Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие и виды освобождения от наказания

Работа №112810

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы54
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление Введение 4
Глава 1 Теоретические основы института освобождения от наказания в уголовном праве РФ..7
1.1 Понятие и признаки института освобождения от наказания.7
1.2 Принципы освобождения от наказания. 15
Глава 2 Законодательное регулирование института освобождения от наказания в РФ и других государствах . 21
2.1 Регламентация видов освобождения от наказания согласно уголовному законодательству РФ. 21
2.2 Освобождение от наказания по уголовному законодательству зарубежных государств.. 29
Глава 3 Проблемы реализации института освобождения от наказания в РФ. 35
3.1 Проблемы реализации отдельных видов освобождения от наказания. 35 3.2 Проблемы реализации актов об амнистии и помиловании. 38
Заключение. 46
Список используемой литературы и используемых источников . 51


Аннотация. Введение.
Целью данной работы является исследование понятия и видов освобождения от наказания согласно российскому законодательству.
В соответствии с поставленной целью, нами очерчен следующий круг задач:
- определить понятие и признаки института освобождения от наказания;
- охарактеризовать принципы освобождения от наказания;
- исследовать регламентацию видов освобождения от наказания согласно уголовному законодательству РФ;
- проанализировать освобождение от наказания по уголовному законодательству зарубежных государств;
- выявить проблемы реализации отдельных видов освобождения от наказания;
- рассмотреть проблемы реализации актов об амнистии и помиловании.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере освобождения от наказания.
Предметом исследования являются нормы российского уголовного законодательства, регулирующие институт освобождения от наказания.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изложенного в исследовании приходим к следующим выводам.
Представляется возможным определить освобождение от уголовного наказания как отказ государства от применения к лицу, виновному в совершении преступления мер принуждения вследствие утраты им или его деянием общественной опасности полностью либо частично, или установления законодательно закрепленной обязанности освободить преступника от наказания обусловленный решением уголовно-правовых задач.
Социальное значение института освобождения от наказания заключается в превентивном характере государственной политики, направленной на профилактику преступности, посредством стимулирования позитивного поведения преступника с целью скорейшего возвращения в социум и дальнейшего законопослушного поведения. Правовое значение института освобождения от наказания выражается в реализации принципов законности, гуманизма, справедливости, решении охранительных и предупредительных задач уголовного закона (при условии достижения целей применения наказания) и экономии уголовной репрессии.
Рассмотренные принципы освобождения от наказания находятся в функциональной взаимосвязи. Несоблюдение судом одного из принципов освобождения от наказания с вероятностью приводит к нарушению других принципов. Например, несоблюдение судом индивидуализации освобождения от наказания может повлечь за собой нарушение принципов справедливости и гуманизма освобождения от наказания. В то же время считаем, что для более эффективного применения судами норм института освобождения от наказания нужно не только закрепить в законодательстве принципы освобождения от наказания, но и разработать общие принципы освобождения от наказания, в которых найдут проявление и отдельные черты принципов освобождения от наказания.
Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает множество вариантов освобождения от уголовного наказания, в том числе сопряженные с его смягчением. Проанализировав данный вопрос, можно сказать о том, что основания отмены уголовного наказания можно разделить на общие (применяются ко всем возрастным категориям) и специальные (применяются только к несовершеннолетним преступникам). К общим основаниям можно отнести следующие:
- условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ);
- замена неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ);
- освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ);
- освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ);
- отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК РФ);
- отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82.1 УК РФ);
- освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК РФ).
Проанализировав Уголовный кодекс Российской Федерации на предмет общих оснований освобождения от наказания можно сделать вывод о том, что они применяются с учетом особенностей личности преступника, состояния его здоровья и с учетом фактора истечения сроков давности. Отметим, что данные основания ориентированы на применение к несовершеннолетним, что говорит о высоком уровне проработанности данных норм.
Для осужденных несовершеннолетних законом установлено два специфических вида освобождения от наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден по обвинительному приговору суда от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных в ч. 2 ст. 90 УК РФ, т.е. предупреждения; передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложения на подростка обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Второй вид освобождения несовершеннолетнего от наказания (ч. 2 ст. 92 УК) предполагает, что такое лицо, осужденное за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобождено судом от наказания, если будет признано, что цели наказания в данной конкретной ситуации достижимы только путем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. При этом срок пребывания в указанном учреждении не может быть более трех лет и ограничен достижением лицом 18-летнего возраста. Анализируемый вид освобождения запрещен к применению по делам о преступлениях, включенных в перечень ч. 5 ст. 92 УК (квалифицированных по ч. 1 и 2 ст. 111,
ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122 и 127, ст. 126 и др.).
В ход исследования также были выявлены следующие проблемы реализации института освобождения от наказания в РФ:
- предлагается ввести отдельной нормой в УК РФ запрет на применение института условно-досрочного освобождения от наказания в отношение осужденных, совершивших преступление повторно;
- позитивной новеллой отечественного уголовного права является появление института принудительных мер воспитательного воздействия, альтернативных уголовному наказанию в отношении несовершеннолетних. Однако, практика применения мер воспитательного характера в РФ пока не столь распространена, что, по нашему мнению, является неоправданным. Считаем, что в отношении несовершеннолетних воспитательные подходы и практики, а также другие формы мирного разрешения конфликтов крайне важны и являются эффективными средствами уголовноправового регулирования, поэтому усматривается необходимой их популяризация. Воспитательные меры способствуют формированию законопослушного поведения, профилактике преступлений и девиаций, а также снижению числа правонарушений среди несовершеннолетних.
- в настоящее время судебная практика указывает на возможность освобождения от наказания в связи с болезнью лишь в порядке исполнения приговора. Из этого обстоятельства возникает серьезная проблема. Она заключается в том, что на момент вынесения приговора страдающие тяжелыми заболеваниями осужденные в течение длительного времени находятся в местах лишения свободы в ожидании вступления окончательного судебного решения по уголовному делу в законную силу. Если в деле присутствует большое количество соучастников преступления, обжалующих состоявшееся решение суда в вышестоящие инстанции, то соответственно такое ожидание может затянуться на значительный промежуток времени, за которое состояние здоровья осужденного без должного медицинского обеспечения неизбежно ухудшится. Следовательно, нужно четко установить более сокращенные сроки по этому вопросу.
Также было установлено следующее:
прекращение уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого в результате акта амнистии нецелесообразно и не отвечает целям уголовного закона, поскольку амнистии должно предшествовать наказание, только в этом случае оно является разумным и его применение может принести пользу обществу;
- полагаем, что основное регулирование уголовно-правового института помилования должно быть только в уголовном, а не в другом законе, особенно в подзаконных актах, с учетом общих положений Уголовного кодекса, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего УК РФ» (ч. 1 ст. 1 УК РФ) и о том, что наказуемость и иные уголовно-правовые последствия преступления определяются только УК РФ (ч. 1 ст. 3 УК РФ). Сейчас же основная регламентация института помилования содержится в подзаконных актах - Указе Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и Указе Президента РФ от 14 декабря 2020 г. № 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». Такая ситуация грозит тем, что вопрос с помилованием может перейти из уголовно-правовой плоскости в плоскость политическую.
В завершении отметим, что проведенное исследование показало, что отечественный УК хоть и имеет много общего с уголовным законодательством некоторых зарубежных стран, впрочем, можно использовать некоторые его положения для совершенствования отечественных уголовно-правовых норм. В частности, сегодня нужно ставить и вопрос о необходимости расширения, определенного в УК РФ перечня видов освобождения от уголовного наказания. Особый интерес представляет опыт Канады в применении внесудебных процедур к правонарушителям.




