Задание………………..……………………………………………………………2
Введение………………..……………………………………………………………6
Глава 1. Теоретико-правовые основы анализа сферы здравоохранения………...9
1.1 Сфера здравоохранения: основные понятия и сущность……………………..9
1.2 Характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления………………………………………………………14
1.3 Нормативно-правовое регулирование развития сферы здравоохранения в РФ……………………………………………………………………………………21
Глава 2. Анализ деятельности органов государственной власти в сфере развития здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ)…………...34
2.1 Общая характеристика деятельности Министерства здравоохранения РФ..34
2.2 Анализ управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ)………………………………………………………………40
2.3 Проблемы в сфере управления здравоохранением в РФ……………………46
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы государственного управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ)…………………………………………….58
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы государственного управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ)……………………………………………………………..58
3.2. Оценка эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию системы государственного управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ)……….….63
Заключение………………………………………………………………………….67
Список использованной литературы………………….…………………………..71
Здоровье также оказывает значительное влияние на экономическую эффективность. Экономисты развитых стран давно признали важность правильного объединения материального и человеческого капитала. Однако во время рассуждений о последнем они традиционно сосредоточивали внимание на образовании, а не на здоровье. Это положение вещей изменилось после публикации Комиссии по макроэкономике и здоровью, в которой утверждалось, что в развивающихся странах низкий уровень здоровья подавляет экономический рост. В более поздних работах было показано, что это утверждение также подходит для стран с высокими и средними доходами. Люди с более плохим здоровьем с меньшей вероятностью будут работать, а их деятельность будет менее эффективной. Такие люди реже вкладывают капитал в собственное образование, чаще подвергаются увольнениям и не имеют возможности поддержать экономику.
На сегодняшний день экономическое положение стран соответствует их способности поддерживать здоровье. Сегодняшнюю экономику и положение на рынке труда, меры социального обеспечения, пенсионный возраст и взаимодействия между ними следует принимать во внимание при рассмотрении экономических преимуществ более высокого уровня здоровья в будущем. Не подвергается сомнению тот факт, что здоровье населения, включая здоровье пожилых людей, может обеспечить существенный вклад в экономику. Все это обеспечивается системой здравоохранения страны.
Изучению отдельных аспектов проблемы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации посвящено множество научных трудов ученых-представителей различных отраслей права. В ходе разработки данной темы были исследованы труды в области теории права, финансового и административного права таких ученых, как: Ю.С. Адушкин, С.С. Алексеев, З.А. Багишаев, Д.Н. Бахрах, С.Н. Братановский, С.В. Журавлева, Н.Н. Ковалева, Ю.М. Козлов, А.В. Колесников, Н.М. Конин, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, Н.И. Матузов, Т.В. Милушева, Ю.Н. Мильшин.
Актуальность исследования заключается в том, что сфера здравоохранения, как одна из важнейших сфер государственного управления, требует существенной доработки, т.к. не справляется со своими целями и задачами.
Цель работы –разработать мероприятия по совершенствованию системы государственного управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ)
Для достижения цели исследования в работе поставлен и решен ряд задач:
- рассмотреть понятие и сущность сферы здравоохранения;
- дать характеристику системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления;
- провести анализ нормативно-правового регулирования сферы здравоохранения в РФ;
- дать общую характеристику деятельности Министерства здравоохранения РФ;
- провести анализ управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ);
- выявить проблемы в сфере управления здравоохранением в РФ;
- разработать рекомендации совершенствованию системы государственного управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ);
- провести оценку эффективности предложенных рекомендаций по совершенствованию системы государственного управления в сфере здравоохранения (на примере Министерства здравоохранения РФ).
Объект исследования – Министерство здравоохранения РФ.
Предмет исследования – система государственного управления в сфере здравоохранения.
Для решения исследовательских задач применялись следующие методы теоретический анализ экономической литературы, обобщение опыта управленческой деятельности организаций, комплексный метод опытно-экспериментальной работы, метод наблюдения, метод устного и письменного опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование и др.), анализ результатов совместной деятельности работников организации, статистические методы, моделирование.
Источниками информации для исследования послужили: базовая учебно-справочная литература; результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов; публикации в специализированных и периодических изданиях, посвященные исследуемой тематике; баланс и устав исследуемого предприятия; отчёт о его прибылях и убытках; нормативно-правовые акты; статистические данные и прочие источники информации, так же другие методы анализа данных.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных направлений на практике в Министерстве здравоохранения РФ.
В целях работы под системой здравоохранения Российской Федерации предлагается понимать совокупность органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья населения посредством профилактики заболеваний, а также оказания медицинской помощи.
Государственное управление представляет собой прогрессирующую систему, в которой каждый элемент передает, воспринимает и изменяет регулирующие влияния так, что они упорядочивают общественную жизнь. С организационной точки зрения государственное управление представляет собой властное упорядочивающее воздействие субъекта управления на определенные объекты управления, также государственное управление имеет свою специфику и юридическую природу. Теоретический анализ категории «здравоохранение» как части системы социальной защиты граждан в России прямо свидетельствует о согласованности организаций, оказывающих медицинскую помощь учреждениям, организациям и органам государственного управления, с этой деятельностью.
Государственное управление здравоохранением – целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственный власти Российской Федерации, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи.
