Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный портрет современного работающего студента

Работа №113035

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы84
Год сдачи2019
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы моделирования социального портрета российского студенчества 8
1.1. Социологические традиции моделирования социального портрета 8
1.2. Российское студенчество как объект социологического анализа 15
Глава 2. Анализ социальных особенностей работающих студентов 21
2.1. Современный работающий студент: социальный портрет 21
2.2. Мнение работодателей о современных студентах, совмещающих учебу с
трудовой деятельностью 40
Заключение 48
Список используемой литературы и источников 51
Приложение

Актуальность темы исследования. Процесс формирования личности играет наиважнейшую роль в нашей жизни. Проблема выбора знакома нам не понаслышке. Но особо остро она ощущается в период переоценки жизненных ценностей, выбора профессии - в период студенчества.
Сегодня под студенчеством понимается социально-демографическая группа, характеризующаяся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т. д.; определенным общественным положением, ролью и статусом; особой фазой, стадией социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями. В возрасте с семнадцати до двадцати двух лет происходит смена интересов, расстановка приоритетов, и именно в эти годы велико влияние внешних факторов, среды и окружения.
Актуальность темы студенческих ориентаций, выбора и интересов объясняется происходящими изменениями ценностей современных российских студентов. Интерес социологов к ценностным предпочтениям включает несколько причин. Во-первых, ценностные ориентации молодежи находятся на стадии формирования, и даже после формирования, должно пройти определенное время для обретения устойчивости, и поэтому существует большая зависимость от различных внешних факторов. Во- вторых, студенты и молодежь интересны как поколение, которое в скором времени займет место основной общественной производительной силы, а, значит, ее ценности и предпочтения в серьезной степени будут определять ценности и предпочтения всего общества в целом.
Молодые люди на сегодняшний день испытывают на себе кардинальные изменения в экономической и социально-политической жизни, которые происходят весьма стремительно. Снижение уровня жизни большинства населения, безработица, маленькие стипендии, коммерциализация образования вынуждают студентов обращаться к поискам дополнительного дохода.
Феномен совмещения учебы в вузе с работой не является новым для современного российского общества и не являлся нонсенсом для общества советского. Студенты, в особенности старших курсов, все чаще стремятся сочетать работу с учебой. Именно такая вторичная занятость помогает студентам проводить свободное время с пользой.
Основная часть современной молодежи надеется только на себя, на свои умения и знания, благодаря которым желает прийти к высокому уровню жизни. Молодые люди не тешат себя иллюзиями об обязательных способностях и талантах личности. Молодежь видит и понимает, что трудолюбивые и умные люди сегодня в цене. В условиях неизбежной модернизации именно высококвалифицированные кадры призваны воплощать теоретические знания в практические проекты, именно от выпускников вузов сегодня зависит развитие нашей страны. Именно поэтому выбранная тема является актуальной в настоящее время.
Степень научной разработанности проблемы. Основу для создания социологического портрета студента составляют положения и принципы, изложенные в трудах таких ученых как Д. Л. Константиновский, О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов, Д. М. Шакирова, О. В. Рудакова,
Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Н. Д. Сорокина, Г. А. Чередниченко. Жизненные позиции молодежи и ее возможности рассматриваются в работах Ю. А. Зубок, В. И. Чупрова, Л. В. Тарасенко. В современной российской социологии посвящено немало работ, направленных на исследование студенческой молодежи и студенчества: работы А. Н. Семашко, А. С. Власенко, Ю. Р. Вишневского, Л. Я. Рубиной, Г. Е. Зборовского, Е. Г. Слуцкого, В. Т. Лисовского, А. В. Дмитирева, А. А. Козлова, А. Е. Иванова, Т. В. Ищенко, И. А. Зимней. Однако тема предпочтений, жизненных позиций и ориентиров именно работающих студентов раскрыта недостаточно. А в настоящее время совмещение студентами учебы с работой уже становится обыденным явлением.
Целью бакалаврской работы является изучение социального портрета современного работающего студента.
Объектом исследования является студенческая молодежь, предметом - социальный портрет работающего студента, в котором отражаются интересы, ценностные ориентиры, материальные возможности и планы на будущее современных студентов.
Задачи исследования:
1) Изучить социологические традиции моделирования социального портрета.
2) Провести теоретический социологический анализ социальной группы «российское студенчество».
3) Определить социальные характеристики категории «работающий студент».
4) Предложить и описать социальный портрет работающего студента.
Теоретико-методологическая база исследования. Первый подход - ресурсный. Его применение позволяет проанализировать модели карьерного выбора и образовательных стратегий в зависимости от социального статуса, культурного капитала и ресурсного потенциала родительской семьи (Д. Л. Константиновский, О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов, Д. М. Шакирова и др.). В русле ресурсного подхода система образования рассматривается как один из главных механизмов социальной селекции, основу которого составляет принцип ограничения доступа к качественному образованию представителей низкоресурсных социальных групп.
