Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОШЛОМ РУССКОГО ПРЕДМЕТНОГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Работа №113055

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретический аспект проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства 10
1.1 Проблема формирования у детей 6-7 лет представлений о
прошлом предметного мира в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Декоративно-прикладное искусство как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира 16
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства 25
2.1 Выявление уровня сформированности представлений детей
6-7 лет о прошлом русского предметного мира 25
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет
представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности представлений детей 6-7 лет о прошлом русского предметного мира 60
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Список детей, принявших участие в эксперименте 74
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 75
Приложение В Уровни представлений детей 6-7 лет о прошлом
русского предметного мира (констатирующий этап)... 80
Приложение Г Тематический план 82
Приложение Д Уровни представлений детей 6-7 лет о прошлом
русского предметного мира (контрольный этап) 87
Приложение Е Интерактивные консультации для родителей

Мир предметов, созданных руками человека, имеет большое значение в развитии ребенка. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Предметный мир является первым объектом деятельности ребенка и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Предмет выступает как цель и результат труда, направленный на удовлетворение человеческих потребностей, как своеобразный носитель культуры.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов культуры является декоративно-прикладное искусство. Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая дымковские глиняные расписные игрушки, сделанные заботливыми руками мастеров; деревянную посуду из липы, расписанную мастерами из Хохломы; богородские игрушки, вырезанные мастерами-игрушечниками из дерева.
В нашем исследовании мы рассматривает декоративно-прикладное искусство как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с предметами прошлого. Мир, обогащенный культурными ценностями предшествующих поколений, предстает перед ребенком в художественном образе, как специфический объект освоения. Осваивая художественные образы, ребенок усваивает тем самым субъективные ценности, превращая их в свое богатство. Ознакомление детей с предметами прошлого позволяет ребенку включиться в систему общественных отношений, так как ребенок получает возможность освоить социальный опыт человека, осуществляемый в предметах прошлого. С помощью исторических знаний ребенок самоопределяется в окружающем мире и интегрирует себя в этот мир.
Проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики. Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые, как: Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, Л.Г. Розенгарт-Пупко. Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей (А.Н. Леонтьева, С.П. Новоселовой, В.Я. Кисленко, О.В. Дыбиной), рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Иной подход к предмету усвоения представлен в работах Н.А. Ветлугиной, Е.А. Флериной, Г.Н. Пантелеева, которые указывают, что предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, формирующий чувство благодарности взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда. В исследованиях О.В. Дыбиной, А.Ю. Кузиной освещены некоторые аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира.
Вместе с тем, анализ литературных источников показал недостаточность научно-обоснованных методик по использованию декоративно-прикладного искусства как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира русского народа.
Это, в свою очередь, вызвало противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира и недостаточным использованием в этом процессе декоративно-прикладного искусства.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования: каковы потенциальные возможности декоративно-прикладного искусства в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира?
Тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира.
Предмет исследования: декоративно-прикладное искусство как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства возможно, если:
- отобраны русские народные промыслы, создающие изделия, которые представляют прошлое предметного мира, и которые в современном предметном мире имеют аналоги по своему назначению и позволяют детям проследить цепочку «прошлое - настоящее»;
-конкретизирован перечень предметов народного промысла, для изучения детьми, с учетом различного назначения (посуда, игрушки), материалов (керамика, дерево) и техники выполнения (резьба, роспись);
- определено и поэтапно реализовано содержание работы с детьми, сгруппированное по блокам преставлений о специфике изучаемых русских народных промыслов и о прошлом предметного мира; (во взаимосвязи знаний о разнообразии изделий каждого промыслы, их специфических признаках и знаний о человеке как создателе этих предметов);
- обеспечены формы активности детей, определяющие их возможность выступить в роли создателей предметов народного промысла и преобразователей этих предметов с учетом современных требований и возрастных особенностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, теоретически обосновать проблему формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно - прикладного искусства.
2. Выявить уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о прошлом русского предметного мира.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства.
4. Выявить динамику уровня сформированности представлений детей 6-7 лет о прошлом русского предметного мира.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- ретроспективный подход, представленный в исследованиях С.А. Козловой, О.В. Дыбиной.
- теоретические положения Л.А. Венгера, В.Я. Кисленко, С.А. Козловой, М.В. Крулехт, О.В. Дыбиной об особенностях познания предметного мира детьми дошкольного возраста;
- искусствоведческие теории А.В. Бакушинского, В.С. Воронова, А.Б. Салтыкова, В.М. Василенко, И.Я. Богуславской, Т.М. Разиной, М.А. Некрасовой о декоративно-прикладном искусстве как части культуры;
- концептуальные положения H.A. Ветлугиной, Н.С. Карпинской, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной, Т.Я. Шпикаловой о возможности использования декоративно-прикладного искусства в процессе ознакомления дошкольников с прошлым предметного мира.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 56» г. о. Сызрань. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования декоративно-прикладного искусства в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании возможности использования декоративно-прикладного искусства в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства может быть использовано в образовательном процессе воспитателями других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 6 приложений. Текст работы иллюстрирован 14 таблицами, 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе решения первой задачи исследования - изучить психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме - было установлено, что предметный мир выполняет по отношению к ребенку информационную, регуляторную и эмоциогенную функции, создает условия для осмысления связей между человеком и предметами на основе обогащения знаний о предметах и прошлом предметного мира. Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства, поэтому в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира можно использовать деревянные и глиняные произведения.
Однако в специализированной литературе отсутствуют методические рекомендации, которые прописывали бы четкий алгоритм работы по формированию представлений у детей 6-7 лет представлений о прошлом предметного мира посредством русского народного декоративно-прикладного искусства.
Решая вторую задачу исследования - выявить уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о прошлом русского предметного мира - было установлено, что в обследуемой выборке преобладает преимущественно низкий и средний уровень сформированности представлений о прошлом русского предметного мира.
Для решения третьей задачи было разработано и поэтапно реализовано содержание работы по формированию у детей представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства сгруппированное по блокам преставлений о специфике изучаемых русских народных промыслов и о прошлом предметного мира; (во взаимосвязи знаний о разнообразии изделий каждого промыслы, их специфических признаках и знаний о человеке как создателе этих предметов); обеспечены продуктивные формы активности детей, определяющие их возможность выступить в роли создателей предметов народного промысла и преобразователей этих предметов с учетом современных требований и возрастных особенностей детей; включены родители в совместную деятельность с детьми, с целью оказания помощи детям в закреплении сформированных у них представлений; обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы дидактическими материалами для организации совместной и самостоятельной декоративно-прикладной деятельности детей и декоративно-прикладными поделками.
По результатам контрольного этапа исследования была установлена положительная динамика уровней сформированности представлений о прошлом русского предметного мира у детей 6-7 лет в экспериментальной группе. В экспериментальной группе количество детей с низким уровнем сформированности представлений о прошлом русского предметного мира снизилось на 30 % по сравнению с констатирующим этапом, количество детей с высоким уровнем - поднялось на 40 %.
Таким образом, разработанное нами содержание работы, направленной на формирование у детей 6-7 лет представлений о прошлом русского предметного мира посредством декоративно-прикладного искусства, является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.



1. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М. : Просвещение, 2018. 207 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 2009. 480 с.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. М. : ВЛАДОС, 2017. 272 с.
4. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. М. : МИПКРО, 2019. 65 с.
5. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. М. : Просвещение, 2016. 160 с.
6. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации,
планирование, конспекты занятий. Волгоград : Учитель, 2019. 143 с.
7. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования
творческих способностей у детей. М. : 2002. 112 с.
8. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник
познания социальной действительности. Самара : Изд-во СамГПУ, 1997. 198 с.
9. Дыбина О. В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру. Самара : Изд-во СамГПУ, 2018. 212 с.
10. Дыбина О. В. Теории и технологии социализации детей : учеб.- метод. пособие для подготовки бакалавров педагогики очной и заочной форм обучения. Тольятти : ТГУ, 2010. 59 с.
11. Дыбина О. В. Что было до...: Игры - путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2014. 160 с.
12. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры - занятия с дошкольниками. М. : ТЦ Сфера, 2019. 128 с.
13. Дорожин Ю. В. Как жили наши предки. М., Мозаика-Синтез. 2018. 16 с.
14. Ершова Л. В. «Ребенок и рукотворный мир» - региональный вариант программы эстетического воспитания дошкольников // Народная художественная культура и образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 15-17 октября. Шуя, 2017. С. 59-61.
15. Кисленко В. Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами с детьми раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2019. 155 с.
16. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. СПб : АКЦИДЕНТ, 2017. 158 с.
17. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления с социальной действительностью. М. : Академия, 2018. 160 с.
18. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М. : Линка-Пресс, 2014. 224с.
19. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. М. : Педагогика, 2012. 504 с.
20. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М. : 2016. 143с.
21. Пантелеев Т. Н. Декоративное искусство детям. М. : Просвещение, 2016. 121 с.
22. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М. : Скрипторий, 2013. 128 с.
23. Тихонова М. В. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2017. 143 с.
24. Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь : Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2012. 261 с.
25. Шпикалова Т. Я. Ребенок и рукотворный мир: методическое пособие для воспитателя к региональной программе дошкольного воспитания «Родничок», Шуя, Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2016. 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