Введение 4
1 Теоретические основы совершенствования маркетинговой деятельности
предприятия 6
1.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности
деятельности предприятия 6
1.2 Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности
предприятия 16
2 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Волжский Светотехнический
Завод «Луч» 21
2.1 Краткая характеристика ООО «Волжский Светотехнический Завод
«Луч» 21
2.2 Оценка маркетинговой деятельности предприятия 27
3 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой
деятельности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч» 35
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности
ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч» 35
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А «Организационная структура управления ООО «Волжский
Светотехнический Завод «Луч»» 49
Приложение Б «Анкета для потребителей» 50
В условиях нарастающей конкуренции современные предприятия вынуждены искать новые способы повышения эффективности своей деятельности. Они должны значительное внимание уделять потребителям, от которых зависит спрос на рынке и выручка организации.
В тоже время, какой бы качественный, востребованный и многофункциональный товар компания не произвела, без службы маркетинга, исследований рынка, сбытовой политики, весь этот товар так и останется лежать на складе.
Маркетинг - это не только сбыт товара, реклама и продажи. Маркетинг на сегодняшний день - главное связующее звено между потребителем и производителем, приносящее желаемую прибыль [2].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что от грамотной организации маркетинговой деятельности зависит эффективность деятельности любого предприятия.
Над проблемой совершенствования маркетинговой деятельности организации работали как отечественные, так и зарубежные ученые: Беляевский И. К., Егорова М. М., Латышев Д. В., Котлер Ф, Лукина А. В., Ламбен Ж.-Ж., Мазилкина Е. И., Христофоров А. В., Рыжикова Т. Н., Соловьев Б. А., Черенков В. И. и т.д.
Целью бакалаврской работы является совершенствование маркетинговой деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия;
- провести анализ маркетинговой деятельности предприятия;
- разработать мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Объектом исследования является ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»», основной сферой деятельности которого является изготовление светотехнического оборудования и оказание услуг также по лазерной резке, гибке и покраске.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность предприятия.
Методы научного познания, которые применялись для достижения поставленной в работе цели: анализ, дедукция, системный подход, аналитический метод, статистический метод, метод аналогий и сравнений, табличный и графический метод.
Информационной базой бакалаврской работы является: официальные статистические данные ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»», данные отраслевых исследований, статистическая и бухгалтерская отчетность хозяйствующего субъекта.
Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые мероприятия могут использоваться в деятельности других аналогичных хозяйствующих субъектов.
Структура работы. Первый раздел включает в себя теоретические подходы к понятию «маркетинг». Кроме того, рассмотрены различные методы оценки эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Второй раздел включает в себя организационно-экономическую оценку деятельности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»», а также проведен анализ показателей, характеризующих маркетинговую деятельность предприятия.
Третий раздел состоит из описания мероприятий, направленных на совершенствование маркетинговой деятельности, а также из расчета экономической эффективности от внедрения этих мероприятий.
Общий объём работы, без приложения составляет 56 станиц машинописного текста, в том числе таблиц - 15, рисунков - 8.
При осуществлении маркетинговой деятельности необходимо определить стратегические и тактические цели организации, которые ориентированы на тот рынок, в котором функционирует предприятие. Кроме того, необходимо выбирать наиболее конкурентоспособный ассортимент, рынок сбыта и разрабатывать способы продвижения товара. Все это способствует обеспечению желаемого уровня прибыли и устойчивости развития предприятия.
ООО «Волжский Светотехнический завод «Луч»» - это предприятие, основной сферой деятельности которого является изготовление светотехнической продукции.
Компания большое внимание уделяет маркетинговой деятельности.
За последние годы динамика показателей ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» показывает нестабильную динамику, анализ организационно-экономической деятельности свидетельствует о недостаточно высоком уровне эффективности использовании ресурсов, высокие коммерческие расходы влияют на финансовой устойчивости исследуемого предприятия.
Проведенный анализ показал, что осведомленность о деятельности ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» остается на недостаточно высоком уровне. Потенциальные потребители светотехнической продукции готовы получать информацию в основном в виде интернет-рекламы или по телевидению, радио или в печатных СМИ.
Основными конкурентами анализируемого предприятия являются ООО «Светотехника», ООО «Тамара», которым ООО «Волжский Светотехнический Завод «Луч»» проигрывает по показателям «эффективность продвижения» и «рекламная деятельность».
В бакалаврской работе, для решения имеющихся проблем, было предложено ввести в штат интернет-маркетолога, основной сферой деятельности которого является:
- проведение маркетингового исследования интернет рынка, ниши, продукта, конкурентов;
- создание модели позиционирования бренда;
- проведение мероприятий для повышения лояльности потребителей;
- медиапланирование: организация, проведение, контроль рекламных компаний и т.д.
