Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы развития самоактуализации методами арт-терапии у представителей юношеского возраста 7
1.1 Основные теоретические подходы к проблеме самоактуализации в зарубежной и отечественной литературе 7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 21
1.3 Методы арт-терапии и специфика их использования 28
Выводы по первой главе 40
Глава 2 Экспериментальное изучение развития самоактуализации методами арт-терапии у представителей юношеского возраста 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования самоактуализации представителей юношеского возраста 44
2.3 Программа развития самоактуализации методами арт-терапии у представителей юношеского возраста 58
2.4 Результаты исследования самоактуализации представителей юношеского возраста на этапе контрольного эксперимента 68
Выводы по второй главе 75
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Результаты исследования самореализции личности респондентов юношеского возраста по методике С.И. Кудинова (МОСЛ) 85
Приложение Б Специфика самоактуализации юношей и девушек по методике Э. Шострома (САТ) 86
Актуальность исследования. Самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, собственного личностного потенциала.
Проблема саморазвития, самопознания, раскрытия потенциала, роста, самосовершенствования всегда были актуальны для человека. Идеи самости и ее развития встречались в концепциях и трудах К.Г. Юнга, А. Адлера, Дж. Кэмбелла, К. Хорни, С. Франка, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева и др.
Один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности. С позиции К. Роджерса тенденция к самоактуализации - это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью.
Идеи теории самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, акмеологии, логопсихотерапии, психологии и педагогике. Данная проблема поднималась в трудах А.А. Бодалева, Б.С. Братуся, Д. Бьюдженталя, Н.Л. Карповой, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, Ю.Б. Некрасовой, В.А. Петровского, К. Роджерса, В. Франкла, В.Э. Чудновского и др.
В последние годы возрастает число практически ориентированных исследований по проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его профессиональной деятельности, как цели процесса самоактуализации. В связи с этим возросла популярность различных тренингов психологического, личностного развития. Тренинг - метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Тренинги личностного роста развивают личностный потенциал, дают знания и вырабатывают навыки универсального действия, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. Оптимизация - это процесс, направленный на улучшение чего-либо. Можно сказать, что посредством тренинга достигается оптимизация личности, в том числе оптимизация личностной самоактуализации.
Арт-терапия — метод психологии основанный на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. Арт-терапия отвечает потребности в раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа существования в мире.
Арт-терапия также становится популярной в нашей стране, ее постепенно все более активно внедряют как средство самоактуализации, однако чаще разрабатываются именно коррекционные программы, а не развивающие. В связи с этим мы посвятили наше исследование дальнейшему прикладному развитию проблемы самоактуализации личности, в частности, её развитие методами арт-терапии.
Цель исследования: развитие самоактуализации представителей юношеского возраста посредством использования методов арт-терапии.
Объект исследования: самоактуализация личности.
Предмет исследования: развитие самоактуализации методами арт- терапии у представителей юношеского возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методы арт-терапии будут эффективны в развитии самоактуализации у представителей юношеского возраста.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности самоактуализации представителей юношеского возраста на констатирующем этапе эксперимента.
3. Разработать и апробировать программу развития самоактуализации методами арт-терапии у представителей юношеского возраста.
4. На этапе контрольного эксперимента выявить уровень развития самоактуализации представителей юношеского возраста.
5. Провести сравнительный анализа самоактуализации юношей и девушек до и после реализации программы.
6. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2. Психодиагностические методы (Психодиагностические опросники: 1) Самоактуализационный тест; 2)Многомерный опросник самореализации личности (С.И. Кудинов); 3) Анкета «Детерминанты на самореализацию».
3. Методы количественной, качественной и математико-статистической обработки данных (описательная статистика, сравнительный анализ), интерпретация результатов исследования.
Эмпирической базой исследования является ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие студенты направления подготовки «Живопись» и «Ювелир» в количестве 21 человек.
Теоретико-методологической основой исследования стали классические и современные исследования в области самоактуализации и самореализации личности - А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев, С.И. Кудинов, а также работы ведущих специалистов в области психотерапии, в частности, арт- терапии и их теоретико-методологические позиции - А.И. Захаров, А.И. Копытин, А.М. Прихожан.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены опорой на фундаментальные теоретические положения современной психологии, комплексностью в подборе методов исследования, отвечающих его целям и задачам, использованием методов математической статистики.