При помощи аксиологического подхода (М. Рокич, О. В. Рудакова, Г. Е. Здравомыслов) изучаются интересы и ценности современных российских студентов. Юношеский возраст является наиболее интенсивным в плане формирования ценностных ориентаций, что не может не оказывать влияния на карьерные ожидания и образовательные стратегии.
При помощи мотивационного подхода (А. К. Маркова, П. М. Якобсон, O. В. Рудакова) изучаются мотивы и причины студентов для обучения, работы и совмещения учебы с работой. Работа в русле мотивационного подхода предполагает, что именно внутренние мотивы являются определяющими при выборе профессии, специальности и для решения совмещать учебу с трудовой деятельностью.
В рамках структурно-функционального подхода (Н. Д. Сорокина, Г. А. Чередниченко), разработанного М. Вебером, Э. Дюргеймом, P. Мертоном, Т. Парсонсом, студенческая молодежь рассматривается с точки зрения заполняемых ею структурных позиций, вследствие чего приобретается социальный статус и соответствующие социальные роли. Работа в русле структурно-функционального подхода дает возможность при составлении комплексного социологического портрета типологизировать студенческое сообщество по типу жизненных стратегий, соответствующих той или иной функции образования (Н. Д. Сорокина).
При помощи историко-генетического подхода происходит изучение происхождения, изменений и особенностей развития студенчества.
Методы исследования: анкетирование (N=200), экспертное интервью
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальный портрет студента - это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. Для получения максимально полной и объективной информации социологический портрет студента должен быть рассмотрен комплексно, так как каждый подход акцентирует внимание исследователя на отдельные группы факторов.
Изучению социального портрета студенчества посвящено немало работ как западных, так и отечественных социологов. Идеи и мысли о социальном портрете студента излагали Д. Л. Константиновский, О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов, Д. М. Шакирова, О. В. Рудакова.
Современная студенческая молодежь выступает интеллектуальным и образовательным потенциалом страны. Исследование студенческой молодежи занимались: Ю. Р. Вишневский, Л. Я. Рубина, Г. Е. Зборовский, Е. Г. Слуцкий, А. А. Козлова, И. А. Зимняя, Т. В. Ищенко. Исследование студенчества позволит выявить проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества и создаст возможность как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для более глубокого понимания ценностей, ориентаций и интересов современной молодежи.
Феномен совмещения учебы в вузе с работой не является новым для современного российского общества и не являлся нонсенсом для общества советского. Студенты, в особенности старших курсов, все чаще стремятся сочетать работу с учебой. Совмещая учебу с трудовой деятельностью, студенты получают трудовой опыт и улучшают свое материальное положение. Однако часто вторичная занятость студента в виде работы негативно влияет на учебный процесс. Отсюда у студента, совмещающего учебу с работой, может возникнуть немало проблем.
Для того чтобы более подробно рассмотреть данные представления, мы провели опрос студентов г. Тольятти, совмещающих работу и учебу.
Гипотезы исследования были построены на основе сравнения двух групп, дифференцированных по половому признаку следующим образом: 50 % - юноши, 50 % - девушки.
Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод, что студенты г. Тольятти, совмещающие учебу и работу, учатся для того, чтобы получить диплом об образовании, желают освоить профессию и сделать карьеру. Четверть опрошенных нами студентов учатся на «хорошо» и «отлично». Большая часть опрошенных студентов учатся на бюджетной основе. Средний возраст студентов, участвовавших в анкетировании, составляет 21 год. Главными ценностями современных студентов являются материальная обеспеченность, качественное образование, здоровье и самореализация. Своими главными жизненными целями опрошенные респонденты видят: наличие крепкой и дружной семьи, устроиться на хорошую работу, иметь верных друзей и обеспечить хорошее будущее своим детям. В свободное время студенты чаще всего общаются с друзьями, гуляют, проводят время в интернете, читают и занимаются спортом. Главной мотивацией к учебе у молодежи является желание получить диплом об образовании. Почти треть опрошенной молодежи собираются работать по специальности, если смогут устроиться на интересующее место работы. Процесс обучения большинство респондентов оценивают «4» из 5. Почти половина опрошенных нами студентов в настоящее время живут с родителями, треть студентов проживают в съёмном жилье. Главной причиной совмещения учебы с работой является решение материальных проблем, а также стремление к материальной независимости от родителей. Можно сделать вывод о том, что в настоящее время главная причина совмещения работы и учебы студентов - неудовлетворительное материальное положение. Среднее количество рабочих часов в неделю у юношей и девушек составляет 29 часов. Заработная плата, которую получают студенты, совмещая учебу с работой, зачастую составляет менее 15 000 рублей. Почти половина опрошенных респондентов при этом работают не по специальности. Чаще всего студенты тратят заработанные деньги на развлечения, еду, коммунальные услуги и одежду. Основные проблемы, которые возникают у студентов, решивших работать, это нехватка времени посещать занятия, некачественная подготовка к экзаменам и отсутствие времени для занятия курсовыми работами. Преимущества совмещения учебы с трудовой деятельностью студенты видят в наличии денег на личные расходы, возможность самореализации и накопление опыта работы.
