Глава 1 Теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений. 9
1.1 Проблема коррекции у детей 5-7 лет нарушением опорно двигательного аппарата плоскостопия в литературе 9
1.2 Корригирующие упражнения как средство коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия. 19
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений.. 28
2.1 Изучение уровня выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.. 28
2.2 Содержание и организация работы по коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений 44
2.3 Динамика уровня выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата... 62
Заключение.... 74
Список используемой литературы 76
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте. 79
Приложение Б Протоколы диагностических процедур на констатирующем эксперименте (экспериментальная группа) 80
Приложение В Список специального оборудования 83
Приложение Г Корригирующие упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия разной степени.. 85
Приложение Д Комплекс утренних гимнастик 89
Приложение Е Количественные результаты по выявлению уровня сформированности представлений о плоскостопии у детей 5-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата 92
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений обосновать и экспериментально проверить возможность коррекции.
Объект исследования: процесс коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия.
Предмет исследования: корригирующие упражнения как средство коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений.
- Выявить уровень выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Разработать, апробировать содержание работы по коррекции у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений.
- Выявить динамику уровня выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Увеличение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата определило необходимость организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях организации особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорнодвигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро утомляется при ходьбе, беге и длительном стоянии. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.
Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на выявление степени выраженности плоскостопия у детей 5-7 лет. Анализ результатов исследования показал, что у всех детей имеется плоскостопие.
Мы доказали, что коррекция у детей 5-7 лет с нарушениями опорнодвигательного аппарата плоскостопия посредством корригирующих упражнений возможна, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственной среды специальным оборудованием;
- отобраны корригирующие упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями свода стопы;
- корригирующие упражнения включены в совместную деятельность ребенка и взрослого в режиме дня;
- разработано и апробировано содержание работы по формированию представлений о плоскостопии у детей.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что имеется положительная динамика. Степень выраженности плоскостопия у детей уменьшилась.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Абрамова С. В. Наступление на плоскостопие // Легкая атлетика. 2020. № 10-11.С. 42-43.
2. Александровская М Пальчиковая зарядка для ног. // Обруч. 1998. №5. С. 32.
3. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. Учитель. 2019.146 с.
4. Вавилова Е. Н. Укрепление здоровья детей. 2018.
5. Волков М. В., Дедова В. Д. Детская ортопедия. Медицина. 1980. 107- 125 с.
6. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. М. : Издательство НЦ ЭНАС. 2019. 144 с.
7. Галкин Ю. П. Двигательная реабилитация при уплощении стоп. М. : Академия, 2018. 40 с.
8. Галкин Ю. П., Комачева О. А. Деформации стоп у детей 5-7 лет. // Культура, искусство, образование. Смоленск: СГИИ. 2019. С. 372-379.
9. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной. М., 2019. 311 с.
10. Голинская М. С., Носова Н. Г., Конторович А. Е. Принципы профилактики прогрессирования плоскостопия у детей и подростков // Медицинская помощь. 2020. №5 С. 41-45.
11. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной. М. : Академия. 2020. 248 с.
12. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. : Март. 2018. 448 с.
13. Колодницкий Г., Кузнецов В. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей с ОДА. // Дошкольное воспитание. 2020. № 12. С. 28- 34. 77
14. Комачева О. А. Стопа – орган опоры и передвижения Смоленск, 2019. 265 с.
15. Комачева О. А. ЛФК при плоскостопии у детей 5-7. // Культура, искусство, образование. Смоленск : СГИИ. 2019. С. 317-320
...