Правовые основы механизма финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг
|
Введение 3
Глава 1 Общие вопросы механизма предоставления государственных (муниципальных) услуг и их финансового обеспечения 9
1.1. Понятие и основные характеристики государственного задания 9
1.2. Механизм финансового обеспечения предоставления
государственных услуг учреждениями 19
Глава 2 Анализ правового регулирования вопросов установления государственного задания и его финансового обеспечения 19
2.1. Государственное задание как фактор развития деятельности
государственных учреждений 29
2.2. Правовое регулирование финансового обеспечения выполнения
государственного задания бюджетными и автономными учреждениями 39
Глава 3 Перспективы развития финансово-правового механизма установления государственного задания 53
3.1. Совершенствование организационно-правового механизма
установления государственного задания и его финансового обеспечения 52
3.2. Административная ответственность в области установления и
выполнения государственного задания 62
Заключение 70
Список используемой литературы 75
Глава 1 Общие вопросы механизма предоставления государственных (муниципальных) услуг и их финансового обеспечения 9
1.1. Понятие и основные характеристики государственного задания 9
1.2. Механизм финансового обеспечения предоставления
государственных услуг учреждениями 19
Глава 2 Анализ правового регулирования вопросов установления государственного задания и его финансового обеспечения 19
2.1. Государственное задание как фактор развития деятельности
государственных учреждений 29
2.2. Правовое регулирование финансового обеспечения выполнения
государственного задания бюджетными и автономными учреждениями 39
Глава 3 Перспективы развития финансово-правового механизма установления государственного задания 53
3.1. Совершенствование организационно-правового механизма
установления государственного задания и его финансового обеспечения 52
3.2. Административная ответственность в области установления и
выполнения государственного задания 62
Заключение 70
Список используемой литературы 75
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена выбором вектора политики нашего государства на создание условий достойной жизни граждан. Российская Федерация является социальным государством. Данная гарантия закреплена статьей седьмой Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [1].
Право, как и общество находятся в постоянном развитии. По мере развития общества происходит поступательное развитие права, совершенствуется правовое воздействие на общественные отношения, соответственно, появляются новые направления такого воздействия, требующие нормативной регламентации. Потребность общества в повышении эффективности бюджетных расходов возникла в 90-х годах прошлого века: полусоветская социальная сфера, недостаток финансовых ресурсов, отсутствие регламентации в системе оказания государственных услуг, несоответствие действующего механизма бюджетного финансирования государственных учреждений требованиям рыночной экономики.
Управление системой предоставления государственных (муниципальных) услуг находится в ведении различных государственных и муниципальных органов, деятельность которых предполагает комплексный подход к правовому регулированию исследуемого вопроса [3, 6].
Сформированный в настоящее время правовой механизм предоставления государственных (муниципальных) услуг и их финансового обеспечения имеет определенные недостатки, в том числе в части несогласованности нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней, пробелов в регулировании базовых вопросов, нестабильность установленных правовых норм.
Актуальность исследования продиктована противоречиями между существующей нормативной правовой базой («нормами сознательного порядка») и практикой применения («укорененными в обществе нормами спонтанных порядков») [144]. Практика применения норм законодательства в сфере государственных (муниципальных) услуг выявила правовые коллизии и пробелы регулирования. Период времени, прошедший с момента декларации необходимости финансирования результата, а не расходов, позволяет подвести определенные итоги, обозначить проблемы и предложить пути совершенствования.
Установка государства на реформирование системы государственного управления и повышение качества жизни в России предопределяет необходимость углубления теории предоставления и финансирования государственных услуг, поиска эффективных правовых решений регламентации в данной области.
Вопросы бюджетных услуг в большей степени разработаны зарубежными авторами, такими, как Барбер М., Хилл Т., Полачек Р., Самуэльсон П. [192, 193, 195, 196]. Российские авторы уделяют данной научной теме недостаточное внимание.