Кроме того, для совершенствования маркетинговой деятельности необходимо участвовать в выставках и дать рекламу на радио. В результате этим мероприятий, ожидается прирост прибыли от продаж в размере 627 тыс. руб., кроме того прирост рентабельности составит 0,17%, эффективность мероприятий равна 1,76% при сроке окупаемости 0,57 года.
1. Акулич М. В. Интернет-маркетинг : учебник для бакалавров / М. В. Акулич. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 352 с.
2. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-e изд., перераб. и доп. - Москва : КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 392 с.
3. Грошев И. В. Системный бренд-менеджмент: учебник / И. В. Грошев, А. А. Краснослободцев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 655 с. - ISBN 978-5-238-02203-1.
4. Егорова М. М. Маркетинг: учеб. пособие / М. М. Егорова, Е. Ю. Логинова, И. Г. Швайко. - 2-е издание (электронное). - Саратов : Научная книга, 2019. - 159 с.
5. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.
6. Латышев Д. В. Маркетинговые технологии и стратегии в управленческой деятельности организации: теоретический курс : учеб. пособие для студентов вузов / Д. В. Латышев, Т. М. Гомаюнова ; Волгоград. гос. социально-пед. ун-т. - Волгоград : ВГСПУ : Перемена, 2019. - 135 с.
7. Лукина А. В. Маркетинг : учебное пособие / А.В. Лукина. - 3-е изд., исп. и доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. - 240 с.
8. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок = Market- driven management : учеб. для слушателей, обуч. по программе "Мастер делового администрирования" / Ламбен Ж.-Ж., Р. Чумпитас, И. Шулинг ; [пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 927 с. : ил. - (Классика MBA). - Библиогр.: с. 906-927.
9. Мамонтов С. А. Управление маркетинговыми проектами на предприятии : учеб. пособие / С. А. Мамонтов, Н. М. Глебова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 174 с.
10. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник / Е. И. Мазилкина. - 3-е изд., стер. - Москва : Дашков и К°, 2019. - 300 с.
11. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности : учебник / под общ. ред. И. И. Скоробогатых, Р. Р. Сидорчука, С. Н. Андреева.
- Москва : ИНФРА-М, 2020. - 589 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-014784-0.
12. Маркетинговые коммуникации в сфере услуг: специфика
применения и инновационные подходы : монография / А. В. Христофоров [и др.] ; под ред. А. Е. Суглобова. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. - 159 с.
13. Минько Э. В.Организация производства и менеджмент : учеб. пособие / Э. В. Минько, А. Э. Минько. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 136 с.
14. Нуралиев С. У. Маркетинг: учебник / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. - Москва : Дашков и К°, 2018. - 362 с. - (Учебные издания для бакалавров).
15. Плотникова И. А. Экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности : учебное пособие / И. А. Плотникова, И. В. Сорокина. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 332 с.
16. Рыжикова Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик : учебное пособие. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 288 с.
17. Секерин В. Д. Инновационный маркетинг : учебник / В.Д. Секерин.
— Москва : ИНФРА-М, 2020. — 237 с.
18. Соловьев Б. А. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков,
Б. В. Мусатов. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 336 с. : ил. - (Высшее
образование. Бакалавриат).
19. Справочник экономиста предприятия / под ред. Н. Б. Акуленко [и др.]. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 422, [1] с. - (Справочники "Инфра-М").
20. Сыров В. Д. Диффундирование маркетинга в производство промышленного предприятия : монография / В.Д. Сыров. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 100 с.
21. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник / А. А. Томпсон, Стрикленд А. Дж. ; пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА [и др.], 2017. - 576 с.
22. Управление маркетингом на предприятии : учеб.-метод. пособие / Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского ; [сост. О. С. Елкина и др.]. - Омск : Ом. гос. ун-т, 2016. - 264 с.
23. Черенков В. И. Глобальная маркетинговая среда: опыт
концептуальной интеграции : монография / В.И. Черенков. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 362 с.
24. Экономика и управление на предприятии : учебник для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов, В. Ю. Теплышев, Е. А. Ерохина ; под редакцией А. П. Агарков. — Москва : Дашков и К, 2017. — 400 c. — ISBN 978-5-394¬02159-6.
25. Marketing audit. A systematic and comprehensive marketing
examination, 2015, Abdullah Al Fahad, Abdur Rahman Al Mahmud, Robel Miah, Ummay Hani Islam [Электронный ресурс]. URL:
https://doaj. org/article/f41ef9f16dcb410caf4dbb456072d6a2(дата обращения 25.04.20)