Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Работа №112837

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы подготовки руководителя к управленческой деятельности в современных образовательных организациях 11
1.1 Теоретические аспекты перехода университета от модели 1.0 к модели 3.0
в рамках экономики знаний 11
1.2 Выявление уровня готовности руководителя к управленческой
деятельности в условиях университета третьего поколения 24
1.3 Особенности управленческой деятельности руководителя структурного подразделения в условиях университета третьего поколения на примере
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» 30
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения 41
2.1 Факторы готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения на примере ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» .... 41
2.2 Разработка процесса формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях
университета третьего поколения 57
2.3 Динамика изменения готовности руководителя к управленческой
деятельности в условиях университета третьего поколения 73
Выводы по второй главе 83
Заключение 86
Список используемой литературы 88
Приложение 92


Актуальность исследования. В современном мире университеты подвергаются фундаментальной трансформации, заключающейся в переходе от возникшей в посленаполеоновский период модели университета, подчиненного интересам науки, к так называемой модели «университета третьего поколения [6].
Как показывает мировая практика, на сегодняшний день наилучшими проводниками в открывшееся новое пространство становятся предпринимательские университеты.
В России эта университетская модель известна довольно давно, по крайней мере, с тех пор, как она стала реализовываться западными вузами. Но целый ряд серьезных институциональных барьеров - например, в сфере интеллектуальной собственности, являющейся критически важной для успеха университетов предпринимательского типа, - стал почти непреодолимым препятствием для реализации этой модели на российской почве.
Ключевая компетенция университета 3.0 - умение управлять результатами интеллектуальной деятельности, создавать предпринимательскую экосистему, развивать городскую среду вокруг себя. Фактически, ВУЗ становится градообразующим центром.
Актуальность данной модели объясняется тем, что она позволяет университетам эффективно реагировать, встраиваться и, главное, управлять теми процессами ускоренного технологического развития, которые так лавинообразно меняют сегодня все глобальные экономические и социальные ландшафты. И хотя четких устоявшихся критериев и параметров этой модели не существует (она довольно пластична, поскольку «Университет 3.0» трансформируется уже даже в следующую, «4.0»-стадию), один факт стал общепризнанным: университеты, которые в рамках предпринимательской модели активно выращивают стартапы, развиваются гораздо быстрее университетов, где стартапы отсутствуют.
Таким образом, можно утверждать, что внутренняя и внешняя среда университетов подвергается фундаментальным изменениям, как и цели их деятельности. Прежде для того, чтобы университеты могли адаптироваться к новым трендам было достаточно создать, например, новый факультет для того, чтобы развить некое перспективное научное направление. Но в настоящее время необходимо новым взглядом оценить модель университета, сменить его парадигму, а не просто его частично адаптировать путем дополнения своей структуры департаментом трансфера технологий или инкубатором для технологических предпринимателей. В ряд университетов были внедрены принципы университета третьего поколения в качестве ориентиров развития. Поэтому разработка требований к руководителю инновационной образовательной организации актуальна и значима.
Целью инновационной образовательной организации становится извлечение выгоды из своих ноу-хау, поскольку университеты теперь рассматриваются как колыбель новой предпринимательской деятельности - в дополнение к их традиционным задачам научных исследований и образования.
Актуальность исследования на социокультурном уровне заключается в присущей россиянам нацеленности на самореализацию и высокой креативности, которая может помочь в решении проблемы занятости.
Актуальность исследования на организационно-управленческом уровне заключается в необходимости определения правильного вектора развития, который основывается на создании организационно-управленческих условий формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Вопрос о формировании готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения многоаспектен, но его решение, прежде всего, связано с необходимостью разрешения возникших противоречий между:
- фактическими процессами, осуществляемыми в образовательной организации и требованиями ФГОС.
- уровнем развития структурных подразделений образовательной организации и традиционными требованиями к организации образовательного процесса
- уровнем готовности к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения руководителей разных структурных подразделений и стандартным выполнением функциональных обязанностей действующими руководителями.
Проблема исследования: какими должны быть условия, позволяющие руководителю структурного подразделения образовательной организации осуществлять управленческую деятельность в условиях университета третьего поколения.
