Образовательная миграция как фактор социальной мобильности в современном российском обществе (на примере г. о. Тольятти)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические принципы изучения миграции как фактора социальной мобильности 10
1.1. Теоретические аспекты анализа социальной мобильности 10
1.2. Социологическое изучение процессов миграции 22
Глава 2. Социологический анализ качественных и количественных показателей образовательной миграции (на примере г. Тольятти) 32
2.1. Анализ внутренней образовательной миграции студентов-иммигрантов
города Тольятти 32
2.2. Оценка отношения студентов-тольяттинцев к студентам-иммигрантам 44
Заключение 52
Список используемой литературы и источников 55
Приложение 61
Глава 1. Теоретико-методологические принципы изучения миграции как фактора социальной мобильности 10
1.1. Теоретические аспекты анализа социальной мобильности 10
1.2. Социологическое изучение процессов миграции 22
Глава 2. Социологический анализ качественных и количественных показателей образовательной миграции (на примере г. Тольятти) 32
2.1. Анализ внутренней образовательной миграции студентов-иммигрантов
города Тольятти 32
2.2. Оценка отношения студентов-тольяттинцев к студентам-иммигрантам 44
Заключение 52
Список используемой литературы и источников 55
Приложение 61
Актуальность темы исследования. Миграция населения является сложным общественным процессом, затрагивающим многие стороны социально-экономической жизни. С ней связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, образования и смешения рас, языков и народов. Под влиянием миграции сформировались регионы и страны, складывалась социальная структура, экономическая, политическая и культурная жизнь.
На сегодняшний день в миграционных процессах принимают участие сотни миллионов людей [21]. В миграционный обмен вовлечены практически все страны. Важным аргументом в пользу изучения миграции населения служит масштабность рассматриваемого явления. Проблемы миграции в той или иной мере касаются каждой страны, так как необходимыми предпосылками их успешного развития является расселение народов: определенная численность и плотность населения.
С увеличением количества миграций повысилось и внимание к исследованию различных ее видов. И если, например, трудовые и вынужденные миграции вследствие экономических кризисов и социально-политической обстановки в мире, изучены достаточно широко, то такой вид, как образовательные миграции пока не удостоились должного внимания. А он, равно как и другие виды миграции, оказывает огромное воздействие на все сферы как принимающих, так и «отдающих» мигрантов обществ. От образовательной миграции непосредственно находятся в зависимости промышленные и финансовые возможности государств, в определенном значении она может рассматриваться и как знак престижа образовательной системы той или иной страны. Такие перекосы исследования разных видов миграции порождают избыток знаний в отношении трудовой и вынужденной миграций и к дефициту информации в отношении проблем, связанных с образовательной миграцией.
Безусловно, размах данного явления с каждым годом возрастает. Образовательная миграция является одной из самых масштабных в мире и по количеству уступает только лишь вынужденной и трудовой миграциям. Она совершается не только на международном уровне, но и на внутригосударственном. Абсолютным фаворитом на мировом рынке высшего образования является США, который контролирует третью часть мирового финансового образовательного оборота: незначительная доля экономически развитых штатов принимает существенную часть образовательных мигрантов. Тем не менее, образовательной системе США это приносит большую прибыль, так как тратится на иностранных студентов в 15 раз меньше, чем зарабатывается. Затем, в соответствии с данными ЮНЕСКО, в списке государств с наибольшим числом образовательных миграций стоит Швейцария. В этой стране 16 % студентов высшего образования составляют иностранные студенты - это самый высокий показатель в мире. Также, высокие строчки занимают Австралия - 12,6 %, Австрия - 11,5 %, Великобритания - 10,8 %, Германия- 8,2 % [18].
