Введение 4
1 Теоретические основы национальной безопасности 8
1.1 Понятие и сущность национальной безопасности 8
1.2 Объекты национальной безопасности 15
1.3 Угрозы национальной безопасности 21
2 МЧС России как государственный орган 30
2.1 Общая характеристика МЧС России 30
2.2 Полномочия МЧС России и его территориальных органов 39
3 Пути обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в
сфере деятельности МЧС России 58
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность темы исследования говорит сама за себя. Вопрос национальной безопасности страны на сегодняшний день стоит очень остро. Обеспечение национальной безопасности страны выступает первоочередной задачей, стоящей перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Проблема национальной безопасности стала одной из главных и глобальных ХХ1 века, как для Российской Федерации, так и для других стран.
Согласно Указу Президента от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» обеспечение национальной безопасности для России остается главным приоритетным направлением, как в политике, так и в других сферах (далее - Стратегия) [25].
Наше общество и государство постоянно сталкиваются с проблемами, связанными с потребностью обеспечения благополучия общества в период экономический потрясений; сохранения и защиты государственности, поддержания целостности социума.
В дополнение к этому следует акцентировать внимание на довольно большом по объему перечне угроз общественной безопасности, нашедшем отражение в Концепции общественной безопасности (далее - Концепция) [14]. В данном документе говорится о значительном количестве преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Этот факт свидетельствует о необходимости принятия мер по повышению эффективности функционирования системы обеспечения безопасности на всех видах транспорта. Несмотря на то, что данная угроза оказывает опосредованное влияние на работу органов и подразделений МЧС России, ее учет при прогнозах и планировании их работы продолжает оставаться актуальным.
МЧС России, являясь субъектом обеспечения национальной безопасности в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах, имеет не только свою информационную платформу, но и включено в информационную структуру государства.
Угрозы в сфере информационной безопасности для МЧС России могут возникать при информационно-техническом воздействии зарубежных стран на информационную структуру. Наряду с этим определенную угрозу представляет деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
По нашему мнению, угрозы национальной безопасности в сфере экономической безопасности оказывают в своей основе опосредованное влияние на деятельность рассматриваемого министерства. Однако состояние экономики страны напрямую влияет на способность любой структуры государства к выполнению задач по своему функциональному назначению. В то же время отдельные виды угроз при определенных условиях способны оказывать непосредственное влияние на деятельность МЧС России. В их числе: повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ; высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере и др. Перечень угроз национальной безопасности в экономической сфере представлен в Стратегии экономической безопасности.
Таков далеко не полный перечень угроз национальной безопасности, оказывающих влияние на деятельность МЧС России при решении ими возложенных на них задач.
В связи с вышеизложенным изучение деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в системе органов, обеспечивающих безопасность, видится актуальным.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения национальной безопасности России Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Предметом выпускной квалификационной работы выступает правовые нормы, регламентирующие деятельность МЧС России как субъекта обеспечения национальной безопасности России.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе роли МЧС России как субъекта обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Задачи работы:
- исследование понятия и сущности национальной безопасности;
- изучение объектов национальной безопасности;
- анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации и мероприятий по их устранению;
- исследование Стратегии национальной безопасности как инструмента формирования национальных интересов;
- изучение МЧС России как государственного органа;
- анализ путей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере деятельности МЧС России.
В последнее время такие отечественные исследователи, как М.А. Абдурахманов, Т.А. Алексеева, В.А. Баришполец, В.И. Василенко, А.В. Возжеников, Б.С. Пирумов, А.А. Прохожев, С.В Степашин и др. обращают внимание на переосмысление угроз национальной безопасности в связи с изменением внешних условий безопасности, внутренней нестабильностью в стране.
Методологической базой выпускной квалификационной работы стали такие методы как: сравнительно-правовой, который использовался при анализе мнений разных ученых по актуальным вопросам исследования; метод индукции, применявшийся для обобщения мнений разных ученых; метод анализа, который способствовал проведению анализа научной литературы, нормативно-правовой документации и иных источников по теме исследования. Помимо перечисленных методов, нами также были использованы: системный, формально-юридический методы.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составляют: Конституция Российской Федерации, Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и другие нормативные акты.
Структура работы включает введение, три главы, разделенные на шесть параграфов, заключение и список используемых источников и используемой литературы.
В Стратегии 2021 г. «национальная безопасность» трактуется как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются: реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни; гражданский мир и согласие в стране; охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; социально-экономическое развитие страны.
Национальную безопасность нужно рассматривать как совокупность государственно-правовых институтов, которые охватывают правовые механизмы и направлены на обеспечение адекватной защиты личности, общества и государства во всех сферах, и прочно связаны с должными интересами граждан.
Четкое обозначение объектов национальной безопасности отсутствует в современном законодательстве о безопасности и документах стратегического планирования, и это в определенном смысле обусловливает расхождение теории и законодательной практики в данном вопросе, а также размывает понятийный аппарат. Однако, по мнению многих ученых, объектами национальной безопасности являются личность, общество, государство.
