Глава 1 Теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений. 9
1.1 Проблема коррекции у детей 5-7 лет нарушением опорно двигательного аппарата плоскостопия в литературе 9
1.2 Корригирующие упражнения как средство коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия. 19
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений.. 28
2.1 Изучение уровня выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.. 28
2.2 Содержание и организация работы по коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений 44
2.3 Динамика уровня выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата... 62
Заключение.... 74
Список используемой литературы 76
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте. 79
Приложение Б Протоколы диагностических процедур на констатирующем эксперименте (экспериментальная группа) 80
Приложение В Список специального оборудования 83
Приложение Г Корригирующие упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия разной степени.. 85
Приложение Д Комплекс утренних гимнастик 89
Приложение Е Количественные результаты по выявлению уровня сформированности представлений о плоскостопии у детей 5-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата 92
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений обосновать и экспериментально проверить возможность коррекции.
Объект исследования: процесс коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия.
Предмет исследования: корригирующие упражнения как средство коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений.
- Выявить уровень выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Разработать, апробировать содержание работы по коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений.
- Выявить динамику уровня выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Увеличение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определило необходимость организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях организации особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорнодвигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро утомляется при ходьбе, беге и длительном стоянии. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.
Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на выявление степени выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет. Анализ результатов исследования показал, что у всех детей имеется плоскостопие.
Мы доказали, что коррекция у детей 5-7 лет с нарушениями опорнодвигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений возможна, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственной среды специальным оборудованием;
- отобраны корригирующие упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями свода стопы;
- корригирующие упражнения включены в совместную деятельность ребенка и взрослого в режиме дня;
- разработано и апробировано содержание работы по формированию представлений о плоскостопии у детей.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что имеется положительная динамика. Степень выраженности плоскостопия у детей уменьшилась.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.