Что касается России, то статистика ЮНЕСКО за 2015 год показывает, что более 50 тысяч российских студентов обучаются за границей, что составляет 1,5 % от всего числа зарубежных студентов. Опрос, проведенный РБК, выявил самые популярные направления образовательной миграции, где безусловные фавориты - Великобритания и США, далее следуют Германия, Франция, Чехия, Финляндия, Италия, Швеция и Китай. В Российскую Федерацию с целью получить образование прибывают в большей степени жители государств СНГ. Очевидными лидерами являются Казахстан, Украина, Китай. Но из-за несовершенства современных методов оценивания, настоящий объем миграционных образовательных потоков может существенно отличаться от фиксированного.
Степень научной разработанности проблемы. Миграцию населения, ее характер и структуру, последствия, которые она вызывает, исследует ряд наук - демография, экономика, социология, география, статистика, этнография и др. Особенно много работ встречается в рамках экономического подхода. Главной фигурой в этом аспекте изучения является Э. Равенштайн, который одним из первых предложил определение миграции и разработал ее основные законы. Также миграцию в рамках экономической науки изучали Э. Ли, С. Кастлес, Д. Массей и другие. Родоначальником социологических теорий в сфере миграции является Р. Парк и другие представители Чикагской школы социологии: Э. Берджесс, Ф. Знанецкий, У. Томас, Л. Вирт. Не стоит забывать про вклад отечественных ученых в изучение миграционных процессов. Вопросы миграции были рассмотрены в трудах таких ученых, как Ж. А. Зайончковская, Г. А. Пруденский, Л. Л. Рыба ковский, В. И. Переведенцев и др.
Миграция населения тесно связана с социальной мобильностью. Тема социальной мобильности всегда вызывала огромный интерес со стороны исследователей. Она находит отражение в работах зарубежных и отечественных авторов, в которые входят проблемы развития, анализ основных социальных, философских и правовых аспектов теории и практики этого понятия. Её исследовали в своих научных трудах такие известные зарубежные социологи, как П. Блау, О. Данкен, С. Липсет, Р. Бендикс, Дж. Голдторп, В. Зелинский, Дж. Урри и др. Уделили этой теме в своих работах должное внимание и отечественные учёные: П. Сорокин, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич, М. Н. Реутова, Т. И. Заславская, В. Н. Шубкин, Т. Н. Иванова и др.
Вопросами образования и образовательной миграции занимались такие ученые, как Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкина, Д. Н. Митин.
Цель данного исследования заключается в изучении образовательной миграции населения как фактора социальной мобильности. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические аспекты анализа социальной мобильности;
2. Проанализировать подходы к изучению миграции населения как формы социальной мобильности;
3. Изучить отношение студентов-иммигрантов учебных заведений профессионального образования к образовательной миграции;
4. Исследовать отношение студентов-тольяттинцев к студентам- иммигрантам.
Объектом бакалаврской работы является миграция. Предмет - образовательная миграция населения как фактор социальной мобильности.
Теоретико-методологическая база исследования:
1) Экономический подход (Д. Массей, Э. Ли, Ж. А. Зайончковская, Л. Л. Рыбаковский) является наиболее универсальным подходом к изучению миграции населения, объединяющий значительное количество теорий, концепций, направлений на протяжении нескольких столетий. Рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке труда. В рамках данного подхода миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения. Также она является своеобразным катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации. Кроме того, она стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы, способствуя тем самым качественному изменению этой силы в соответствии с потребностями общества. В конечном счете, можно прийти к выводу, что о каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено в той или иной мере рынком труда.
2) Социологический подход (Ф. Знанецкий, У. Томас, Э. Берджесс, Р. Парк) основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни. Привлекательность либо отталкивающий потенциал территорий выбытия и прибытия в значительной мере зависят от межличностных взаимоотношений, наличия сообществ мигрантов-земляков, родственных и дружеских связей, исторических традиций, отражающих прежний миграционный опыт этнической группы и т. п.
