Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения

Работа №112891

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы52
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Строение зрительного анализатора и его аномалии. Причины нарушений зрения 9
1.2. Значение адаптивного физического воспитания для школьников с нарушениями зрения 21
Выводы по главе 24
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Организация исследования 33
Выводы по главе 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
Выводы по главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Актуальность исследования. Одной из глобальных проблем является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Важно, чтобы дети имели гармоничное развитие, имели хорошее здоровье при отсутствии болезней и каких-либо дефектов. Много времени дети проводят в стенах общеобразовательных учреждений. В среднем это занимает от 9 до 11 лет (с 6-7 лет до 15-18 лет). За этот период времени часто у детей появляются разные заболевания, в том числе и нарушения зрения.
В статистическом сборнике «Здравоохранение в России» [2019] представлены последние показатели, характеризующие состояние здоровья в Российской Федерации. При этом в нём отмечается, что детей в возрасте от 0 до 14 лет, имеющих болезни глаза и его придаточного аппарата, составляет 1475,0 тысяч. При этом на 100 000 детей в возрасте от 0 до 14 лет приходится 5699,6 детей.
По данным Кокаевой И.Ю. [2014] около 10-20% школьников страдают близорукостью (миопией). При этом отмечается, что патологические виды близорукости примерно в 2-4% могут способствовать появлению слабовидения и инвалидности. Установлено, что в большинстве случаев близорукость появляется у первоклассников, которая может прогрессировать до завершения роста, соответственно у девушек до 18 лет и у юношей до 22 лет. Также встречаются такие заболевания глаз, как спазм аккомодации, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, амблиопия.
В своей диссертации Родин М.В. [2014] приводит данные Поспелова В.И. за 2004 год о том, что количество детей, имеющих нарушения зрения увеличивается более чем в два раза от поступления детей в первый класс и перед непосредственным окончанием их школы (с 7,7% до 18,6%).
Ряд авторов обращают внимание, что на развитие нарушения зрения, в частности, близорукости влияют такие факторы, как детские общесоматические и инфекционные заболевания, неправильное питание, плохая освещенность в помещении, зрительная нагрузка на близком расстоянии, малоподвижный образ жизни и др. [Кокаева И.Ю., 2014 и др.].
Горская Л.Ю. [2000] отмечает, что «дети с нарушениями зрения имеют свои специфические особенности деятельности, в общения и психофизическом развитии, такие как, отставание, нарушение и многообразие двигательной сферы, ориентации в пространстве. Также, такие особенности, как формирование представлений и понятий, способах практической деятельности, эмоционально-волевая сферы, коммуникация, трудовая адаптация и др.».
В связи с выше сказанным, адаптивное физическое воспитание играет важную роль для детей с нарушениями зрения, а именно в повышение двигательной активности, укрепления состояния здоровья, повышения уровня физического развития и физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни.
В настоящее время недостаточно изучены вопросы по развитию двигательных способностей у слабовидящих детей с использованием средств адаптивного физического воспитания. Таким образом, мы определили актуальность исследовательской работы и сформулировали тему: «Адаптивное физическое воспитание у школьников средних классов с нарушениями зрения».
Теоретическая база исследования:
• научно-теоретические основы строения органа зрения и его нарушений [Куропаткина, М.В., 2010; Апрелев А. Е., Астафьев И. В., Никоненко М. А. и др., 2013; Кокаева И.Ю., 2014; Привалова А. Г., Говорухина А. А., Мальков О. А., 2016; Попова А.И., 2019];
• теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019 и др.].
• теоретические основы развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017 и др.].
Объект исследования: педагогический процесс по адаптивному физическому воспитанию у школьников средних классов с нарушениями зрения.
Предмет исследования: средства адаптивного физического воспитания для развития двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Цель исследования - улучшение двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Определить развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
2. Подобрать средства, направленные на повышение двигательных качеств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками 11-13 лет, имеющих нарушения зрения.
3. Исследовать влияние средств адаптивного физического воспитания на развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками 11-13 лет, имеющих нарушения зрения, будут способствовать улучшению двигательных качеств у данной категории детей.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования способствовала обоснованию подобранных средств для дополнительных занятий по адаптивному физическому воспитанию со школьниками средних классов (11-13 лет), имеющих нарушения зрения, которые были направлены на улучшение у данной категории детей двигательных качеств.
Практическая значимость предполагала следующее:
1) дополнительные занятия по адаптивному физическому воспитанию улучшили развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения; 2) результаты исследовательской работы могут быть полезны в практической деятельности педагогов, тренеров, учителей и др., которые проводят учебные и учебно-тренировочные занятия с детьми среднего школьного возраста с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 12 рисунков, список используемой литературы в количестве 24. Основной текст работы изложен на 52 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования пришли к следующим выводам:
1. Тестирование, проведенное до начала проведения педагогического эксперимента, позволило судить об одинаково подобранных группах (экспериментальной и контрольной) школьников 11-13 лет не только по возрасту, полу и нарушения зрения, но и по развитию двигательных качеств.
2. Подобрали средства по адаптивному физическому воспитанию, направленных на развитие двигательных качеств у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения. Для развития двигательных качеств использовали упражнения из общей физической подготовки с целью развития силы и силовых способностей, а также быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Для коррекции зрения проводили зрительную гимнастику.
3. Сравнение средних показателей после проведения педагогического эксперимента показало достоверность различий (p<0,05) в пользу экспериментальной группы по всем исследуемым тестам, а именно «Поднимание и опускание туловища за 30 сек», «Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», «Кистевая динамометрия правой (или левой) кисти», «Наклон вперёд из положения сидя»; «Бег 30 м», «Аист» и «Метко в цель».
4. Определили достоверный прирост показателей двигательных качеств у школьников 11 -13 лет с нарушениями зрения экспериментальной группы. У контрольной группы также выявили положительное изменение показателей, но оно было не достоверным.
Для повышения интереса к занятиям по адаптивному физическому воспитанию у школьников 11-13 лет с нарушениями зрения следует использовать игровой и соревновательный метод. При организации и проведения занятий по АФВ с данным контингентом необходимо учитывать их пол, возраст, а также особенности нарушений в состоянии зрительного анализатора.


1. Адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста: учебно-методическое пособие. Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. - Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. - 116 с.
2. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие / составители И. А. Попова. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 63 с.
3. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата) / составители А. Г. Привалова, А. А. Говорухина, О. А. Мальков. — Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2016. — 81 с.
4. Германов, Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г. Н. Германов. - Воронеж: Элист, 2017. - 303 с.
5. Горская Л.Ю. Координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография. - Омск: Сиб ГАФК, 2000. - 212с.
6. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Губа В.П., Пресняков В. - Москва: Человек, 2015. - 288 с.
7. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. - Москва: Издательство «Спорт», 2016. - 616 с.
8. Евсеева, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под редакцией С. П. Евсеева. — Москва: Спорт-Человек, 2016. — 384 с. — ISBN 978-5-906839-18-3.
9. Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., 2019. - 170 с.
10. Клиническая анатомия органа зрения: учебное пособие / А. Е. Апрелев, И. В. Астафьев, М. А. Никоненко [и др.]. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. — 113 с.
11. Кокаева, И. Ю. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учебное пособие для бакалавров, направления подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» / И. Ю. Кокаева. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014. — 138 с.
12. Куропаткина, М. В. Лечение болезней глаз: коррекция зрения. Оптика / М. В. Куропаткина. — Москва: РИПОЛ классик, 2010. — 64 с.
13. Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992. С.48-56.
14. Мингажев М. Б. Адаптивное физическое воспитание слепых и слабовидящих детей: методическое пособие. - М.: Чистые пруды, 2007. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2279733-КХ. - С.30-36.
15. Налобина, А. Н. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта. Реабилитация и профилактика патологий: учебное пособие для СПО / А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 507 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