Значимый вклад в становление и развитие теории финансового, в том числе и бюджетного права внесли следующие авторы: Винницкий Д.В., Грачева Е.Ю., Карасева М.В., Комягин Д.Л., Конюхова Т.В., Крохина Ю.А., Лушникова М.В, Лушников А.М, Химичева Н.А. [138, 139, 145, 147, 148, 149, 150, 152, 171].
В учебной литературе вопросы правового обеспечения механизма предоставления государственных (муниципальных) услуг и их финансирования рассматриваются рамочно при изучении темы «Расходы бюджетов».
Несмотря на актуальность развития системы государственных услуг и их бюджетного обеспечения в научной литературе проблема правового регулирования данных вопросов освещена еще недостаточно.
Проблемы правового обеспечения указанных вопросов разрабатывались в большей степени в диссертационных работах, монографиях и научных статьях [164, 169, 172]. Особо можно отметить работы Исакова А.Р., Карандаева И.Ю., Писаревой Е.Г., Рычковой И.Н., посвященные исследованию теоретических и практических вопросов [142, 146, 155, 156, 157, 158, 159, 162].
Для целей данного исследования значимым стало обращение к работе Шмиголь Н.С. «Финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в условиях инновационной экономики (зарубежный опыт)» [173], в которой изложены основные подходы к реорганизации сектора общественных услуг в рыночных условиях, и работам специалистов, непосредственно участвовавших в планировании и проведении реформ: Алашкевича М.Ю., Лаврова А.М., Саакян Т.В. [134, 135, 170, 151, 163].
Проблемам финансовых правоотношений с участием государственных учреждений в период совершенствования их правового статуса посвящены немало работ Писаревой Е.Г [155, 156, 157]. В своей кандидатской диссертации указанный автор обоснованно делает вывод, что «основной субъективной юридической обязанностью государственных учреждений в бюджетных правоотношениях в части осуществления их расходов из бюджетов бюджетной системы РФ является использование таковых финансовых средств в соответствии с целями своей деятельности, направленной, прежде всего, на выполнение государственного задания по представлению широкого круга государственных услуг» [158]. Вопросы государственного задания как инструмента управления системой предоставления государственных услуг в Российской Федерации исследованы Сизовой О.В. [165, 166, 167, 168].
Нельзя не согласиться с выводом, что «до сих пор сохраняется ряд препятствий к тому, чтобы государственное задание стало эффективным инструментом» [168]. При этом интерес к совершенствованию механизма государственных заданий в большей степени проявлялся научным сообществом в 2007-2015 годах [137, 140, 153, 154, 160], а в последние годы, проводимые Минфином России реформы не имеют необходимой степени изучения и оценки.
Целью магистерской диссертации является комплексное исследование теоретических и практических основ установления государственного задания, его финансового обеспечения и формирование на этой основе предложений о совершенствовании законодательства в исследуемом направлении, а также выявление и методологическая оценка нормативного регулирования инструментов финансового обеспечения государственных услуг.
В рамках исследования поставлены следующие задачи:
- выявить нормативно-правовые основания формирования государственного задания и его финансового обеспечения;
- дать оценку методике формирования общероссийских базовых перечней государственных и муниципальных услуг;
- исследовать принципы нормативного регулирования вопросов формирования государственного задания и его финансового обеспечения, выявить пробелы нормативного регулирования указанных вопросов, обосновать необходимость совершенствования нормативной правовой базы;
- разработать предложения по созданию эффективной системы нормативного регулирования вопросов формирования государственного задания и его финансового обеспечения.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере предоставления услуг учреждениями.
Предмет исследования: правовые нормы, регламентирующие порядок установления задания на выполнение услуг и его финансового обеспечения.
Практическая значимость диссертационного исследования:
- сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере;
- выявлены проблемы применения законодательства об административной ответственности по исследуемым вопросам;
- даны предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты по теме диссертации.
Теоретические разработки в рамках данного исследования могут быть использованы при формировании нормативно-правового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг и при разрешении административных споров по теме исследования.
Также результаты диссертации могут быть использованы при разработке учебных материалов по вопросам бюджетного права для высших учебных заведений.
Методологической основой исследования стала система общенаучных и частно-научных методов познания: индукция и дедукция, системный, логический, структурный, сравнительный анализ, формально-юридический.
Научная работа имеет следующие методологические ограничения:
1. Для целей исследования понятия «государственное учреждение» и «муниципальное учреждение», «государственное задание» и «муниципальные задание», «государственные услуги» и «муниципальные услуги» являются идентичными, в работе применяются обобщающие понятия «учреждение», «госзадание», «задание», «услуги». Исследование направлено на вопросы правового обеспечения установления госзадания и его финансирования.
2. В рамках установления задания рассматривается правовое обеспечение как услуг, так и работ, оказываемых (выполняемых) учреждениями.
3. Работа посвящена изучению правового обеспечения механизма установления задания бюджетным и автономным учреждениям на федеральном и субъектовом уровне. Из поля научного исследования исключен муниципальный уровень и вопросы установления госзадания казенным учреждениям.
Теоретической основой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов в исследуемой сфере, материалы научных публикаций, статьи по выбранной теме, размещенные в периодических изданиях, на официальных сайтах в сети Интернет.
Нормативную базу исследования составили:
- Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной государственной власти и субъектов Российской Федерации.
Научная новизна магистерской диссертации обусловлена комплексностью исследования правовой системы государственных заданий, проведен сравнительный анализ нормативного правого обеспечения механизма установления государственного задания и его финансового обеспечения на уровне федерации и субъектов Российской Федерации, а также формированием предложений по совершенствованию действующих правовых норм в исследуемом вопросе.
Структура магистерской диссертации сформирована с учетом целей и задач исследования, работа включает в себя введение, три главы, состоящих из шести параграфов, заключение, список используемой литературы.
Право, как и общество находятся в постоянном развитии. По мере развития общества происходит поступательное развитие права, совершенствуется правовое воздействие на общественные отношения, соответственно, появляются новые направления такого воздействия, требующие нормативной регламентации. Потребность общества в повышении эффективности бюджетных расходов возникла в 90-х годах прошлого века: полусоветская социальная сфера, недостаток финансовых ресурсов, отсутствие регламентации в системе оказания государственных услуг, несоответствие действующего механизма бюджетного финансирования государственных учреждений требованиям рыночной экономики.
Управление системой предоставления государственных (муниципальных) услуг находится в ведении различных государственных и муниципальных органов, деятельность которых предполагает комплексный подход к правовому регулированию исследуемого вопроса [3, 6].
Сформированный в настоящее время правовой механизм предоставления государственных (муниципальных) услуг и их финансового обеспечения имеет определенные недостатки, в том числе в части несогласованности нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней, пробелов в регулировании базовых вопросов, нестабильность установленных правовых норм.
Актуальность исследования продиктована противоречиями между существующей нормативной правовой базой («нормами сознательного порядка») и практикой применения («укорененными в обществе нормами спонтанных порядков») [144]. Практика применения норм законодательства в сфере государственных (муниципальных) услуг выявила правовые коллизии и пробелы регулирования. Период времени, прошедший с момента декларации необходимости финансирования результата, а не расходов, позволяет подвести определенные итоги, обозначить проблемы и предложить пути совершенствования.
Установка государства на реформирование системы государственного управления и повышение качества жизни в России предопределяет необходимость углубления теории предоставления и финансирования государственных услуг, поиска эффективных правовых решений регламентации в данной области.
Вопросы бюджетных услуг в большей степени разработаны зарубежными авторами, такими, как Барбер М., Хилл Т., Полачек Р., Самуэльсон П. [192, 193, 195, 196]. Российские авторы уделяют данной научной теме недостаточное внимание.
Значимый вклад в становление и развитие теории финансового, в том числе и бюджетного права внесли следующие авторы: Винницкий Д.В., Грачева Е.Ю., Карасева М.В., Комягин Д.Л., Конюхова Т.В., Крохина Ю.А., Лушникова М.В, Лушников А.М, Химичева Н.А. [138, 139, 145, 147, 148, 149, 150, 152, 171].
