Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Участие России в деятельности Организации по запрещению химического оружия по уничтожению химического оружия

Работа №112831

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………...4
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ…….……….…………………8
§ 1. Предпосылки создания и основное содержание Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении …8
§ 2. Государства–участники Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ……………………….….…..30
§ 1. Организационная структура Организации по запрещению химического оружия…30
§ 2. Уничтожение химического оружия в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Уничтожение химического оружия в Российской Федерации …………41
§ 3. Проблемы осуществления Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении……...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…………….……………………………………...…62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………………...65
ПРИЛОЖЕНИЯ…….…………………………………………………………..71


Мир в начале нового тысячелетия, в условиях глобализации, природных и техногенных катастроф претерпевает серьезные изменения, которые, в свою очередь, влияют на характер международных отношений, на внешнюю и внутреннюю политику государств. В 2020 году Организация по запрещению химического оружия (далее – ОЗХО) отметила 95 лет со дня подписания Женевского протокола, который запретил применение химического оружия во время войны, а «Организация Объединенных Наций – 75 лет со дня подписания Устава, и это подходящий момент для того, чтобы задуматься о достигнутом нами прогрессе и нашем общем будущем. Видение и ценности, которыми мы руководствуемся и которые основаны на равенстве, взаимном уважении и международном сотрудничестве, помогли нам избежать третьей мировой войны, которая имела бы катастрофические последствия для жизни на нашей планете» .
Но, несмотря на то, что на сегодняшний день официально уничтожено 98% химического оружия в мире, его объявленные запасы все равно составляют более 9000 тонн . Об обладании химическим оружием объявили такие страны как США, Ирак и Япония. Учитывая нестабильную политическую обстановку в некоторых из стран-обладательниц запасами химического оружия, а также многочисленные террористические акты и деятельность международных экстремистских и террористических организаций на территории названных стран, мировое сообщество пришло к выводу о необходимости создания условий для ликвидации угроз глобальной и региональных войн с применением химического оружия, уменьшить вероятность его использования в террористических целях. Хотя с момента вступления Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении прошло уже более 28 лет, по неофициальным данным в мире уничтожено менее 70 % запасов химического оружия.
Сказанное обуславливает теоретическую и практическую значимость, а также актуальность международно-правового исследования деятельности Организации по запрещению химического оружия, а также механизма уничтожения химического оружия, предусмотренного Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, и применяемого Организацией по запрещению химического оружия.
Степень научной разработанности темы исследования. В отечественной литературе по исследуемой проблематике не существует специальных научных работ, в основном рассматриваются лишь вопросы общего характера, прежде всего, статус Организации по запрещению химического оружия, история ее создания . Данный материал в основном содержится в учебных курсах, а также официальных заявлениях уполномоченных должностных лиц Российской Федерации. Несмотря на то, что Россия официально уничтожила химическое оружие, есть прецеденты, свидетельствующие о неполном решении данного вопроса. А также сам факт, что наша страна до недавнего времени являлась самой «богатой» по запасам химического оружия, требует специального и тщательного изучения и свидетельствует об актуальности и значимости данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования. Объектом исследования являются международные и внутригосударственные отношения, складывающиеся в процессе деятельности Организации по запрещению химического оружия с ее государствами-участниками по вопросам запрещения и уничтожения химического оружия.
Предмет исследования. Предметом исследования являются правовые аспекты деятельности Организации по запрещению химического оружия – Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и участия РФ в процессе уничтожения химического оружия.
Нормативно-правовая база исследования. В настоящей работе рассматриваются и анализируются следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13.01.1993 г., Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов от 02.12.1919 г., IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24 сентября 2001 г. № A/RES/55/283 «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Организацией по запрещению химического оружия», Женевский протокол 1925 года о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие процесс уничтожения химического оружия в Российской Федерации.
Цель и задачи исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы является комплексное исследование правовых аспектов деятельности Организации по запрещению химического оружия и участия России в уничтожении химического оружия.
В соответствии с поставленной целью в выпускной квалификационной работе представлено научное решение следующих задач:
- анализ истории создания Организации по запрещению химического оружия;
- определение целей и принципов Организации по запрещению химического оружия;
- раскрытие правовой основы деятельности Организации по запрещению химического оружия;
- исследование механизма контроля за уничтожением химического оружия, предусмотренного Организацией по запрещению химического оружия;
- выявление и формулирование предложений по решению проблем, связанных с уничтожением химического оружия.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, самой постановкой проблемы. Выпускная квалификационная работа представляет собой первое в отечественной науке международного права комплексное научное исследование правовых аспектов деятельности Организации по запрещению химического оружия и участие России в его уничтожении.
Методы исследования. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет совокупность общепризнанных научных методов исследования: исторический, системный, статистический, логический, а также частно-научные методы юридической науки: сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический и др.
Практическая и теоретическая значимость исследования. Выпускная квалификационная работа представляет собой систематизированное научное исследование историко-правовых основ деятельности Организации по запрещению химического оружия. В работе представлены точки зрения большинства известных специалистов в данной области, а также подробная характеристика Конвенции 1993 года. Содержащиеся в данной выпускной квалификационной работе положения, выводы и заключения также могут быть использованы для дальнейшего изучения указанной темы, при написании научных работ и подготовке к семинарским занятиям.
Структура работы. Исходя из целей и задач исследования, структура работы будет следующая: введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования автор пришел к ряду теоретических выводов:
Во-первых, химическое оружие представляет собой опасность для всех людей, в особенности в зонах конфликта. Кроме того, оно представляет особую опасность в руках террористов. Добиться того, чтобы мир стал свободным от химического оружия, возможно лишь в том случае, если все страны вступят в ОЗХО и будут полностью выполнять КХО. На земле не должно быть ни одного места, где бы это оружие было узаконено. Именно по этой причине КХО не является договором лишь тех стран, которые обладают химическим оружием или имеют потенциал для его производства. Конвенция предусматривает оказание помощи странам, которые не располагают потенциалом в области защиты от химического оружия. В ней также содержится призыв к международному сотрудничеству в мирном использовании химии.
Во-вторых, Конвенция была предметом длившихся почти 20 лет переговоров в рамках Конференции по разоружению в Женеве. Целью участвовавших в этих переговорах государств был международный договор, запрещающий химическое оружие и призванный обеспечить его ликвидацию во всем мире. Эта цель была достигнута. В 1993 году была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и на основании ее создана первая в мире и единственная Организация по запрещению химического оружия. На сегодняшний участниками Конвенции являются 193 государств, это свидетельствует о важности регулируемых ею вопросов.
В-третьих, учитывая не совсем ясную позицию «законодателя» Конвенции относительно терминологического аппарата, следует внести некоторые предложения о необходимости закрепления определений терминов «разработка химического оружия» оружия «наступательного» и «оборонительного» характера, определить понятие «правоохранительные цели», а также решить вопрос о подписании дополнительных протоколов к КХО, в которых необходимо установить обязанность стран-участниц, обладающих инкапаситантами объявлять не только об их наличии и воздействии на человека, но и об их количестве и местах хранения. Кроме того, автором предлагается включить в перечень конверсионных объектов по производству химического оружия и подвергнуть мероприятиям международного контроля в целях предотвращения возможности производства новых видов химического оружия, предприятия, предназначенные для выпуска химического оружия, производящие продукцию в мирных целях.
В-четвертых, включить в перечень предприятий, подлежащих обязательному международному контролю предприятия, где опасные для целей Конвенции химикаты могут производиться с помощью биохимических реакций или процессов, протекающих в биологической среде. В связи с этим вопросом также выявлена необходимость доработки процедуры определения национальной принадлежности «оставленного химического оружия».
В-пятых, государствам - членам ОЗХО необходимо осуществлять контроль с целью недопущения перенаправления химикатов на деятельность, запрещаемую по Конвенции о химическом оружии, поскольку мировая химическая промышленность производит соединения, без которых невозможно обойтись в повседневной жизни. В случае использования их не по назначению некоторые широко распространенные химикаты - сами по себе или посредством их дальнейшего синтеза с другими веществами - могут применяться в качестве химического оружия.
В-шестых, с целью предотвращения злоупотребления химическими веществами ОЗХО совместно с IUPAC необходимо продолжить просветительскую и информационно-пропагандистскую деятельность через предоставление бесплатных образовательных ресурсов по повышению осведомленности об ответственном использовании химии в современном обществе.



