Введение 4
Глава 1 Правоохранительная система как структурно-функциональный элемент государственного механизма 9
1.1 Понятие правоохранительных (полицейских) органов Российской
Федерации 9
1.2 Основные функции (направления) правоохранительной
деятельности 34
1.3 Общая характеристика правоохранительных органов. Круг
государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции 37
Глава 2 Нормативные и теоретико-правовые аспекты деятельности ОВД .... 42
2.1 Нормативные и организационно-правовые основания
правоохранительной деятельности ОВД 42
2.2 Теоретико-правовые аспекты взаимодействия ОВД с государственными и негосударственными структурами в области функционирования правоохранительной системы современной России 487
Глава 3 Место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных (полицейских) органов РФ 54
3.1 Особенности органов внутренних дел в системе
правоохранительных органов в РФ и других государствах 54
3.2 Современная система органов внутренних дел и пути её совершенствования в условиях формирования правового государства 67
Заключение 71
Список используемой литературы и используемых источников 74
Аннотация. Введение.
Анализ социально-политических и организационно-правовых проблем формирования и функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства и разработка на этой основе предложений, направленных на совершенствование правового регулирования их деятельности, а также обеспечение и повышение ее эффективности является целью данной научной работы.
Задачи для достижения поставленной цели, были обозначены следующие: изучение и освещение основных понятий, классификаций и особенностей органов внутренних дел; изучение нормативно-правовых, теоретико-правовых аспектов деятельности органов внутренних дел; изучение правоохранительной системы как структурно-функционального элемента государственного механизма; обобщение современного состояния правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел в контексте управленческой деятельности в Российской Федерации.
Объектом научной работы являются общественные отношения, связанные с правовым статусом правоохранительных органов, и обуславливающие их функции и полномочия.
Предмет исследования - нормативно-правовой материал в сфере общественной безопасности, различные нормы отечественного и зарубежного законодательства в изучаемой сфере, определяющие статус правоохранительных органов.
Правоохранительные органы - это “федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы либо структурные подразделения), должностные лица которых наделены законом полицейскими полномочиями, состоящими в возложении на них обязанностей пресекать преступления и административные правонарушения и предоставлении прав по доставлению, задержанию граждан; производству досмотра (осмотра), изъятия; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, дознания; применению силы и оружия.”
В систему правоохранительных органов Российской Федерации (полицейскую систему России) в настоящее время входят: Министерство внутренних дел Российской Федерации: полиция, внутренние войска; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба безопасности Российской Федерации, в том числе пограничные органы; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Федеральная служба судебных приставов; Федеральная служба исполнения наказаний; Природоохранные органы: Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральная служба (по экологическому, технологическому и атомному надзору; Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации.
Понятие «безопасность» в широком смысле означает состояние защищенности, непоколебимости, отсутствия угрозы извне. Безопасность в зависимости от субъекта, на которого она распространяется, делится на личную безопасность, имущественную, общественную,
национальную/государственную.
В настоящее время обстановка в мире выглядит следующим образом: пониженный уровень безопасности некоторых государств, крайняя нестабильность, экономический кризис, экологические проблемы и т.д.
Все больше нарастают серьезные противоречия в сфере военной безопасности, политические и экономические противоборства на международной арене, растут и появляются новые угрозы безопасности, в том числе природно-техногенного характера. Актуальность проблем обеспечения общественной безопасности и правопорядка возрастает ежедневно. В мире растет нетерпимость, социальная напряженность, распространяется насилие, террор. Все это создает негативные условия для нормальной жизнедеятельности и развития государств.
Для выполнения указанных задач была основательно перестроена вся система обеспечения государственной безопасности: образование новых органов, сил и средств обеспечения защищенности государства. Аспекты обеспечения госбезопасности и охраны общественного порядка в России регламентированы в большом количестве нормативно-правовых актов. Приоритетными направления для России в этой области являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.
Цель данной научной работы была достигнута. Подробно изучены все аспекты и проблемы правоохранительных органов в Российской Федерации.
Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений. Реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения общественной безопасности, консолидировано правовое пространство.
Таким образом, основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются: конституционный контроль, правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; выявление и расследование преступлений: предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность; уголовно-исполнительная деятельность; нотариальные действия; юридическая помощь и защита по уголовным делам. В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности: судопроизводство (уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка.
Основные направления правоохранительной деятельности
взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство — это основной вид конституционного контроля. Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу, осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне деятельности, обусловленной выявлением признаков преступления.
1. Административная деятельность органов внутренних дел // В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2019. - С. 76
2. Алферов В.А., Статкус В.Ф. и др. "Органы предварительного следствия в системе МВД России // Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы" - М.: Спарк, 2020. - С.203
3. Бекетов О.И., Опарин В.Н. "О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ" // Полицейское право. 2017. № 1. С.46-49.
4. Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки // Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие/ Под ред.В.К. Боброва. - М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 2017.
5. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Коррупция в современной
России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема... (основные понятия, исследовательские подходы) [Электронный ресурс] / А.С. Быстрова, М.В. Сильвестрос. - Режим доступа: URL:
http://www.civisbook.ru/files/File/bystrova,_silvestros.pdf (дата обращения: 15.01.2020)
6. Вахрамеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России / А.В. Вахрамеев // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — №1. — С.33-48
7. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и специальные службы РФ: история и современность. // Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
8. Воскресенский А.Е. Политическая оппозиция в современном российском обществе: состояние и тенденции развития. // Авто-реф.дисс.на сосиск.уч.степени канд.полит.наук. / М., 2015.
9. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН) // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.
10. Громов Н.А., Францифоров Ю.В. Правоприменительная деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и судов. Основные начала. // Учебное пособие для вузов. / М.: Приор, 2019
11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: ФЗ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. № 5. Ст. 410.
12. Громов Н.А., Францифоров Ю.В. Правоприменительная деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и судов. Основные начала. // Учебное пособие для вузов. М.: Приор, 2019.
13. Голенкова З.Т. Социальное неравенство и социальные конфликты // Конфликтология — теория и практика, №3.63 .Головин Ю.А., Кошутина O.A. Конфликтогенные факторы в политической сфере жизни региона // Конфликтология, 2018, №1.
14. Дугенец А. С., Мельников А. В., Васильев Ф. П., Дашко М.Н. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России // Административное право и процесс. - 2018. - № 3 - С. 65-68
15. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54 -ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2143.
...