В учебной литературе вопросы правового обеспечения механизма предоставления государственных (муниципальных) услуг и их финансирования рассматриваются рамочно при изучении темы «Расходы бюджетов».
Несмотря на актуальность развития системы государственных услуг и их бюджетного обеспечения в научной литературе проблема правового регулирования данных вопросов освещена еще недостаточно.
Проблемы правового обеспечения указанных вопросов разрабатывались в большей степени в диссертационных работах, монографиях и научных статьях [164, 169, 172]. Особо можно отметить работы Исакова А.Р., Карандаева И.Ю., Писаревой Е.Г., Рычковой И.Н., посвященные исследованию теоретических и практических вопросов [142, 146, 155, 156, 157, 158, 159, 162].
Для целей данного исследования значимым стало обращение к работе Шмиголь Н.С. «Финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг в условиях инновационной экономики (зарубежный опыт)» [173], в которой изложены основные подходы к реорганизации сектора общественных услуг в рыночных условиях, и работам специалистов, непосредственно участвовавших в планировании и проведении реформ: Алашкевича М.Ю., Лаврова А.М., Саакян Т.В. [134, 135, 170, 151, 163].
Проблемам финансовых правоотношений с участием государственных учреждений в период совершенствования их правового статуса посвящены немало работ Писаревой Е.Г [155, 156, 157]. В своей кандидатской диссертации указанный автор обоснованно делает вывод, что «основной субъективной юридической обязанностью государственных учреждений в бюджетных правоотношениях в части осуществления их расходов из бюджетов бюджетной системы РФ является использование таковых финансовых средств в соответствии с целями своей деятельности, направленной, прежде всего, на выполнение государственного задания по представлению широкого круга государственных услуг» [158]. Вопросы государственного задания как инструмента управления системой предоставления государственных услуг в Российской Федерации исследованы Сизовой О.В. [165, 166, 167, 168].
Нельзя не согласиться с выводом, что «до сих пор сохраняется ряд препятствий к тому, чтобы государственное задание стало эффективным инструментом» [168]. При этом интерес к совершенствованию механизма государственных заданий в большей степени проявлялся научным сообществом в 2007-2015 годах [137, 140, 153, 154, 160], а в последние годы, проводимые Минфином России реформы не имеют необходимой степени изучения и оценки.
Целью магистерской диссертации является комплексное исследование теоретических и практических основ установления государственного задания, его финансового обеспечения и формирование на этой основе предложений о совершенствовании законодательства в исследуемом направлении, а также выявление и методологическая оценка нормативного регулирования инструментов финансового обеспечения государственных услуг.
В рамках исследования поставлены следующие задачи:
- выявить нормативно-правовые основания формирования государственного задания и его финансового обеспечения;
- дать оценку методике формирования общероссийских базовых перечней государственных и муниципальных услуг;
- исследовать принципы нормативного регулирования вопросов формирования государственного задания и его финансового обеспечения, выявить пробелы нормативного регулирования указанных вопросов, обосновать необходимость совершенствования нормативной правовой базы;
- разработать предложения по созданию эффективной системы нормативного регулирования вопросов формирования государственного задания и его финансового обеспечения.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере предоставления услуг учреждениями.
Предмет исследования: правовые нормы, регламентирующие порядок установления задания на выполнение услуг и его финансового обеспечения.
Практическая значимость диссертационного исследования:
- сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере;
- выявлены проблемы применения законодательства об административной ответственности по исследуемым вопросам;
- даны предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты по теме диссертации.
Теоретические разработки в рамках данного исследования могут быть использованы при формировании нормативно-правового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг и при разрешении административных споров по теме исследования.
Также результаты диссертации могут быть использованы при разработке учебных материалов по вопросам бюджетного права для высших учебных заведений.
Методологической основой исследования стала система общенаучных и частно-научных методов познания: индукция и дедукция, системный, логический, структурный, сравнительный анализ, формально-юридический.
