РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1 Особенности развития словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием
речи в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика технологии обогащения лексического запаса
детей дошкольного возраста 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса 19
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 19
2.2 Содержание работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса 28
2.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 39
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение 54
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 8
1.1 Особенности развития словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием
речи в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика технологии обогащения лексического запаса
детей дошкольного возраста 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса 19
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 19
2.2 Содержание работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса 28
2.3 Оценка эффективности работы по развитию словаря
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 39
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение 54
Общее недоразвитие речи является одним из распространенных речевых нарушений. В 50-60 годах XX века Р.Е. Левиной было сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи [9].
Одним из главных условий психического развития ребенка в норме является своевременное развитие речи. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения речи отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
Уровень речи влияет на эффективность обучения ребенка в школе. На практике доказано, что правильная речь и богатый словарный запас помогают ребенку в усвоении навыков чтения и письма. Дошкольная образовательная организация - первое и важное звено в системе непрерывного образования, поэтому овладение родным языком является важным этап в дошкольном возрасте.
В дошкольном детстве важная роль должна отводиться накоплению знаний и развитию словарного запаса. Он развивается в процессе познания окружающего и предметного мира.
О.А. Слинько отмечает, что одной из важных причин неблагоприятных отношений в коллективе сверстников является не сформированность средств общения, словаря и отсутствие накопленных знаний. Личность ребенка с патологией речи формируется в условиях неполноценного, искаженного развития вследствие имеющихся дефектов [17].
Для полноценной социальной адаптации необходима правильно поставленная речь, развитый словарный запас, способствующий диалогическому общению. Развитие словаря у детей с общим недоразвитием речи должно начинаться со своевременной диагностики и коррекции речевых нарушений. Ранняя диагностика позволяет наладить контакты со сверстниками и взрослыми, социализироваться в других образовательных организациях, где общение необходимо для полноценного обучения. Поэтому развитие словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи является актуальной проблемой.
На практике мы сталкиваемся с противоречием между пониманием педагогами необходимости развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и отсутствием умения использовать соответствующие методические и технологические приемы.
Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи?
Для решения этой проблемы определена цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать возможность развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством использования технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста, как средство развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что развитие словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
- обосновать технологию обогащения лексического запаса, как средство развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- разработать тематическое планирование по реализации технологии обогащения словарного запаса и технологические карты работы со словами- доминантами;
- организовать образовательную деятельность по развитию словаря с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В ходе подготовки настоящей работы были поставлены и последовательно решены следующие основные задачи исследования :
1. Проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса.
4. Оценить эффективность работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: библиографический метод, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о грамматических нарушениях в речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.),
- теоретические положения, описывающие приемы и методы работы по преодолению нарушений у детей словоизменения существительных и нарушений грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.В. Лопатина),
- теоретические положения по изучению преодоления грамматических нарушений у дошкольников (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.В. Виноградов),
- теоретические положения о видах аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи детей с общим недоразвитием речи (Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков).
Новизна исследования: определены возможности технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании показателей и описании характеристики уровней развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, выявлении специфики использования технологии обогащения лексического запаса при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные технологические карты работы со словами -доминантами могут быть использованы воспитателями групп комбинированной и компенсирующей направленности и учителями-логопедами в дошкольных образовательных организациях при построении логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение ГБОУ ООШ с. Байдеряково муниципального района Шигонский Самарской области. В эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы. Работа стоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 15 таблиц и 7 рисунков.
Одним из главных условий психического развития ребенка в норме является своевременное развитие речи. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения речи отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.
Уровень речи влияет на эффективность обучения ребенка в школе. На практике доказано, что правильная речь и богатый словарный запас помогают ребенку в усвоении навыков чтения и письма. Дошкольная образовательная организация - первое и важное звено в системе непрерывного образования, поэтому овладение родным языком является важным этап в дошкольном возрасте.