1. Конституция Российской Федерации: с изменениями, вынесенными на Общероссийское голосование 1 июля 2020 года (+ сравнительная таблица изменений). – М.: Эксмо, 2020. – 88 с.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- № 2. Ст. 133.
3. Федеральный закон от 07.11.2000 г. № 136-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2000.- № 46. Ст. 4538.
4. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999.- № 14. Ст. 1650.
5. Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999.- № 18. Ст. 2222.
7. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.- № 26. Ст. 3009.
8. Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об уничтожении химического оружия» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/2150201/ (дата обращения: 11.01.2021).
9. Федеральный закон от 05.11.1997 г. № 138-ФЗ «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.- № 6. Ст. 681.
10. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О промышленной безопасности производственных объектов» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1997.- № 30. Ст. 3588.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 510 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 «Об утверждении федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 N 639) // Российская газета. 20.12.2005 г.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03. 1996 г. № 305 «Об утверждении федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http:// pravo.gov.ru/ proxy/ ips/ ?doc_itself= &infostr= xO7q8+ zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/ IO3lIOIg7+ 7x6+ Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&nd= 102040269& page=1&rdk=0#I0) (дата обращения: 11.01.2021).

Международные договоры и иные международные правовые акты

13. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (заключена в г. Париже 13.01.1993) (с изм. от 07.06.2020) [Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru/law/konventsiia-o-zapreshchenii-razrabotki-proizvodstva-nakopleniia-i/prilozhenie-po-osushchestvleniiu-i-proverke (дата обращения: 11.01.2021).
14. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны // Действующее международное право. Т. 2.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 575 - 587.
15. Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов от 02.12.1925 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. V.- М., 1930. С. 3 - 5.
16. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 24 сентября 2001 г. N A/RES/55/283 "Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Организацией по запрещению химического оружия" [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/ga/61/docs (дата обращения: 11.01.2021).

