Организационно-правовая система управления образованием
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ 9
1.1 Понятие и сущность государственного управления образованием .. 9
1.2. Система управления образованием в России 18
1.3. Структура органов управления образованием 29
1.4. Проблемы функционирования системы управления образованием в
России и организационно правовые аспекты их решения 39
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) 53
2.1. Общая характеристика административно-правового статуса
образовательных учреждений 53
2.2. Классификация и специфические особенности административно-
правового статуса отдельных видов образовательных учреждений 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ГЛАВА I АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИИ 9
1.1 Понятие и сущность государственного управления образованием .. 9
1.2. Система управления образованием в России 18
1.3. Структура органов управления образованием 29
1.4. Проблемы функционирования системы управления образованием в
России и организационно правовые аспекты их решения 39
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ) 53
2.1. Общая характеристика административно-правового статуса
образовательных учреждений 53
2.2. Классификация и специфические особенности административно-
правового статуса отдельных видов образовательных учреждений 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Актуальность исследования. С каждым годом в специальной литературе все больше возрастает внимание к проблеме реализации и содержания прав человека, в частности его праву на образование, всемирно признанному основополагающим в группе социально-экономических прав личности.
Всесторонние изменения, происходящие в современном мире, высокий темп научно-технического прогресса, кардинальные изменения образа жизни, новые открытия и изобретения, расширение информационных каналов говорят о важности получения человеком новых знаний особенно четко. Право на образование позволяет человеку занять достойную роль в современном социуме, является необходимым для обеспечения многих других прав, таких, например, как право на труд или занятие предпринимательской деятельностью.
В условиях рынка и капиталистической экономики управление образовательным процессом в разы усложняется, возрастает роль гражданского общества и самоуправления образовательных учреждений в регулировании процесса управления образованием. Но, как и прежде, от эффективности работы органов управления образованием зависит работоспособность всех элементов образовательной системы.
На сегодняшний день существующий в Российской Федерации механизм управления системой образования в значительной степени несовершенен, он перестал отвечать действующим общемировым стандартам в этой сфере.
Проблема правовой регламентации образовательного процесса в настоящее время в специальной литературе также разработана довольно слабо, а соответствие системы управления образовательными учреждениями рыночной экономике далеко от совершенства. Существующая система образовательного законодательства лишена необходимой гибкости, так необходимой ей сейчас, в условиях глубокой перестройки основ экономической и социальной жизни. Кроме того, иной раз, отсутствие подобной гибкости сдерживает положительную динамику в образовательной системе современной России.
Действующие нормативно-правовые акты не дают ответы на многие вопросы, возникающие в данной сфере, не позволяют планировать ее улучшение и совершенствованием, управлять в позитивном ключе складывающимися тенденциями (такими, например, как финансирование за счет личных и общественных фондов, изменения в сфере государственного контроль, дополнение его общественным контролем и т. п.).
В части решения этих проблем крайне важно разработать и определить современные механизмы правовой регламентации образовательного процесса на федеральном и муниципальном уровне, продолжать углублять и развивать систему образования, повышать его качество и эффективность деятельности органов, контролирующих и регулирующих осуществление образовательного процесса.
Изменениям, в первую очередь, должен быть подвергнут ряд управленческих вопросов. Необходима модернизация также в сфере финансирования.
В настоящее время Россия пытается воспользоваться зарубежным, прежде всего, западным опытом управления системой образования. В связи с этим необходимо осуществить глубокое исследование имеющегося зарубежного опыта, так или иначе связанного с рынком образовательных услуг. Необходимо сравнивать текущюю практику государственного руководства сферой образования, состояние денежного инвестирования в образовательные учреждения, правовую базу аппарата управления в этой области и правового статуса учащихся в образовательных заведениях в России и зарубежом с формированием соответствующих выводов и рекомендаций. Считаем, что подобный всесторонний анализ позволит избегать негативных явлений в развитии отечественной образовательной системы.
Все перечисленное выше повлияло на выбор темы магистерской диссертации, в рамках диссертационного исследования необходимо найти логическое направление и пределы организационного и нормативного регулирования в области образования.
Научная разработанность проблемы. Анализ существующих научных работ, в которых делается попытка сформировать юридико-организационные инструменты превращающие систему образования в четкий отлаженный механизм развития личности, отметим недостаточное изучение этой проблемы. Существующие исследования в основном анализируют советский этап жизни сообщества и не касаются произошедших за последние годы политических, экономических и социологических изменений.