Цель исследования: определить и научно обосновать условия готовности руководителя структурного подразделения образовательной организации к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Объект исследования: процесс формирования готовности руководителя структурного подразделения образовательной организации к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Предмет исследования: условия формирования готовности заведующего кафедрой образовательной организации к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
В основу исследования положена гипотеза: руководитель структурного подразделения образовательной организации, осуществляющей управленческую деятельность в условиях университета третьего поколения, будет соответствовать требованиям организации, если будут реализованы следующие условия:
- разработаны диагностические инструменты, с помощью которых выявлены факторы, способствующие формированию готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
- разработан процесс формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
- внедрен процесс формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
В соответствии с поставленной целью исследования, определением объекта и предмета исследования, а также выдвинутой гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа определить степень разработанности выявленной проблемы на современном этапе. Уточнить содержание понятия «готовность руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения».
2. Определить факторы, способствующие формированию готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
3. Разработать процесс формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
4. Оценить эффективность процесса формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Теоретической основой исследования явились:
- концепция инновационного развития университетов
(В. Скрибанс, А. Лектауэрс, Ю. Меркурьев, Г. Марчис, Д. Беккер, М. Венде, Д. Конанчук, А. Волков, Й. Виссема);
- общая теория управления, процессный и системный подходы (П. Лоуренс, Р. Майер, С.В. Маклаков, А. Шматалюк);
- аксиологический, деятельностный и личностно ориентированный подходы в образовании и управлении образовательными системами (Д. Фаррингтон, Н.А. Алексеев, А.В. Беляев, Ю.П. Ветров, И.Б. Котова, Ю.А. Лобейко);
- концептуальные основы инновационной деятельности (Ю.В. Вертакова, Е.С. Симоненко, И.В. Гомон, В.Г. Косушкин).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие
методы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ;
- эмпирические: беседы с педагогами, наблюдение,
диагностические задания, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет», Институт финансов, экономики и управления. В эксперименте принимали участие руководители департаментов института: департамент бакалавриата (экономических и управленческих программ), департамент магистратуры (бизнес-программ), департамент предпринимательства.
Основные этапы исследования:
Исследование проходило с сентября 2017 г. по июнь 2019 г. и состояло из 3 этапов.
Первый этап - сентябрь 2017 г. - май 2018 г.- теоретико-поисковый. В данном этапе были изучены литературные источники, раскрыто современное состояние исследуемой проблемы, были определены исходные параметры исследования, выявлены достоинства и недостатки проблемы формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Второй этап - май 2018 г. - февраль 2019 г. - опытно-экспериментальный. Данный этап заключался в определении основных подходов определения факторов готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Третий этап - февраль 2019 г. - июнь 2019 г. - заключительный. На данном этапе проходила разработка процесса формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения, была осуществлена экспериментальная апробация разработанного процесса, проведен анализ динамики изменения готовности руководителя, были сформулированы выводы и рекомендации исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе исследования было:
- уточнено содержание понятия «готовность руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения»;
- разработаны диагностические инструменты, с помощью которых выявлены факторы, необходимые для осуществления управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения: диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, метод FMEA, экспертная оценка;
- разработан процесс формирования готовности руководителя как совокупность организационных и управленческих структур, обеспечивающих оценку управленческого процесса, управленческих результатов и выявление факторов, влияющих на их качество.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассмотрен филогенез развития университетов, выделены отличительные особенности университетов разных поколений, определены условия создания университета 3.0. Данный анализ позволил выявить уровни готовности руководителя к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, рекомендации могут использоваться для усовершенствования существующей системы подготовки руководителей к управленческой деятельности. Разработана и внедрена процессная модель формирования готовности руководителя к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретических позиций, теоретической и практической обоснованностью основных положений исследования и выводов; комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования; результатам проведенной опытно-экспериментальной работы; эффективным внедрением полученных результатов в подготовке руководителей структурного подразделения к управленческой деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлялась через анализ темы исследования, анализ основных положений, через обсуждение основных этапов исследования, публикацию статей, тезисов.
К личному вкладу автора в данное исследование можно отнести выявление проблематики, определение особенностей университетов разных поколений, схема интеграции организационной структуры института финансов, экономики и управления в схему трансформации опорного вуза с учетом индивидуальной траектории готовности руководителя.
Структура и объем исследования. Структура и объем диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие «готовность руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения», как особое психическое состояние, как предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом.