В дошкольном детстве важная роль должна отводиться накоплению знаний и развитию словарного запаса. Он развивается в процессе познания окружающего и предметного мира.
О.А. Слинько отмечает, что одной из важных причин неблагоприятных отношений в коллективе сверстников является не сформированность средств общения, словаря и отсутствие накопленных знаний. Личность ребенка с патологией речи формируется в условиях неполноценного, искаженного развития вследствие имеющихся дефектов [17].
Для полноценной социальной адаптации необходима правильно поставленная речь, развитый словарный запас, способствующий диалогическому общению. Развитие словаря у детей с общим недоразвитием речи должно начинаться со своевременной диагностики и коррекции речевых нарушений. Ранняя диагностика позволяет наладить контакты со сверстниками и взрослыми, социализироваться в других образовательных организациях, где общение необходимо для полноценного обучения. Поэтому развитие словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи является актуальной проблемой.
На практике мы сталкиваемся с противоречием между пониманием педагогами необходимости развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и отсутствием умения использовать соответствующие методические и технологические приемы.
Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи?
Для решения этой проблемы определена цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать возможность развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством использования технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста, как средство развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что развитие словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
- обосновать технологию обогащения лексического запаса, как средство развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- разработать тематическое планирование по реализации технологии обогащения словарного запаса и технологические карты работы со словами- доминантами;
- организовать образовательную деятельность по развитию словаря с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
В ходе подготовки настоящей работы были поставлены и последовательно решены следующие основные задачи исследования :
1. Проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством технологии обогащения лексического запаса.
4. Оценить эффективность работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: библиографический метод, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теоретические положения о грамматических нарушениях в речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.),
- теоретические положения, описывающие приемы и методы работы по преодолению нарушений у детей словоизменения существительных и нарушений грамматического строя речи (Р.И. Лалаева, О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, Л.В. Лопатина),
- теоретические положения по изучению преодоления грамматических нарушений у дошкольников (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.В. Виноградов),
- теоретические положения о видах аграмматизмов импрессивной и экспрессивной речи детей с общим недоразвитием речи (Г.И. Жаренкова, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков).
Новизна исследования: определены возможности технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании показателей и описании характеристики уровней развития словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, выявлении специфики использования технологии обогащения лексического запаса при развитии словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные технологические карты работы со словами -доминантами могут быть использованы воспитателями групп комбинированной и компенсирующей направленности и учителями-логопедами в дошкольных образовательных организациях при построении логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования: структурное подразделение ГБОУ ООШ с. Байдеряково муниципального района Шигонский Самарской области. В эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы. Работа стоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 15 таблиц и 7 рисунков.
Дети с ОНР отличаются нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, но у них не сформированы все стороны языковой системы.
Раздел лексики в формируемой речи дошкольников с ОНР занимание особое место. При формировании лексики мы оказываем влияние на развитие всех компонентов речи и на развитие мышления и других высших психических функций. При знакомстве с новыми явлениями, предметами, признаками ребенок самостоятельно может выражать свои мысли, осознанно отражать в речи связи и отношения между предметами и явлениями.
При анализе психолого-педагогических и специальных источников мы выяснили, что дети 6-7 лет с ОНР испытывают трудности в актуализации словаря, употреблении слов в экспрессивной речи.
Мы предположили, что развитие словаря у детей 6-7 лет с ОНР будет эффективным, если после обоснования технологии обогащения лексического запаса, мы разработаем технологические карты и организуем образовательную деятельность по их реализации.
На констатирующем этапе эксперимента, целью которого было выявить уровень развития словаря у детей 6-7 лет с ОНР, на основе теоретических исследований Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной мы выделили показатели уровня развития словаря у детей 6-7 лет с ОНР и подобрали соответствующие диагностические методики.
По результатам диагностики на констатирующем этапе было отмечено, что у 40% детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи низкий уровень развития словаря. У этих детей низкий уровень развития речевых средств, который характеризуется: ситуативностью речи, малоразговорчивостью, снижением активности общения, малоинициативностью, низким уровнем переработки словесной информации.
