Введение 3
1. Понятие права в гегелевской философии права. Право как закон 4
2. Ступени диалектического развития идеи права. Учение о преступлении и наказании 11
3. Гегель о соотношении гражданского общества и государства 18
Заключение 21
Список используемой литературы 23
«Философия права» Гегеля (1770—1831) — одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она заметно выделяется даже в историческом ряду таких классических трудов по политической и правовой философии, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О государстве» и «О законах» Цицерона, «Государь» Макиавелли, «Левиафан» Гоббса, «Политический трактат» Спинозы, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного права» Фихте и т. д. Последующая — вплоть до современности — историческая судьба этого гегелевского произведения убедительно продемонстрировала его непреходящее значение.
«Философия права» представляет собой синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда десятилетий.
Существенное значение для формирования гегелевской концепции философии права имели как содержащиеся в «Феноменологии духа» положения о роли и месте понятия в методологии гегелевской философии, так и развитие их в «Науке логики» (1812—1816), где содержится обоснование диалектики в качестве универсального и абсолютного метода познания, раскрывается логика спекулятивного подхода в виде диалектического постижения противоположностей в их единстве, освещается процесс диалектического движения понятия, его имманентного развития, восхождения от абстрактного к конкретному и т. д. Эти методологические положения лежат в основе гегелевской разработки понятия права в рамках философии права как составной части философской системы и особой философской дисциплины.
Целью настоящей работы является изучение философии права Гегеля.
Таким образом «Философия права Гегеля», представляющая собой, согласно гегелевской концепции, философскую науку о праве, является «частью философии, а именно той частью, которая принадлежит философии объективного духа.
В «Философии права» как составной части системы гегелевской философии развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных — от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).
В общей гегелевской схеме развития духа объективный дух — это этап в самопознании, и именно поэтому общество, государство, право и все относящееся к сфере объективного духа в «Философии права» исследуется и трактуется с позиции абсолютного духа (т. е. с философской точки зрения).
В утверждении о том, что со ступени объективного духа начинается проблематика философии права, Гегель ссылается на анализ всего предшествующего развития духа, философия права в качестве части философии имеет «определенную ...
1. Адоратский В. Гегель, Маркс и Ленин (Марксизм-ленинизм и гегелевская диалектика) // Под знаменем марксизма. 1931. № 11—12.
2. Богданов Б. В. Из истории исследования идей Гегеля в советской философской науке//Философские науки. 1971. Xs 1.
3. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М., 1974. С. 90.
4. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3: Философия духа. М., 1977.
5. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
6. Гегель. Философия истории. М.; Л., 1935. С, 98—99, 102 и ел.
7. Гулыга А. Гейне оказался прав//Коммунист. 1983. № 18. С. 108-109.
8. Гулыга А.В. Гегель. М., 1970.
9. История политических и правовых учений. XIX в. М., 1993.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 274.
11. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М., 1998.
12. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
...