Деятельность Хабаровского края по развитию системы образования в регионе (Управление проектами в государственном и муниципальном управлении, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Работа сделана на примере Министерства образования и науки Хабаровского края.
Введение 3
1. Теоретические и нормативно-правовые основы исследования системы образования в России 6
1.1 Система образования в РФ 6
1.2 Нормативно-правовые основы развития системы образования 9
2. Оценка деятельности Хабаровского края по развитию системы образования в регионе 13
2.1 Анализ деятельности Министерства образования и науки Хабаровского края по развитию системы образования в регионе 13
2.2 Показатели развития системы образования Хабаровского края 18
3. Проект совершенствования деятельности Министерства образования и науки Хабаровского края по развитию системы образования 30
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Актуальность темы представленной работы обусловлена тем, что в условиях социально-экономических изменений и модернизации системы образования проблема управления качеством образования становится все более острой. Отношение к качеству образования как к важнейшему фактору повышения уровня жизни, принимая экономику, общество, окружающую среду, здоровье, экономию и безопасность как национальную концепцию, как категорию, определяющую успешное развитие человека и общества.
Все более интеллектуальное производство, появление рынка образовательных услуг и развитие информационных технологий оказали серьезное влияние на осознание качества образования как проблемы образования в современном обществе.
В современном понимании качество образования - это не только знания ученика, соответствующие национальным стандартам, но и успешная работа самого учебного заведения, его конкурентоспособность, а также деятельность каждого преподавателя и администратора по обеспечению качества образовательных услуг.
Развитие так называемой «универсальной философии качества» в последние десятилетия также связано с неотложной реализацией вопросов качества образования. В рамках данной концепции традиционное понятие качества переосмысливается как степень соответствия стандарту, в нашем случае это образование, то есть степень удовлетворенности потребителей предоставляемыми образовательными услугами. В контексте этого подхода качество образования в школах ХХI века. Он определяется как соотношение целей и результатов, выраженное в виде набора характеристик, отражающих уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и реализации образовательного процесса, а также условия, в которых он происходит.
Цель образования - развивать таланты детей и взрослых в их собственных интересах и на благо общества в целом. На наш взгляд, нынешняя форма обучения - явление сложное, природа которого формировалась тысячелетиями. Сфера образования является наиболее активной сферой в развитии связей с общественностью. Образовательные учреждения всегда были «спусковым крючком» для наиболее духовно развитой части общества, стремящегося к прогрессу.
Эта тема актуальна и в наше время, ведь сфера образования - это фундамент человеческого развития, и нельзя развиваться, не пройдя через эту сферу. В связи с этим государство признает важность образования и стремится регулировать эту сферу общественных отношений. Тем не менее, в сфере надзора за образовательными отношениями бывают случаи, когда такой надзор нарушает основные принципы и нормы закона, и исследователи не останутся без внимания. Кроме того, эта тема была выбрана из-за возможности предложить решения некоторых из этих проблем.
Анализ изученных источников и литературы. В научной литературе можно найти значительное число работ, посвящённых реформам в сфере образования. Проблемы и перспективы российского образования исследовались в работах Бордовского Г.А., Дружилова А.С., Ильинского И.М., Маленкова Ю.А., плюсы и минусы Болонского процесса в российском высшем образовании - в работах Гретченко А.И., Вострикова В.Н., Либина И., Лищук Е.Н., Савченко Н.В., Савченко А.П., Плаксий В.И., Шевченко Н.Н.
Цель курсовой работы – разработка проекта совершенствования деятельности Министерства образования и науки Хабаровского края по развитию системы образования в регионе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
– описать теоретические и нормативно-правовые основы исследования системы образования в России;
– провести анализ деятельности Министерства образования и науки Хабаровского края по развитию системы образования в регионе;
– разработать проект совершенствования деятельности Министерства образования и науки Хабаровского края по развитию системы образования.
Объект исследования – современная система образования в Российской Федерации.
Предмет исследования – совершенствование деятельности Министерства образования и науки Хабаровского края по развитию системы образования.
Методология и методика исследования. Для решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач применялись методы монографического, системного, логического, статистического, структурно- функционального анализа и другие общенаучные методы исследования.
Нормативную основу исследования составили федеральные законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, закон и постановления Министерства образования и науки Хабаровского края и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные мероприятия по совершенствованию деятельности Министерства образования и науки Хабаровского края по развитию системы образования в регионе могут быть применены другими муниципальными образованиями.
Хронологические рамки исследования – 3 года.
Сейчас российское общество перестраивается, его ценности и цели переоцениваются. Эти изменения также привели к демократизации образования. Новые концепции гуманизации, индивидуализации и гражданского образования имеют место в образовательном процессе. Во многом это связано с изменениями в различных типах образовательных учреждений и образовательных программ, которые напрямую связаны с развитием региональной системной сети негосударственных образовательных учреждений в России.