Научная работа имеет следующие методологические ограничения:
1. Для целей исследования понятия «государственное учреждение» и «муниципальное учреждение», «государственное задание» и «муниципальные задание», «государственные услуги» и «муниципальные услуги» являются идентичными, в работе применяются обобщающие понятия «учреждение», «госзадание», «задание», «услуги». Исследование направлено на вопросы правового обеспечения установления госзадания и его финансирования.
2. В рамках установления задания рассматривается правовое обеспечение как услуг, так и работ, оказываемых (выполняемых) учреждениями.
3. Работа посвящена изучению правового обеспечения механизма установления задания бюджетным и автономным учреждениям на федеральном и субъектовом уровне. Из поля научного исследования исключен муниципальный уровень и вопросы установления госзадания казенным учреждениям.
Теоретической основой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов в исследуемой сфере, материалы научных публикаций, статьи по выбранной теме, размещенные в периодических изданиях, на официальных сайтах в сети Интернет.
Нормативную базу исследования составили:
- Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной государственной власти и субъектов Российской Федерации.
Научная новизна магистерской диссертации обусловлена комплексностью исследования правовой системы государственных заданий, проведен сравнительный анализ нормативного правого обеспечения механизма установления государственного задания и его финансового обеспечения на уровне федерации и субъектов Российской Федерации, а также формированием предложений по совершенствованию действующих правовых норм в исследуемом вопросе.
Структура магистерской диссертации сформирована с учетом целей и задач исследования, работа включает в себя введение, три главы, состоящих из шести параграфов, заключение, список используемой литературы.
Исследование теории и практики предоставления госуслуг в части установления госзадания и определения объема его финансирования позволило выявить правовые пробелы и предложить пути совершенствования механизма госзаданий. Обобщение специальной литературы позволило сделать вывод о том, что научным сообществом не выработаны единые подходы по исследуемой теме.
Анализ нормативно-правовой базы показал, что законодателем проведена значительная нормотворческая работа, позволяющая механизму госзаданий функционировать. В то же время в ходе исследования выявлены следующие недостатки правовой базы:
- смешение основополагающих понятий в сфере обеспечения финансирования государственных услуг;
- неоправданная «демократичность» БК РФ по вопросам, требующим единого регулирования;
- несогласованность отдельных норм БК РФ и подзаконных актов;
- не проработанность норм, направленных на развитие конкуренции;
- правовая неопределенность, которая не позволяет обеспечить надлежащий уровень индивидуализации административной и финансовой ответственности субъектов механизма госзадания;
- отсутствие комплексного методического регулирования со стороны Минфина России.
Исследование правовой основы механизма нормативного финансирования госуслуг позволило определить, что важнейшим преимуществом системы госзаданий является гарантированность оплаты госуслуги за счет средств бюджета независимо от материального положения ее получателя. Для обеспечения полноты правого регулирования нормативного финансирования госуслуг предложена стандартизация соответствующих услуг/работ, предусматривающая утверждение как показателей качества, так и натуральных норм, отраслевых коэффициентов.
Результатом анализа специальной литературы, правовых актов, методических разъяснений и практики стал вывод о том, что эффективному функционированию механизма бюджетирования, ориентированного на результат, мешает отсутствие продуманности деталей и взвешенности подходов:
- существующий порядок определения нормативных затрат содержит концептуальное противоречие: расчет должен основываться на натуральных нормах, обеспечивающих должное качество предоставляемых услуг, но не применим, если превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств;
- распределение количественных показателей между учреждениями в первую очередь направлено на сохранение необходимых объемов финансирования подведомственной сети, а не на соблюдение принципа эффективности бюджетных расходов;
- множественность подходов к предоставлению госуслуг не позволила обеспечить унификацию услуг/работ и выработать универсальные механизмы определения объемов финансирования.