Более современные научные труды (конца XX - начала ХХ1 века) часто анализируют только одну из многих проблем этой сложной и многогранной системы, к числу которых может относится, например, управление высшим образованием, общим образованием, правовое положение вузов, отдельные направления развития образовательного законодательства. Необходимо продолжать исследования в указанном направлении, поскольку не может возникать сомнений относительно необходимости появления фундаментальной теоретической основы для правового урегулирования образовательной системы в нашем государстве.
Объект данного исследования - это общественные отношения, возникающие в процессе управления системой образования в Российской Федерации.
Предмет исследования - система органов управления образованием в России, проблемы административно-правового регулирования организации и деятельности образовательных учреждений.
Цель работы - рассмотрение теоретических и практических проблем управления системой образования и разработка органичной модели регулирования образованием, как системой, соответствующей современным критериям в этой области.
Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения нижеследующих задач:
1) Проанализировать суть и структурную модель регулирования сферы образования в нашем государстве;
2) Изучить путь модернизации государственного аппарата в сфере управления образовательными учреждениями;
3) Исследовать организационно-правовые формы образовательных
учреждений и направления;
4) Анализ существующих и существовавших ранее юридических норм с точки зрения выстраивания механизма управления системой образования, прежде всего на основе содержания Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), формирование рекомендаций по совершенствованию системы управления образованием в этой сфере.
Методология исследования. Диссертационное исследование проводилось на основе системы общенаучных и частно-научных методов. В основу методологии принят системный подход, ориентированный на комплексное рассмотрение государственной политики в сфере управления образованием: теоретико-методическое обоснование, статистические методы обработки данных, сравнительный анализ результатов.
Основанием для теоретических выводов являются конституционные, административные и законы других отраслей права, подзаконные нормативно-правовые акты, ряд исследований российских и зарубежных специалистов.
В диссертационном исследовании рассматриваются работы таких ученых, как: Ашенова Т.М., Каштанова Е.А., Мышенко С. А., Мещеров Р.Ш., Петросян Т.Э., Тяпкина И.В., Зайцева Л.А., Фан Ч.К. и другие.
Ряд проблем правовой защиты в механизме системы образования нашей страны были выделены при анализе исследований таких ученых, как: Борисенко Л.В., Вольянская С. Е., Гам В.И., Зенкова М.А., Коваленко И. В., Кураков А. Л., Новиков А.М., Новиков Д.А., Ячник Е.А. и других.
Полученные данные помогли создать основу для совершенствования управленческой модели управления образованием в настоящее время.
Работа предлагает комплекс подкрепленных теоретической и практической базой выводов и рекомендаций, которые актуализируют затронутую проблему в постановке от дельных теоретических и практических проблем, самостоятельностью их решения. Квалификационная работа содержит совокупность обоснованных рекомендаций, а также ответы на вопросы некоторых вышеозначенных задач.
Некоторые из данных вопросов ранее не рассматривались в научных исследованиях, другие были рассмотрены глубже и шире, обрели иную трактовку в части изменений, произошедших в современном обществе.
Проведенное исследование позволило сформировать выводы и положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время уменьшается роль государства в управлении образованием, растет роль частной инициативы в этой сфере. Это обуславливает уменьшение возможностей государства по контролю за образовательной сферой.
2. Государственный контроль в сфере образования направлен на достижение цели по обеспечению права на образование граждан Российской Федерации.
3. Реформирование в сфере управления образованием требуют комплексного реструктурирования управленческой среды, из чего вытекает необходимость проведения следующих мер:
а) обеспечение органов управления штатным составом для улучшения качества их работы;
б) их правовая защищенность;
в) необходимо повсеместное внедрение программ, повышающих качество их деятельности;
4. Основным условием классифицирования объектов учреждений образования в России стало определение цели их деятельности. Они разделяются на несколько типов:
- организации, непосредственно участвующие в образовательном процессе: детские сады, школы, университеты и прочие;
- организации, частично занятые образовательной деятельностью: кружки и т. п.;
- предприятия, обеспечивающие течение образовательного процесса: производители различного школьного оборудования и канцтоваров, спортплощадки, музейные комплексы;
- объекты, ответственные за оказание медицинских услуг: медпункты, профилактории и тд.;
- учреждения, которые занимаются подготовкой педагогических работников;
- организации, созданные для проведения научно-исследовательских работ в сфере образования;
- органы, предоставляющие информацию образовательным учреждениям: узкоспециализированные редакции печатной продукции.
