Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностно-смыслового отношения к природе в образовательной деятельности дошкольной организации

Работа №112846

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы формирования ценностно-смыслового отношения к природе у детей в образовательной деятельности дошкольной организации 10
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования у дошкольников ценностно-смыслового отношения к природе 10
1.2 Возрастные характеристики проявления ценностно-смыслового отношения к природе у детей.17
1.3 Педагогические условия, влияющие на формирование ценностно смыслового отношения к природе у дошкольников 25
Выводы по 1 главе 35
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования у старших дошкольников ценностно-смыслового отношения к природе в образовательной деятельности дошкольной организации 36
2.1 Выявление уровня сформированности ценностно-смыслового отношения к природе у старших дошкольников 36
2.2 Содержание работы по формированию ценностно-смыслового отношения к природе у старших дошкольников 52
2.3 Выявление динамики уровня сформированности ценностно смыслового отношения к природе у старших дошкольников 63
Выводы по 2 главе.71
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение 82


Цель исследования: разработать и доказать эффективность
педагогических условий, влияющих на формирование ценностно - смыслового отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностно-смыслового отношения к природе в образовательной деятельности дошкольной организации.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную вопросам формирования ценностно-смыслового отношения к природе у дошкольников в образовательной деятельности дошкольной организации.
2. Выявить уровень сформированности ценностно-смыслового отношения к природе у старших дошкольников.
3. Определить педагогические условия формирования ценностносмыслового отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, разработать содержание методов, приемов и средств их реализации в образовательной деятельности дошкольной организации.
4. Доказать эффективность педагогических условий и методического сопровождения образовательной деятельности дошкольной организаций, направленной на формирование ценностно-смыслового отношения к природе у старших дошкольников.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении всей жизнедеятельности человека происходит формирование его системы ценностей. Период дошкольного детства является особенно важным в формировании и понимании ценностей окружающей действительности, осознании взаимодействия с объектами природного мира непрагматического характера. Научные исследования таких ученых, как И.Н.Гелетканич, М.М.Иванова, Е.Н.Лазаренко, Ю.А.Позигун, Л.Б.Симонова и других, посвящены изучению проблемы формирования ценностно-смыслового отношения к окружающему растительному и животному миру у детей дошкольного возрастного периода.
Теоретическое осмысление возрастных особенностей
взаимодействия детей с природой, сущности процесса формирования ценностного отношения к природе у старших дошкольников позволило уточнить термин «ценностно-смысловое отношение к природе у старшего дошкольника», под которым понимается интегративное качество личности ребенка, проявляющееся в освоении им системных представлений и понятий о ценностях природы, нормах и способах непрагматического взаимодействия с ней; в оценочных суждениях, в развитии непрагматических мотивов и потребностей взаимодействия с природой в условиях оказания помощи объектам природы родного края.
Для решения проблемы формирования ценностно-смыслового отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста необходима основательная переработка всей сложившейся системы работы с детьми по развитию экологического образования. Для воспитания у детей дошкольного возраста экологической культуры необходимо создание в дошкольном образовательном учреждении определенных педагогических условий и применение в деятельности педагога методов, способствующих развитию у детей экологически направленной деятельности.
Экспериментальное исследование формирования ценностно- смыслового отношения к природе проводилось с детьми двух старших групп. В состав контрольной и экспериментальной групп вошли по 20 детей дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет. По результатам анализа полученных данных констатирующего этапа исследования можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста близкий к достаточному уровень сформированности ценностно-смыслового отношения к природе, что говорит о необходимости разработки и проведения развивающей работы по формированию ценностносмыслового отношения к природе.
На формирующем этапе эксперимента проведена работа по формированию ценностно-смыслового отношения к природе у старших дошкольников, в результате которой у старших дошкольников сформировалось понимание неразрывной связи человека с природой; стремление к исследованию объектов природы.
Качественные показатели мы оценили на контрольном этапе эксперимента. Среди испытуемых в экспериментальной группе: 55% (увеличение на 45%) детей имеют достаточный уровень сформированности ценностно-смыслового отношения к природе; у 35% детей данный уровень определяется как близкий к достаточному; 10% детей выявлен недостаточный уровень сформированности ценностно-смыслового отношения к природе. Дети контрольной группы тоже находились в условиях развивающего образовательного процесса, но специфические проявления в ценностно-смысловом отношении не получили динамических изменений, что доказывает эффективность выдвинутых в гипотезе условий.


1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З.Ф. Аксенова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольника [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 10-15.
3. Букетова, Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятия / Т.И. Букетова // Начальная школа – 2014. - №8. - С. 73-75.
4. Быстрова, И. Поговорим о природе [Текст] / И. Быстрова, Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 12-14.
5. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева – Минск, 2014 – 297 с.
6. Вахрушев, А.А. Экологическое образование-гарантия будущего для человека /А.А. Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. - 2013 - №11.- С.19-22.
7. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 1980. – 206 с.
8. Выготский, Л. Мышление и речь / Л.Выготский – Лабиринт. Москва – 2012 – 352 с.
9. Гризик, Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет[Текст]: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
10. Гришина, Л.А. Экологическая игра, как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе /Л.А. Гришина - М.: Просвещение, 2014 – 255 с.
11. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, - М.: ЦКФЛ, 2014 – С. 35-48. 77
12. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 460 с.
13. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябо. – М. – Московский психолого-социальный институт, 2009 - 58 с.
14. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.И. Егоренков. - М. : АРКТИ, 2010. - 298 с.
15. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2013. – №7. - С. 31-34.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