Мы провели интервью с работодателями города Тольятти, чтобы получить более ясное представление работодателей о студентах, совмещающих учебу с трудовой деятельностью. Исходя из проведенного интервью, можно отметить следующее:
J При приеме на работу работодатели обращают внимание на профессиональные навыки, опыт работы и на наличие/отсутствие вредных привычек.
J Чаще всего, студенты, совмещающие работу с учебой, работают не по специальности и редко занимают руководящие должности.
J Важными качествами специалиста работодатели считают ответственность, исполнительность, доброжелательность и стрессоустойчивость.
J Минусом работы со студентами является непостоянство молодежи и наличие у студентов сессий.
Согласно цели были приведены гипотезы. Некоторые гипотезы подтвердились, например, действительно при приеме на работу наличие высшего образования не играет важной роли. Также плюсами работы со студентами работодатели считают наличие свежего взгляда, активность и желание развиваться. Не подтвердилась же гипотеза о том, что при приеме на работу решающее значение играет наличие опыта.



1. Адамьянц Т. З. Современная молодежь: представления о
действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся: Ежегодник. - 2010. - С. 226¬243.
2. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
3. Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. - 1997. - № 10. - С. 56-69.
4. Власенко А. С. Некоторые вопросы Воспитания студенчества на современном этапе. - М.: 1987. - С. 54.
5. Дидковская Я. В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 132-135.
6. Дюркгейм Э. Социология. - М.: Канон. 2006. - 352 с.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Лотос, 2004. - 480 с.
8. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Воспроизводство интеллектуального капитала в системе высшего образования в условиях изменяющейся социальной реальности // Научные ведомости. - 2013. - № 23. - С. 87-92.
9. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века : Соц.-ист. Судьба. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 8.
10. Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре советского общества: молодежь как общественная группа. - М.: Наука, 1972. - С. 56.
11. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2002. - № 3. - С. 124¬128.
12. Константиновский Д. Л. Молодежь и образование: между свободой выбора и необходимостью. Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ (сборник научных статей). - М.: ЦСП, 2003. - С. 8¬34.
13. Магун В. С., Энговатов М. В. Молодежь: высокие притязания и новые стратегии // Менеджер по персоналу. - 2008. - С. 6-16.
14. Маринов М. Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе. - 2008. - 43 с.
15. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006. - 873 с.
16. Наумова Н. Ф. Философия и социология личности. - М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2006. - 576 с.
17. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.:
Академический Проект, 2002. - 880 с.
18. Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. - Ростов-На-Дону: Изд-во Ростовск.ун-та, 1968. - С. 38.
19. Рубина Л. Я. Советское студенчество: социологический очерк. - М.: Мысль, 1981. - С. 20.
20. Рудакова О. В. Формирование ценностных ориентаций российских
студентов в процесс профессионализации в высшем учебном заведении // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: xn--80aa3akelis.xn--
c1avg/assets/rudakova_ov7.pdf (дата обращения: 27.01.2019).
21. Семашко А. Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. - Киев: Выща школа, 1977. - 157 с.
22. Сорокин П. А. Социологические теории современности. - М.: 1992. - С. 18.
23. Сорокина Н. Д. Перемены в образовании и динамике жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 55.
24. Тарасенко Л. В., Угольницкий Г. А., Дьяченко В. К. Динамическая модель профессиональной социализации студентов // Инженерный вестник
Дона. - 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1653(дата обращения: 21.01.2019).
25. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). - М.: ЦСП и М, 2014. - 560 с.
26. Шакирова Д. М. Школа как агент социальной селекции и мобильности. Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. - 2015. - № 7. - С. 118-122.
27. Шилова Л. С. Образ успеха и жизненные стратегии молодежи. - 2008. - С. 24-36.
28. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Социокультурная преемственность в российской семье (опыт эмпирического исследования). Общественные науки и современность. - 2010. -№ 1. - С. 5 - 27.
29. Bandura A. Social Learning through Imitation. University of Nebraska Press. - 1982. - З02 p.
30. Giddens A. Sociology. Cambridge: Polity Press. - 2001. - 768 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