Новизна исследования состоит в том, что определены потенциальные возможности использования методов арт-терапии в развитии самоактуализации личности в юношеском возрасте.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания будут способствовать расширению теоретических знаний по проблемам самоактуализации и самореализации личности в юношеском возрасте, возможности использования методов арт-терапии для развития самоактуализации, а также могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии личности и практической психологии.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы психологами-практиками при реализации тренингов личностного роста, а также психологическими службами высших и средних учебных заведений при работе со студентами.
Апробация результатов исследования. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях тезисов докладов международных и всероссийских конференций.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), выводами, заключением, списком используемой литературы, приложением. В тексте представлены 5 рисунков и 7таблиц.
В последние годы возрастает число практически ориентированных исследований по проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его профессиональной деятельности, как цели процесса самоактуализации. В связи с этим возросла популярность различных тренингов психологического, личностного развития. Одним из эффективных методов работы является техники арт-терапии. Данный метод основан на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. В связи с этим, нами была выполнена работа с целью развития самоактуализации представителей юношеского возраста посредством использования методов арт-терапии.
Работа включает несколько этапов. Первый этап - констатирующий эксперимент. Его целью было выявление актуального уровня самоактуализации представителей юношеского возраста. Второй этап - формирующий - направлен на разработку и реализацию программы развития самоактуализации методами арт-терапии у представителей юношеского возраста. Третий этап - контрольный эксперимент - повторная диагностика самоактуализации личности юношей после реализации разработанной программы, проведение сравнительного анализа методами математической статистики.
В результате проведенного эмпирического исследования, нами были получены следующие выводы:
В юношеском возрасте преобладают субъектно-личностные установки в самореализации, её экстернальность, деструктивность. Предпочтение отдается стереотипному, ригидному образу действий им трудно понимать и принимать дуальность человеческой личности, склонны мыслить через дихотомии: добро - зло; мужественно - женственно; рационально - эмоционально. Препятствием полноценной самореализации являются личностные особенности, специфика эмоционального фона и установки юношей и девушек. Все юноши и девушки отмечают значимость родителей в их самореализации.
На основании выявленных особенностей самоактуализации, была разработана программа арт-терапевтического тренинга и проведена его апробация. Цель - способствовать личностному развитию через оптимизацию самоактуализации. Основной метод данной программы - интегративная арт-терапия. Основные темы тренинга: «Знакомство и самопрезентация», «Разные стороны моего «Я», «Я» как целостность», «Поиск внешних и внутренних ресурсов», «Поиск и актуализация внутренних ресурсов», «Мое творческое начало», «Я во взаимодействии с окружающими», «Подведение итогов, прощание».
На этапе контрольного эксперимента при реализации сравнительного анализа были выявлены статистически значимые различия в выраженности показателей самоактуализации у юношей и девушек после их работы в арт- терапевтическом тренинге. Существенное развитие получили такие характеристики самоактуализирующей личности как сензитивность, спонтанность, синергичность, принятие агрессии, контактность.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. С. 299.
2. Авидон И. Тренинги взаимодействия в конфликте //Материалы для подготовки и проведения. СПб. : Речь, 2008. 192 с.
3. Акиндинова И. А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С. 29-36.
4. Арт-терапия в эпоху постмодерна. СПб.: Речь, Семантика, 2002. 224 с.
5. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 416 с.
6. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
7. Василенко Ю. В. Арт-терапия. http://www.psychotechnology.org.
8. Вахромов Е. Е. Понятие «самоактуализация» в психологии. М.: Московский педагогический университет, 2000. 282 с.
9. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001. 160 с.
10. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М. : Ось-89, 2005. 256 с.
11. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М. : Эксмо, 2008. 416 с.
12. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1968. 576 с.
13. Гозман Л. Я. Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 44 с.
14. Горбатова Е. А. Теория и практика психологического тренинга. СПб. : Речь, 2008. 320 с.
15. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб. : Питер, 2008. 208 с.
...