Мультимедийный проект «Истории на закуску» (творческая работа)
|
Введение
ГЛАВА 1 ВЫРАЗИТЕЛБНЫЕ РЕСУРСЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ 10
1.1 Мультимедийность, как качество интернет проектов 10
1.2 Сторителлинг, как жанр мультимедийной журналистики 13
1.3 Инфотейнмент, как метод современных медиа: теоретический аспект .. 17
ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ АВТОРСКОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА «ИСТОРИИ НА ЗАКУСКУ» 25
2.1 Концепция авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»25
2.2 Сценарные разработки выпусков авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску» 29
2.3 Анализ выпусков проекта «Истории на закуску» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ГЛАВА 1 ВЫРАЗИТЕЛБНЫЕ РЕСУРСЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ 10
1.1 Мультимедийность, как качество интернет проектов 10
1.2 Сторителлинг, как жанр мультимедийной журналистики 13
1.3 Инфотейнмент, как метод современных медиа: теоретический аспект .. 17
ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ АВТОРСКОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА «ИСТОРИИ НА ЗАКУСКУ» 25
2.1 Концепция авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»25
2.2 Сценарные разработки выпусков авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску» 29
2.3 Анализ выпусков проекта «Истории на закуску» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
Одним из проявлений существующих тенденций развития массмедиа является сдвиг в сторону развлекательности. Как отмечает В.В. Познер «Главное не что, а как. Как сделать так, чтобы смотрели?». Решение этой задачи во многом связано с появлением новых форм представления информации, рождением новых форматов, стиранием границ между развлекательными и информационно-аналитическими жанрами. Доказательством, может служить, например, широкое использование инфотейнмента в СМИ. На экранах ТВ и в эфирах радиостанций стал популярен такой формат как шоу. Концепция шоу априори предполагает развлекательную направленность, но это не означает, что оно не может реализовывать такие функции как, информационная или просветительная. В этом симбиозе развлечения и познания и заключается сущность инфотейнмента.
К проектам в развлекательно-познавательном формате можно отнести кулинарные телешоу. Современные проекты данной тематической направленности можно увидеть практически на всех основных телеканалах: «Смак с Иваном Ургантом» на Первом канале, «Большой завтрак» на ТНТ, «Поедем поедим» на НТВ, и др. Однако, подобные телепрограммы не являются самыми популярными. По данным Медиаскопа, (Mediascope, исследование «ТВ Индекс», с 12/03/2018 по 18/03/2018, на территории России, население + 100,000)2,100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте старше 4 лет за неделю встречаются только две программы: «Еда живая и мёртвая» и «Поедем поедим!» соответственно 61 и 92 место. А за неделю с 14/05/2018 - 20/05/2018 только программа «Еда живая и мертвая» занимает 94 место (Mediascope, исследование «ТВ Индекс», с 14/05/2018 - 20/05/2018, на территории России, население +100,000)3.Главное отличие этого проекта от других, в желании не только поделиться тем или иным рецептом, но и дать информацию о пользе тех или иных блюд и продуктов, их разнообразии, истории. Это свидетельствует о том, что аудитории интересен не только способ приготовления, но и вся информация о блюде и ингредиентах.
В формате кулинарных шоу сегодня создаются не только телевизионные, но и радиопрограммы, а также интернет проекты, чаще всего блоги. За апрель 2018 года основной аудиторией сайтов, посвященным кулинарии,по данным Медиаскопа являются люди в возрасте от 25 до 45 лет, в основном женщины. Например, сайт Журнала «Еда» за апрель 2018года посетили 537,8 тысяч человек. (По данным Медиаскопа, исследование «ВЕБ Индекс», за месяц апрель 2018 года, на территории России, население 100,000+) , из них53,2% - пользователи в возрасте с 25 до 45 лет, а 15,4 % составляет молодежь в возрасте 17-24 лет и почти 8% приходится на долю учащихся. Это говорит о том, что молодежь интересуется данной темой в сети Интернет, но в меньшей степени.
Кулинарная тематика обладает не только прагматической направленностью, но и широким тематическим полем. Каждое блюдо имеет историю создания, место происхождения, несет в себе традиции приготовления или потребления. Все это делает кулинарную тематику значительно шире, чем просто рецепт и его описание.
Разработка и создание мультимедийного проекта «Истории на закуску», ориентированного на молодежную аудиторию, и несет в себе как прагматическую составляющую, так и познавательную. Это позволит использовать современные выразительные медиаресурсы, что определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования является мультимедийные проекты.
Предметом - авторский мультимедийный проект «Истории на закуску».
Цель бакалаврской работы - создание авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) обобщить имеющиеся в научной литературе сведения овыразительных ресурсах и жанрах мультимедийных интернет проектов;
2) изучить теоретические положения об инфотейнменте, как методе современных медиа;
3) разработать концепцию авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»;
4) реализовать проект «Истории на закуску» на базе медиахолдинга«Есть talk».
5) провести анализ публикаций.
В качестве теоретико-методологической базы, использованы работы исследователей мультимедийной интернет-журналистики: М. М. Лукиной, Н. Лосевой, Е. Л. Вартановой, Д.Ю. Кульчицкой и др.; научные публикации описывающие жанр сторителлинга: А. А. Зубрий, Е. Г. Власовой, Н. О. Автаевой, О. В. Тордовой, Е. Рождественской; исследования о таком методе подачи информации в СМИ, как инфотейнмент: А. П. Величко и В. А. Евдокимова.
Для решения поставленных, задач были применены следующие методы исследования: метод синтеза, который позволил объединить знания из различных областей науки в единую систему, позволяющую расширить знание о выразительных ресурсах современных медиа, метод моделирования использован при разработке концепции авторского мультимедийного проекта. Кроме того, при работе над мультимедийным проектом были использованы теоретические и эмпирические методы сбора информации, а также фактологические, культурологические и интерпретирующие методы предъявления информации.
Эмпирическую базу работы составляют пять выпусков мультимедийного проекта «Истории на закуску», которые выходили на сайте «Есть talk»в период с по 7 февраля по 15 июня.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученных результатов в творческой деятельности журналистов при разработке и создании мультимедийного проекта.
Цели и задачи работы определили ее структуру. В первой главе «Выразительные ресурсы мультимедийных проектов» в параграфе «Мультимедийность как качество интернет проектов» рассматриваются элементы мультимедиа, используемые в интернет проектах. Второй параграф первой главы «Сторителлинг как жанр журналистики» посвящен описанию жанровых особенностей при работе со сторителлином. В третьем параграфе первой главы «Инфотейнмент как метод современных медиа: теоретический аспект» говориться о приеме инфотейнмента в материалах современных медиа. Вторая глава «Создание авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»» состоит из описания концепции проекта в первом параграфе «Концепция авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску», творческого процесса работы над конкретными выпусками проекта во втором параграфе «Сценарные разработки выпусков авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»». В третьем параграфе, производится анализ цикла авторских выпусков программы «Истории на закуску». Заключение работы содержит выводы по проделанной работе, сообщение о ее результатах и возможностях дальнейших исследований и их практической реализации. Прилагается список использованной литературы. В приложении содержатся скриншоты опубликованных материалов мультимедийного проекта «Истории на закуску».
К проектам в развлекательно-познавательном формате можно отнести кулинарные телешоу. Современные проекты данной тематической направленности можно увидеть практически на всех основных телеканалах: «Смак с Иваном Ургантом» на Первом канале, «Большой завтрак» на ТНТ, «Поедем поедим» на НТВ, и др. Однако, подобные телепрограммы не являются самыми популярными. По данным Медиаскопа, (Mediascope, исследование «ТВ Индекс», с 12/03/2018 по 18/03/2018, на территории России, население + 100,000)2,100 наиболее популярных программ среди россиян в возрасте старше 4 лет за неделю встречаются только две программы: «Еда живая и мёртвая» и «Поедем поедим!» соответственно 61 и 92 место. А за неделю с 14/05/2018 - 20/05/2018 только программа «Еда живая и мертвая» занимает 94 место (Mediascope, исследование «ТВ Индекс», с 14/05/2018 - 20/05/2018, на территории России, население +100,000)3.Главное отличие этого проекта от других, в желании не только поделиться тем или иным рецептом, но и дать информацию о пользе тех или иных блюд и продуктов, их разнообразии, истории. Это свидетельствует о том, что аудитории интересен не только способ приготовления, но и вся информация о блюде и ингредиентах.
В формате кулинарных шоу сегодня создаются не только телевизионные, но и радиопрограммы, а также интернет проекты, чаще всего блоги. За апрель 2018 года основной аудиторией сайтов, посвященным кулинарии,по данным Медиаскопа являются люди в возрасте от 25 до 45 лет, в основном женщины. Например, сайт Журнала «Еда» за апрель 2018года посетили 537,8 тысяч человек. (По данным Медиаскопа, исследование «ВЕБ Индекс», за месяц апрель 2018 года, на территории России, население 100,000+) , из них53,2% - пользователи в возрасте с 25 до 45 лет, а 15,4 % составляет молодежь в возрасте 17-24 лет и почти 8% приходится на долю учащихся. Это говорит о том, что молодежь интересуется данной темой в сети Интернет, но в меньшей степени.
Кулинарная тематика обладает не только прагматической направленностью, но и широким тематическим полем. Каждое блюдо имеет историю создания, место происхождения, несет в себе традиции приготовления или потребления. Все это делает кулинарную тематику значительно шире, чем просто рецепт и его описание.
Разработка и создание мультимедийного проекта «Истории на закуску», ориентированного на молодежную аудиторию, и несет в себе как прагматическую составляющую, так и познавательную. Это позволит использовать современные выразительные медиаресурсы, что определяет актуальность данной работы.
Объектом исследования является мультимедийные проекты.
Предметом - авторский мультимедийный проект «Истории на закуску».
Цель бакалаврской работы - создание авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) обобщить имеющиеся в научной литературе сведения овыразительных ресурсах и жанрах мультимедийных интернет проектов;
2) изучить теоретические положения об инфотейнменте, как методе современных медиа;
3) разработать концепцию авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»;
4) реализовать проект «Истории на закуску» на базе медиахолдинга«Есть talk».
5) провести анализ публикаций.
В качестве теоретико-методологической базы, использованы работы исследователей мультимедийной интернет-журналистики: М. М. Лукиной, Н. Лосевой, Е. Л. Вартановой, Д.Ю. Кульчицкой и др.; научные публикации описывающие жанр сторителлинга: А. А. Зубрий, Е. Г. Власовой, Н. О. Автаевой, О. В. Тордовой, Е. Рождественской; исследования о таком методе подачи информации в СМИ, как инфотейнмент: А. П. Величко и В. А. Евдокимова.
Для решения поставленных, задач были применены следующие методы исследования: метод синтеза, который позволил объединить знания из различных областей науки в единую систему, позволяющую расширить знание о выразительных ресурсах современных медиа, метод моделирования использован при разработке концепции авторского мультимедийного проекта. Кроме того, при работе над мультимедийным проектом были использованы теоретические и эмпирические методы сбора информации, а также фактологические, культурологические и интерпретирующие методы предъявления информации.
Эмпирическую базу работы составляют пять выпусков мультимедийного проекта «Истории на закуску», которые выходили на сайте «Есть talk»в период с по 7 февраля по 15 июня.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученных результатов в творческой деятельности журналистов при разработке и создании мультимедийного проекта.
Цели и задачи работы определили ее структуру. В первой главе «Выразительные ресурсы мультимедийных проектов» в параграфе «Мультимедийность как качество интернет проектов» рассматриваются элементы мультимедиа, используемые в интернет проектах. Второй параграф первой главы «Сторителлинг как жанр журналистики» посвящен описанию жанровых особенностей при работе со сторителлином. В третьем параграфе первой главы «Инфотейнмент как метод современных медиа: теоретический аспект» говориться о приеме инфотейнмента в материалах современных медиа. Вторая глава «Создание авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»» состоит из описания концепции проекта в первом параграфе «Концепция авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску», творческого процесса работы над конкретными выпусками проекта во втором параграфе «Сценарные разработки выпусков авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»». В третьем параграфе, производится анализ цикла авторских выпусков программы «Истории на закуску». Заключение работы содержит выводы по проделанной работе, сообщение о ее результатах и возможностях дальнейших исследований и их практической реализации. Прилагается список использованной литературы. В приложении содержатся скриншоты опубликованных материалов мультимедийного проекта «Истории на закуску».
В ходе работы над проектом, была проанализирована научная литература, в которой исследуются, жанр сторителлинга, методинфотейнмента и свойства мультимедиа. Эти современные выразительные ресурсы позволяют автору, с помощью развлекательно-познавательного формата привлекать больше аудитории к теме проекта.
На стадии разработки проекта и проработки научной литературы, нами было выявлено, что жанр сторителлинга, в предложенной нами форме, будет логично вписан. Особенностью жанра, является рассказ истории читателю, на чем и построены выпуски проекта «Истории на закуску». В этом случае, тексты трудные для восприятия, рассказываются аудитории, как единая , четко выстроенная история. Еще одной особенностью жанра сторителлинга является то, что рассказанная автором история должна прослеживаться в каждом материале. Предметом сторителлинга, является - история. Отражением сторителлинга в проекте, является история героя автора. Целевая установка жанра -простой рассказ о сложном, увлечение аудитории с помощью легкости повествования. Это обеспечит узнаваемость проекта среди других похожих.
Неотъемлемым содержанием мультимедийного проекта, является непосредственное наполнение его элементами мультимедиа. Разрабатывая проект «Истории на закуску», мы определили, что основными мультимедийными составляющими, должны быть текст и аудио программа.
По теории исследователя Н. Лосевой элементы мультимедиа можно назвать инфомолекулами, которые соединяясь, создают новое пространство восприятия информации.
Была разработана концепция авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»:
Идеей проекта «Истории на закуску, является то, что в современных кулинарных проектах, авторы опираются на формат видео, практически не используя аудио. Это происходит по объективным причинам. Процесс приготовления легче увидеть, чем услышать. Проект «Истории на закуску» в своей основе содержит формат аудио, что было задумано намеренно. Этотподход позволил не только расширить количество используемого мультимедийного контента в проекте, но и позволил обращаться к проекту в условиях, когда не доступен экран компьютера - в транспорте, на прогулке, во время приготовления блюд.
Нами был определен формат: «Истории на закуску»,- это мультимедийный проект, в котором ведущей является аудио-платформа, а основным носителем информации - радиопрограмма.
Актуальность мультимедийного проекта «Истории на закуску», заключается в том, что тематическая составляющая мультимедийного проекта «Истории на закуску» несёт в себе как прагматическую составляющую, так и познавательную направленность. Проект, ориентирован на молодежную аудиторию, а конкретно -студенческую. Данный выбор обоснован тем, чтокак правило, студенты, отрываясь от домашнего уюта, сталкиваются с проблемами бытового характера. Возможность получить информацию о простых и полезных блюдах, которые можно приготовить даже в условиях общежития, как предполагалось нами, является привлекательным для выбранной нами аудитории. Ко всему прочему, выпуски авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску» размещены на сайте молодежного медиахолдинга «Есть talk», что еще раз доказывает актуальность выбранной темы и аудитории. В тоже время, проект не ограничивается рассказом о рецепте. История создания блюда, традиции, связанные с ним, особенности продуктов, которые используются, позволяют расширить кругозор аудитории. Прагматическая и просветительская направленность проекта делает его актуальным для данной аудитории.
Были разработаны сценарии мультимедийного проекта «Истории на закуску». Отметим основные моменты, которые были подробно расписаны в каждом выпуске. В начале каждого сценария была расписана справка о материале, а также основные этапы, выделенные при работе над проектом. В сценарных разработках прописаны все составляющие элементы радиопрограммы, относительно конкретного промежутка времени: подводка, авторский текст, заставки, взводные заставки и музыка.
Стоит отметить, что при создании других выпусков проекта, рекомендуется усилить коммуникативную функцию сторителлинга. С повышением роли автора, усилиться эффект восприятия текста аудиторией. Во время анализа мультимедийного проекта «Истории на закуску» обнаружено, что в цикле выпусков не прослеживается единая история - героя студента (автора). Мы предлагаем усилить образ автора как личности студента, который каждый раз, рассказывает свою историю, в подводке к истории рецепта. Сама история, должна быть тесно связанна с блюдом, которому будет посвящен выпуск.
Развитее проекта, можно считать персептивным, так как при учете, выделенных нами нюансов и предположительных ошибок, проект «Истории на закуску», может развить в проекте жанровые элементы сторителлинга, а именно для того, чтобы в каждом выпуске прослеживалась единая история. Использовать не задействованные инфомолекулы такие как видео иллюстрации для облегчения восприятия отдельных фрагментов текста. Поэтому, логичным будет продолжение использования инфотейнмента в других выпусках.
Таким образом анализ показал, что авторский мультимедийный проект «Истории на закуску» реализовывает принципы мультимедийности, основан на методе инфотейнмента и соответствует жанру сторителлинга. Выявленные перспективы развития проекта помогут сделать его более привлекательным для целевой аудитории и качественным в содержании. Уникальность формата может быть применена и в других мультимедийных проектах. Из этого следует, что все задачи, которые были поставлены перед нами в самом начале исследования- реализованы.
На стадии разработки проекта и проработки научной литературы, нами было выявлено, что жанр сторителлинга, в предложенной нами форме, будет логично вписан. Особенностью жанра, является рассказ истории читателю, на чем и построены выпуски проекта «Истории на закуску». В этом случае, тексты трудные для восприятия, рассказываются аудитории, как единая , четко выстроенная история. Еще одной особенностью жанра сторителлинга является то, что рассказанная автором история должна прослеживаться в каждом материале. Предметом сторителлинга, является - история. Отражением сторителлинга в проекте, является история героя автора. Целевая установка жанра -простой рассказ о сложном, увлечение аудитории с помощью легкости повествования. Это обеспечит узнаваемость проекта среди других похожих.
Неотъемлемым содержанием мультимедийного проекта, является непосредственное наполнение его элементами мультимедиа. Разрабатывая проект «Истории на закуску», мы определили, что основными мультимедийными составляющими, должны быть текст и аудио программа.
По теории исследователя Н. Лосевой элементы мультимедиа можно назвать инфомолекулами, которые соединяясь, создают новое пространство восприятия информации.
Была разработана концепция авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску»:
Идеей проекта «Истории на закуску, является то, что в современных кулинарных проектах, авторы опираются на формат видео, практически не используя аудио. Это происходит по объективным причинам. Процесс приготовления легче увидеть, чем услышать. Проект «Истории на закуску» в своей основе содержит формат аудио, что было задумано намеренно. Этотподход позволил не только расширить количество используемого мультимедийного контента в проекте, но и позволил обращаться к проекту в условиях, когда не доступен экран компьютера - в транспорте, на прогулке, во время приготовления блюд.
Нами был определен формат: «Истории на закуску»,- это мультимедийный проект, в котором ведущей является аудио-платформа, а основным носителем информации - радиопрограмма.
Актуальность мультимедийного проекта «Истории на закуску», заключается в том, что тематическая составляющая мультимедийного проекта «Истории на закуску» несёт в себе как прагматическую составляющую, так и познавательную направленность. Проект, ориентирован на молодежную аудиторию, а конкретно -студенческую. Данный выбор обоснован тем, чтокак правило, студенты, отрываясь от домашнего уюта, сталкиваются с проблемами бытового характера. Возможность получить информацию о простых и полезных блюдах, которые можно приготовить даже в условиях общежития, как предполагалось нами, является привлекательным для выбранной нами аудитории. Ко всему прочему, выпуски авторского мультимедийного проекта «Истории на закуску» размещены на сайте молодежного медиахолдинга «Есть talk», что еще раз доказывает актуальность выбранной темы и аудитории. В тоже время, проект не ограничивается рассказом о рецепте. История создания блюда, традиции, связанные с ним, особенности продуктов, которые используются, позволяют расширить кругозор аудитории. Прагматическая и просветительская направленность проекта делает его актуальным для данной аудитории.
Были разработаны сценарии мультимедийного проекта «Истории на закуску». Отметим основные моменты, которые были подробно расписаны в каждом выпуске. В начале каждого сценария была расписана справка о материале, а также основные этапы, выделенные при работе над проектом. В сценарных разработках прописаны все составляющие элементы радиопрограммы, относительно конкретного промежутка времени: подводка, авторский текст, заставки, взводные заставки и музыка.
Стоит отметить, что при создании других выпусков проекта, рекомендуется усилить коммуникативную функцию сторителлинга. С повышением роли автора, усилиться эффект восприятия текста аудиторией. Во время анализа мультимедийного проекта «Истории на закуску» обнаружено, что в цикле выпусков не прослеживается единая история - героя студента (автора). Мы предлагаем усилить образ автора как личности студента, который каждый раз, рассказывает свою историю, в подводке к истории рецепта. Сама история, должна быть тесно связанна с блюдом, которому будет посвящен выпуск.
Развитее проекта, можно считать персептивным, так как при учете, выделенных нами нюансов и предположительных ошибок, проект «Истории на закуску», может развить в проекте жанровые элементы сторителлинга, а именно для того, чтобы в каждом выпуске прослеживалась единая история. Использовать не задействованные инфомолекулы такие как видео иллюстрации для облегчения восприятия отдельных фрагментов текста. Поэтому, логичным будет продолжение использования инфотейнмента в других выпусках.
Таким образом анализ показал, что авторский мультимедийный проект «Истории на закуску» реализовывает принципы мультимедийности, основан на методе инфотейнмента и соответствует жанру сторителлинга. Выявленные перспективы развития проекта помогут сделать его более привлекательным для целевой аудитории и качественным в содержании. Уникальность формата может быть применена и в других мультимедийных проектах. Из этого следует, что все задачи, которые были поставлены перед нами в самом начале исследования- реализованы.



