Г. А. Методология современной психологии. М. : издательство Московского психолого-социального института, 2009. 216 с
13. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М. : Педагогическое общество России, 2001. 136 с.
14. Бодров В. А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
15. Бодров В. А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. Том № 1. С. 73-82.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