Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотив "смерть" и "похороны" в произведении В. Ерофеева "Москва-Петушки"

Работа №112820

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы27
Год сдачи2023
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение  3
1 Мотив в литературоведении 5
1.1 Категория мотива и его классификации 5
1.2 Мотив «смерть» и «похороны» в русской литературе 8
2 Мотивы в произведении В. В. Ерофеева «Москва-Петушки» 16
2.1 Мотив «смерть» в произведении «Москва-Петушки» 16
2.2 Мотив «похороны» в произведении «Москва-Петушки» 20
Заключение 24
Список использованных источников 26

Оценка за работу "отлично".

Мотив является одной из основных структурных единиц литературного текста и помогает выявить глубинные тематические и эстетические аспекты произведения. Мотивы «смерть» и «похороны» являются одними из наиболее распространенных и глубоких в русской литературе. Они пронизывают произведения разных жанров и эпох: от древнерусской литературы до современности. Мотивы «смерть» и «похороны» отражают важные аспекты человеческой жизни и часто связаны с философскими и религиозными темами.
Поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки» - это известное произведение советской литературы, затрагивающее актуальные проблемы современного автору общества. Творение писателя является ярким примером постмодернистской литературы, которая характеризуется использованием разных стилей, жанров и игрой с текстом. Поэма включает элементы путевого дневника, монолога, биографии и сюрреализма. Принимая во внимание все особенности произведения В. Ерофеева, мы исследуем специфику мотивов «смерть» и «похороны» в поэме «Москва-Петушки».
Актуальность нашего исследования обусловлена возрастающим интересом к творчеству писателей-постмодернистов, а конкретнее, к произведениям В. Ерофеева и необходимостью системного анализа мотивов «смерть» и «похороны» в произведении писателя «Москва-Петушки».
Цель курсовой работы: исследовать и охарактеризовать особенности мотивов «смерть» и «похороны» в произведении В. Ерофеева «Москва-Петушки».
В соответствии с данной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1) изучить определение понятия «мотив» в литературоведении;
2) рассмотреть особенности мотивов «смерть» и «похороны» в русской литературе;
3) проанализировать специфику мотивов «смерть» и «похороны» в произведении В. Ерофеева «Москва-Петушки».
Объектом исследования является произведение В. Ерофеева «Москва-Петушки».
Предметом курсовой работы является категория мотива художественного произведения.
Материалом исследования послужило произведение В. Ерофеева «Москва-Петушки».
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых, изучающих понятие «мотив» в литературоведении (Г. М. Благасова, А. Н. Веселовский, Е. В. Волкова, Б. М. Гаспаров, Г. В. Гегель, И. В. Гете, А. Д. Колосова, И. С. Конрад, Р. Л. Красильников, М. В. Норец, И. В. Силантьев, Б. В. Томашевский, Б. В. Шкловский и другие).
Основными методами, применяемыми в исследовании, являются описательный, сравнительный, поисковый, литературоведческого анализа.
Новизна исследования заключается в вовлечении в научный оборот нового литературоведческого материала, отобранного из произведения В. Ерофеева «Москва-Петушки».
Теоретическая значимость определяется вкладом в изучение особенностей изображения мотивов «смерть» и «похороны» в современной русской литературе. Представленная работа дополняет имеющиеся в науке сведения об особенностях функционирования мотивов «смерть» и «похороны» в произведении В. Ерофеева «Москва-Петушки».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в исследованиях категории мотива, в работах по изучению творчества В. Ерофеева, а также в практике преподавания вузовских дисциплин литературоведческого цикла.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования была достигнута поставленная цель и решены соответствующие задачи, что позволяет подвести итоги и сформулировать основные результаты курсовой работы.
Данное исследование посвящено анализу специфики мотивов «смерть» и «похороны» в произведении В. Ерофеева «Москва-Петушки».
Под мотивом, вслед за А. Н. Веселовским, в нашей работе понимается неделимая единица повествования, специфический «нервный» узел сюжета, лежащий в основе произведения.
При анализе мотивов «смерть» и «похороны» в русской литературе нами были исследованы научные труды литературоведов, посвященные изучению творчества конкретных авторов (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин, В. В. Набоков, И. Кабаков, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский). Мы определили, что в творчестве постмодернистов преобладает символика в изображении мотива смерти, а также синтез противоположных категорий (в эпизоде сна Венечки мотив смерти приобретает комический характер).
При анализе мотива «похороны» мы пришли к выводу, что с помощью данного мотива писатели передают не только внутренние переживания героев (скорбь от утраты близкого человека), но и опираются на культурные традиции обрядовости похорон, часто связанные с религией, что непосредственно отражено в поэме «Москва-Петушки» (функционирование в поэме рая, ада, Бога, ангелов, Сатаны, символика чисел и образы эпохи Возрождения; также в произведении четко противопоставляются Москва и Петушки как ад и рай).
Исследуя мотивы «смерть» и «похороны» в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки», мы пришли к выводу, что они тесно связаны между собой в произведении, а также создают ассоциативную цепочку алкоголь-жизнь/трезвость-смерть/похороны. Алкоголь в поэме В. Ерофеева является полноправным героем, символизируя в произведении жизнь. Только под действием алкоголя Веня может существовать в реальности.
При анализе поэмы «Москва-Петушки» мы придерживались точки зрения, что Веня уже умер физически. Герой заканчивает свои мытарства по земле и готов покинуть земной мир. Путь Вени мы условно поделили на две части, каждая из которых имеет собственные характеристики. Первая часть - путь в рай (Петушки), связанный с состоянием алкогольного опьянения, счастья от предвкушения встречи с сыном и любовницей и описаниями райских мест - Петушков. Вторая часть - путь в ад (Москва), связанный с апокалиптическими описаниями, тревожным состоянием главного героя от ожидания скорой смерти и символикой преисподнии. Мотивы «смерть» и «похороны» в совокупности образуют уникальный стиль и характер повествования поэмы В. Ерофеева «Москва-Петушки).
Перспективы исследования и результаты для практического применения мы видим в проведении дальнейшего изучения специфики мотивов в текстах В. Ерофеева.