2. Разработанные факторы готовности каждого руководителя к управленческой деятельности: знание нормативной документации, производительность труда, руководящие навыки, выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности и соблюдение сроков, коммуникабельность, владение английским языком, медийность позволят оценить соответствие руководителей требованиям, необходимым для осуществления управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
3. Разработанный и апробированный процесс формирования готовности руководителя структурного подразделения в условиях университета третьего поколения. Данный процесс планируется с учетом законодательства и нормативной документации, требований рынка, а также факторов, влияющих на качество работы руководителей и оценкой доступных ресурсов. На выходе разработанного процесса создается индивидуальная траектория развития руководителя департамента, для успешного внедрения которой используется система мотивации.
4. Динамика изменения готовности руководителя к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время происходит активный переход к новой модели университета, к модели «университета третьего поколения». В рамках данной модели на базе университетов создаётся интегрированная предпринимательская экосистема, в которой они становятся ключевыми поставщиками инноваций. Модель университета третьего поколения является необходимым условием для дальнейшего развития высшего образования.
Университетам, которые стремятся войти в число университетов третьего поколения, нужна новая модель руководителя, сочетающего в себе генерального директора для динамичного и предпринимательского учреждения, которое соответствует требованиям 21-го века, и опытного научного сотрудника, который может развивать интеллектуальный авторитет университета.
Проблема исследования заключалась в том, чтобы узнать, какими должны быть условия, позволяющие руководителю структурного подразделения образовательной организации осуществлять управленческую деятельность в условиях университета третьего поколения. Данная проблема была решена с помощью разработки процесса формирования готовности руководителя к управленческой деятельности.
Также в исследовании были решены поставленные задачи: на основе теоретического анализа была определена степень разработанности выявленной проблемы на современном этапе, определены факторы готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения, был разработан процесс формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях университета третьего поколения.
Для проведения формирующего этапа эксперимента были использованы методы управления качеством, в результате чего были выявлены факторы готовности руководителя к управленческой деятельности. Был разработан процесс формирования готовности к управленческой деятельности, в результате которого была внедрена индивидуальная траектория развития в деятельность руководителя каждого департамента. В результате экспериментальной проверки данного процесса мы увидели положительную динамику изменения готовности руководителей.
Гипотеза исследования, базирующаяся на том, что руководитель структурного подразделения образовательной организации, осуществляющей управленческую деятельность в условиях университета третьего поколения, будет соответствовать требованиям организации, если будут осуществлены проверенные в работе факторы. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
Однако необходимо отметить, что решение проблемы не исчерпывается данным исследованием. В дальнейшем необходимо расширить модель формирования готовности руководителя структурного подразделения к управленческой деятельности в условиях третьего поколения.



1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Система менеджмента качества.
Требования. - Введ. 2015-11-01. - М.: Стандартинформ, 2015. 32 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента качества.
Основные положения и словарь. - Введ. 2015-09-28. - М.: Стандартинформ,
2015. 27 с.
3. Алимова, Э.К., Николаева, Н.Г. Метод FMEA как путь повышения качества продукции // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №14.
4. Быков, Ю.М., Мартынова, О.А., Костычева, Л.Д. Возможности использования внутреннего аудита для развития системы менеджмента качества в ВОЛГГТУ [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. - Режим доступа: http://elibrary.ru
5. Варакса, А.М. Адаптация образовательных инноваций для преподавания экономической теории в технических ВУЗах // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2015. №22. С.219-223
6. Виссема Иохан Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. - М.: Сбербанк, 2016. 422 с
7. Гладких, Я. Н., Семенова, В.Г. Современные маркетинговые инструменты развития инфраструктуры ВУЗа // Экономика и социум. 2016. № 2(33)
8. Головко, Н.В., Зиневич, О.В., Рузанкина, Е.А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России.
2016. № 8+9 (204). С. 40-47.
9. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности — Минск, 1976. — 25 с.
10. Инновационная инфраструктура Тольяттинского
государственного университета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.tttsu.rU/sites/sites_content/site3136/html/media80368/infra.pdf#1
11. Кадрова, Г.Р. Применение процессного подхода к управлению современной организацией // Огарёв-Online. 2018. №1 (106).