3) Демографический подход (Т. И. Заславская, Л. Л. Рыбаковский) изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры. Миграция населения определяется, с одной стороны, как чисто демографический процесс, прямо воздействующий на воспроизводство населения и его возрастно-половую структуру. С другой - как многогранное явление, имеющее экономический, географический, политический и другие аспекты. Миграция, наряду с изменением рождаемости и смертности, оказывает влияние на численность народонаселения,
4) Психологический подход (В. И. Переведенцев, Т. И. Заславская) акцентирует мотивационную природу миграции, делая упор на исследовании групповых и индивидуальных мотивов (а также их сочетания) определяющих миграционное поведение субъекта. В последние годы все большее распространение получают исследования, в которых миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в числе которых немаловажная роль отводится потребностям в самоутверждении.
5) Концепция мобильного перехода (В. Зелинский) и парадигма мобильностей (Дж. Урри). Концепция Зелинского раскрывает историческую эволюцию миграции населения, закономерность перехода от малоподвижного («сидячего») образа жизни в условиях традиционной экономики к нарастанию территориальных перемещений населения по мере утверждения индустриального общества, связанную с прогрессом в области транспорта и средств коммуникации, расширением информационного пространства, формированием единых национальных, а затем и мировых рынков труда и капитала. Джон Урри разработал учение, которое раскрывает новое состояние современных обществ - открытость к мобильностям различного вида. Ученый рассматривает потоки людей в обществе, и то, как данные потоки относятся к разным желаниям, например, желанию получить образование, построить семью, улучшить жилье, искать убежище и т. д. В понимании автора, мобильность происходит, прежде всего, в горизонтальном измерении, а не в вертикальном.
Методы исследования: веб-анкетирование, метод неоконченных предложений.
Эмпирическая база исследования: анкетный опрос N = 200 человек (100 студентов высших учебных заведений и 100 студентов средних профессиональных учебных заведений); метод неоконченных предложений включает в себя анализ 30 интервью, взятых у студентов-тольяттинцев.
Апробация работы:
1. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая
конференция, 1 этап, 4 апреля 2019 год, г. Тольятти. Доклад «Современные подходы к изучению социальной мобильности (на примере концепции Джона Урри)».
2. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая
конференция, 2 этап, 23 апреля 2019 год, г. Тольятти. Доклад «Современные подходы к изучению социальной мобильности (на примере концепции Джона Урри)».
3. Пайрамова И. В. Миграционные процессы как фактор социальной мобильности «Молодёжь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года) : электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. - С. 478-481.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырёх параграфов, заключение, список используемой литературы и источников, приложение.
На сегодняшний день в миграционных процессах принимают участие сотни миллионов людей [21]. В миграционный обмен вовлечены практически все страны. Важным аргументом в пользу изучения миграции населения служит масштабность рассматриваемого явления. Проблемы миграции в той или иной мере касаются каждой страны, так как необходимыми предпосылками их успешного развития является расселение народов: определенная численность и плотность населения.
С увеличением количества миграций повысилось и внимание к исследованию различных ее видов. И если, например, трудовые и вынужденные миграции вследствие экономических кризисов и социально-политической обстановки в мире, изучены достаточно широко, то такой вид, как образовательные миграции пока не удостоились должного внимания. А он, равно как и другие виды миграции, оказывает огромное воздействие на все сферы как принимающих, так и «отдающих» мигрантов обществ. От образовательной миграции непосредственно находятся в зависимости промышленные и финансовые возможности государств, в определенном значении она может рассматриваться и как знак престижа образовательной системы той или иной страны. Такие перекосы исследования разных видов миграции порождают избыток знаний в отношении трудовой и вынужденной миграций и к дефициту информации в отношении проблем, связанных с образовательной миграцией.