1 Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. – Москва, 1992. – 526 с.
2 Белоусов, В. А. Смерть как свобода / В. А. Белоусов // Фигуры Танатоса: Символы смерти в культуре. – Санкт-Петербург, 1991. – 172 с.
3 Бицилли, П. М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого / П. М. Бицилли. – Москва, 2000. – 27 с.
4 Благасова, Г. М. О смерти и вечности в произведениях И.А. Бунина / Г. М. Благасова // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках. – Белгород, 2000. – 232 с.
5 Бланшо, М. Художественное произведение и пространство смерти / М. Бланшо. – Москва, 2002. – 282 с.
6 Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. – Москва : Выс. школа, 1980. – 406 с.
7 Волкова, Е. В. Концепции мотива в современном литературоведении / Е. В. Волкова. – Москва, 2008. – С. 89-94.
8 Вольфсон, И. В. Библейская лексика в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» / И. В. Вольфсон // Филологические этюды. – Саратов, 1998. – С. 210-214.
9 Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы / Б. М. Гаспаров. – Москва, 1994. – С. 30.
10 Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике / Г. В. Ф. Гегель. – Москва, 1971. –621 с.
11 Гете, И. В. Об искусстве / И. В. Гете. – Москва, 1957. – С. 351.
12 Ерофеев, В. В. Москва Петушки. Поэма / В. В. Ерофеев. – Москва: Изд-во СП «Интер-бук», 1990. – 128 с.
13 Живолупова, Н. В. Паломничество в Петушки, или Проблема метафизического бунта в исповеди Венички Ерофеева / Н. В. Живолупова // Человек. – Нижний Новгород, 1992. – № 1. – С. 78-91.
14 Колосова, А. Д. «…Не свадьба это была, а похороны»: элементы погребальной обрядности в повести Н. С. Лескова «Житие одной бабы» / А. Д. Колосова // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: УРФУ, 2018. – С. 75-82.
15 Конрад, И. С. Фольклорные мотивы с семантикой смерти/возрождения в произведении Вен. Ерофеева «Москва Петушки» : автореф. дис. канд. филол. наук / И. С. Конрад. – Москва, 2004. – 15 с.
...
Всего 29 источников

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