Здравоохранение является одним из основных и неотъемлемых элементов структуры социальной сферы, которая всегда должна быть одним из первых интересов государства. Несмотря на то, что политика Советского государства имела четкую военную направленность, к здравоохранению всегда относились особым образом.
В современной России здравоохранение реформируется и продолжается уже несколько десятилетий. Изменения коснулись всех аспектов отрасли. Законодательная база для здравоохранения, принципы финансирования, организация медицинской помощи и многое другое изменились. Главное, что осталось неизменным, – это то, что государство гарантирует населению право на бесплатные лекарства, считая, что охрана здоровья населения является вопросом общегосударственного значения.
Роль государственного регулирования в настоящее время является лидером в этой области. Причина этого в том, что в сфере здравоохранения невозможно сформировать полноценный рынок. Более простые рыночные отношения, столь понятные в других секторах экономики, здесь не работают из-за неплатежеспособности рынка, поскольку общественное здравоохранение как отрасль государственной экономики имеет ряд характеристик, которые нарушают последствия рыночные механизмы. Обеспечение равных возможностей в потреблении медицинских услуг требует перераспределения бюджета здравоохранения, что возможно только при условии государственного регулирования, а фрагментарный социально-экономический потенциал населения делает актуальным принцип солидарности в отношении здоровья.
Приоритетными направлениями государственной политики в области здравоохранения являются создание мер по естественному росту населения, а также обеспечение высокого уровня жизни граждан. Только государство, обладающее всеми необходимыми административными, правовыми и экономическими инструментами, способно повлиять на сложившуюся ситуацию. Основные направления реформирования здравоохранения в России показывают, что государственная политика развития этой сферы в долгосрочной перспективе предполагает создание не только единой правовой системы регулирования, но и целого ряда мер, способствующих ее реализации.
Целью политики общественного здравоохранения является повышение доступности медицинской помощи, повышение эффективности и качества медицинских услуг на основе передовых достижений медицинской науки. Инновации в секторе здравоохранения осуществляются в форме создания новых технологий, медицинских приборов, лекарств, медицинских приемов или организационных процессов, которые внедряются при производстве товаров или предоставлении услуг. Инновации в продуктах и процессах в системе здравоохранения включают профилактику и лечение заболеваний, реабилитацию пациентов, создание принципиально новых лекарств, нового медицинского оборудования и оборудования, другую информацию, учет, управление и другие преимущества, которые способствуют повышению качества медицинской помощи. Российские спецификации таковы, что государство выступает основным инвестором в передовые медицинские технологии. Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия значительно отстает от передовых стран по объемам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. Создание приоритетных национальных проектов, целевых федеральных программ и пилотных проектов в секторе здравоохранения оказало значительное влияние на сектор. Помимо этих областей, государство активно развивает взаимодействие с частным сектором для привлечения дополнительных инвестиций в здравоохранение и повышения качества услуг, предоставляемых за счет конкуренции на рынке медицинских услуг.
Несмотря на общее мнение о неудачах первого этапа реформ, ситуация в отрасли значительно улучшилась. Обновление материально-технической базы позволило улучшить качество предоставляемых медицинских услуг, а открытие нескольких федеральных медицинских центров позволило оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь населению, что привело к увеличению продолжительности жизни населения и уровня населения. уровень рождаемости. Несмотря на кризис, который развился в экономике страны из-за определенных внешних факторов и необходимости сокращения государственных расходов, финансирование проектов развития здравоохранения не уменьшается. В настоящее время менеджмент российской системы здравоохранения сталкивается с конкретными проблемами, обусловленными особенностями социально-экономического развития системы здравоохранения и общими проблемами, которые возникают в области обеспечения общественного здоровья и имеют глобальный характер.
В настоящее время в мире нет ни одной страны с эффективной моделью организации здравоохранения, все они находятся в процессе реформирования, пытаясь адаптироваться к факторам, влияющим на отрасль. Эволюционная реформа сектора здравоохранения в эволюции политических, экономических и социальных условий требует усиления регулирующей функции государства путем внедрения новых организационных технологий и методов экономического управления, адаптированных к динамике процессов, происходящих в стране. общество и корректируется по результатам мониторинга экономической и социальной эффективности.
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 1 (часть II). – Ст. 212
2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2022 года)
3. О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации»): Постановление Правительства РФ от 05.11.1997 № 1387 // «Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 46. – Ст. 5312.
4. Концепция охраны здоровья населения Российской Распоряжение: Правительства РФ от 31.08.2000 № 1202-р // Собрание Законодательства Российской Федерации. -1997. – № 46. – Ст. 5312.
5. Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие инфраструктуры и государственно-частного партнерства в здравоохранении, на 2015 – 2016 годы [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 04.02.2015 г. № 37 // Информационный ресурс Право-мед.ру. – Режим доступа http://pravo-med.ru/legislation/fz/12904/
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года»): Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 г. N 2511-р // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 2). – Ст. 8019. – Утратил силу.
8. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2334.
9. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 598 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – ст. 2335.
10. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 606 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – N 19. – Ст. 2343.
11. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.
12. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 323 (ред. от 25.12.2015) «// «Собрание законодательства РФ», 12.07.2004, N 28, ст. 2900.
13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 294 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 17. – Ст. 2057.
14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. № 903н «Об утверждении Регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации»
15. Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608)
...всего 54 источника