Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ 10
1.1 Жанровые признаки портретного интервью 10
1.2 Портретное интервью в радиовещании 19
Глава 2. РАБОТА НАД ЦИКЛОМ ПОРТРЕТНЫХ ИНТЕРВЬЮ «СПАСИ МЕНЯ, МОЯ РАБОТА» 25
2.1 Концепция цикла портретных интервью 25
2.2 Интервью с Александром Рыжовым и Ниной Ведениной-Меерсон 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Выбор будущей профессии - одно из наиболее важных решений, которое принимает человек. Этот выбор определяет качество всей дальнейшей жизни, поэтому необходимо тщательно подойти к данному вопросу.
Профориентация, или, по-другому, профессиональное самоопределение, - это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути. Проще говоря, это ориентация школьников на те или иные профессии. Для её реализации необходима государственная система профессиональной ориентации молодёжи. Анатолий Антипьев, доктор социологических наук Пермского национального исследовательского университета, в одной из своих статей написал, что «главной проблемой профориентации в современном российском обществе является «архаичность». То есть отсталость нашего общества буквально во всех областях общественной жизни и на всех её уровнях»1. Не спасают здесь ни встречи представителей вузов с выпускниками, ни работа учителей, ни ярмарки вакансий. Однако положительные, хоть и не значительные, сдвиги всё-таки наблюдаются.
Актуальность проблем профориентации выделяют и психологи. Например, такие исследователи, как Г.С. Костюк, Е.Н. Мясищев, К.К. Платонов, Е.Д. Чебышева и другие. И.В. Дементьев1 в своей статье ведёт речь о внутренних и внешних психологических факторах, влияющих на выбор профессии. Пишет он о вопросах психологической подготовки к трудовой деятельности, о психологических особенностях личности, ценностных установках и мотивации, способствующей формированию профессиональной направленности.
Молодые люди, по данным исследований МИРЭА, выбирая профессию, ориентируются изначально на её доходность и престиж. Пункт «соответствие способностям» стоит на последнем месте. В связи с этим Л.Н. Кочеткова, доцент Московского технологического университета, делает вывод: «Ожидание материальных выгод затрудняет сделать окончательный профессиональный выбор»2.
Что касается выпускающихся студентов, то здесь, по данным Росстата за 2012-2015 годы, около 60 % выпускников не работают по выбранной специальности. Я лично присутствовала на встречах агитбригады ТГУ со школьниками в марте 2017 года и проводила опрос. Из тринадцати человек шесть ответили, что не знают, на кого или куда поступать.
На основе изученного материала и его актуальности представляется возможным разработать концепцию собственного цикла радиопрограмм.
Авторский цикл будет делаться на основе художественно-публицистического жанра портретного интервью. Это обусловлено биографической достоверностью жанра и особым вниманием к персонифицированной журналистике у аудитории. В рамках данного цикла герои интервью будут раскрывать ценность правильного профессионального определения, на своём примере показывая, что даже в самых тяжёлых жизненных ситуациях профессия , выбранная сердцем, может не только помочь в сложных ситуациях, но и подарить вторую жизнь.
Таким образом, злободневность выбранной темы и востребованность жанра в совокупности определили актуальность данной работы.
Объектом исследования является портретное интервью как жанр радиожурналистики.
Предметом исследования выступает цикл портретных радиоинтервью «Спаси меня, моя работа».
Целью работы является создание авторского цикла портретных радиоинтервью «Спаси меня, моя работа», для выполнения которой ставятся следующие задачи:
1. систематизировать современные научные представления о жанре портретного интервью в журналистике;
2. на основе имеющихся научных публикаций выделить специфические черты портретного интервью в радиовещании;
3. разработать концепцию цикла портретных интервью «Спаси меня, моя работа»;
4. создать и опубликовать цикл портретных интервью «Спаси меня, моя работа».
Теоретико-методологическую базу составили научные труды, посвящённые жанрам журналистики. Например, это работы исследователей A. А. Тертычного3, М.И. Шостак4, Е.Ю. Джандалиевой5, В.В. Сыченковой6 и др., работы, посвящённые специфике радиоинтервью, таких авторов, как B. В. Смирнова7, Л.А. Мутовкиной8, Т.Н. Лебедевой9. Также изучены работы, в которых интервью рассматривается как метод сбора информации. Например, у М.М. Лукиной10 и Ю. Романовой11.
Эмпирическую базу составил авторский цикл портретных интервью «Спаси меня, моя работа» общим хронометражем 32 минуты, опубликованный на студенческом радио «Перемена». Кроме того, был сделан обзор современных радиопрограмм, выполненных в жанре интервью, с целью описания общих тенденций в развитии данного жанра. Это программа «Персона грата» на «Радио России» (автор Виталий Ушканов) и программа «Пижамная вечеринка» на радио «Love Radio» (автор Максим Привалов).