5. Необходимо постоянное обновление видов и планов управления образовательной деятельностью.
6. Обоснование факторов несовершенства законов, особенно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В работе изложены поправки к законодательству, которые, как мы считаем, помогут улучшить положение дел в данной сфере.
Содержащиеся в магистерской диссертации выводы расширят представление о сущности системы управления системой образования Российской Федерации, а также о роли правовой защищенности различных элементов образовательного механизма и их юридическом статусе.
Структура квалификационной работы определяется ее целями и задачами. Выпускная работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Всесторонние изменения, происходящие в современном мире, высокий темп научно-технического прогресса, кардинальные изменения образа жизни, новые открытия и изобретения, расширение информационных каналов говорят о важности получения человеком новых знаний особенно четко. Право на образование позволяет человеку занять достойную роль в современном социуме, является необходимым для обеспечения многих других прав, таких, например, как право на труд или занятие предпринимательской деятельностью.
В условиях рынка и капиталистической экономики управление образовательным процессом в разы усложняется, возрастает роль гражданского общества и самоуправления образовательных учреждений в регулировании процесса управления образованием. Но, как и прежде, от эффективности работы органов управления образованием зависит работоспособность всех элементов образовательной системы.
На сегодняшний день существующий в Российской Федерации механизм управления системой образования в значительной степени несовершенен, он перестал отвечать действующим общемировым стандартам в этой сфере.
Проблема правовой регламентации образовательного процесса в настоящее время в специальной литературе также разработана довольно слабо, а соответствие системы управления образовательными учреждениями рыночной экономике далеко от совершенства. Существующая система образовательного законодательства лишена необходимой гибкости, так необходимой ей сейчас, в условиях глубокой перестройки основ экономической и социальной жизни. Кроме того, иной раз, отсутствие подобной гибкости сдерживает положительную динамику в образовательной системе современной России.
Действующие нормативно-правовые акты не дают ответы на многие вопросы, возникающие в данной сфере, не позволяют планировать ее улучшение и совершенствованием, управлять в позитивном ключе складывающимися тенденциями (такими, например, как финансирование за счет личных и общественных фондов, изменения в сфере государственного контроль, дополнение его общественным контролем и т. п.).
В части решения этих проблем крайне важно разработать и определить современные механизмы правовой регламентации образовательного процесса на федеральном и муниципальном уровне, продолжать углублять и развивать систему образования, повышать его качество и эффективность деятельности органов, контролирующих и регулирующих осуществление образовательного процесса.
Изменениям, в первую очередь, должен быть подвергнут ряд управленческих вопросов. Необходима модернизация также в сфере финансирования.
В настоящее время Россия пытается воспользоваться зарубежным, прежде всего, западным опытом управления системой образования. В связи с этим необходимо осуществить глубокое исследование имеющегося зарубежного опыта, так или иначе связанного с рынком образовательных услуг. Необходимо сравнивать текущюю практику государственного руководства сферой образования, состояние денежного инвестирования в образовательные учреждения, правовую базу аппарата управления в этой области и правового статуса учащихся в образовательных заведениях в России и зарубежом с формированием соответствующих выводов и рекомендаций. Считаем, что подобный всесторонний анализ позволит избегать негативных явлений в развитии отечественной образовательной системы.
Все перечисленное выше повлияло на выбор темы магистерской диссертации, в рамках диссертационного исследования необходимо найти логическое направление и пределы организационного и нормативного регулирования в области образования.
Научная разработанность проблемы. Анализ существующих научных работ, в которых делается попытка сформировать юридико-организационные инструменты превращающие систему образования в четкий отлаженный механизм развития личности, отметим недостаточное изучение этой проблемы. Существующие исследования в основном анализируют советский этап жизни сообщества и не касаются произошедших за последние годы политических, экономических и социологических изменений.
Более современные научные труды (конца XX - начала ХХ1 века) часто анализируют только одну из многих проблем этой сложной и многогранной системы, к числу которых может относится, например, управление высшим образованием, общим образованием, правовое положение вузов, отдельные направления развития образовательного законодательства. Необходимо продолжать исследования в указанном направлении, поскольку не может возникать сомнений относительно необходимости появления фундаментальной теоретической основы для правового урегулирования образовательной системы в нашем государстве.
