Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1 Особенности развития словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием
речи в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика технологии обогащения лексического запаса
детей дошкольного возраста 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса 19
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 19
2.2 Содержание работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса 28
2.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 39
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение 54
Общее недоразвитие речи является одним из распространенных речевых нарушений. В 50-60 годах XX века Р.Е. Левиной было сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи [9].
Одним из главных условий психического развития ребенка в норме является своевременное развитие речи. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения речи отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
Уровень речи влияет на эффективность обучения ребенка в школе. На практике доказано, что правильная речь и богатый словарный запас помогают ребенку в усвоении навыков чтения и письма. Дошкольная образовательная организация - первое и важное звено в системе непрерывного образования, поэтому овладение родным языком является важным этап в дошкольном возрасте.
В дошкольном детстве важная роль должна отводиться накоплению знаний и развитию словарного запаса. Он развивается в процессе познания окружающего и предметного мира.
О.А. Слинько отмечает, что одной из важных причин неблагоприятных отношений в коллективе сверстников является не сформированность средств общения, словаря и отсутствие накопленных знаний. Личность ребенка с патологией речи формируется в условиях неполноценного, искаженного развития вследствие имеющихся дефектов [17].
Для полноценной социальной адаптации необходима правильно поставленная речь, развитый словарный запас, способствующий диалогическому общению. Развитие словаря у детей с общим недоразвитием речи должно начинаться со своевременной диагностики и коррекции речевых нарушений. Ранняя диагностика позволяет наладить контакты со сверстниками и взрослыми, социализироваться в других образовательных организациях, где общение необходимо для полноценного обучения. Поэтому развитие словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи является актуальной проблемой.
На практике мы сталкиваемся с противоречием между пониманием педагогами необходимости развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и отсутствием умения использовать соответствующие методические и технологические приемы.
Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи?
Для решения этой проблемы определена цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать возможность развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством использования технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста, как средство развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что развитие словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
- обосновать технологию обогащения лексического запаса, как средство развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- разработать тематическое планирование по реализации технологии обогащения словарного запаса и технологические карты работы со словами- доминантами;
- организовать образовательную деятельность по развитию словаря с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В ходе подготовки настоящей работы были поставлены и последовательно решены следующие основные задачи исследования :
1. Проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса.
4. Оценить эффективность работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: библиографический метод, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о грамматических нарушениях в речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.),
- теоретические положения, описывающие приемы и методы работы по преодолению нарушений у детей словоизменения существительных и нарушений грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.В. Лопатина),
- теоретические положения по изучению преодоления грамматических нарушений у дошкольников (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.В. Виноградов),
- теоретические положения о видах аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи детей с общим недоразвитием речи (Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков).
Новизна исследования: определены возможности технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании показателей и описании характеристики уровней развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, выявлении специфики использования технологии обогащения лексического запаса при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные технологические карты работы со словами -доминантами могут быть использованы воспитателями групп комбинированной и компенсирующей направленности и учителями-логопедами в дошкольных образовательных организациях при построении логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение ГБОУ ООШ с. Байдеряково муниципального района Шигонский Самарской области. В эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы. Работа стоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 15 таблиц и 7 рисунков.
Дети с ОНР отличаются нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, но у них не сформированы все стороны языковой системы.
Раздел лексики в формируемой речи дошкольников с ОНР занимание особое место. При формировании лексики мы оказываем влияние на развитие всех компонентов речи и на развитие мышления и других высших психических функций. При знакомстве с новыми явлениями, предметами, признаками ребенок самостоятельно может выражать свои мысли, осознанно отражать в речи связи и отношения между предметами и явлениями.
При анализе психолого-педагогических и специальных источников мы выяснили, что дети 6-7 лет с ОНР испытывают трудности в актуализации словаря, употреблении слов в экспрессивной речи.
Мы предположили, что развитие словаря у детей 6-7 лет с ОНР будет эффективным, если после обоснования технологии обогащения лексического запаса, мы разработаем технологические карты и организуем образовательную деятельность по их реализации.
На констатирующем этапе эксперимента, целью которого было выявить уровень развития словаря у детей 6-7 лет с ОНР, на основе теоретических исследований Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной мы выделили показатели уровня развития словаря у детей 6-7 лет с ОНР и подобрали соответствующие диагностические методики.
По результатам диагностики на констатирующем этапе было отмечено, что у 40% детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи низкий уровень развития словаря. У этих детей низкий уровень развития речевых средств, который характеризуется: ситуативностью речи, малоразговорчивостью, снижением активности общения, малоинициативностью, низким уровнем переработки словесной информации.
