Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-правовая система управления образованием

Работа №112836

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ 9
1.1 Понятие и сущность государственного управления образованием .. 9
1.2. Система управления образованием в России 18
1.3. Структура органов управления образованием 29
1.4. Проблемы функционирования системы управления образованием в
России и организационно правовые аспекты их решения 39
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) 53
2.1. Общая характеристика административно-правового статуса
образовательных учреждений 53
2.2. Классификация и специфические особенности административно-
правового статуса отдельных видов образовательных учреждений 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 86


Актуальность исследования. С каждым годом в специальной литературе все больше возрастает внимание к проблеме реализации и содержания прав человека, в частности его праву на образование, всемирно признанному основополагающим в группе социально-экономических прав личности.
Всесторонние изменения, происходящие в современном мире, высокий темп научно-технического прогресса, кардинальные изменения образа жизни, новые открытия и изобретения, расширение информационных каналов говорят о важности получения человеком новых знаний особенно четко. Право на образование позволяет человеку занять достойную роль в современном социуме, является необходимым для обеспечения многих других прав, таких, например, как право на труд или занятие предпринимательской деятельностью.
В условиях рынка и капиталистической экономики управление образовательным процессом в разы усложняется, возрастает роль гражданского общества и самоуправления образовательных учреждений в регулировании процесса управления образованием. Но, как и прежде, от эффективности работы органов управления образованием зависит работоспособность всех элементов образовательной системы.
На сегодняшний день существующий в Российской Федерации механизм управления системой образования в значительной степени несовершенен, он перестал отвечать действующим общемировым стандартам в этой сфере.
Проблема правовой регламентации образовательного процесса в настоящее время в специальной литературе также разработана довольно слабо, а соответствие системы управления образовательными учреждениями рыночной экономике далеко от совершенства. Существующая система образовательного законодательства лишена необходимой гибкости, так необходимой ей сейчас, в условиях глубокой перестройки основ экономической и социальной жизни. Кроме того, иной раз, отсутствие подобной гибкости сдерживает положительную динамику в образовательной системе современной России.
Действующие нормативно-правовые акты не дают ответы на многие вопросы, возникающие в данной сфере, не позволяют планировать ее улучшение и совершенствованием, управлять в позитивном ключе складывающимися тенденциями (такими, например, как финансирование за счет личных и общественных фондов, изменения в сфере государственного контроль, дополнение его общественным контролем и т. п.).
В части решения этих проблем крайне важно разработать и определить современные механизмы правовой регламентации образовательного процесса на федеральном и муниципальном уровне, продолжать углублять и развивать систему образования, повышать его качество и эффективность деятельности органов, контролирующих и регулирующих осуществление образовательного процесса.
Изменениям, в первую очередь, должен быть подвергнут ряд управленческих вопросов. Необходима модернизация также в сфере финансирования.
В настоящее время Россия пытается воспользоваться зарубежным, прежде всего, западным опытом управления системой образования. В связи с этим необходимо осуществить глубокое исследование имеющегося зарубежного опыта, так или иначе связанного с рынком образовательных услуг. Необходимо сравнивать текущюю практику государственного руководства сферой образования, состояние денежного инвестирования в образовательные учреждения, правовую базу аппарата управления в этой области и правового статуса учащихся в образовательных заведениях в России и зарубежом с формированием соответствующих выводов и рекомендаций. Считаем, что подобный всесторонний анализ позволит избегать негативных явлений в развитии отечественной образовательной системы.
Все перечисленное выше повлияло на выбор темы магистерской диссертации, в рамках диссертационного исследования необходимо найти логическое направление и пределы организационного и нормативного регулирования в области образования.
Научная разработанность проблемы. Анализ существующих научных работ, в которых делается попытка сформировать юридико-организационные инструменты превращающие систему образования в четкий отлаженный механизм развития личности, отметим недостаточное изучение этой проблемы. Существующие исследования в основном анализируют советский этап жизни сообщества и не касаются произошедших за последние годы политических, экономических и социологических изменений.