Безусловно, размах данного явления с каждым годом возрастает. Образовательная миграция является одной из самых масштабных в мире и по количеству уступает только лишь вынужденной и трудовой миграциям. Она совершается не только на международном уровне, но и на внутригосударственном. Абсолютным фаворитом на мировом рынке высшего образования является США, который контролирует третью часть мирового финансового образовательного оборота: незначительная доля экономически развитых штатов принимает существенную часть образовательных мигрантов. Тем не менее, образовательной системе США это приносит большую прибыль, так как тратится на иностранных студентов в 15 раз меньше, чем зарабатывается. Затем, в соответствии с данными ЮНЕСКО, в списке государств с наибольшим числом образовательных миграций стоит Швейцария. В этой стране 16 % студентов высшего образования составляют иностранные студенты - это самый высокий показатель в мире. Также, высокие строчки занимают Австралия - 12,6 %, Австрия - 11,5 %, Великобритания - 10,8 %, Германия- 8,2 % [18].
Что касается России, то статистика ЮНЕСКО за 2015 год показывает, что более 50 тысяч российских студентов обучаются за границей, что составляет 1,5 % от всего числа зарубежных студентов. Опрос, проведенный РБК, выявил самые популярные направления образовательной миграции, где безусловные фавориты - Великобритания и США, далее следуют Германия, Франция, Чехия, Финляндия, Италия, Швеция и Китай. В Российскую Федерацию с целью получить образование прибывают в большей степени жители государств СНГ. Очевидными лидерами являются Казахстан, Украина, Китай. Но из-за несовершенства современных методов оценивания, настоящий объем миграционных образовательных потоков может существенно отличаться от фиксированного.
Степень научной разработанности проблемы. Миграцию населения, ее характер и структуру, последствия, которые она вызывает, исследует ряд наук - демография, экономика, социология, география, статистика, этнография и др. Особенно много работ встречается в рамках экономического подхода. Главной фигурой в этом аспекте изучения является Э. Равенштайн, который одним из первых предложил определение миграции и разработал ее основные законы. Также миграцию в рамках экономической науки изучали Э. Ли, С. Кастлес, Д. Массей и другие. Родоначальником социологических теорий в сфере миграции является Р. Парк и другие представители Чикагской школы социологии: Э. Берджесс, Ф. Знанецкий, У. Томас, Л. Вирт. Не стоит забывать про вклад отечественных ученых в изучение миграционных процессов. Вопросы миграции были рассмотрены в трудах таких ученых, как Ж. А. Зайончковская, Г. А. Пруденский, Л. Л. Рыба ковский, В. И. Переведенцев и др.
Миграция населения тесно связана с социальной мобильностью. Тема социальной мобильности всегда вызывала огромный интерес со стороны исследователей. Она находит отражение в работах зарубежных и отечественных авторов, в которые входят проблемы развития, анализ основных социальных, философских и правовых аспектов теории и практики этого понятия. Её исследовали в своих научных трудах такие известные зарубежные социологи, как П. Блау, О. Данкен, С. Липсет, Р. Бендикс, Дж. Голдторп, В. Зелинский, Дж. Урри и др. Уделили этой теме в своих работах должное внимание и отечественные учёные: П. Сорокин, Ф. Р. Филиппов, М. Н. Руткевич, М. Н. Реутова, Т. И. Заславская, В. Н. Шубкин, Т. Н. Иванова и др.
Вопросами образования и образовательной миграции занимались такие ученые, как Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкина, Д. Н. Митин.
Цель данного исследования заключается в изучении образовательной миграции населения как фактора социальной мобильности. Из данной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические аспекты анализа социальной мобильности;
2. Проанализировать подходы к изучению миграции населения как формы социальной мобильности;
3. Изучить отношение студентов-иммигрантов учебных заведений профессионального образования к образовательной миграции;
4. Исследовать отношение студентов-тольяттинцев к студентам- иммигрантам.
Объектом бакалаврской работы является миграция. Предмет - образовательная миграция населения как фактор социальной мобильности.
Теоретико-методологическая база исследования:
1) Экономический подход (Д. Массей, Э. Ли, Ж. А. Зайончковская, Л. Л. Рыбаковский) является наиболее универсальным подходом к изучению миграции населения, объединяющий значительное количество теорий, концепций, направлений на протяжении нескольких столетий. Рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке труда. В рамках данного подхода миграция предстает как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения. Также она является своеобразным катализатором перераспределения трудовых ресурсов в зависимости от уровня их квалификации. Кроме того, она стимулирует конкуренцию на рынке рабочей силы, способствуя тем самым качественному изменению этой силы в соответствии с потребностями общества. В конечном счете, можно прийти к выводу, что о каких бы видах миграционного движения не шла речь, большинство их обусловлено в той или иной мере рынком труда.