На основе констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости разработки технологических карт работы со словами- доминантами по технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста и организации образовательной деятельности по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР.
Исходя из этого, был проведен формирующий этап эксперимента по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР. Во время формирующего этапа осуществлялась работа по моделированию детьми семантических полей на основе различных отношений слов-доминант в ходе непрерывной образовательной деятельности и организации совместной деятельности в режимных моментах. Работа по развитию словаря на этапе ознакомления и этапе применения были организованы в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах. Работа на этапе ориентации - осмысления и этапе организации проходили чаще всего в непрерывной образовательной деятельности, которая длилась 35 минут. Домашнее задание выполнялось дома.
После проведенной работы провели повторное обследование с целью выявления эффективности применения технологии обогащения лексического запаса и динамики уровня развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР после формирующей работы. Результаты показали, что показатели высокого и среднего уровней развитию словаря повысились на 20% относительно констатирующего этапа. Показатель низкого уровня уменьшился на 40%.
Таким образом, системная и целенаправленная работа по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР посредством технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста оказалась успешна и дала положительные результаты.
Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
Раздел лексики в формируемой речи дошкольников с ОНР занимание особое место. При формировании лексики мы оказываем влияние на развитие всех компонентов речи и на развитие мышления и других высших психических функций. При знакомстве с новыми явлениями, предметами, признаками ребенок самостоятельно может выражать свои мысли, осознанно отражать в речи связи и отношения между предметами и явлениями.
При анализе психолого-педагогических и специальных источников мы выяснили, что дети 6-7 лет с ОНР испытывают трудности в актуализации словаря, употреблении слов в экспрессивной речи.
Мы предположили, что развитие словаря у детей 6-7 лет с ОНР будет эффективным, если после обоснования технологии обогащения лексического запаса, мы разработаем технологические карты и организуем образовательную деятельность по их реализации.
На констатирующем этапе эксперимента, целью которого было выявить уровень развития словаря у детей 6-7 лет с ОНР, на основе теоретических исследований Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной мы выделили показатели уровня развития словаря у детей 6-7 лет с ОНР и подобрали соответствующие диагностические методики.
По результатам диагностики на констатирующем этапе было отмечено, что у 40% детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи низкий уровень развития словаря. У этих детей низкий уровень развития речевых средств, который характеризуется: ситуативностью речи, малоразговорчивостью, снижением активности общения, малоинициативностью, низким уровнем переработки словесной информации.
На основе констатирующего эксперимента мы сделали вывод о необходимости разработки технологических карт работы со словами- доминантами по технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста и организации образовательной деятельности по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР.
Исходя из этого, был проведен формирующий этап эксперимента по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР. Во время формирующего этапа осуществлялась работа по моделированию детьми семантических полей на основе различных отношений слов-доминант в ходе непрерывной образовательной деятельности и организации совместной деятельности в режимных моментах. Работа по развитию словаря на этапе ознакомления и этапе применения были организованы в ходе совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах. Работа на этапе ориентации - осмысления и этапе организации проходили чаще всего в непрерывной образовательной деятельности, которая длилась 35 минут. Домашнее задание выполнялось дома.
После проведенной работы провели повторное обследование с целью выявления эффективности применения технологии обогащения лексического запаса и динамики уровня развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР после формирующей работы. Результаты показали, что показатели высокого и среднего уровней развитию словаря повысились на 20% относительно констатирующего этапа. Показатель низкого уровня уменьшился на 40%.
Таким образом, системная и целенаправленная работа по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР посредством технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста оказалась успешна и дала положительные результаты.
Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Формирование словаря о природе у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством технологии обогащения лексического запаса
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2021 - Активизация словаря детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством виммельбуха
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Обогащение лексического
запаса детей средствами ИЗО-технологий
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АНТОНИМАМИ
СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