Научная литература

17. Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права.- М.: ЮРИСТЪ, 2004. 406 с.
18. Броунли Я. Международное право. Книга первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977. 528 с.
19. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации.- М.: Издательство ПРОСПЕКТ, 2006. 414 с.
20. Кузнецова Ю.В. Сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в области уничтожения химического оружия: истоки, современность, проблемы: дис. …канд. полит. наук. М., 2007. 189 с.
21. Лукашук И.И. Современное право международных договоров : [в 2 т.] / И. И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. - М.: Волтерс Клувер, 2004. Т. 1: Заключение международных договоров. 658 с.
22. Фердросс А. Международное право / А. Фердросс; Перевод с немецкого Ф.А. Кублицкого и Р.Л. Нарышкиной; Под редакцией и с предисловием доктора юридических наук Г.И. Тункина. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 652 с.
23. Химическое разоружение: результаты, эффективность, особенности современного этапа (роль и место России) / Рук. проекта – Л.В. Панкова, М.: ИМЭМО РАН, 2009. 110 с.
24. Bernauer, T. The chemistry of regime formation: explaining international cooperation for a comprehensive ban on chemical weapons // Aldershot: Dartmouth Publishing company, 2005 [Электронный ресурс] // URL: https://unidir.org/publication/chemistry-regime-formation-explaining-international-cooperation-comprehensive-ban (дата обращения: 11.01.2021).
25. Kellman B., Tanzman E. Manual for national implementation of the chemical weapons convention. February 1998. С. 2. [Электронный ресурс] // URL: https://inis.iaea.org/collection/NCLCollectionStore/_Public/31/049/31049219.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
26. Kenyon, Ian. Chemical weapons in the Twentieth century: their use and their control // The CBW Convention Bulletin, No. 48, 2000. 44 с. [Электронный ресурс] // URL: https://sites.fas.harvard.edu/~hsp/bulletin/cbwcb48.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
27. Kenyon, Ian. The creation of the OPCW: a case study in the birth of an intergovernmental organization, - The Hague, TMC PRESS, 2007. 342 с.
28. Meier, O. Chemical Weapons parlays outcome uncertain // Arms control today, vol. 38 No. 2, 2008 [Электронный ресурс] // URL: https://www.armscontrol.org/act/2008-06/cwc-review-conference-avoids-difficult-issues (дата обращения: 11.01.2021).
29. Mahaffy P., Zondervan J., Hay A., Feakes D., Forman J. IUPAC and OPCW Working Toward Responsible Science. Berlin-Boston, 2014. [Электронный ресурс] // URL: https: //www.degruyter.com/ document/ doi/10.1515/ci-2014-0508/html (дата обращения: 11.01.2021).
30. Trapp, R. Advances in science and technology and the chemical weapons // Arms control today, vol. 38 No. 2, 2008 [Электронный ресурс] // URL: https://www.armscontrol.org/act/2008_03/Trapp (дата обращения: 11.01.2021).
31. Tucker, J. Freeing the world of chemical weapons: the Chemical weapons Convention at the ten-year mark, - Berlin, SWP, 2007 [Электронный ресурс] // URL: https://www.swp-berlin.org/ fileadmin/ contents/ products /research_papers/ 2007_RP08_trt_tck_ks.pdf (дата обращения: 11.01.2021).


Учебно-методическая литература и материалы периодической печати

32. Международное гуманитарное право [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / А. Г. Чернявский и др.; Министерство обороны Российской Федерации, Военный университет. - электрон. дан. и прогр. (2,62 ГБ); файл "SRBH".(srbh) (404 МБ). - М.: Военный университет, 2020.
33. Международное право: учебник / А. Г. Чернявский, Н. А. Синяева, Д. И. Самодуров. - 2-е изд., доп. – М.: Юстиция: Военный университет, 2020. - 535 с.
34. Международное право: учебное пособие для курсантов, обучающихся в интересах обороны государства по программам специалитета специальности 40.05.01 "Правовое обеспечение национальной безопасности" / [А. Г. Чернявский, Н. А. Синяева, Д. И. Самодуров, И. А. Федулкина].-М: Военный университет, 2019. - 132 с.
35. Доклад Генерального секретаря ООН о работе организации в 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/annualreport/ru/ (дата обращения: 10.02.2021).
36. Хорошие новости с саммита «восьмерки» // Ядерный контроль № 5, 2002. С. 5. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.pircenter.org/ media/ content/ files/ 1/13415816900.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
37. Ядерный контроль № 24, 2002 // Электронный новостной бюллетень Ядерная Россия [Электронный ресурс] // URL: http://pircenter.org/pages/717-yadernyj-kontrol-24-2002 (дата обращения: 10.02.2021).

Электронные ресурсы

38. Официальный сайт «Первый канал» // https://www.1tv.ru/news/2008-06-17/190910-v_penzenskoy_oblasti_otkrylsya_novyy_zavod_po_likvidatsii_himicheskogo_oruzhiya (дата обращения: 10.02.2021).
39. Официальный сайт агентства военных новостей «Интерфакс – АВН» // https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=2&nid=330092&lang=RU (дата обращения: 10.02.2021).
40. Официальный сайт Организации по запрещению химического оружия [Электронный ресурс] // URL: // https://www.opcw.org/ (дата обращения: 11.01.2021).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