Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нарушение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Работа №112769

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
222
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 5
1.1. Научные представления о звукопроизношении и его формирование в онтогенезе 5
1.2. Характеристика старших дошкольников со стертой дизартрией 11
1.3. Современные представления о звукопроизношении у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 17
Вывод по I главе 24
Глава 2. Исследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 26
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложения 55


Актуальность работы. Речь является одной из важнейших способностей человека, в процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру.
Стертая дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Патогенетические механизмы дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.
Количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается. Нарушения звукопроизношения у детей чрезвычайно разнообразны и выражаются в искажениях, заменах и пропусках звуков. Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Возникающие дефекты приводят ребенка к стеснительности, низкой самооценке, закрытости, агрессивному поведению.
Так как тенденция к появлению стертой дизратрии у детей повышается, а фонетические нарушения имеют стойкий характер и сходны по своим проявлениям с другими артикуляторными расстройствами, то изучение данной темы актуально для дальнейшего исследования особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.
Научная разработка проблемы дизартрии в современной логопедии связана с именами многих авторов (Е. Н. Винарская [9], Л. В. Лопатина [19], О. Г. Приходько [25] и др.).
Объект исследования: звукопроизношение у детей со стертой дизартрией.
Предмет исследования: нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Гипотеза: нарушения звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией разные по степени выраженности, что обуславливает необходимость использования дифференцированного подхода к их коррекции.
Цель исследования: Изучить состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме
исследования.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей со стертой дизартрией.
3. Изучить и описать особенности нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
4. Сделать выводы по полученным результатам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе проведено исследование звукопроизношения у детей старшего школьного возраста со стертой дизартрией, рассмотрена специфика нарушений и особенности качественных проявлений недостатков фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, психологических механизмов и их влияния на речевую деятельность. Было определено, что процесс формирования и развития звукопроизносительной стороной речи у детей дошкольного возраста носит постепенный характер. На первом этапе происходит развитие фонематического слуха, который выступает базовым звеном речевой деятельности, и формируется с шестимесячного возраста до полутора лет в норме вследствие речевого общения со взрослыми. Далее развивается фонетический слух, который формируется на базе фонематического слуха и выполняет функцию осуществления контроля за слоговыми рядами в речи. Фонетический и фонематический слух в процессе интеграции образую речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка. Таким образом, овладение правильным произношением возможно при условии четкого восприятия ребенком звуков речи на слух, а также при достаточно подготовленном артикуляторном аппарате, в результате правильной работы которого базируются единицы языковой системы.
Анализ литературы и исследования многих известных авторов, таких как: Р.И. Лалаева, Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, О.В. Правдина, А.Р. Лурия показал, что дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и поражением эфферентной системы.
В основе стертой дизартрии лежит стойкое нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, которые обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и поражением эфферентной системы. С целью дифференциальной диагностики данных речевых расстройств необходимо проведение комплексного обследования ребенка с учетом изучения анамнестических данных и его раннего развития, а также анализа медико-педагогической документации.
С целью определения особенностей звукопроизношения у детей старшего школьного возраста со стертой дизартрией был проведен констатирующий эксперимент на базе….В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, 10 из которых имели диагноз стертая дизартрия и вошли в состав экспериментальной группы, 10 детей не имели патологии речевого развития и вошли в состав контрольной группы. Исследование проводилось согласно методикам, описанным в работах Е.Ф. Архиповой, Н.М. Трубниковой, Л.В. Лопатиной, Е.А. Стреблевой, также для эксперимента были адаптированы методики Г.А. Волковой и Е.М. Мастюковой.
По данным экспериментального исследования было установлено, что детей со стертой дизартрией наблюдались беспричинные смены настроения, двигательное беспокойство, присутствовала быстрая утомляемость. При выполнении заданий отмечена слабо выраженная познавательная активность. Внимание концентрировалось только на тех заданиях, которые включали красочные наглядные составляющие. Наблюдалось отсутствие интереса к упражнениям, требующим усидчивости и мыслительной деятельности, процесс звукопроизношения давался с трудом, у большинства детей присутствует нарушение фонематического слуха и восприятия, а также развития лексико-грамматической стороны речи.
При исследовании звукопроизношения, было выявлено, что в большинстве случаев у детей присутствовали смешения звуков, на втором месте – искажения звукопроизношения и на третьем месте среди нарушений были отмечены стойкие замены и пропуски звуков. В основном происходили нарушения, смешения искажения и замены свистящих звуков, второе место занимали шипящие звуки и соноры, третье место среди частоты нарушений отводится переднеязычным и заднеязычным звукам. В связи с этим, можно прийти к выводу, что в основе стертой дизартрии лежит стойкое нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, которые обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и поражением эфферентной системы. В связи с данным аспектом, коррекционная программа по формированию звукопроизношения должна быть составлена с учетом дифференциального подхода.




1. Александрова Е.Ю. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»/ Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2017 – 145 с.
2. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников/Е. С. Анищенкова. – М .: Астрель, 2017. – 187 с.
3. Арушанова А.Е. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. – с. 56- 60.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
5. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии/Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. – 251 с.
6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие студентов вузов. / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2015. – 236 с.
7. Бабина Е.В. Практикум по дисциплине Логопедия. Раздел Дизартрия: учебно-методическое пособие/ Бабина Е.В., Белякова Л.И., Р.Е Идее. — М.: Прометей, 2012. – 284 с.
8. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М.: ЭСКМО, 2010. — 288 с.
9. Белякова Л.И. Дизартрия – М.: ВЛАДОС, 2009.- 287 с.
10. Брюховских Л.А. Дизартрия. Учебно-методическое пособие. — Изд-е 2, перераб. и доп./ Л.А.Брюховских, В.П. Астафьева — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им., 2015. – 124 с.
11. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение./ Р. Г. Бушлякова, Л.С. Вакуленко. - М.: «Издательство Детство-Пресс», 2015. – 158 с.
12. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: Астрель, 2017. – 180 с.
13. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: КНОРУС, 2015. – 141 с.
14. Волкова Л.С.Логопедия – СПб.: Альянс, 2009.- 704 с.
15. Волкова Л.С. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 248 с.
...всего 50 источников

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