Для подготовки цикла использовались следующие методы работы. Метод синтеза позволил объединить знания из различных областей науки в единую систему, позволяющую расширить знание об интервью как методе и как жанре журналистики. Сравнительно-сопоставительный метод использован при выделении специфики радиоинтервью. Дедуктивный метод позволил на основании знания жанрообразующих признаков портретного интервью разработать концепцию авторского цикла. При работе над циклом использовались такие методы, как изучение документов, биографический метод, метод личного наблюдения, интервью.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использовать результаты работы в учебных дисциплинах по радиожурналистике, а также в практической деятельности радиожурналистов при работе над портретным интервью.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемой литературы. Во введении определяются актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, цели, задачи, практическая значимость. В первой главе «Портретное интервью как жанр радиожурналистики» рассматриваются портретное интервью как жанр журналистики и его специфика в радиовещании, выявляются и систематизируются особенности и тенденции. Во второй главе «Работа над циклом портретных радиоинтервью «Спаси меня, моя работа» описывается концепция, план работы над циклом, а также представлены расшифровки портретных интервью с Александром Рыжовым и Ниной Ведениной- Меерсон. В заключении делается вывод по результатам работы.
Жанр портретного интервью, как и многие другие публицистические жанры, сегодня претерпевает изменения. Современные исследователи отмечают размывание границ между жанрами, и тогда портретное интервью совмещается с портретным очерком и портретной зарисовкой; вытеснение жанра и замену его на житейскую историю, где портретное интервью присутствует лишь в качестве элемента. Зачастую портретное интервью становится инструментом рекламы.
В то же время изменились и требования к материалам, опубликованным на радио. Способы слушания радио определили жёсткий хронометраж программ, высокий темп вещания. Размещение художественно-публицистических программ на сегодняшний момент осуществляется на каналах со специфической тематикой и в интернете. Однако интерес к портретному интервью по-прежнему остаётся высоким. Это доказывает наличие программ, выполненных в данном жанре , в эфире как музыкально-информационных, так и информационно-аналитических радиостанций. При этом исследователи отмечают, что интервью стало всё чаще носить оперативный характер. Интервью как жанр публицистики в этой ситуации всё чаще становится зарисовкой, даже наброском.
Формат радиовещания привносит следующие требования к работе над жанром портретное интервью:
• в основе жанра лежит живая беседа с героем, поэтому важно сохранить особенности его речи, эмоциональность, спонтанность реакций;
• голос ведущего, читающего авторский текст, должен поддерживать интимность обстановки и помогать воспринимать информацию, а не отвлекать от прослушивания резким и громким прочтением;
• обстановка, где будет проходить интервью, должна быть комфортна для героя и благоприятна для записи;
• музыкальное сопровождение должно помогать произвести на слушателей необходимый эффект: сопереживать, радоваться, надеяться, восхищаться и т. д. Оно поддерживает атмосферу разговора.
Работа над выпуском подразумевает следующие этапы:
• выбор героя, сбор информации о нём;
• проведение предварительной беседы;
• составление вопросов для интервью;
• встреча, запись интервью;
• расшифровка записи, отбор ключевых моментов беседы для монтажа программы;
• работа над авторским текстом и его запись;
• поиск музыкального оформления;
• технический окончательный монтаж программы.
Учитывая все особенности жанра и тенденции, была разработана концепция авторского цикла портретных интервью «Спаси меня, моя работа».
Целью цикла является раскрытие внутреннего мира героев через их отношение к своей профессии. Людей, переживших личную трагедию в жизни, но, несмотря на это, достигших больших высот в карьере. Герои станут образцом стойкости в момент поворота судьбы, который они преодолели благодаря своей работе. Целевой аудиторией являются молодые люди 16-20 лет, прежде всего, абитуриенты и студенты, а также люди, столкнувшиеся с подобной жизненной трагедией, ищущие пример преодоления обстоятельств. Данная работа может заинтересовать людей с активной социальной позицией и чиновников, поскольку в каждом выпуске затрагивается тема доступной среды для людей с особенностями. Предмет отображения в цикле - личность героя, его внутренний мир и факторы, повлиявшие на его становление как профессионала и как человека. Ведущим методом сбора информации является интервью. Кроме этого, используются личное наблюдение и проработка документов. Структура выпусков одинаковая. Начинается выпуск со стихотворения Ю. Левитанского «Когда земля уже качнулась...», далее следует цитата героя, определяющая его позицию по отношению к работе и профессии, вводный авторский текст, основная часть, включающая текст автора и интервью. Язык программы максимально близок к разговорному, но в то же время отличается образностью и эмоциональностью. В речи героев сохранена спонтанность, эмоциональная реакция на вопросы, образность выражений. Герои интервью - люди с ограниченными возможностями, которые достигли в своей работе немалых успехов и были отмечены на различных уровнях за профессионализм. При этом важным моментом является то, что преодоление новых жизненных обстоятельств было связано с работой, которая дала опору в трудный момент, заставила дальше жить полноценной жизнью. В оформлении не используются заставка и отбивки. Стихотворение - это специальный приём, который позволяет слушателю сразу проникнуться темой и атмосферой беседы. Место публикации - радио «Перемена».