Результаты исследования правовой регламентации порядка определения объема финансового обеспечения госзаданий на примере Российской Федерации и 85 регионов позволили сформулировать направления по совершенствованию теоретико-методологических подходов. Предложен усовершенствованный вариант формы государственного (муниципального) задания и формул для определения базовых нормативов затрат, нормативных затрат, объема финансового обеспечения выполнения госзадания, в том числе при невыполнении показателей задания . Систематизация данных в форме госзадания обеспечивает репрезентативный учет необходимых позиций и повышает доступность документа для формирования и применения как учредителем, так и учреждением. Предлагаемая правовая регламентация вопросов финансирования обеспечивает взаимосвязь объемных и качественных показателей госзадания с объемами бюджетных расходов и позволяет нормативно формализовать идею реформы «деньги следуют за результатом». Авторский подход ориентирован на учет практических вопросов, не нашедших в действующем законодательстве и методическом обеспечении своего разрешения.
Обосновано, что базой для нормативного реформирования механизма госзаданий должно стать совершенствование общероссийских классификаторов государственных (муниципальных) услуг и работ:
- включение работ, как это было ранее, в общероссийский классификатор;
- унификация наименования и содержания госуслуг/работ в общероссийских перечнях;
- введение оценки качества оказания госуслуг/работ по стандартизированным критериям;
- установление натуральных норм, отраслевых коэффициентов к госуслугам/работам, позволяющих на практике эффективно определять стоимость услуг/работ.
Для обеспечения надлежащей обоснованности проведение данной работы должно иметь системный характер и основываться на научном подходе с привлечением экспертного сообщества, представленного органами власти, учреждениями, потребителями, специалистами в сферах экономики и бюджетного права. Задачей унификации наименования услуг/работ и их содержания является установление гражданам равных возможностей к получению социальных услуг одинакового наполнения на всей территории страны.
В результате проведенного исследования предлагается на федеральном уровне централизовать правовое регулирование однородных общественных отношений, связанных с установлением госзадания и его финансированием:
- форма госзадания, порядок его оценки, форма отчетности;
- порядок расчета базовых нормативов затрат и нормативных затрат;
- утверждение стандартов услуг/работ, натуральных норм расходов, отраслевых коэффициентов, базовых нормативов затрат;
- порядок определения объема субсидии;
- порядок возмещения расходов бюджета в связи с не достижением учреждением объемных и/или качественных показателей госзадания, источник возмещения затрат бюджета;
- использование средств субсидии на финансовое обеспечение
госзадания при ликвидации учреждения.
Преимуществом предлагаемого перераспределения полномочий является обеспечение единых подходов по реализации правоотношений при оказании однообразных услуг гражданам на всей территории страны.
Анализ практики применения административной ответственности в исследуемой сфере выявила, что по-прежнему остается актуальным вопрос справедливости и соразмерности наказания правонарушению. Считаем, что первейшей проблемой является установление административной ответственности в условиях размытости нормативного обеспечения механизма госзаданий. Вторичным является выбор контролирующими органами между предупреждением и штрафом преимущественно последнего, даже без должных оснований, вытекающих из сути правонарушения. Зачастую контролирующие органы несоразмерно масштабу проступка предписывали выплатить учреждению штраф в миллионы рублей. В связи с чем необходимо принятие мер, направленных на регулирование вопросов определение финансового обеспечения госзадания и объема возвращаемой субсидии при его невыполнении. В качестве мер по совершенствованию применения административных наказаний по вопросам установления должностными лицами органа-учредителя госзаданий и их финансового обеспечения, а также невыполнения объемных и качественных показателей госзадания учреждениями предложено:
- при введении в расчет объема финансового обеспечения госзадания расходов на обеспечение качества услуги/работы необходимо введение административной ответственности должностных лиц за нарушение установленного порядка расчета в виде штрафов, с одновременной отменой наказания бюджетных и автономных учреждений по ст. 15.15.5 КоАП РФ. Ответственность учреждения при невыполнении показателей качества будет заключаться в возврате части субсидии в объеме, соответствующем не достижению заданных значений (с учетом допустимых отклонений). Введение в КоАП РФ данного состава административного правонарушения потребует уточнения положений статьи 69.2 БК РФ;
- ввести норму обвязывающую правоприменителя должным образом анализировать масштабы проступка и степень угрозы охраняемым общественным отношениям и обосновывать свою позицию, почему назначается административный штраф, а не предупреждение.
