Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционное право на жилище в современной России: содержание, обеспечение и защита

Работа №112870

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.12
1.1. Сущность права на жилище, его место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.12
1.2. Пределы и ограничения конституционного права на жилище 28
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ.42
2.1. Обеспечение реализации права на жилище нормами жилищного законодательства.42
2.2. Проблемы обеспечения права на жилище отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилище 54
2.3. Вопросы обеспечения и защиты жилищных прав несовершеннолетних 65
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ 76
3.1. Практика реализации конституционного права на жилище субъектами Российской Федерации 76
3.2. Проблемы реализации права на жилище муниципальными образованиями .85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.98


Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере реализации и обеспечения права каждого на жилище.
Предмет исследования - нормы действующего, конституционного, гражданского и жилищного законодательства, регулирующие реализацию и обеспечение конституционного права на жилище.
Цель исследования - провести комплексный теоретико-правовой анализ содержания, обеспечения и защиты конституционного права на жилище в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность права на жилище и его место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) определить пределы и ограничения конституционного права на жилище;
3) проанализировать особенности обеспечения конституционного права на жилище нормами жилищного законодательства;
4) выявить проблемы, возникающие при обеспечении права на жилище отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилище;
5) рассмотреть вопросы обеспечения и защиты жилищных прав несовершеннолетних;
6) исследовать практику реализации конституционного права на жилище субъектами Российской Федерации;
7) выявить проблемы, возникающие при реализации права на жилище муниципальными образованиями.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключительной части магистерской диссертации представляется возможным сформулировать основные выводе по проведенному исследованию.
Во-первых, при определении конституционного права на жилище, следует исходить из того, само по себе право на жилище можно определять в гражданско-правовом и жилищно-правовом аспектах. В гражданско-правовом значение данное право включает правомочия владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями. В жилищно-правовом значении, право на жилище помимо частно-правовых гарантий включает публично-правовой инструментарий участия органов государственной власти и местного самоуправления в реализации жилищной политики. Конституционно-правовой аспект определения сущности и содержания исследуемой категории охватывает все сферы жизнедеятельности как публичной власти, так и частно-правовую. Исходя из сказанного, содержание конституционного права на жилище включает конституционно-правовые гарантии устойчивого владения и пользования жилищем, обеспечения их благоустроенности, предоставление жилища льготным категориям граждан, а также поощрение жилищного строительства.
В целом конституционное право на жилище следует понимать как обеспечиваемое государством социальное право каждого на устойчивое владение, пользование и распоряжения благоустроенными жилыми помещениями, находящихся в частной собственности или предоставляемых отдельным категориям граждан, указанных в законе бесплатно или за доступную плату.
Во-вторых, понятие ограничения конституционного права на жилище представляет собой установленную в Конституции РФ и конкретизированную в отраслевом законодательстве возможность уменьшения объема правомочий в отношении конкретного жилища как имущества в форме лишения по решению суда («негативное» ограничение) или принудительного отчуждения для государственных нужд («позитивное» ограничение).
К конституционным признакам, характеризующим государственную нужду как основание ограничения права на жилище, следует отнести: наличие общественного интереса или потребности как основания возникновения государственной нужды; соответствие государственной нужды
конституционным целям ограничения права; наличие особого субъекта, выражающего общественный интерес (орган государственной власти или орган местного самоуправления) и закрепление за ним соответствующих полномочий; соблюдение баланса между требованиями государственной нужды и необходимыми условиями защиты права на жилище конкретного человека.
В-третьих, специфическое гражданско-правовое регулирование жилищных отношений не в полной мере учитывает принцип социальной справедливости и соответствует тем минимальным требованиям к обеспечению жилыми помещениями, которые установлены Конституцией РФ. Важной проблемой является отсутствие у граждан, лишенных жилища, права на внеочередное предоставление жилого помещения. Принцип социальной справедливости обусловливает необходимость уточнения содержания нормативных актов или же соответствующих подходов судов. Кроме того, сам механизм внеочередного обеспечения жильем несовершенен и в системе существующего правового регулирования может нивелироваться необоснованными отказами и затягиванием соответствующих процедур. Из существующего арсенала правовых средств можно предложить использование механизмов деликтной ответственности и так называемой судебной неустойки.