На основе констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости разработки технологических карт работы со словами- доминантами по технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста и организации образовательной деятельности по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР.
Исходя из этого, был проведен формирующий этап эксперимента по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР. Во время формирующего этапа осуществлялась работа по моделированию детьми семантических полей на основе различных отношений слов-доминант в ходе непрерывной образовательной деятельности и организации совместной деятельности в режимных моментах. Работа по развитию словаря на этапе ознакомления и этапе применения были организованы в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах. Работа на этапе ориентации - осмысления и этапе организации проходили чаще всего в непрерывной образовательной деятельности, которая длилась 35 минут. Домашнее задание выполнялось дома.
После проведенной работы провели повторное обследование с целью выявления эффективности применения технологии обогащения лексического запаса и динамики уровня развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР после формирующей работы. Результаты показали, что показатели высокого и среднего уровней развитию словаря повысились на 20% относительно констатирующего этапа. Показатель низкого уровня уменьшился на 40%.
Таким образом, системная и целенаправленная работа по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР посредством технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста оказалась успешна и дала положительные результаты.
Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
2. Антипова, Ж. «Что? Где? Когда?»: о работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР [Текст] / Ж. Антипова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 36-38.
3. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в общении детей [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М., 2011. - 86 с.
4. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова // Сб. научных статей «Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников»; отв. ред. А.М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - С. 4-16.
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 270 с.
6. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. - 2014. - № 3. - С. 24-32.
7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е.Н. Винарская. - М., 2009. - 160 с.
8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 2013. - 247 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1996. - 367 с.
10. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1956. - С. 426-437.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 206 с.
12. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] : Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.
13. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст] / Г.А. Глинка. - СПб. : Питер, 1998. - 306 с.
14. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М. : ACT: Астрель, 2005. - 351 с. (Высшая школа).
15. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е. Громова. - М. : Сфера, 2013. - 176 с.
16. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни [Текст] / Н.В. Елкина // Ярославский Педагогический Вестник.- 2014. - № 7. - С. 17.
17. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С Жукова, О.А. Слинько, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2016. - 320 с.
18. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] /
С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М. : Институт общегуманитарных
исследований, 2012. - 79 с.
19. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А.В. Захарова. - Новосибирск, 1975. - С. 3-5.
20. Иваненко, А.П. Словарная работа в детском саду [Текст] / А.П. Иваненко. - Запорожье, 1975.
21. Иванова, Н.П. Лексические упражнения в детском саду [Текст] / Н.П. Иванова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1980.
22. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] : сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.
23. Колмогорова, Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности [Текст] : автореф. дис... канд. Психол. наук / Н.С. Колмогорова. - Барнаул, 2004. - 23 с.
24. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб., 2009.
25. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М., 2004. - С. 32¬38.
26. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Московский психолого-соц. Институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 384с.
27. Логинова, В.И. Формирование словаря [Текст] / В.И. Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста; под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984. - С. 83-101.
28. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М., 1956. - 356 с.
29. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) [Текст] / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 49-55.
30. Недорезова, Н.А. Ребенок в мире слов [Текст] : практическое руководство по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста / Н.А. Недорезова, Е.М. Красильникова. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 103 с.
31. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 80 с.
32. Поддьяков, Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. - 1985.- № 2. - С. 106-117.
33. Покровский, М.М. Семасиологические исследования в области древних языков [Текст] / М.М. Покровский. - М., 2006. - 136 с.
34. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265). // Режим доступа: http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 223 с.
36. Рубинштейн, С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Вопросы языкознания. - 1957. - № 2.
37. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. - С. 40-45.
38. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / О.Е. Смирнова. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.
39. Смага, А.А. Лексическое развитие дошкольников [Текст] / А.А. Смага // Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки народного образования : тезисы докладов на областных педагогических чтениях. - Мурманск, 1991. - С. 44-45.
40. Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (на примере природоведческого словаря) [Текст] : учеб.-метод. пособие / С.Е. Анфисова, Т.Н. Сеннова, Л.А. Малафеева; под ред. С.Е. Анфисовой. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 90 с.
41. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] /
О.С. Ушакова. - М., 2001. - 237 с.
42. Ушакова, О. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Ушакова, Е. Струнина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. - С. 71-78.
43. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх
[Текст] : Пособие для логопедов, воспитателей и родителей /
О.Ю. Филимонова. - СПб. : Детство - Пресс, 2007. - 128 с.
44. Щелованов, Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] / Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина: под ред. Н.М. Щелованова. - М., 1960. - 240 с.
45. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М. : Владос, 2011. - 386 с.