В целом можно сделать вывод, что перспективы развития правового механизма установления государственных заданий связаны с комплексным совершенствованием действующего законодательства, направленным на повышение результативности использования бюджетных средств и обеспечение необходимого контроля. В качестве итога проведенного исследования следует отметить, что предложенные изменения правового регулирования и отдельных юридических норм конечной целью имеют повышение качества предоставления госуслуг гражданам.
Теоретические разработки, сделанные в рамках данного исследования, могут использоваться при формировании нормативно-правового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, а также при разработке учебных материалов по вопросам бюджетного права для высших учебных заведений.
Анализ нормативно-правовой базы показал, что законодателем проведена значительная нормотворческая работа, позволяющая механизму госзаданий функционировать. В то же время в ходе исследования выявлены следующие недостатки правовой базы:
- смешение основополагающих понятий в сфере обеспечения финансирования государственных услуг;
- неоправданная «демократичность» БК РФ по вопросам, требующим единого регулирования;
- несогласованность отдельных норм БК РФ и подзаконных актов;
- не проработанность норм, направленных на развитие конкуренции;
- правовая неопределенность, которая не позволяет обеспечить надлежащий уровень индивидуализации административной и финансовой ответственности субъектов механизма госзадания;
- отсутствие комплексного методического регулирования со стороны Минфина России.
Исследование правовой основы механизма нормативного финансирования госуслуг позволило определить, что важнейшим преимуществом системы госзаданий является гарантированность оплаты госуслуги за счет средств бюджета независимо от материального положения ее получателя. Для обеспечения полноты правого регулирования нормативного финансирования госуслуг предложена стандартизация соответствующих услуг/работ, предусматривающая утверждение как показателей качества, так и натуральных норм, отраслевых коэффициентов.
Результатом анализа специальной литературы, правовых актов, методических разъяснений и практики стал вывод о том, что эффективному функционированию механизма бюджетирования, ориентированного на результат, мешает отсутствие продуманности деталей и взвешенности подходов:
- существующий порядок определения нормативных затрат содержит концептуальное противоречие: расчет должен основываться на натуральных нормах, обеспечивающих должное качество предоставляемых услуг, но не применим, если превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств;
- распределение количественных показателей между учреждениями в первую очередь направлено на сохранение необходимых объемов финансирования подведомственной сети, а не на соблюдение принципа эффективности бюджетных расходов;
- множественность подходов к предоставлению госуслуг не позволила обеспечить унификацию услуг/работ и выработать универсальные механизмы определения объемов финансирования.
Результаты исследования правовой регламентации порядка определения объема финансового обеспечения госзаданий на примере Российской Федерации и 85 регионов позволили сформулировать направления по совершенствованию теоретико-методологических подходов. Предложен усовершенствованный вариант формы государственного (муниципального) задания и формул для определения базовых нормативов затрат, нормативных затрат, объема финансового обеспечения выполнения госзадания, в том числе при невыполнении показателей задания . Систематизация данных в форме госзадания обеспечивает репрезентативный учет необходимых позиций и повышает доступность документа для формирования и применения как учредителем, так и учреждением. Предлагаемая правовая регламентация вопросов финансирования обеспечивает взаимосвязь объемных и качественных показателей госзадания с объемами бюджетных расходов и позволяет нормативно формализовать идею реформы «деньги следуют за результатом». Авторский подход ориентирован на учет практических вопросов, не нашедших в действующем законодательстве и методическом обеспечении своего разрешения.
Обосновано, что базой для нормативного реформирования механизма госзаданий должно стать совершенствование общероссийских классификаторов государственных (муниципальных) услуг и работ:
- включение работ, как это было ранее, в общероссийский классификатор;
- унификация наименования и содержания госуслуг/работ в общероссийских перечнях;
- введение оценки качества оказания госуслуг/работ по стандартизированным критериям;
- установление натуральных норм, отраслевых коэффициентов к госуслугам/работам, позволяющих на практике эффективно определять стоимость услуг/работ.