В-четвертых, для решения проблемных вопросов, связанных с реализацией права сотрудников уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату, необходимо внести изменения в Федеральный закон № 283-ФЗ в части, касающейся определения нуждаемости сотрудника и членов семьи сотрудника, под которыми следует понимать лиц, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на законном праве. Для решения вопроса, касающегося лиц, находящихся на иждивении сотрудника, требуется законодательное закрепление их определения: это лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в судебном порядке.
Таким образом, п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 283-ФЗ нужно изложить в следующей редакции: «4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в судебном порядке».
В целях единообразного толкования требований ч. 3 ст. 4 Закона № 283 - ФЗ необходимо изложить п. 5 в следующем виде: «5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе предоставленной по договору социального найма». Это позволит избежать сомнений в необходимости обращения к п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
В-пятых, со ссылками на правовые позиции Верховного Суда РФ был сделан вывод о том, что расторжение брака между родителями не должно влиять на жилищно-правовое положение их общего несовершеннолетнего ребенка; ребенок сохранит право проживания в квартире родителя- собственника. Объяснение такого положения вещей видится в том, что правоотношения, возникающие, с одной стороны, между супругами, а с другой - между родителями и детьми, не находятся в диапазоне «главное правоотношение - подчиненное правоотношение». Это два самостоятельных типа правоотношений, которые существуют автономно и независимо друг от друга. Если прекращаются брачные правоотношения между мужем и женой, то это, естественно, не влечет прекращения родительских правоотношений; родители и дальше будут оставаться родителями. Таким образом, несовершеннолетний ребенок собственника жилого помещения (в случае расторжения брака между родителями) будет и дальше проживать в таком помещении в качестве действующего члена семьи собственника жилья; норма
ч. 4 ст. 31 ЖК РФ на него распространяться не будет.
В-шестых, органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники финансирования в целях предоставления гражданам в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также предоставляют им жилые помещения по договорам социального найма.
Однако, право граждан на жилище за доступную плату не имеет реализации по причине отсутствия системного механизма его реализации. Это говорит, в первую очередь, о необходимости совершенствования законодательства и контроля за его фактической реализацией, ведь указанные нами конституционные положения являются основой нормального функционирования правового государства и жизнедеятельности каждого отдельного его гражданина. Также требует доктринального подхода исследование вопросов обеспечения права на жилище за доступную плату, систематизации его правового регулирования. Кроме того, требуется выработка четкого и действующего механизма реализации данного права.
В-седьмых, изученный опыт реализации права на жилище на региональном уровне наглядно иллюстрирует зависимость реализации права на жилище от финансово-экономических и иных возможностей государства (региона, муниципалитета). Учитывая обозначенные проблемы, представляется, что дефиниции «права на жилище» и собственно «жилища» нуждаются в
конкретизации на конституционном уровне, с тем, чтобы реализация этого права не зависела от усмотрения законодателя (прежде всего, в позитивном смысле) и обеспечивала соблюдение принципа формального равенства.


Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 . № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – 05 апреля. - № 67.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // БВС РФ. – 1994. - № 12.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. – 2001. - № 2. – Ст. 163.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019) // СЗ РФ. – 2005. - № 1 (Ч. 1). – Ст. 14.
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // СЗ РФ. – 2001. - № 44. – Ст. 4147.
8. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» // СЗ РФ. – 2002. - № 5. – Ст. 375.
9. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. – 2001. - № 23. – Ст. 2277.
10.Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные 99 законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2015. - № 29 (Ч. 1). – Ст. 4350.
11.Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2012. - № 53 (Ч. 1). – Ст. 7608.
12.Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2011. - № 1. – Ст. 15.
13.Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 40. – Ст. 3822.
14.Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 25.02.2019) «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. – 1998. - № 22. – Ст. 2331.
15.Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 28. - Ст. 959.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