Исходя из содержания Стратегии национальной безопасности, утвержденной указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400, перечисленные в ней угрозы и вызовы национальной безопасности можно разделить на определенные группы исходя из определенной сферы безопасности государства. Так, можно выделить внешние угрозы национальной безопасности:
- в сфере обороны страны;
- в сфере государственной и общественной безопасности;
- в сфере информационной безопасности;
- в сфере экономической безопасности;
- в сфере научно-технологического развития;
- в сфере экологической безопасности и рационального природопользования;
- в сфере защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
- в сфере стратегической стабильности и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Обеспечение национальной безопасности страны выступает первоочередной задачей, стоящей перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС в процессе создания в существующем правовом статусе и с соответствующим наименованием претерпело ряд серьезных структурных преобразований. В то же время, следует заметить, процесс развития аварийно-спасательной службы в России еще не окончен, что связано с глобальными изменениями и кардинальными сдвигами в мировой экономике, появлением абсолютно новых видов угроз и опасностей, таких, например, как международная преступность и терроризм, отдельного внимания заслуживает значительное ухудшение состояние биосферной среды, перманентно возникающие природные катаклизмы, для борьбы с которыми, как мировое сообщество в целом, так и отдельные государства, а также их объединения пока еще разработали гарантированных и результативных механизмов предупреждения и противодействия.
В целом в области обеспечения национальной безопасности МЧС России наделяется совместно с институтами гражданского общества полномочиями по принятию мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации. В целях противодействия угрозам в области экологической безопасности и рационального природопользования органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества принимают меры, направленные на повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий техногенных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
1. Архипов С.И. Субъект права (теоретическое исследование): дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 522 с.
2. Балдина Д.Р. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации и мероприятия по их устранению // В сборнике: Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. Составитель: Н.В. Мячин. Санкт-Петербург, 2021. С. 262-267.
3. Бартош А.А. Эволюция стратегии национальной безопасности России // Научно-аналитический журнал обозреватель - OBSERVER. 2016. № 7 (318). С. 21-32.
4. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр 2976) // Российская газета от 30 декабря 2014 г. № 298.
5. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 2004 г. № 28 ст. 2882.
6. Герасимович Л.И. Вызовы и угрозы национальной безопасности // Вестник экономической безопасности. 2017. №2. С. 144-146.
7. Григорьев В.Н. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в сфере деятельности МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № 4 (70). С. 90-96.
8. Дубровин И.Р., Дубровин Е.Р. Современная система национальной безопасности Российской Федерации // URL: https://topwar. ru/159640-sovremennaja-sistema-nacionalnoj-bezopasnostirossijskoj-federacii-i- ee.html (дата обращения: 02.04.2022).
9. Емельянова Е.В., Петрянин А.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: переоценка современных вызовов // Вестник БелЮИ МВД России. 2021. №4. С. 10-16.
10. Зеленков М.Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография. М.: Юридический институт МИИТа, 2013. 196 с.
11. Касюк А.Я., Харичкин И.К. Внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации и перспективы их нейтрализации // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2015. №1. С. 25-34.
12. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. 799 с.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
14. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр 2685). // URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchestvennoi-bezopasnosti-v-rossiiskoi- federatsii-utv/(дата обращения: 23.03.2022).
15. Кузьмин Е.О., Кузьмина И.В. Понятие и значение национальной безопасности: правовой аспект // Вестник национального института бизнеса. 2019. № 37. С. 145-150.
16. Куршаков З.С. Соотношение национальной безопасности и системы национальной безопасности // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 2024-2029.
17. Лебедев А.В. Спасательные службы России: история создания и развития // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. № 3(5). С. 71-90.
18. Макарычев А.С. «Мягкие» и «жесткие» вызовы безопасности в Приволжском федеральном округе: Аналитический доклад. Нижний Новгород. С. 21-22.
19. Матвеев А.В., Матвеев В.В. Концептуальные основы обеспечения национальной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2014. 1(5). С. 3-20.
20. Медведев М.В. Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность» // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 517-520.
21. Мусаева Г.М., Курбанкадиев Н.М. Вызовы и угрозы государству как проблемы национальной безопасности // Государственная служба и кадры. 2019. № 3. С. 94-97.
22. Назаров В.П., Афиногенов Д.А. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2020. № 1. с. 9-18.
23. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390- ФЗ (ред. от 09.11.2022) // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. № 1 ст. 2.
24. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 35 ст. 3648.
25. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 27 (часть II) ст. 5351.
26. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 49 ст. 6887.
27. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. № 17 ст. 2546.
28. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2902.
29. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 50 ст. 7074.
30. Об утверждении Порядка формирования кадрового резерва в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы: Приказ МЧС России от 12 сентября 2017 г. № 379 // Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 ноября 2017 г.
31. Официальный сайт МЧС России. - Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru(дата обращения: 02.04.2022).
32. Пирумов B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности России // Проблемы глобальной безопасности. 1995. С. 49-76.
33. Решетникова Г.А. Объекты национальной безопасности: их природа, социально-политическое и правовое значение // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2021. Т. 31. № 4. С. 690-696.
34. Соколов О.Б. Концепция общественного договора в современной политической теории: дис. ...канд. юрид. наук. СПб., 2014. 165 с.
35. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) // Собрание законодательства Российской Федерации от 08 июня 2015 г. № 23 ст. 3307.
36. Трофимова Д.В. Основные внутренние угрозы национальной безопасности России // Студенческий. 2021. № 42-5 (170). С. 75-79.
37. Трошин Д.В. Методологические основания формирования перечня национальных интересов России как основы целеполагания стратегического управления //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 5. С. 32-45.
38. Феоничев А.Б., Мелешин К.Ю. Теоретико-методологические особенности анализа базовых понятий современной теории национальной безопасности // Управленческое консультирование. 2021. №1 (145). С. 32-42.
39. Фомин М.Г. Россия. Матрица социальной (не)стабильности // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 8. С. 56-68.
40. Щекочихина Т.Н. Терроризм как угроза национальной безопасности России: концептуальные основы, политика противодействия: дисс. ... канд. полит. наук. М., 2008. 224 с.