Адаптивная физическая культура как средство социальной адаптации учащихся с легкой степенью умственной отсталости
|
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЛЁГКУЮ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 7
1.1. Понятия «социализация», «социальная адаптация». Социальная
адаптация детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 7
1.2. Адаптивная физическая культура, как средство социальной адаптации
детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.3. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Исследование развития двигательных качеств у мальчиков 14-15 лет
умственной отсталости (лёгкой степени) 36
3.2. Исследование личностной тревожности и межличностных
взаимоотношений у школьников 14-15 лет, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЛЁГКУЮ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 7
1.1. Понятия «социализация», «социальная адаптация». Социальная
адаптация детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 7
1.2. Адаптивная физическая культура, как средство социальной адаптации
детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.3. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Исследование развития двигательных качеств у мальчиков 14-15 лет
умственной отсталости (лёгкой степени) 36
3.2. Исследование личностной тревожности и межличностных
взаимоотношений у школьников 14-15 лет, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность. По данным разных литературных источников, одной из важных проблем является увеличение количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в частности детей, имеющих умственную отсталость. При этом также актуальным является подготовка детей к их самостоятельной жизни вне зависимости от того имеются ли у них какие- либо нарушения в состоянии здоровья, или нет.
Если учесть, что дети, которые имеют умственную отсталость лёгкой степени, обучаются в общеобразовательных учреждениях (школах- интернатах, специальных (коррекционных) учреждениях, детских домах и др.), то, конечно же, большая роль в социальной адаптации данной категории детей отводится данным образовательным учреждениям. Их целью воспитания и обучения детей с умственной отсталостью является приобретение практических знаний, умений, навыков и воспитанности такого уровня, чтобы данная категория детей могла адаптироваться к будущей самостоятельной жизни и социальным нормам, которые действуют в нашем обществе. Но существует и такая проблема, что замкнутость системы образования детей с умственной отсталостью, ограничивает решение поставленной цели.
По данным ряда авторов, большую роль для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных общеобразовательных учреждениях, играет двигательная активность через учебные и учебно-тренировочные занятия адаптивной физической культуры. По мнению ряда авторов, времени которое выделяется на обязательные уроки по адаптивной физической культуре недостаточно, чтобы обеспечить необходимую двигательную активность для школьников. Поэтому большое внимание следует уделять процессу адаптивного физического воспитания в специализированных общеобразовательных учреждениях, где обучаются дети с отклонениями в состоянии здоровья (в частности с умственной отсталостью) [Астафьев Н.В., Михалёв В.И., 1996; Евсеев С.П., 2000; Дмитриев А.А., 2002 и др.].
Анализ литературы позволяет судить, что если у ребёнка не будет достаточной двигательной активности, то следствием этого будет задержка формирования двигательных умений и навыков, ухудшение физического состояния, умственной работоспособности и т.п. [Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000; Литош Н.Л.,2002; Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др., 2003; Евсеев С.П., 2016 и др.].
Таким образом, для подготовки детей к самостоятельной жизни и более легкого вхождения в общественную деятельность в соответствии с социальными нормами, определили, что актуальным является совершенствование процесса адаптивного физического воспитания в специализированной общеобразовательной школе, где обучаются дети с умственной отсталостью (лёгкой степени). На основании выше изложенного определили тему бакалаврской работы.
Для проведения исследовательской работы определились с объектом и предметом исследования, гипотезой исследования, постановкой цели исследования.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
Предмет исследования - средства адаптивной физической культуры, направленные на развитие двигательных качеств и показателей характеризующих социальную адаптацию школьников 14-15 лет умственной отсталости (легкой степени).
Гипотезой исследования служило предположение, что дополнительные занятия в секции по общей физической подготовке, и участия школьников 14-15 лет в Спартакиаде обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений г.о. Тольятти, во-первых, повысят показатели, характеризующие развитие двигательных качеств; во-вторых, улучшат одни из показателей, характеризующих социальную адаптацию данной категории детей, то есть понизят их личностную тревожность и улучшат межличностные взаимоотношения друг с другом.
Целью исследования является определение влияния средств адаптивной физической культуры на показатели развития двигательных качеств, личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с легкой степенью умственной отсталости.
В бакалаврской работе для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы исследования были поставлены задачи исследования:
1. Определить развитие двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с умственной отсталости (лёгкой степени).
2. Выявить эффективность влияния дополнительных занятий в секции общей физической подготовке, и участия в соревнованиях, на развитие двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени).
Практическая значимость заключается:
- в повышении показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств у школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени);
- в улучшении одних из показателей, характеризующих социальную адаптацию школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени): понижение личностной тревожности; улучшение межличностных взаимоотношений друг с другом.
- в возможности использования результатов исследовательской работы педагогам, учителям, инструкторам, тренерам в учебном и учебно-тренировочном процессе по адаптивной физической культуре с детьми умственной отсталости (лёгкой степени).
Структура и объем бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя такие части, как введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Она излагается на 61 страницах компьютерного текста, содержит 8 таблиц и 8 рисунков. В списке используемой литературы входит 46 источника.
Если учесть, что дети, которые имеют умственную отсталость лёгкой степени, обучаются в общеобразовательных учреждениях (школах- интернатах, специальных (коррекционных) учреждениях, детских домах и др.), то, конечно же, большая роль в социальной адаптации данной категории детей отводится данным образовательным учреждениям. Их целью воспитания и обучения детей с умственной отсталостью является приобретение практических знаний, умений, навыков и воспитанности такого уровня, чтобы данная категория детей могла адаптироваться к будущей самостоятельной жизни и социальным нормам, которые действуют в нашем обществе. Но существует и такая проблема, что замкнутость системы образования детей с умственной отсталостью, ограничивает решение поставленной цели.
По данным ряда авторов, большую роль для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных общеобразовательных учреждениях, играет двигательная активность через учебные и учебно-тренировочные занятия адаптивной физической культуры. По мнению ряда авторов, времени которое выделяется на обязательные уроки по адаптивной физической культуре недостаточно, чтобы обеспечить необходимую двигательную активность для школьников. Поэтому большое внимание следует уделять процессу адаптивного физического воспитания в специализированных общеобразовательных учреждениях, где обучаются дети с отклонениями в состоянии здоровья (в частности с умственной отсталостью) [Астафьев Н.В., Михалёв В.И., 1996; Евсеев С.П., 2000; Дмитриев А.А., 2002 и др.].
Анализ литературы позволяет судить, что если у ребёнка не будет достаточной двигательной активности, то следствием этого будет задержка формирования двигательных умений и навыков, ухудшение физического состояния, умственной работоспособности и т.п. [Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000; Литош Н.Л.,2002; Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др., 2003; Евсеев С.П., 2016 и др.].
Таким образом, для подготовки детей к самостоятельной жизни и более легкого вхождения в общественную деятельность в соответствии с социальными нормами, определили, что актуальным является совершенствование процесса адаптивного физического воспитания в специализированной общеобразовательной школе, где обучаются дети с умственной отсталостью (лёгкой степени). На основании выше изложенного определили тему бакалаврской работы.
Для проведения исследовательской работы определились с объектом и предметом исследования, гипотезой исследования, постановкой цели исследования.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
Предмет исследования - средства адаптивной физической культуры, направленные на развитие двигательных качеств и показателей характеризующих социальную адаптацию школьников 14-15 лет умственной отсталости (легкой степени).
Гипотезой исследования служило предположение, что дополнительные занятия в секции по общей физической подготовке, и участия школьников 14-15 лет в Спартакиаде обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений г.о. Тольятти, во-первых, повысят показатели, характеризующие развитие двигательных качеств; во-вторых, улучшат одни из показателей, характеризующих социальную адаптацию данной категории детей, то есть понизят их личностную тревожность и улучшат межличностные взаимоотношения друг с другом.
Целью исследования является определение влияния средств адаптивной физической культуры на показатели развития двигательных качеств, личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с легкой степенью умственной отсталости.
В бакалаврской работе для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы исследования были поставлены задачи исследования:
1. Определить развитие двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с умственной отсталости (лёгкой степени).
2. Выявить эффективность влияния дополнительных занятий в секции общей физической подготовке, и участия в соревнованиях, на развитие двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени).
Практическая значимость заключается:
- в повышении показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств у школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени);
- в улучшении одних из показателей, характеризующих социальную адаптацию школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени): понижение личностной тревожности; улучшение межличностных взаимоотношений друг с другом.
- в возможности использования результатов исследовательской работы педагогам, учителям, инструкторам, тренерам в учебном и учебно-тренировочном процессе по адаптивной физической культуре с детьми умственной отсталости (лёгкой степени).
Структура и объем бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя такие части, как введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Она излагается на 61 страницах компьютерного текста, содержит 8 таблиц и 8 рисунков. В списке используемой литературы входит 46 источника.
После проведения исследовательской работы в заключении пришли к следующим выводам:
1. До начала проведения педагогического эксперимента, мы не выявили достоверного различия (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группой мальчиков ни по одному из показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств. Это показывает, что уровень развития двигательных качеств у мальчиков экспериментальной и контрольной группы находился практически на одном уровне.
2. До начала проведения педагогического эксперимента, не выявили достоверного различия (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группой мальчиков ни по одному из показателей, характеризующих проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений.
3. Подобрали средства адаптивной физической культуры для экспериментальной группы для их использования в содержание дополнительных занятий в секции общей физической подготовке. Акцентировали внимание на использование средств из видов спорта легкой атлетики, настольного тенниса, лыжного спорта, плавания, футбола, волейбола, спортивного туризма, мини-гольфа. Данный подбор средств адаптивной физической культуры был связан с участием мальчиков экспериментальной группы в соревнованиях по видам спорта, вошедшим в Спартакиаду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений г.о. Тольятти.
4. После проведения педагогического эксперимента выявили достоверное различие (P<0,05) по всем тестам, характеризующим развитие двигательных качеств в пользу мальчиков экспериментальной группы.
5. Определили достоверный прирост (P<0,05) по всем проводимым тестам, характеризующим силовые способности, скоростно-силовые, быстроту, гибкость, координационные способности у мальчиков 14-15 лет экспериментальной группы. У мальчиков КГ достоверный прирост (P<0,05) выявили только по тестам «Наклон вперед» и «Проба Ромберга» поза «Аист». Однако наибольший прирост показателей произошел именно у мальчиков экспериментальной группы.
6. В конце исследовательской работы выявили достоверное улучшение (Р<0,05) показателей, характеризующих личностную тревожность и межличностные взаимоотношения.
6. Определили положительное влияние учебно-тренировочных занятий с разнообразным использованием средств из видов спорта и участие в соревнованиях мальчиков ЭГ на повышения развития двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных отношений.
1. До начала проведения педагогического эксперимента, мы не выявили достоверного различия (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группой мальчиков ни по одному из показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств. Это показывает, что уровень развития двигательных качеств у мальчиков экспериментальной и контрольной группы находился практически на одном уровне.
2. До начала проведения педагогического эксперимента, не выявили достоверного различия (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группой мальчиков ни по одному из показателей, характеризующих проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений.
3. Подобрали средства адаптивной физической культуры для экспериментальной группы для их использования в содержание дополнительных занятий в секции общей физической подготовке. Акцентировали внимание на использование средств из видов спорта легкой атлетики, настольного тенниса, лыжного спорта, плавания, футбола, волейбола, спортивного туризма, мини-гольфа. Данный подбор средств адаптивной физической культуры был связан с участием мальчиков экспериментальной группы в соревнованиях по видам спорта, вошедшим в Спартакиаду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений г.о. Тольятти.
4. После проведения педагогического эксперимента выявили достоверное различие (P<0,05) по всем тестам, характеризующим развитие двигательных качеств в пользу мальчиков экспериментальной группы.
5. Определили достоверный прирост (P<0,05) по всем проводимым тестам, характеризующим силовые способности, скоростно-силовые, быстроту, гибкость, координационные способности у мальчиков 14-15 лет экспериментальной группы. У мальчиков КГ достоверный прирост (P<0,05) выявили только по тестам «Наклон вперед» и «Проба Ромберга» поза «Аист». Однако наибольший прирост показателей произошел именно у мальчиков экспериментальной группы.
6. В конце исследовательской работы выявили достоверное улучшение (Р<0,05) показателей, характеризующих личностную тревожность и межличностные взаимоотношения.
6. Определили положительное влияние учебно-тренировочных занятий с разнообразным использованием средств из видов спорта и участие в соревнованиях мальчиков ЭГ на повышения развития двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных отношений.
Подобные работы
- Комплекс абилитационных мероприятий по развитию координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - Комплекс абилитационных мероприятий по развитию
координационных способностей у обучающихся младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по
физической культуре
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности обучения двигательным способностям учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Развитие силовых способностей лиц с интеллектуальными нарушениями средствами пауэрлифтинга (Частные методики адаптивной физической культуры, Национальный Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья)
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Формирование готовности учителя физической культуры к реализации
здоровьесберегающих технологий у детей с умственной отсталостью
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Применение методики физической подготовки подростков с легкой
умственной отсталостью на начальном этапе занятий пауэрлифтингом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4440 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АБИЛИТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ: АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Исследование развития физической подготовки детей с нарушением интеллекта 10-12 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018



