Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты использования средств адаптивной физической культуры при коррекции нарушений осанки младших школьников 7
1.1 Осанка: понятие, виды и причины нарушения 7
1.2 Особенности физического развития детей младшего школьного
возраста 12
1.3 Роль адаптивной физической культуры при коррекции
нарушений осанки 17
Глава 2. Методы и организация исследования 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 26
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1. Комплекс средств адаптивной физической культуры для
коррекции нарушений осанки младших школьников 28
3.2. Обоснование эффективности опытно-экспериментальной
работы 34
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Актуальность исследования. На сегодняшний момент проблема укрепления и сохранения здоровья в нашей стране становится все более значимой, и ведущая роль в решении этой проблемы отводится физической культуре, как важному элементу здорового образа жизни. В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики, направленными на укрепление здоровья будущего поколения и формирование здорового образа жизни, повышается роль совершенствования физического воспитания в учреждениях образования, создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психологического здоровья средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры личности с учетом его индивидуальных особенностей. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Одно из первых мест по частоте и сложности патологических изменений опорно-двигательного аппарата занимают нарушения осанки, что обуславливает пристальное внимание учёных к её изучению.
Объект исследования: процесс коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами и методами адаптивной физической культуры.
Предмет исследования: комплексное использование средств адаптивной физической культуры при коррекции нарушений осанки младших школьников.
Цель: изучение влияния комплексного использования средств адаптивной физической культуры на коррекцию нарушений осанки младших школьников.
Задачи исследования:
1) Определить функциональное состояние позвоночника у младших школьников с нарушением осанки.
2) Дать оценку морфофункциональным показателям организма
3) Разработать и апробировать комплекс средств адаптивной физической культуры при коррекции нарушений осанки младших школьников и оценить эффективность опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что комплексное использование средств адаптивной физической культуры будет способствовать коррекции нарушений осанки младших школьников.
В исследовании были использованы следующие методы:
- Анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.
- Оценка морфофункциональных показателей младших школьников.
- Оценка показателей функционального состояния позвоночника.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных и зарубежных учёных в области физиологии, физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 90», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 школьников в возрасте 9-10 лет с нарушениями осанки с диагнозом «сколиоз» (по результатам медицинских карт).
Педагогический эксперимент заключался в организации исследования с целью выяснения эффективности применения комплекса средств адаптивной физической культуры при коррекции нарушений осанки младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении и систематизации научной и учебно-методических литературных источников по комплексному использованию средств адаптивной физической культуры при коррекции нарушений осанки младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс средств адаптивной физической культуры может быть рекомендован для работы инструкторов ЛФК с детьми, имеющими нарушения осанки.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и содержит 11 рисунков, 4 таблицы. Основной текст работы представлен на 47 страницах.
В заключении представим основные выводы и результаты исследования.
Исследованы теоретико-методические особенности комплексного использования средств адаптивной физической культуры при коррекции нарушений осанки младших школьников. Комплексное использование средств адаптивной физической культуры способно оказать не только профилактическое, но и коррекционное воздействие при нарушениях осанки младших школьников.
В рамках опытно-экспериментальной работы для участников ЭГ был разработан и апробирован комплекс средств адаптивной физической культуры для коррекции нарушений осанки младших школьников, учитывающий их возрастные особенности и включающий в себя: физические упражнения, направленные на коррекцию нарушений осанки; физкультминутки; подвижные игры; игровой стретчинг; классный час о важности осанки «Правильная осанка - залог здоровья».
Проведена оценка эффективности опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность разработанного и апробированного комплекса средств адаптивной физической культуры для коррекции нарушений осанки младших школьников. По результатам педагогического эксперимента была выявлена тенденция к увеличению всех показателей в экспериментальной и контрольных группах: и физического развития младших школьников, и функционального состояния позвоночника. Такое улучшение можно объяснить тем, что для коррекции нарушений осанки использовался специально разработанный комплекс средств АФК с учетом возрастных особенностей школьников.
Таким образом, полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность опытно-экспериментальной работы. 44
1. Белозерова Л.И. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности / Л.И. Белозерова, В.В. Клестов // Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002. - Ростов-на-Дону, 2015. - С.129
2. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте / Т.А. Божович. - М.: Психология и педагогика, 2009. - 290 с.
3. Бруменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В. Бруменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М., 2014. - 300 с.
4. Валеев Р.Ф. Оздоровление детей 7-9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной культуры: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04/ Р.Ф. Валеев. - М., 2011. - 21с.
5. Васильева Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры и методистов / Т.Д. Васильева. - М.: ГЦОЛИФК, 2010. - 21 с.
6. Воропаев А. М. Особенности методики физического воспитания детей, имеющих недостаточный уровень школьной зрелости: дис. канд. пед. наук / A.M. Воропаев. - М., 2014. - 146 с.
7. Дехтяр С.К. Деформации позвоночника у детей / С.К. Дехтяр, Т.Н. Смирнова, В.Е. Поляков // Детская хирургия. - 2012. - №2. - С. 12-21.
8. Дробышева С.А. Адаптивное физическое воспитание в системе дошкольного и школьного образования лиц с отклонениями в состоянии здоровья: Учебное пособие / С.А. Дробышева, И.А. Коровина, В.В. Вербина. Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - 196 с.
9. Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / В.В. Икова. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние,
2014. - 64 с.
10. Калб Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т.Л. Калб // Вестник новых медицинских технологий. - Тула, 2015. -№4, -C.62-64.
11. Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду / Ю.А. Копылов // Физическая культура в школе. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
12. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2016. - 416 с.
13. Логвина Т.Ю. Физкультура, которая лечит / Т.Ю. Логвина. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. - 172 с.
14. Мельничук Н.В., Корнилова Г.К. Метод БОС в реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом / Н.В. Мельничук, Г.К. Корнилова // Биологическая обратная связь. - 2013. -№2. -C.47.
15. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие / Г.С. Никифоров. - М.: Инфра-М, 2015. - 451 с.
16. Пенькова И.В. Совершенствование работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей в процессе уроков физической культуры / И.В. Пенькова, Ю.А. Мельникова // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2011. - №1. - С. 33-34.
17. Пешкова, А.П. Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни / А.П. Пешкова. - Омск: б. и., 2010. - 74 с.
18. Потапчук А.А., Дидур, М.Д. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь. 2011. - 166 с.
19. Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте [Текст]/А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь, 2012. - 464с.
20. Степкина М.А. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников / М.А. Степкина, С.Ю. Жуков, В.Н. Сарнадский // Человек и его здоровье. - СПб, 2015. - С. 175-176.
21. Сулимов A.A. Оздоровление подростков с нарушением осанки средствами физической культуры при топологическом подходе: дис. канд. пед. наук / A.A. Сулимов. - Смоленск, 2014. - 187 с.
22. Черная Н.Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей: Учебное пособие / Н.Л. Черная. -Ростов н /Д: Феникс,2016. -160с.