Систематизация методов проектирования ювелирных изделий в практике выполнения бакалаврской работы по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы профиль «Художественная обработка металла»
Введение 3
Глава I. Методы проектирования, применяемые при изготовлении ювелирных изделий
1.1 Процесс проектирования, как основная деятельность, направленная
на создание ювелирной продукции 10
1.2 Специфика и особенности эвристических методов проектирования
ювелирных изделий 15
1.3 Анализ экспериментальных и формализованных методов
проектирования 29
Выводы по I главе 37
Глава II. Исследовательская работа по систематизации и апробации методов проектирования
2.1 Анализ требований к выполнению выпускной квалификационной
работы 38
2.2 Констатирующий эксперимент по определению первоначального
уровня знаний, умений и навыков использования методов проектирования при изготовлении ювелирных изделий 43
2.3 Формирование уровня знаний, умений и навыков использования
методов проектирования 48
2.4 Контрольное исследование по определению уровня сформированности знаний, умений и навыков использования методов проектирования на практике 71
Выводы по II главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Объект исследования: процесс проектирования ювелирных изделий.
Предмет исследования: система методов обучения проектирования ювелирных изделий, способствующая наилучшему формированию ключевых профессиональных компетенций в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.
Цель: разработать методическую модель обучения проектированию ювелирных изделий в процессе выполнения бакалаврской работы студентами направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла).
Задачи исследования:
- определить основные понятия;
- изучить и проанализировать литературу по проблеме научного исследования;
- систематизировать существующие методы проектирования;
- разработать уровни и критерии оценки студенческих работ;
- провести констатирующий эксперимент со студентами для выявления базового уровня сформированности знаний и навыков применения методов проектирования ювелирных изделий в работе;
- разработать методическую модель обучения методам проектирования ювелирных изделий в процессе выполнения бакалаврской работы студентами направления подготовки 54.03.02 Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла);
- апробировать комплекс обучающих теоретических и практических занятий, формирующих знания, умения и навыки использования методов проектирования при изготовлении ювелирных изделий в ходе работы над выпускной квалификационной работой;
- проанализировать результаты и сделать выводы.
Целью данного исследования являлось разработка методической модели обучения проектированию ювелирных изделий в процессе выполнения бакалаврской работы студентами направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Художественная обработка металла).
Был разработан комплекс обучающих теоретических и практических занятий, формирующих знания, умения и навыки использования методов проектирования при изготовлении ювелирных изделий. В него входят тематические лекции и блоки упражнений на закрепление полученных знаний и оттачивания навыка применения методов проектирования на практике.
В ходе исследования была проведена систематизация методов проектирования ювелирных изделий. Полученная информация была использована для разработки наглядного пособия. Пособием являются сформированные таблицы, в которых сгруппированы методы проектирования согласно этапам выполнения.
Проведенные эксперименты доказали правильность выдвигаемой гипотезы. Работа студентов по созданию ювелирных изделий стала более осмысленна, а результат более эффективный.
В результате апробации комплекса обучающих теоретических и практических занятий были сделаны выводы о том, что:
- благодаря использованию методов проектирования студенты начали выстраивать свою работу более последовательно;
- студенты стали углубленно изучать необходимую информацию, в результате чего стали выдавать наиболее актуальные предложения;
- к технологическому процессу стали подходить более тщательно, выбирая не только традиционные техники и материалы;
— сам процесс изготовления теперь подбирается для каждого изделия в отдельности, что значительно повышает качество и снижает себестоимость изделия.
Использование методов проектирования открывает большие возможности в совершенствовании профессиональной деятельности, подталкивает студентов к раскрытию творческого потенциала.
1. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев.
- Казань : Центр инновационных технологий, 1994. - 237 с.
2. Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении / Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова, - М. : Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. - С. 250-261.
3. Анчугин, Г.А. Роль социального эксперимента в выработке и принятии управленческого решения / Анчугин Г.А. - М. : Мысль, 2014. - С. 292 - 295.
4. Ахутин, А.В. История принципов физического эксперимента от античности до XVII в. / А.В. Ахутин. - М. : Наука, 2011.
5. Барлоу, Д. Экспериментальные планы для единичных случаев / Д. Барлоу, М. Херсен, 2014. - 189 с.
6. Башмакова, И.Г. Дифференциальные методы у Архимеда / И.Г. Башмакова // Историко-математические исследования. - М. : ГИТТЛ. - 2014. - № 6. - С. 609-658.
7. Башмакова, И.Г. Трактат Архимеда «О плавающих телах» / И.Г. Башмакова // Историко-математические исследования. - М. : ГИТТЛ. - 2013. - № 9. - С. 759-788.
8. Бельков, В.Н. Автоматизированное проектирование технических систем / В.Н. Бельков, В.Л. Ланшаков. - М. : Академия Естествознания, 2009. - 143 с.
9. Бреполь, Э. Теория и практика ювелирного дела. / Э. Бреполь. СПб.: Соло, 2000. - 528 с.
10. Бунаков, П.Ю., Основы автоматизированного проектирования изделий и технологических процессов / П.Ю. Бунаков, Ю.И. Рудин, А.В. Стариков. - М. : МГУЛ, 2008. - 194 с
11. Буш, Г.Я. Основы эвристики для изобретателей / Г.Я. Буш. - Рига : Знание, 1977. - 95 с.
12. Быстрова, Т.Ю. - Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т.Ю. Быстрова. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2001. - 288 с.
13. Ванюшова, Р.А., Ювелирные изделия. Иллюстрированный
типологический словарь / Р.А. Ванюшова, Б.Г. Ванюшов. - СПб. : Политехника, 2000. 240 с.
14. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология
творческого обучения / Н.Ф. Вишнякова. - Минск, 1995, - 240 с.
15. Волков, В.А. Выдающиеся химики мира / В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И Кузнецова. М. : ВШ., 2012. - 656 с.
...