2) Социологический подход (Ф. Знанецкий, У. Томас, Э. Берджесс, Р. Парк) основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни. Привлекательность либо отталкивающий потенциал территорий выбытия и прибытия в значительной мере зависят от межличностных взаимоотношений, наличия сообществ мигрантов-земляков, родственных и дружеских связей, исторических традиций, отражающих прежний миграционный опыт этнической группы и т. п.
3) Демографический подход (Т. И. Заславская, Л. Л. Рыбаковский) изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры. Миграция населения определяется, с одной стороны, как чисто демографический процесс, прямо воздействующий на воспроизводство населения и его возрастно-половую структуру. С другой - как многогранное явление, имеющее экономический, географический, политический и другие аспекты. Миграция, наряду с изменением рождаемости и смертности, оказывает влияние на численность народонаселения,
4) Психологический подход (В. И. Переведенцев, Т. И. Заславская) акцентирует мотивационную природу миграции, делая упор на исследовании групповых и индивидуальных мотивов (а также их сочетания) определяющих миграционное поведение субъекта. В последние годы все большее распространение получают исследования, в которых миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в числе которых немаловажная роль отводится потребностям в самоутверждении.
5) Концепция мобильного перехода (В. Зелинский) и парадигма мобильностей (Дж. Урри). Концепция Зелинского раскрывает историческую эволюцию миграции населения, закономерность перехода от малоподвижного («сидячего») образа жизни в условиях традиционной экономики к нарастанию территориальных перемещений населения по мере утверждения индустриального общества, связанную с прогрессом в области транспорта и средств коммуникации, расширением информационного пространства, формированием единых национальных, а затем и мировых рынков труда и капитала. Джон Урри разработал учение, которое раскрывает новое состояние современных обществ - открытость к мобильностям различного вида. Ученый рассматривает потоки людей в обществе, и то, как данные потоки относятся к разным желаниям, например, желанию получить образование, построить семью, улучшить жилье, искать убежище и т. д. В понимании автора, мобильность происходит, прежде всего, в горизонтальном измерении, а не в вертикальном.
Методы исследования: веб-анкетирование, метод неоконченных предложений.
Эмпирическая база исследования: анкетный опрос N = 200 человек (100 студентов высших учебных заведений и 100 студентов средних профессиональных учебных заведений); метод неоконченных предложений включает в себя анализ 30 интервью, взятых у студентов-тольяттинцев.
Апробация работы:
1. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая
конференция, 1 этап, 4 апреля 2019 год, г. Тольятти. Доклад «Современные подходы к изучению социальной мобильности (на примере концепции Джона Урри)».
2. «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая
конференция, 2 этап, 23 апреля 2019 год, г. Тольятти. Доклад «Современные подходы к изучению социальной мобильности (на примере концепции Джона Урри)».
3. Пайрамова И. В. Миграционные процессы как фактор социальной мобильности «Молодёжь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года) : электронный сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. - С. 478-481.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырёх параграфов, заключение, список используемой литературы и источников, приложение.
Миграция населения играла и играет значительную роль в развитии общества. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни общества, миграции значительно влияют на структуру и динамику населения мира - от отдельных населенных пунктов, районов вплоть до целых стран и континентов.
Современные миграции представляют собой сложный социальный процесс. Они непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и их размещением в различных регионах. Высокая степень подвижности населения гарантирует более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между промышленными центрами и осваиваемыми территориями, содействуя экономическому прогрессу. Эксперты фиксируют, что уровень подвижности населения, как правило, отражает общий уровень развития государства.
