Введение 9
1 Обзор литературы 11
1.1 Понятие основных средств учреждений 11
1.2 Анализ основных средств учреждений 13
1.3 Управление основными средствами учреждений 19
2 Объект и методы исследования 23
3 Расчеты и аналитика 26
3.1 Анализ состава и структуры основных средств 30
3.2 Анализ технического состояния основных средств 30
3.3 Анализ движения основных средств 33
3.4 Анализ обеспеченности основными средствами 35
3.5 Анализ показателей эффективности использования основных сред. 37
4 Результаты проведенного исследования 41
4.1 Мероприятия по совершенствованию эффективности использования
основных средств 41
4.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 43
5 Социальная ответственность 46
5.1 Описание рабочего места 46
5.2 Анализ выявленных вредных факторов на рабочем месте 47
5.2.1 Расчет обеспечения требуемой освещенности 52
5.3 Анализ выявленных опасных факторов на рабочем месте 54
5.4 Охрана окружающей среды 55
5.5 Защита в чрезвычайных ситуациях 56
5.6 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 57
5.7 Заключение по разделу «Социальная ответственность» 59
Заключение 60
Список использованных источников 63
В условиях экономической нестабильности обязательным условием существования предприятия любой организационно-правовой формы вне зависимости от видов деятельности является эффективное функционирование. Реализация этого условия зависит от организации производства, применения высоких технологий, финансовых возможностей предприятия и т.д.
Основные средства являются одним из важнейших факторов производства. Они являются основой практически каждого производства, в процессе которого создается продукция, оказываются услуги или выполняются работы. Финансовые результаты деятельности предприятия любой организационно-правовой формы зависят от эффективности использования его основных средств.
Основные средства имеют большое значение для муниципальных учреждений, так как с их помощью удовлетворяются потребности общества в социально-культурных, социально-медицинских, социально-бытовых услугах.
Для большинства муниципальных учреждений главной проблемой является постоянная необходимость обновления объектов основных средств, стареющая инфраструктура, высокие затраты на поддержание их работоспособности. При этом рыночные условия становятся все более жесткими, требования потребителей растут, и приходится уделять внимание, прежде всего качеству своих услуг.
В этих условиях важной составляющей успеха становится эффективное управление основными средствами: снижение времени простоев объектов и издержек на их обслуживание и ремонт; сокращение общих затрат на эксплуатацию; предотвращение аварий и т. д. Большое значение приобретает применение подхода приоритетной замены активов, то есть направление инвестиций к тем объектам, которые по соображениям безопасности, надежности работы и рентабельности первыми нуждаются в замене.
Проблема эффективности использования основных средств актуальна на современном этапе развития экономики, поскольку истинная оценка использования основных средств позволит наиболее эффективно ими управлять и влиять на результат деятельности в целом.
Эффективное использование основных средств предполагает увеличение производства необходимой обществу продукции, и более полное удовлетворение потребностей населения, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства.
Теоретические и методические положения в области управления основными средствами, их формирование и эффективное использованиеотраженыв работах М.П. Герасимчука, А.Г. Ивасенко, Н.Б. Клишевич, А.М. Ковалевой, Н.В. Колчиной, А.Е. Кузьмина, М.Г. Лапуста, П.А. Орлова, Г.Б. Поляка, Д.В. Розова, И.Б. Ромашова, В.П. Савчука,Е.И. Шохинаи др.
Обобщая выводы, полученные в ходе теоретического и практического исследования деятельности по управлению основными средствами в бюджетной организации, выделим основные результаты.
В деятельности любой организации не зависимо от ее организационноправовой формы важное значение играют основные средства.Основные средства - часть имущества, которое используется в качестве средств труда при выполнении работ или оказании услуг, производстве продукции, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или в течении обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.Основные средства, функционирующие в учреждениях бюджетной сферы, являются непроизводственными, так как обслуживают процессы по удовлетворению социально-культурных потребностей населения, осуществлению функций государственного управления.
Теоретический анализ состава, движения и эффективности использования основных средств МБУ «ЦБ УО Администрации г. Юрги» показал, что стоимость основных средств имеет неоднородный характер, в 2014 году увеличилась на 1,6 млн. руб., или на 712 процентов, а в 2015 году уменьшилась на 48 тыс.руб. или 2,6 процентов, всего же в анализируемом периоде основные средства увеличились на 1,65 млн. руб. или 1068 процентов.
Структура основных средств претерпевает резкие изменения в течении всего анализируемого периода. Сравнивая динамику структуры основных средств мы видим, что велась работа с основными средствами, особенно недвижимым имуществом удельный вес которого на протяжении всего рассматриваемого периода постоянно увеличивался.
В МБУ «ЦБ УО Администрации г. Юрги» постоянно вводятся новые основные средства в эксплуатацию, хотя все еще довольно велика доля средств со роком свыше 15 лет и более.
Анализируя коэффициенты износа и годности можно сделать вывод, что происходит обновление состава основных средств. Однако отрицательным моментом можно посчитать то, что за весь анализируемый период не происходило выбытия основных средств. Это можно быть результатом недостатка финансирования.
Для МБУ «ЦБ УО Администрации г. Юрги» характерна ситуация, при которой коэффициент компенсации меньше 100 процентов, что указывает на преимущественно экстенсивные формы обновления всех основных средств.
Отметим, что фондовооруженность увеличивается год от года, правда, гораздо более высокими темпами, чем техническая фондовооруженность.
Основной причиной недостаточной степени оснащенности МКУ «ЦБ УО Администрации г. Юрги» является недостаток финансирования учреждения для пополнения его новыми видами техники. Однако это общая проблема для большей части учреждений.