Объект данного исследования - это общественные отношения, возникающие в процессе управления системой образования в Российской Федерации.
Предмет исследования - система органов управления образованием в России, проблемы административно-правового регулирования организации и деятельности образовательных учреждений.
Цель работы - рассмотрение теоретических и практических проблем управления системой образования и разработка органичной модели регулирования образованием, как системой, соответствующей современным критериям в этой области.
Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения нижеследующих задач:
1) Проанализировать суть и структурную модель регулирования сферы образования в нашем государстве;
2) Изучить путь модернизации государственного аппарата в сфере управления образовательными учреждениями;
3) Исследовать организационно-правовые формы образовательных
учреждений и направления;
4) Анализ существующих и существовавших ранее юридических норм с точки зрения выстраивания механизма управления системой образования, прежде всего на основе содержания Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), формирование рекомендаций по совершенствованию системы управления образованием в этой сфере.
Методология исследования. Диссертационное исследование проводилось на основе системы общенаучных и частно-научных методов. В основу методологии принят системный подход, ориентированный на комплексное рассмотрение государственной политики в сфере управления образованием: теоретико-методическое обоснование, статистические методы обработки данных, сравнительный анализ результатов.
Основанием для теоретических выводов являются конституционные, административные и законы других отраслей права, подзаконные нормативно-правовые акты, ряд исследований российских и зарубежных специалистов.
В диссертационном исследовании рассматриваются работы таких ученых, как: Ашенова Т.М., Каштанова Е.А., Мышенко С. А., Мещеров Р.Ш., Петросян Т.Э., Тяпкина И.В., Зайцева Л.А., Фан Ч.К. и другие.
Ряд проблем правовой защиты в механизме системы образования нашей страны были выделены при анализе исследований таких ученых, как: Борисенко Л.В., Вольянская С. Е., Гам В.И., Зенкова М.А., Коваленко И. В., Кураков А. Л., Новиков А.М., Новиков Д.А., Ячник Е.А. и других.
Полученные данные помогли создать основу для совершенствования управленческой модели управления образованием в настоящее время.
Работа предлагает комплекс подкрепленных теоретической и практической базой выводов и рекомендаций, которые актуализируют затронутую проблему в постановке от дельных теоретических и практических проблем, самостоятельностью их решения. Квалификационная работа содержит совокупность обоснованных рекомендаций, а также ответы на вопросы некоторых вышеозначенных задач.
Некоторые из данных вопросов ранее не рассматривались в научных исследованиях, другие были рассмотрены глубже и шире, обрели иную трактовку в части изменений, произошедших в современном обществе.
Проведенное исследование позволило сформировать выводы и положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время уменьшается роль государства в управлении образованием, растет роль частной инициативы в этой сфере. Это обуславливает уменьшение возможностей государства по контролю за образовательной сферой.
2. Государственный контроль в сфере образования направлен на достижение цели по обеспечению права на образование граждан Российской Федерации.
3. Реформирование в сфере управления образованием требуют комплексного реструктурирования управленческой среды, из чего вытекает необходимость проведения следующих мер:
а) обеспечение органов управления штатным составом для улучшения качества их работы;
б) их правовая защищенность;
в) необходимо повсеместное внедрение программ, повышающих качество их деятельности;
4. Основным условием классифицирования объектов учреждений образования в России стало определение цели их деятельности. Они разделяются на несколько типов:
- организации, непосредственно участвующие в образовательном процессе: детские сады, школы, университеты и прочие;
- организации, частично занятые образовательной деятельностью: кружки и т. п.;
- предприятия, обеспечивающие течение образовательного процесса: производители различного школьного оборудования и канцтоваров, спортплощадки, музейные комплексы;
- объекты, ответственные за оказание медицинских услуг: медпункты, профилактории и тд.;
- учреждения, которые занимаются подготовкой педагогических работников;
- организации, созданные для проведения научно-исследовательских работ в сфере образования;
- органы, предоставляющие информацию образовательным учреждениям: узкоспециализированные редакции печатной продукции.
5. Необходимо постоянное обновление видов и планов управления образовательной деятельностью.
6. Обоснование факторов несовершенства законов, особенно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В работе изложены поправки к законодательству, которые, как мы считаем, помогут улучшить положение дел в данной сфере.