В настоящее время перед Россией стоит задача создания системы образования, воспроизводящей культурный и интеллектуальный потенциал, освобождающей общество от кризиса и обеспечивающей необходимое безопасное пространство для вхождения в мир, в том числе образовательное.
Россия накопила мощный образовательный потенциал и разработала собственные очень эффективные традиции подготовки специалистов, способствующие культурному и образовательному развитию населения. Поэтому перед российским образованием в целом стоит чрезвычайно сложная задача в решении проблемы просвещения населения России.
Изучив проблемы и перспективы развития образования в России, мы пришли к выводу, что в образовании достаточно «черных пятен», которые необходимо ликвидировать. Принимая новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», политики надеются, что новая система образования выведет Россию на новый уровень. Новый закон полностью соответствует требованиям современного общества и направлен на гуманизацию образования.
Новые образовательные стандарты призваны развивать личные качества учащихся и способствовать углубленным исследованиям по общеобразовательным предметам.
В результате написания работы был предложен проект «Создание динамичной модели обучения инженерному предпринимательству школьников и молодежи на базе опорного вуза региона».
По приоритетному направлению деятельности – инженерному образованию. В ходе реализации планируется разработка, апробация и внедрение новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с направлениями социально-экономического развития Российской Федерации.
Результаты реализации проекта в формате методического комплекта могут быть использованы педагогами и руководителями при организации самообразования и как инструмент управления качеством образования в системах образования регионов России. Инновационные продукты станут институциональным регулятором для решения обозначенной проблемы по развитию у обучающихся основ инженерного мышления, ранней профессиональной ориентации. Совокупность продуктов проекта позволяют выстраивать нормативно общие способы действия образовательных организаций для решения проблемы. Целевая аудитория (благополучатели результатов реализации проекта): педагогические работники и руководители образовательных организаций, специалисты и руководители учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, органов управления образованием.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ: Электронный ресурс. – Режим доступа : Система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
3. Государственная программа Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае» Электронный ресурс. – Режим доступа : Система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
4. Аманацкий, Ю.В. Современное отечественное образование в системе национальной безопасности России / Ю.В. Аманацкий // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 3. С. 88-95.
5. Андреева Т.А. Модернизация системы образования в России / Т.А. Андреева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-2. С. 438-444.
6. Безуглая, Т.И. Содержание понятия «образование» / Т.И. Безуглая // Евразийский союз ученых. 2017. № 11-2 (44). С. 16-19.
7. Давлатмуродов, Ш.Ш. Концепция образования в современной России / Ш.Ш. Давлатмуродов // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 14. С. 312-316.
8. Горбенко, А.О. Система интенсивного обучения в высших учебных заведениях. Теория и практика / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова ; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова .–КУРС, 2019 .– 240 с.
9. Ковальчук, О.В. Методологические аспекты оценки эффективности образовательной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. С. 87-88
10. Левшина, В.В. Система качества вуза : Монография / Сибирский государственный технологический университет .– Москва: ИНФРА-М, 2018 .– 280 с.
11. Мамяченков, В.Н. Возникновение и развитие системы высшего образования в России: проблема периодизации / В.Н. Мамяченков // Научный диалог. 2018. № 2. С. 243-251.
12. Медведева, Н.В. Исследование деятельности органов местного самоуправления в сфере образования / Н.В. Медведева // Материалы Ивановских чтений. 2017. № 2-1 (12). С. 196-201.
13. Микерова, Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России / Г.Г. Микерова // Современные технологии управления. 2017. № 4 (76). С. 15-21.
14. Москвин, В. А. Реализация возможностей профессионального развития – лифт делового успеха / Государственный университет управления .– Москва : КУРС, 2019 .– 208 с.
15. Неборский, Е.В. Оценка индикаторов эффективности системы образования на муниципальном уровне / Е.В. Неборский // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2017. Т. 1. № 2. С. 124-131.
16. Осипова, М.Б. К проблеме создания системы школьной оценки качества образования // Научный журнал Дискурс. 2018. № 1 (15). С. 95-110.
17. Печерина, О.В. Управление системой образования на муниципальном уровне / О.В. Печерина // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2017. Т. 15. № 1. С. 7-9.
18. Соколова, Е.В. Система образования в РФ: модель системы образования в перспективе 2020 года / Е.В. Соколова // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 5. С. 147-152.
19. Шаповалова, Е.И. Реформирование образования: инновационная составляющая / Е.И. Шаповалова // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 21 (103). С. 63-66.
20. Яковлева, Л.Р. Управление системой образования на уровне муниципального района / Л.Р. Яковлева // Белгородский экономический вестник. 2019. № 2 (86). С. 124-133.