1. Городинец Ф.М. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и проблемы имплементадии международно-правовых стандартов при реализации уголовного наказания в Российской Федерации // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (54). С. 121-127.
2. Гужва О.В. Практические проблемы разрешения судом вопроса освобождения от наказания в связи с болезнью // Медицинское право. 2012. № 5. С. 25 - 28.
3. Денисова А.В. Системность российского уголовного права: теория, закон, практика: Дис. ... докт. юрид. наук. Москва, 2018. 633 с.
4. Ефремова И.А. Проблемы освобождения от уголовного наказания / под ред. Б.Т. Разгильдиева; ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». - Саратов : ИП Коваль Ю.В., 2015. 264 с.
5. Клюканова Т.М., Уголовное право зарубежных стран. СПб., 2015. 44 с.
6. Коновалова И.А. Опыт борьбы с преступностью несовершеннолетних в Европе и США // Международное уголовное право и международная юстиция. 2007. № 2. С. 23-33
7. Крючкова Елена Анатольевна К вопросу о полномочиях Президента РФ по осуществлению помилования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2012. № 1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-polnomochiyah-prezidenta-rf-po osuschestvleniyu-pomilovaniya (дата обращения: 11.04.2022).
8. Малышева О.А. Процессуальный порядок освобождения от наказания в виде лишения свободы при применении акта об амнистии // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3. С. 70-74. 52
9. Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России (научно-практическое ежеквартальное издание). Выпуск 2. – М. : ФКУ НИИ ФСИН России, ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. 220 с.
10. Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ- 2014- № 8.
11. О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью: Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2004 г. № 54 / СЗ РФ. 2004. № 7. Ст. 524; 2017. № 22. Ст. 3155.
12. О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 / СЗ РФ. 2001. № 53 (ч. 2). Ст. 5149; 2016. № 50. Ст. 7077.
13. О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 // Рос. газ. - 2009. 29 апреля; 2015. 30 ноября.
14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70- летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. № 17 (часть IV) ст. 2542
15. Самович Ю.В., Марухно Е.Ю., Обновленные европейские пенитенциарные правила как следующий шаг в процессе повышения стандартов обращения с заключенными // Вестник Кузбасского института, 2021, № 2 (47). С. 154-163.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