Более современные научные труды (конца XX - начала ХХ1 века) часто анализируют только одну из многих проблем этой сложной и многогранной системы, к числу которых может относится, например, управление высшим образованием, общим образованием, правовое положение вузов, отдельные направления развития образовательного законодательства. Необходимо продолжать исследования в указанном направлении, поскольку не может возникать сомнений относительно необходимости появления фундаментальной теоретической основы для правового урегулирования образовательной системы в нашем государстве.
Объект данного исследования - это общественные отношения, возникающие в процессе управления системой образования в Российской Федерации.
Предмет исследования - система органов управления образованием в России, проблемы административно-правового регулирования организации и деятельности образовательных учреждений.
Цель работы - рассмотрение теоретических и практических проблем управления системой образования и разработка органичной модели регулирования образованием, как системой, соответствующей современным критериям в этой области.
Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения нижеследующих задач:
1) Проанализировать суть и структурную модель регулирования сферы образования в нашем государстве;
2) Изучить путь модернизации государственного аппарата в сфере управления образовательными учреждениями;
3) Исследовать организационно-правовые формы образовательных
учреждений и направления;
4) Анализ существующих и существовавших ранее юридических норм с точки зрения выстраивания механизма управления системой образования, прежде всего на основе содержания Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), формирование рекомендаций по совершенствованию системы управления образованием в этой сфере.
Методология исследования. Диссертационное исследование проводилось на основе системы общенаучных и частно-научных методов. В основу методологии принят системный подход, ориентированный на комплексное рассмотрение государственной политики в сфере управления образованием: теоретико-методическое обоснование, статистические методы обработки данных, сравнительный анализ результатов.
Основанием для теоретических выводов являются конституционные, административные и законы других отраслей права, подзаконные нормативно-правовые акты, ряд исследований российских и зарубежных специалистов.
В диссертационном исследовании рассматриваются работы таких ученых, как: Ашенова Т.М., Каштанова Е.А., Мышенко С. А., Мещеров Р.Ш., Петросян Т.Э., Тяпкина И.В., Зайцева Л.А., Фан Ч.К. и другие.
Ряд проблем правовой защиты в механизме системы образования нашей страны были выделены при анализе исследований таких ученых, как: Борисенко Л.В., Вольянская С. Е., Гам В.И., Зенкова М.А., Коваленко И. В., Кураков А. Л., Новиков А.М., Новиков Д.А., Ячник Е.А. и других.
Полученные данные помогли создать основу для совершенствования управленческой модели управления образованием в настоящее время.
Работа предлагает комплекс подкрепленных теоретической и практической базой выводов и рекомендаций, которые актуализируют затронутую проблему в постановке от дельных теоретических и практических проблем, самостоятельностью их решения. Квалификационная работа содержит совокупность обоснованных рекомендаций, а также ответы на вопросы некоторых вышеозначенных задач.
Некоторые из данных вопросов ранее не рассматривались в научных исследованиях, другие были рассмотрены глубже и шире, обрели иную трактовку в части изменений, произошедших в современном обществе.
Проведенное исследование позволило сформировать выводы и положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время уменьшается роль государства в управлении образованием, растет роль частной инициативы в этой сфере. Это обуславливает уменьшение возможностей государства по контролю за образовательной сферой.
2. Государственный контроль в сфере образования направлен на достижение цели по обеспечению права на образование граждан Российской Федерации.