В то же время результаты миграции противоречивы, так как массовое поступление мигрантов способно стать фактором роста безработицы, проявлять чрезмерное давление на социальную инфраструктуру, или, к примеру, содействовать сосредоточению преступных элементов. Отрицательной стороной миграции также могут быть существенное опустение и экономический регресс регионов массового выезда населения.
Миграции приводят к переменам в демографической структуре населения и в регионах выселения, и в регионах вселения мигрантов. Поскольку наиболее мобильной частью населения в России считается жители в трудоспособном возрасте, и в первую очередь молодежь, то в регионах выезда уменьшаются темпы прироста населения, и не только лишь за счет убывания жителей, но и за счет уменьшения естественного прироста, «старения» населения. В регионах существенного притока мигрантов население увеличивается более высокими темпами, формируется специфический возрастной состав, в которой часть населения трудоспособного возраста, особенно молодежных групп, существенно выше средних показателей. Под влиянием миграций изменяются социальная структура, этнический состав, размещение населения.
Миграция населения относится к факторам социальной мобильности. Исследование общества показывает, что оно не является застывшим, в нём постоянно происходят перемещения и колебания индивидов, как по вертикали, так и по горизонтали. Общество находится в постоянном развитии, а люди - в постоянном движении. Каждый человек производит перемещения в социальном пространстве, в котором живёт. Существуют различные перемещения: одни из них легко идентифицируются, а другие трудно определить не только окружающим, но и самому индивиду. Данные изменения, в конечном счёте, оказывают влияние на его поведение, установки, интересы, потребности систему отношений в группе.
С целью изучения образовательной миграции как фактора социальной мобильности г. Тольятти нами был проведен социологический опрос студентов-иммигрантов, в котором мы сравнивали студентов, получающих высшее образование и студентов, получающих среднее профессиональное образование.
В ходе проведенного нами исследования выяснилось, что главной причиной переезда для большинства студентов стало поступление в учебные заведения Тольятти на бюджетную основу. У значительной части опрошенных выявлено нейтральное отношение к городу Тольятти. Подавляющее большинство студентов не ощущают себя чужими в городе. Главными причинами неприязни к г. Тольятти являются депрессивность города и плохая экологическая ситуация. Главными мотивами уезда из г. Тольятти студентов-иммигрантов является улучшение качества и условий жизни и поиск высокооплачиваемой работы. Но студенты готовы изменить свое решение и остаться в городе, если им удастся найти достойную работу по профессии и перед ними откроются перспективы карьерного роста.
Для более глубокого изучения постмиграционных процессов студентов города Тольятти, мы приняли решение исследовать отношение студентов- тольяттинцев к студентам, приехавшим из других регионов России. Для решения данного вопроса нами был использован метод неоконченных предложений. С помощью выбранного метода предполагалось изучить отношение и взаимодействие студентов-тольяттинцев и студентов- иммигрантов.
По итогу проведенного социологического исследования, нами были сделаны следующие выводы: местные студенты относятся к студентам- иммигрантам доброжелательно и социального напряжения между данными группами не выявлено; большинство участников исследования отмечают, что количество студентов-иммигрантов нужно увеличивать; значительная часть респондентов выделяет высокую успеваемость студентов-иммигрантов.
Исходя из нынешней демографической, экономической и социальной ситуаций в регионе, необходимо предпринять комплекс мер по уменьшению миграции молодежи из города в другие, более развитые, регионы страны. Проведенный нами анализ нынешней ситуации показал, что для задержки приезжих студентов (а в будущем кадровых специалистов) в г. Тольятти, нужно создать условия которые помогли бы им улучшить качества и уровень жизни, а также увеличить количество предложений по трудоустройству с дальнейшей перспективой карьерного роста.
Современные миграции представляют собой сложный социальный процесс. Они непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и их размещением в различных регионах. Высокая степень подвижности населения гарантирует более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между промышленными центрами и осваиваемыми территориями, содействуя экономическому прогрессу. Эксперты фиксируют, что уровень подвижности населения, как правило, отражает общий уровень развития государства.