Для обеспечения надлежащей обоснованности проведение данной работы должно иметь системный характер и основываться на научном подходе с привлечением экспертного сообщества, представленного органами власти, учреждениями, потребителями, специалистами в сферах экономики и бюджетного права. Задачей унификации наименования услуг/работ и их содержания является установление гражданам равных возможностей к получению социальных услуг одинакового наполнения на всей территории страны.
В результате проведенного исследования предлагается на федеральном уровне централизовать правовое регулирование однородных общественных отношений, связанных с установлением госзадания и его финансированием:
- форма госзадания, порядок его оценки, форма отчетности;
- порядок расчета базовых нормативов затрат и нормативных затрат;
- утверждение стандартов услуг/работ, натуральных норм расходов, отраслевых коэффициентов, базовых нормативов затрат;
- порядок определения объема субсидии;
- порядок возмещения расходов бюджета в связи с не достижением учреждением объемных и/или качественных показателей госзадания, источник возмещения затрат бюджета;
- использование средств субсидии на финансовое обеспечение
госзадания при ликвидации учреждения.
Преимуществом предлагаемого перераспределения полномочий является обеспечение единых подходов по реализации правоотношений при оказании однообразных услуг гражданам на всей территории страны.
Анализ практики применения административной ответственности в исследуемой сфере выявила, что по-прежнему остается актуальным вопрос справедливости и соразмерности наказания правонарушению. Считаем, что первейшей проблемой является установление административной ответственности в условиях размытости нормативного обеспечения механизма госзаданий. Вторичным является выбор контролирующими органами между предупреждением и штрафом преимущественно последнего, даже без должных оснований, вытекающих из сути правонарушения. Зачастую контролирующие органы несоразмерно масштабу проступка предписывали выплатить учреждению штраф в миллионы рублей. В связи с чем необходимо принятие мер, направленных на регулирование вопросов определение финансового обеспечения госзадания и объема возвращаемой субсидии при его невыполнении. В качестве мер по совершенствованию применения административных наказаний по вопросам установления должностными лицами органа-учредителя госзаданий и их финансового обеспечения, а также невыполнения объемных и качественных показателей госзадания учреждениями предложено:
- при введении в расчет объема финансового обеспечения госзадания расходов на обеспечение качества услуги/работы необходимо введение административной ответственности должностных лиц за нарушение установленного порядка расчета в виде штрафов, с одновременной отменой наказания бюджетных и автономных учреждений по ст. 15.15.5 КоАП РФ. Ответственность учреждения при невыполнении показателей качества будет заключаться в возврате части субсидии в объеме, соответствующем не достижению заданных значений (с учетом допустимых отклонений). Введение в КоАП РФ данного состава административного правонарушения потребует уточнения положений статьи 69.2 БК РФ;
- ввести норму обвязывающую правоприменителя должным образом анализировать масштабы проступка и степень угрозы охраняемым общественным отношениям и обосновывать свою позицию, почему назначается административный штраф, а не предупреждение.
В целом можно сделать вывод, что перспективы развития правового механизма установления государственных заданий связаны с комплексным совершенствованием действующего законодательства, направленным на повышение результативности использования бюджетных средств и обеспечение необходимого контроля. В качестве итога проведенного исследования следует отметить, что предложенные изменения правового регулирования и отдельных юридических норм конечной целью имеют повышение качества предоставления госуслуг гражданам.
Теоретические разработки, сделанные в рамках данного исследования, могут использоваться при формировании нормативно-правового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, а также при разработке учебных материалов по вопросам бюджетного права для высших учебных заведений.
Подобные работы
- Методика расчета субсидии для финансирования муниципального задания бюджетным дошкольным образовательным учреждениям
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ДУБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ: НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Реализация принципа «одного окна» при оказании государственных и муниципальных услуг
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РАСЧЕТА НОРМАТИВА ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Бюджетное обеспечение муниципальных казённых учреждений(Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2300 р. Год сдачи: 2019 - Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Стандарты качества государственных (и муниципальных) услуг в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