3. Реформирование в сфере управления образованием требуют комплексного реструктурирования управленческой среды, из чего вытекает необходимость проведения следующих мер:
а) обеспечение органов управления штатным составом для улучшения качества их работы;
б) их правовая защищенность;
в) необходимо повсеместное внедрение программ, повышающих качество их деятельности;
4. Основным условием классифицирования объектов учреждений образования в России стало определение цели их деятельности. Они разделяются на несколько типов:
- организации, непосредственно участвующие в образовательном процессе: детские сады, школы, университеты и прочие;
- организации, частично занятые образовательной деятельностью: кружки и т. п.;
- предприятия, обеспечивающие течение образовательного процесса: производители различного школьного оборудования и канцтоваров, спортплощадки, музейные комплексы;
- объекты, ответственные за оказание медицинских услуг: медпункты, профилактории и тд.;
- учреждения, которые занимаются подготовкой педагогических работников;
- организации, созданные для проведения научно-исследовательских работ в сфере образования;
- органы, предоставляющие информацию образовательным учреждениям: узкоспециализированные редакции печатной продукции.
5. Необходимо постоянное обновление видов и планов управления образовательной деятельностью.
6. Обоснование факторов несовершенства законов, особенно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В работе изложены поправки к законодательству, которые, как мы считаем, помогут улучшить положение дел в данной сфере.
Содержащиеся в магистерской диссертации выводы расширят представление о сущности системы управления системой образования Российской Федерации, а также о роли правовой защищенности различных элементов образовательного механизма и их юридическом статусе.
Структура квалификационной работы определяется ее целями и задачами. Выпускная работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В Российской Федерации система управления образовательными учреждениями обладает собственной внутренней структурой и функциональную связью с остальными подсистемами государственного управления.
Управление образованием это направленная, планомерная и постоянная работа государственных и муниципальных органов, что обуславливает формирование их структуру и характер влияния на управленческие объекты (образовательные учреждения) и призвано обеспечивать образовательные потребности населения Российской Федерации.
Правообразующие и целевые управленческие критерии представляют собой основание структурной организации системы. Чтобы разграничить компетенции между разными органами управления образованием, в качестве правового обоснования используется нормативная документация общего действия и отдельные специальные нормативные документы. Разграничивается компетенция органов управления образованием разного уровня.
Закономерным становится вопрос об экономической целесообразности создания отделов функционально-структурного усовершенствования системы управления образованием. Считаем, что их можно создавать без значительной траты финансового и кадрового ресурса. Определенная перегруппировка сотрудников в аппарате управления образованием позволила бы создать отдел функционально-структурного усовершенствования без увеличения общего числа сотрудников.
Субъективность и объективность (социально-экономическая и политическая неготовность нашей страны к неоправданно радикальному преобразованию) пока не позволяют создать управленческую систему, которая сделает образование в нашей стране соответствующим требованиям современной экономики и достигнутому уровню технического прогресса.
Некоторые организационно-структурные проблемы продолжают оставаться без решения. Проведение детального анализа структурной организации управленческого аппарата позволяет говорить о необходимости принятия следующих организационно-правовых действий:
а) полное обеспечение структурно-кадрового снабжения
образовательных учреждений для выполнения задач и функций данных органов;
б) обеспечение полноценной правовой помощи работникам
управления образованием;
в) применение нетрадиционных программных и целевых форм, позволяющие с высокой эффективностью проводить работу по образованию;
г) формирование служб функционально-структурного усовершенствования.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
30.11.1994 №51-ФЗ; официальный текст по состоянию на 02.03.2015 //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.12.1994. - №32.
3. Российское административное право (часть особенная). - Волгоград, 2002.-С. 175-177
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
5. Закон об образовании Саратовской области от 31 мая 2017 г. N 40-ЗСО,
6. Закон об образовании в Самарской области от 27.12.2018 N 133-ГД,
7. Закон об образовании в Ульяновской области от 29.11.2018 N 132-ЗО,
8. Закон об образовании в Рязанской области 16.11.2018 N 79-ОЗ
9. Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ"О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
11. Постановление Правительства РФ от 01-07-95 677 Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении (2019)
12. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792 -р Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 гг
13. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ; официальный текст по состоянию на 20.04.2015 // Российская газета. - 20.07.2015. - №6728.
14. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
15. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газ. - 2004. - 11 марта
16. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании». -М, 1998.-С. 269-271
17. Письмо Минобразования РФ от 09.08.2000 N 237/23-16 "О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы"
18. Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 N 650 (ред. от 31.03.2007) "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования"
19. Положение о Совете ректоров высших учебных заведений Хабаровского края и Еврейской автономной области ПРИНЯТО Советом ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области «31» марта 2010 г
20. Административно-правовая организация управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами. - М., 1996. - С. 7-9
21. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. В Зч. 4.2.
22. Ашенова Т.М., Формирование системы законодательства об образовании в Советской России в 1917-1930 гг.» : диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Ашенова Т.М.;[Место защиты: Институт государства и права РАН].- Москва, 2015.- 215 с.
23. Бачило И.Л. Функции органов управления: Правовые проблемы оформления и реализация. - М., 1976. - С. 19-37
24. Башарина А. В. Генезис проблемы социального управления высшим профессиональным образованием в Российской Федерации // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №3-1.
25. Бестаева И.М., Теоретико-концептуальные проблемы систематизации законодательства РФ в сфере образования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №4.
26. Бокова М.Н. Управленческие отношения в механизме административно- правового регулирования // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. №10.
27. Болотникова Ю. Н. Российское образовательное Право: источники и особенности // Пробелы в российском законодательстве. 2008. №1.
28. Борисенко Л.В., Метод административно-правового регулирования в сфере государственного управления системой образования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №2.
29. Борисенко Л.В., Метод административно-правового регулирования в сфере государственного управления системой образования // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №2.
30. Бочаров В.Д. Системность в управлении. - М., 2000. - С. 13.
31. Валитова Л. И. Конституционные гарантии права на доступ к информации // Вестник Башкирск. ун-та. 2012. №4.
32. Веденеев Ю.А. Развитие форм совершенствования государственного управления // Сов. государство и право. — 1982. № 3. - С. 53.
33. Вишняков В.Г. Проблемы совершенствования системы управления народным хозяйством / Управление и право. - М., 1982. - Вып. IV. Ч. П. - С. 10
34. Вольянская С. Е. Мониторинг внедрения образовательных инноваций в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы // ППМБПФВС. 2008. №8.
35. Гам В.И., Управление многообразием в сфере образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №14.
36. Гелла А. А. Единая система исполнительной власти в Российской Федерации: пути оптимизации // Бизнес в законе. 2008. №2.
37. Гончарова Л.И. Формирование рынка образовательных услуг: Дис.... канд. юрид. наук. - Саратов, 1997
38. Драчук М. А. Управление, правовое воздействие и механизм правового регулирования: соотношение понятий // Вестник ОмГУ. 2014. №1 (71).
39. Древеко К.С. Управленческие системы. - М., 1999. - С. 3; Советское административное право. - М., 1981. - С. 95
40. Зайцева Л.А., Административно-правовое регулирование высшего профессионального образования в Российской Федерации, диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14/Зайцева Л.А.; [место защиты:Москва, 2008, стр.236]
41. Зенкова М.А. Административно-правовое регулирование деятельности системы образования в Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016. №3 (36).
42. Каштанова Е.А., Конституционное право граждан на профессиональное
образование и особенности его реализации в системе МВД России : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Каштанова Е.А.;
[Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].- Тюмень, 2012.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-12/1224
43. Коваленко И. В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1 -2.
44. Кузнецов И. А. Некоторые вопросы развития совместных предприятий в России // ТДР. 2011. №12.