Цикл «Спаси меня, моя работа» был сделан с учётом всех жанровых особенностей и тенденций, максимально образным и ярким языком, с естественностью диалога, ассоциативностью и пр. Особое внимание было уделено авторскому тексту, который был связующим звеном между смысловыми блоками.
Герои интервью - носители уникальных черт, обладающие большой эрудицией, глубоким внутренним миром и высокими нравственными принципами. Это дало возможность как показать профессиональные качества человека, так и раскрыть индивидуальность каждого. Удалось представить слушателям ориентир для духовно-нравственного развития.
Активную позицию занимает сам автор. Журналист рассказывает о своих эмоциях, чувствах и ощущениях. Через описание слушатели видят глазами журналиста обстановку, героя, говорящие детали. Авторский текст более полно раскрывает историю героя, уделено внимание наиболее важным фактам биографии и осмыслению событий как героем, так и журналистом.
Обстановка, где проходило интервью, - домашняя, она комфортна для героя и благоприятна для записи. Музыкальное сопровождение помогает произвести на слушателей необходимый эффект и поддерживает атмосферу разговора.
После того, как выпуски были опубликованы, было решено отправить их на ряд конкурсов. Программа стала участником международного конкурса-фестиваля «Планета Медиа». Интервью с Александром Рыжовым на ежегодном открытом всероссийском конкурсе студенческих редакций «УниверСити - 2017» заняло 3-е место в номинации «Художественно-публицистическая программа. Аудио», а в международном конкурсе аудиовидеотворчества «REC'ORD-2017» в номинации «Лучшая радиопрограмма» заняло 1-е место.
На основе материала работы и выявления актуальности проблемы профориентации в современном обществе была написана научная работа. Выступление с докладом на «Студенческих днях науки» получило 2-е место на первом и втором этапах конференции.
Нормативно-правовая база
1. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 25.12.2008, с изм. от 09.02.2009) // СЗ РФ. - 1995. - № 30. - Ст. 2870.
2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). - М.: АСТ : Астрель, 2007. - 63 с.
Учебная литература, монографии, диссертации
3. Белановский, С. А. Глубокое интервью : учебное пособие [Текст] / С. А. Белановский. - М.: Никколо - Медиа, 2001. - 320 с.
4. Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий [Электронный ресурс] / Т. Г. Винокур / Варианты речевого поведения. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/368673/.
5. Голанова, Е. И. О современном публичном диалоге [Текст] / Т. Г. Винокур, Е. И. Голанова // Поэтика: Стилистика. Язык и культура памяти. - М., 1996. - 150 с.
6. Голанова, Е. И. Устный публичный диалог : жанр интервью [Текст] / Е. И. Голанова. - М.: Русский язык конца XX столетия, 2000. - 480 с.
7. Голанова, Е. И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) [Электронный ресурс] / Е. И. Голанова / Русский язык сегодня. - Режим доступа: http://fibced.m/piikling/conjAstilsiA 1 /publijeatzxbJtitml.
8. Джандалиева, Е. Ю. Провокационный вопрос в интервью -портрете: семантические и прагматические особенности (на материале немецкого языка) [Электронный ресурс] / Е. Ю. Джандалиева. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2013/fill44.html.
9. Журавлёв, А. Ф. Опыт квантитативно-типологического исследования разновидностей устной речи [Текст] / А. Ф. Журавлёв // Разновидности городской устной речи. - М., 1988. - 150 с.
10. Зеленина, Е. В. Портрет героя: ценностно-смысловые и творческие аспекты [Электронный ресурс] / Е. В. Зеленина. - Режим доступа: https ://goo. gl/TROKwp.
11. Каминская, Т. Л. Сообщение информации в интервью посредством вопроса [Текст] / Т. Л. Каминская // Средства массовой информации в современном мире, 1999 : тезисы науч.-практ. конф.; С.-Петерб. гос. ун-т, фак. журналистики; [отв. ред. В. И. Коньков]. - СПб., 1999. - С. 162-163.
12. Ким, М. Н. Жанровая характеристика интервью [Электронный ресурс] / М. Н. Ким / Жанры в журналистском творчестве : материалы научно - практического семинара. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=31916.
13. Ким, М. Н. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для вузов [Текст] / М. Н. Ким. - СПб.: Питер. - 2011. - 400 с.
14. Колесниченко, А. В. Настольная книга журналиста [Электронный ресурс] / А. В. Колесниченко. - Режим доступа: http://www.newsman.tsu.ru/wpcontent/uploads/2015/11/Kolesnichenko_- _Nastolnaya_kniga_zhurnalista.pdf.
15. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа [Текст] / В. Г. Костомаров. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Златоуст, 1999. - 246 с.
...