Анализ фондоотдачи показал ее уменьшение на 1,82 процента.
Резервами увеличения показателя фондоотдачи могут являться: сокращение количества неустановленных объектов основных средств; списание непригодных для дальнейшего использования основных средств; увеличение доли активной части основных средств.
Резервами увеличения объема оказываемых услуг могут являться: увеличение доли дополнительных услуг, предусмотренных Уставом; сдача в аренду дополнительных объектов имущества.
На наш взгляд необходимо разработать конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов и осуществлять последовательный контроль за их проведением.
Передача в аренду имущества направлена на решение следующих важнейших задач: повышение эффективности использования арендуемого имущества; обеспечение хозяйственной самостоятельности обслуживаемых учреждений; усиление материальной заинтересованности и ответственности обслуживаемых учреждений в использовании арендуемого имущества;
обеспечение гибкости управления имуществом путем сочетания самостоятельности обслуживаемых учреждений и контроля со стороны управленческого персонала МБУ «ЦБ УО Администрации г. Юрги»; обеспечение сохранности имущества в надлежащем состоянии и ухода за ним, своевременного ремонта.
Передача имущества МБУ «ЦБ УО Администрации г. Юрги» в аренду осуществляется по договору аренды имущества, который является основным документом, регламентирующим отношения Арендодателя и Арендатора.
Еще одним важным моментом повышения эффективности использования основных средств может стать реконструкция учреждений — позволит осуществить комплекс мер, по приведению зданий и помещений в соответствие с требованиями СанПин, позволит улучшить качество оказания услуг за счет снижения расходов на энергосбережение.
Капитальный ремонт позволит увеличить доступность оказания услуг, что повлечет улучшение обслуживание населения.
Закупка оборудования и мебели - позволит выполнить требования СанПин в части оснащения мебелью и оборудованием, требований к утилизации отходов, создать условия для надлежащей реализации порядков оказания услуг.
За счет увеличения доходов от сдачи в аренду имущества фондоотдача увеличится 0,01 руб. или 1,21 %.
Данные средства следует направить на финансирование предложенных мероприятий по совершенствованию управления основными средствами в МБУ «ЦБ УО Администрации г. Юрги».
Таким образом, теоретический и практический результаты исследования показали, что цель достигнута, поставленные задачи решены, а разработанные мероприятия по совершенствованию управления основными средствами в бюджетной организации способствуют эффективному управлению в данной организации.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
2 Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»
3 Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
4 Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» и др.
5 ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (дата введения 01.01.1996) (ред. от 14.04.1998)
6 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. постановлением Минстроя РФ от 2 августа 1995 г. N 18-78) (с изменениями и дополнениями)
7 ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
8 ГОСТ 12.1.003-83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности»
9 Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»
10 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. «2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы»
11 СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
12 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (с изменениями и дополнениями)
13 ГОСТ 3047.0.-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования»
14 ГОСТ 302247.1-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции».
15 ГОСТ 12.1.006-84 «ССБТ. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля»
16 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.02.2003 N 10 (ред. от 02.03.2009) «О введении в действие Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.2.4.1191-03» (вместе с «СанПиН 2.2.4.119103. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Электромагнитные поля в производственных условиях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.01.2003)
17 СанПин 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
18 ГОСТ 12.1.038-82 «ССБТ. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов»
19 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
20 ГОСТ 12.1.004-85. «Требования к системам противопожарного водоснабжения»
21 СНиП 2.04.09-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»
22 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
23 Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp
24 Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. - 440 с.
25 Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента, как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1996. - 383 с.
26 БелолипецкийВ.Г.Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. - М.: Инфра-М, 1999. - 298 с.
27 Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования: Пер. с англ. - / Под ред. М.Р. Калантаровой. - М.: Прогресс: Универс, 1994. - 304 с.
28 Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. - К.: Ника-Центр, 2007. - 512 с.
29 Ванкевич, В.П., Воскресенская, Л.В. Вопросы оценки основных средств // Финансы, учет, аудит. - 2012. - №8. - С.16-20.
30 Волкова М. В. Особенности поэтапного построения методики управленческого анализа основных средств в государственных казенных учреждениях // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 20. - С. 50 - 54.
31 Гермалович Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Н.А. Г ермалович. — М: Финансы и статистика, 2011. - 346 с.
32 Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская и др. — М.: ТК Велби, Проспект, 2011. — 360 с.
33 Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - 2011 57-108.с
34 Климова Н.В. Оценка влияния факторов на показатели рентабельности // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 20. - С. 50 - 54.
35 Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. 36 Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. — M.: OOO «ТК Велби», 2010. - 424 с.
36 Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий): учеб.
- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 352 с.
37 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, и др. — М.: Финансы и статистика, 2010.
— 672с.
38 Кондакова, Н.О. Сроки и периодичность проведения инвентаризации различных видов имущества и финансовых обязательств // Гл. бухгалтер. - 2013.-№1.-С.48-56.
39 Красова, О. С. Основные средства организации / О. С. Красова, Т. Ю. Сергеева. - М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 158 с.
40 Парушина, Н.В. Анализ внеоборотных и оборотных активов в бухгалтерской отчетности //Бухгалтерский учет и анализ. - 2012. - №2. - С.51-53.
41 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2013. - 544 с.
42 Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. Н.В. Колчиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013, 447 с.
43 Черва, А. А. Основные средства РФ // Консультант. - 2014. - №17. - С.14.
44 Информационно-правовой портал Гарант - http://www.garant.ru/
45 КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru/