Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЛЁГКУЮ СТЕПЕНЬ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 7
1.1. Понятия «социализация», «социальная адаптация». Социальная
адаптация детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 7
1.2. Адаптивная физическая культура, как средство социальной адаптации
детей, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Задачи исследования 28
2.2. Методы исследования 28
2.3. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Исследование развития двигательных качеств у мальчиков 14-15 лет
умственной отсталости (лёгкой степени) 36
3.2. Исследование личностной тревожности и межличностных
взаимоотношений у школьников 14-15 лет, имеющих лёгкую степень умственной отсталости 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность. По данным разных литературных источников, одной из важных проблем является увеличение количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в частности детей, имеющих умственную отсталость. При этом также актуальным является подготовка детей к их самостоятельной жизни вне зависимости от того имеются ли у них какие- либо нарушения в состоянии здоровья, или нет.
Если учесть, что дети, которые имеют умственную отсталость лёгкой степени, обучаются в общеобразовательных учреждениях (школах- интернатах, специальных (коррекционных) учреждениях, детских домах и др.), то, конечно же, большая роль в социальной адаптации данной категории детей отводится данным образовательным учреждениям. Их целью воспитания и обучения детей с умственной отсталостью является приобретение практических знаний, умений, навыков и воспитанности такого уровня, чтобы данная категория детей могла адаптироваться к будущей самостоятельной жизни и социальным нормам, которые действуют в нашем обществе. Но существует и такая проблема, что замкнутость системы образования детей с умственной отсталостью, ограничивает решение поставленной цели.
По данным ряда авторов, большую роль для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в специальных общеобразовательных учреждениях, играет двигательная активность через учебные и учебно-тренировочные занятия адаптивной физической культуры. По мнению ряда авторов, времени которое выделяется на обязательные уроки по адаптивной физической культуре недостаточно, чтобы обеспечить необходимую двигательную активность для школьников. Поэтому большое внимание следует уделять процессу адаптивного физического воспитания в специализированных общеобразовательных учреждениях, где обучаются дети с отклонениями в состоянии здоровья (в частности с умственной отсталостью) [Астафьев Н.В., Михалёв В.И., 1996; Евсеев С.П., 2000; Дмитриев А.А., 2002 и др.].
Анализ литературы позволяет судить, что если у ребёнка не будет достаточной двигательной активности, то следствием этого будет задержка формирования двигательных умений и навыков, ухудшение физического состояния, умственной работоспособности и т.п. [Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 2000; Литош Н.Л.,2002; Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. и др., 2003; Евсеев С.П., 2016 и др.].
Таким образом, для подготовки детей к самостоятельной жизни и более легкого вхождения в общественную деятельность в соответствии с социальными нормами, определили, что актуальным является совершенствование процесса адаптивного физического воспитания в специализированной общеобразовательной школе, где обучаются дети с умственной отсталостью (лёгкой степени). На основании выше изложенного определили тему бакалаврской работы.
Для проведения исследовательской работы определились с объектом и предметом исследования, гипотезой исследования, постановкой цели исследования.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени).
Предмет исследования - средства адаптивной физической культуры, направленные на развитие двигательных качеств и показателей характеризующих социальную адаптацию школьников 14-15 лет умственной отсталости (легкой степени).
Гипотезой исследования служило предположение, что дополнительные занятия в секции по общей физической подготовке, и участия школьников 14-15 лет в Спартакиаде обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений г.о. Тольятти, во-первых, повысят показатели, характеризующие развитие двигательных качеств; во-вторых, улучшат одни из показателей, характеризующих социальную адаптацию данной категории детей, то есть понизят их личностную тревожность и улучшат межличностные взаимоотношения друг с другом.
Целью исследования является определение влияния средств адаптивной физической культуры на показатели развития двигательных качеств, личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с легкой степенью умственной отсталости.
В бакалаврской работе для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы исследования были поставлены задачи исследования:
1. Определить развитие двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с умственной отсталости (лёгкой степени).
2. Выявить эффективность влияния дополнительных занятий в секции общей физической подготовке, и участия в соревнованиях, на развитие двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений у школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (лёгкой степени).
Практическая значимость заключается:
- в повышении показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств у школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени);
- в улучшении одних из показателей, характеризующих социальную адаптацию школьников 14-15 лет с умственной отсталостью (легкой степени): понижение личностной тревожности; улучшение межличностных взаимоотношений друг с другом.
- в возможности использования результатов исследовательской работы педагогам, учителям, инструкторам, тренерам в учебном и учебно-тренировочном процессе по адаптивной физической культуре с детьми умственной отсталости (лёгкой степени).
Структура и объем бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя такие части, как введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Она излагается на 61 страницах компьютерного текста, содержит 8 таблиц и 8 рисунков. В списке используемой литературы входит 46 источника.
После проведения исследовательской работы в заключении пришли к следующим выводам:
1. До начала проведения педагогического эксперимента, мы не выявили достоверного различия (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группой мальчиков ни по одному из показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств. Это показывает, что уровень развития двигательных качеств у мальчиков экспериментальной и контрольной группы находился практически на одном уровне.
2. До начала проведения педагогического эксперимента, не выявили достоверного различия (Р>0,05) между экспериментальной и контрольной группой мальчиков ни по одному из показателей, характеризующих проявление личностной тревожности и межличностных взаимоотношений.
3. Подобрали средства адаптивной физической культуры для экспериментальной группы для их использования в содержание дополнительных занятий в секции общей физической подготовке. Акцентировали внимание на использование средств из видов спорта легкой атлетики, настольного тенниса, лыжного спорта, плавания, футбола, волейбола, спортивного туризма, мини-гольфа. Данный подбор средств адаптивной физической культуры был связан с участием мальчиков экспериментальной группы в соревнованиях по видам спорта, вошедшим в Спартакиаду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений г.о. Тольятти.
4. После проведения педагогического эксперимента выявили достоверное различие (P<0,05) по всем тестам, характеризующим развитие двигательных качеств в пользу мальчиков экспериментальной группы.
5. Определили достоверный прирост (P<0,05) по всем проводимым тестам, характеризующим силовые способности, скоростно-силовые, быстроту, гибкость, координационные способности у мальчиков 14-15 лет экспериментальной группы. У мальчиков КГ достоверный прирост (P<0,05) выявили только по тестам «Наклон вперед» и «Проба Ромберга» поза «Аист». Однако наибольший прирост показателей произошел именно у мальчиков экспериментальной группы.
6. В конце исследовательской работы выявили достоверное улучшение (Р<0,05) показателей, характеризующих личностную тревожность и межличностные взаимоотношения.
6. Определили положительное влияние учебно-тренировочных занятий с разнообразным использованием средств из видов спорта и участие в соревнованиях мальчиков ЭГ на повышения развития двигательных качеств, проявление личностной тревожности и межличностных отношений.
1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, Е. Б. Ладыгина [и др.] ; под ред. С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М. : Советский спорт, 2014. - 304 с.
2. Акатов, Л. И., Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : психологические основы : учебное пособие для вузов / Л. И. Акатов. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 364 с. - (Социальная работа). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-691-01094-8 : Б. ц.
3. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192с.
4. Альжев, Д.В. Социальная педагогика: учебное пособие / Д. В. Альжев. - 2-е изд. (эл.) - Саратов:Научная книга, 2019. - 127 с.
5. Андреева Г. М. Психология социального познания Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — Издание второе, перераб. и доп. — М Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
6. Асанов А. Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей : учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2003. - 224с.
7. Астафьев, Н.В., Михалёв В.И. Физическое состояние умственно отсталых школьников: Учебное пособие. - Омск: СибГАФК, 1996. - 160 с.
8. В. В. Ковалев, Психиатрия детского возраста : Рук. для врачей /, 2-е изд., перераб. и доп. - М. Медицина 1995.- 558с
9. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: пособие для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский. - СПб.: Изд-во «Лань», 2003. - 656с.
10. Глухов, В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология [Электронный ресурс] : курс лекций / В. П. Глухов. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2017. - 312 с.
11. Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2004.- 224с.
12. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб.пособ.- М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 176с.
13. Дмитриев, А.А. Формы и содержание физического воспитания во вспомогательной школе: Учеб. пособ. / Красноярск, 1989. - 48с.
14. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура. - М.: Советский спорт, 2000. - 591с.
15. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] : учебник / С. П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М. : Издательство «Спорт», 2016. - 616 с.
16. Евсеев, С.П., Шапкова, Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 240с.
17. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2008. - 272с.
18. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века. - М., 1995. - С.10-24
19. Ильина, М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. - СПб.: Пи-тер, 2006. - 386с.
20. Капланская, Е.И., Платонова, Н.М., Плыгунова, В.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Кн.2. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 184с.
21. Караулова Л.К., Расулов М.М. Физиологические основы адаптивной физической культуры: учебное пособие / Л.К Караулова, М.М. Ра-сулов. - М.: МГПУ, 2010. - 68 с.
22. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат. 1967. - 383с.
23. Краткая медицинская энциклопедия. В2-х томах / Под ред.
Академика РАМН В.И. Покровского. - М.: НПО «Медицинская
энциклопедия», 1994. - 1152с.
24. Лемех, Е. А. Основы специальной психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. А. Лемех. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. - 220 с.
25. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 140 с.
26. Наумов, А. А. История и философия специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс] : курс лекций для магистрантов / А. А. Наумов. - Электрон. текстовые данные. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. - 100 с.
27. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
28. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2003. - 272 с.
29. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992. - С.25
30. Певзнер, М.С. Динамика развития детей олигофренов / М.С.Певзнер, В.И. Лубовский. - М.: Изд - во АПН РСФСР, 1963. - 223 с.
31. Петровский, В.А., Виноградова, A.M., Кларина, Л.М. и др. Учимся общаться с ребёнком. - М., 1993. - 190с.
32. Психотерапевтическая энциклопедия / Ред. Б.Д. Карвасарский. - 2-е дополненное и переработанное издание. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 752 с. - (Золотой фонд психотерапии) . - 82,56 усл. печ. л. - ISBN 5-8046¬0152-0.
33. Резникова, Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интегрированного обучения [Электронный ресурс] : монография / Е.В. Резникова. - Электрон. текстовые данные. - Челябинск : Южно¬Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 266 с.
34. Рипа, М. Д. Коррекционно-развивающие основы лечебной и адаптивной физической культуры. Часть I [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский городской педагогический университет, 2013. - 288 с.
35. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Н. Ростомашвили. - Электрон. текстовые данные. - М. : Советский спорт, 2015. - 164 с.
36. Самыличев, А.С. Физическое развитие учащихся вспомогательной школы//Дефектология. - 1994. - №1. - С.26-30
37. Сахно А.В., Осипова С.С. История реабилитации и современное состояние проблемы в Европе // Сб. материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов, т.2. -Малаховка, 1993. с. 13-43.
38. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368с.
39. Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика) [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. А. Соколова, Н. П. Артемьева, В. Ф. Жеребкина [и др.] ; под ред. Н. А. Соколова. - Электрон. текстовые данные. - Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2014. - 350 с.
40. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И.Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия»,2005. - 464 с.
41. Токарская, Л. В. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. - Электрон. текстовые данные. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 192 с.
42. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 1975. - 275с.
43. Харченко, Л. В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе. - Электрон. текстовые данные. - Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. - 112 с.
44. Черник, Е.С. Двигательные возможности учащихся
вспомогательной школы. - М., 1996. - С.10-14.
45. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 464с.
46. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50 374/Гл. редактор В.И. Покровский. - М: «Медицина», 2001. - 960с. ISBN 5-225-04645-2