45. Кураков А.Л., Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой профессионального образования // Вестник ЧГУ. 2004. №1Сиренко В.Ф. Теоретические проблемы формирования и реализации интересов в сфере советского государственного управления: Автореф. дис.д-ра юрид. наук. - Киев, 1984. - С. 27
46. Лезурн Ж. Образование и общество: вызов 2000 года // Современный мир и борьба идей. Вып. 3. - М, 1991. - С. 175-200
47. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 6. - С. 99
48. Литовченко О.В., Познавательные умения учащихся: проблемы
формирования в современной школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. №153-1.;
49. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 23. - С. 342
50. Мельникова Т.В., Учредительный договор как юридический факт // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №57
51. Мещеров Р.Ш., Право на образование в дореволюционной России в конце XIX - начале XX вв. : историко-правовой аспект : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Мещеров Р.Ш.; [Место защиты: С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т].- Санкт-Петербург, 2010.- 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/366
52. Мышенко С.А., Право на высшее образование в России и Германии (сравнительно-правовое исследование): диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Мышенко С.А.;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет"].- Тюмень, 2015.- 180 с.
53. Новиков А.М., Новиков Д.А., Структура управленческой деятельности в системе образования // Образование и наука. 2010. №8.
54. Новокрещенов В. В. Оценка эффективности управления сферой физической культуры и спорта: критерии и показатели // Человек. Спорт. Медицина. 2005. №4 (44).
55. Петросян Т.Э., Конституционное право на образование в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Петросян Т.Э.;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"].- Москва, 2014.- 229 с.
56. Семкин А.Г., Модель системы управления АПК России на федеральном уровне, Москва, 2017. Тип: учебное пособие Язык: русский ISBN: 978-5¬9906951-2-2
57. Сергеев В. П. Теоретические проблемы формирования социального // Вестник РМАТ. 2013. №4 (10)
58. Симонова А.А., Менеджмент качества управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения // Вестник ВУиТ. 2011. №7.;
59. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. - М., 2000.-С. 33
60. Тихон Е.А. Полномочия президента Российской Федерации в сфере конкретизации правового статуса личности // Вестник ПАГС. 2006. №10.
61. Тучков Н.Ф. Административно-правовое регулирование общего образования России. - М., 2001. - С. 171-172
62. Тяпкина И.В., Правовой механизм реализации конституционного права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях в России : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Тяпкина И.В.; [Место защиты: Рос. акад. правосудия].- Москва, 2009.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/1083
63. Уткин В.В., Совершенствование государственного управления в области стандартизации в условиях экономической интеграции // ЭТАП. 2015. №3.
64. Фадеева Н.А., Совершенствования системы государственного управления // Мониторинг правоприменения. 2012. №2.
65. Фан Чунг Киен. Сравнительный анализ систем среднего профессионального образования России и Вьетнама: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Фан Чунг Киен;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"].- Нижний, 2014.- 187 с.
66. Чернышова С.А., Понятие структуры государственных органов управления социальным обеспечением, к.ю.н., старший преподаватель КГТУ (г. Краснодар) 2012.
67. Эффективность и качество управленческой деятельности. — Киев, 1980. - С. 170.
68. Юсупов В. А. Административное право и методы его познания // Социально-политические науки. 2012. №3.
69. Ячник Е. А. Совершенствование системы управления взаимодействием региональных институтов государства, бизнеса и научно-образовательных структур // Пространство экономики. 2012. №4-3.
70. A. Van Haeght. Sharing of Responsibilities and Powers Between Local, Regional and National Authorities in the Field of Education. CONF I Czec (94) 6. - Strasbourg. 1994. - P. 3
71. . Busch C., De Maret P., Flynn T., Kellum R., Le S., Meyers B., Saunders M.,
White R. Conceptual analysis. Colorado State University Writing Guide. 2008 / URL: http://writing.colostate.edu/guides/research/content/com2b1.cfm(дата
обращения: 27.03.2019).
72. Puriu R. Organization et gestation de I'Education nationale. - P. 1984. - P. 491.
73. Swan K. Hooft, M. Kratcoski, A., Unger D. Uses and Effects of Mobile Computing Devices in K-8 Classrooms // Journal of Research on Technology Education. 2012. No. 38.1. Pp. 99-112
74. The Danish Gymnasium I General Rutes. - Kobenhavn. 1991


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