12. Куликова, Т. А. Куликов, М. В., Данилин, Д. В. К вопросу о применении семи инструментов контроля качества в высших военных учебных заведениях // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №130.
13. Кузьмин, А.М Метод анализа видов и последствий отказов
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0027/
14. Кузьмин, А.М Метод «Семь основных инструментов контроля»
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0006/
15. Курзаева, Л.В., Овчинникова, И.Г., Чичиланова, С.А. К вопросу о совершенствовании методики оценки эффективности решения задач управления качеством образования на основе экспертной информации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-3. - С. 473-478;
16. Левицкий, Ю.В., Варакса, А.М. Саморазвитие образования и науки как результат экономической глобализации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №11-12. С. 105-108.
17. Мунт, О.В., Перевезенцева, Е.Д., Корсакова, В.К., Шурыгин,С.В. Как построить систему качества/Форум молодых ученых. 2017. №10(14)
18. Научно-технические разработки ТГУ. [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site3136/html/media73788/NTR_2013.pdf#1
19. Положение о департаменте института финансов, экономики и управления Тольяттинского государственного университета (Решение ученого совета ТГУ №109 от 22 февраля 2018 г.) - Тольятти: ТГУ, 2018. 7 с.
20. Программа развития и программа трансформации в
университетский центр инновационного и технологического развития Самарской области [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tltsu.ru/about_the_university/transformation/Programma_razvitiya_i_transformacii.pdf
21. Селезнева, А.В. Особенности применения метода FMEA в образовании // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. 2015. №1.
22. Соколовская, М. В., Буянкина, Р. Г., Попова, О. М., Никулина, С. Ю. Критерии эффективности внутренних аудитов образовательной организации // Сибирское медицинское обозрение. 2014. №6 (90).
23. Banton C. Efficiency Definition [Электронный ресурс] //
Investopedia. 2019. - Режим доступа:
https://www.investopedia.com/terms/e/efficiency.asp
24. Farrington D., Ismaili D. Finding the right person to lead a third
generation university: a new approach in the Republic of Macedonia [Электронный ресурс] // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2011. №15. PP. 2083-2087. Режим доступа:
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042811006045
25. Kenton W. Knowledge Economy [Электронный ресурс]. //
Investopedia 2019. - Режим доступа:
https://www.investopedia.com/terms/k/knowledge-economy.asp
26. Lane J. Higher Education system 3.0 [Электронный ресурс] // State University of New York Press, Albany. 2013. PP 6-9. Режим доступа: http://www.sunypress.edu/pdf/62947.pdf
27. Maximova O., Belyaev V., Laukart-Gorbacheva O., Nagmatullina L.
Hamzina G. Russian Education in the Context of the Third Generation Universities' Discourse: Employers’ Evaluation [Электронный ресурс] // International journal of environmental & Science education 2016, VOL. 11, NO. 16, PP 9101-9111. Режим доступа:
https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1118958.pdf
28. Salmon G. Notes on Higher Education 1.0 to 3.0 and Beyond [Электронный реусрс] // Gilly Salmon. 2016. Режим доступа: https://www.gillysalmon.com/uploads/5/0/1/3/50133443/education_1-0_to_3-_0.pdf
29. Selingo J., Carey K., Pennington H., Fishman R., Palmer I. The Next
Generation University [Электронный ресурс] // New America Foundation. 2013. Режим доступа: https://postsecondary.gatesfoundation.org/wp-
content/uploads/2014/10/New-America-Foundation_The-Next-Generation-University.pdf
30. Skribans V., Lektauers A., Merkuryev Y. Third Generation University
Strategic Planning Model Development [Электронный ресурс] // Riga Technical University. 2013. Режим доступа: https://mpra.ub.uni-
muenchen.de/49168/1/MPRA_paper_49168.pdf
31. Tracy B. The 80/20 Rule Explained//Brian Tracy International. 2018. Режим доступа:https://www.briantracy.com/blog/personal-success/how-to-use-the-80-20-rule-pareto-principle/
32. Zak K. The knowledge economy - the diagnosis of its condition in
selected countries [Электронный ресурс] /Studia Ekonomiczne. Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego w Katowicach. 2016. № 271. Режим доступа: http://yadda. icm. edu.pl/yadda/element/bwmeta1. element. cej sh-
830242e1-2713-460e-a2db-053fbb334dde/c/15.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