В то же время результаты миграции противоречивы, так как массовое поступление мигрантов способно стать фактором роста безработицы, проявлять чрезмерное давление на социальную инфраструктуру, или, к примеру, содействовать сосредоточению преступных элементов. Отрицательной стороной миграции также могут быть существенное опустение и экономический регресс регионов массового выезда населения.
Миграции приводят к переменам в демографической структуре населения и в регионах выселения, и в регионах вселения мигрантов. Поскольку наиболее мобильной частью населения в России считается жители в трудоспособном возрасте, и в первую очередь молодежь, то в регионах выезда уменьшаются темпы прироста населения, и не только лишь за счет убывания жителей, но и за счет уменьшения естественного прироста, «старения» населения. В регионах существенного притока мигрантов население увеличивается более высокими темпами, формируется специфический возрастной состав, в которой часть населения трудоспособного возраста, особенно молодежных групп, существенно выше средних показателей. Под влиянием миграций изменяются социальная структура, этнический состав, размещение населения.
Миграция населения относится к факторам социальной мобильности. Исследование общества показывает, что оно не является застывшим, в нём постоянно происходят перемещения и колебания индивидов, как по вертикали, так и по горизонтали. Общество находится в постоянном развитии, а люди - в постоянном движении. Каждый человек производит перемещения в социальном пространстве, в котором живёт. Существуют различные перемещения: одни из них легко идентифицируются, а другие трудно определить не только окружающим, но и самому индивиду. Данные изменения, в конечном счёте, оказывают влияние на его поведение, установки, интересы, потребности систему отношений в группе.
С целью изучения образовательной миграции как фактора социальной мобильности г. Тольятти нами был проведен социологический опрос студентов-иммигрантов, в котором мы сравнивали студентов, получающих высшее образование и студентов, получающих среднее профессиональное образование.
В ходе проведенного нами исследования выяснилось, что главной причиной переезда для большинства студентов стало поступление в учебные заведения Тольятти на бюджетную основу. У значительной части опрошенных выявлено нейтральное отношение к городу Тольятти. Подавляющее большинство студентов не ощущают себя чужими в городе. Главными причинами неприязни к г. Тольятти являются депрессивность города и плохая экологическая ситуация. Главными мотивами уезда из г. Тольятти студентов-иммигрантов является улучшение качества и условий жизни и поиск высокооплачиваемой работы. Но студенты готовы изменить свое решение и остаться в городе, если им удастся найти достойную работу по профессии и перед ними откроются перспективы карьерного роста.
Для более глубокого изучения постмиграционных процессов студентов города Тольятти, мы приняли решение исследовать отношение студентов- тольяттинцев к студентам, приехавшим из других регионов России. Для решения данного вопроса нами был использован метод неоконченных предложений. С помощью выбранного метода предполагалось изучить отношение и взаимодействие студентов-тольяттинцев и студентов- иммигрантов.
По итогу проведенного социологического исследования, нами были сделаны следующие выводы: местные студенты относятся к студентам- иммигрантам доброжелательно и социального напряжения между данными группами не выявлено; большинство участников исследования отмечают, что количество студентов-иммигрантов нужно увеличивать; значительная часть респондентов выделяет высокую успеваемость студентов-иммигрантов.
Исходя из нынешней демографической, экономической и социальной ситуаций в регионе, необходимо предпринять комплекс мер по уменьшению миграции молодежи из города в другие, более развитые, регионы страны. Проведенный нами анализ нынешней ситуации показал, что для задержки приезжих студентов (а в будущем кадровых специалистов) в г. Тольятти, нужно создать условия которые помогли бы им улучшить качества и уровень жизни, а также увеличить количество предложений по трудоустройству с дальнейшей перспективой карьерного роста.
Подобные работы
- Подростковый труд в современном обществе (на примере г.о. Тольятти)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Национальные культурные традиции как ресурс семейного воспитания детей-мигрантов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