Содержащиеся в магистерской диссертации выводы расширят представление о сущности системы управления системой образования Российской Федерации, а также о роли правовой защищенности различных элементов образовательного механизма и их юридическом статусе.
Структура квалификационной работы определяется ее целями и задачами. Выпускная работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В Российской Федерации система управления образовательными учреждениями обладает собственной внутренней структурой и функциональную связью с остальными подсистемами государственного управления.
Управление образованием это направленная, планомерная и постоянная работа государственных и муниципальных органов, что обуславливает формирование их структуру и характер влияния на управленческие объекты (образовательные учреждения) и призвано обеспечивать образовательные потребности населения Российской Федерации.
Правообразующие и целевые управленческие критерии представляют собой основание структурной организации системы. Чтобы разграничить компетенции между разными органами управления образованием, в качестве правового обоснования используется нормативная документация общего действия и отдельные специальные нормативные документы. Разграничивается компетенция органов управления образованием разного уровня.
Закономерным становится вопрос об экономической целесообразности создания отделов функционально-структурного усовершенствования системы управления образованием. Считаем, что их можно создавать без значительной траты финансового и кадрового ресурса. Определенная перегруппировка сотрудников в аппарате управления образованием позволила бы создать отдел функционально-структурного усовершенствования без увеличения общего числа сотрудников.
Субъективность и объективность (социально-экономическая и политическая неготовность нашей страны к неоправданно радикальному преобразованию) пока не позволяют создать управленческую систему, которая сделает образование в нашей стране соответствующим требованиям современной экономики и достигнутому уровню технического прогресса.
Некоторые организационно-структурные проблемы продолжают оставаться без решения. Проведение детального анализа структурной организации управленческого аппарата позволяет говорить о необходимости принятия следующих организационно-правовых действий:
а) полное обеспечение структурно-кадрового снабжения
образовательных учреждений для выполнения задач и функций данных органов;
б) обеспечение полноценной правовой помощи работникам
управления образованием;
в) применение нетрадиционных программных и целевых форм, позволяющие с высокой эффективностью проводить работу по образованию;
г) формирование служб функционально-структурного усовершенствования.
Управление образованием это направленная, планомерная и постоянная работа государственных и муниципальных органов, что обуславливает формирование их структуру и характер влияния на управленческие объекты (образовательные учреждения) и призвано обеспечивать образовательные потребности населения Российской Федерации.
Правообразующие и целевые управленческие критерии представляют собой основание структурной организации системы. Чтобы разграничить компетенции между разными органами управления образованием, в качестве правового обоснования используется нормативная документация общего действия и отдельные специальные нормативные документы. Разграничивается компетенция органов управления образованием разного уровня.
Закономерным становится вопрос об экономической целесообразности создания отделов функционально-структурного усовершенствования системы управления образованием. Считаем, что их можно создавать без значительной траты финансового и кадрового ресурса. Определенная перегруппировка сотрудников в аппарате управления образованием позволила бы создать отдел функционально-структурного усовершенствования без увеличения общего числа сотрудников.
Субъективность и объективность (социально-экономическая и политическая неготовность нашей страны к неоправданно радикальному преобразованию) пока не позволяют создать управленческую систему, которая сделает образование в нашей стране соответствующим требованиям современной экономики и достигнутому уровню технического прогресса.
Некоторые организационно-структурные проблемы продолжают оставаться без решения. Проведение детального анализа структурной организации управленческого аппарата позволяет говорить о необходимости принятия следующих организационно-правовых действий:
а) полное обеспечение структурно-кадрового снабжения
образовательных учреждений для выполнения задач и функций данных органов;
б) обеспечение полноценной правовой помощи работникам
управления образованием;
в) применение нетрадиционных программных и целевых форм, позволяющие с высокой эффективностью проводить работу по образованию;
г) формирование служб функционально-структурного усовершенствования.
Подобные работы
- Организационно-правовая система управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - Организационно-правовая система управления образованием в Российской Федерации (Югорский государственный университет)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование организационно-правовой системы управления образованием
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-правовая система управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-правовая система управления в сфере здравоохранения, культуры и образования в РФ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2022 - Организационно-правовая система управления образованием
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-правовые формы управления образованием
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы управления сферой образования органами местного самоуправления (на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ Г.КАЗАНИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



