Введение 5
1 Теоретические основы обучения персонала предприятия 8
1.1 Сущность обучения персонала, его виды и функции 8
1.2 Методы обучения персонала организации 14
2 Анализ подходов к обучению персонала предприятия общества с
ограниченной ответственностью «ФЛЭК» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ФЛЕК» 22
2.2 Анализ и выявление проблем в обучении персонала ООО «ФЛЭК» . 29
3 Разработка мероприятий по совершенствованию подходов к обучению
персонала в условиях промышленного предприятия ООО «ФЛЭК» 38
3.1 Мероприятия по совершенствованию подходов к обучению основного персонала 38
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 47
Заключение 51
Список используемой литературы 55
Приложения
Одной из главных задач, которая обеспечивает стабильность компании и повышает ее конкурентоспособность, является обучение персонала. Нехватка знаний и умений персонала ведет к более низкой производительности труда, снижается конкурентоспособность продукции, товаров, услуг. Персонал, прошедший обучение является конкурентным достоинством компании и продуктивным ресурсом для достижения главной цели. Грамотно построенная на предприятии система обучения персонала позволяет разнообразить систему социальной работы, улучшает мотивацию персонала, уменьшает текучесть кадров, способствует личностному росту. Надежный фактор, который обеспечивает эффективность функционирования компании - это способность и готовность сотрудников организации учиться быстрее, чем их конкуренты.
Актуальность исследования обучения и подготовки кадров организации определена негативными тенденциями, которые наблюдаются в нашем обществе на современном этапе. Отсутствие целенаправленной государственной стратегии и политики в области обучения персонала, а именно, учитывая отраслевую особенность предприятий крупного, среднего и малого бизнеса с целью обеспечения подготовки конкурентоспособного работника. Низкая обеспеченность методическими материалами по организации процесса обучения кадров. А также минимальная заинтересованность и неплатежеспособность работодателей обеспечивать профессиональную подготовку, переобучение и повышение квалификации своих кадров; низкий процент стимулирования работников повышающих свой уровень образования, медленное внедрение профессиональных стандартов и системы независимой оценки профессиональных компетенций, отсутствие или слабая инфраструктура по подготовке, повышению квалификации и переподготовки кадров в организациях. Именно это определяет необходимость тщательного изучения профессионального обучения основного персонала организации, а также контроля прохождения программ обучения персонала.
Основной персонал или промышленно-производственный - это работники, которые непосредственно связанные с процессом производства продукта (продукции), а также его обслуживанием. К нему относятся руководители, специалисты, служащие и рабочие. Основным элементом системы развития персонала для организаций является обучение персонала, а это основной фактор, влияющий на качество и стоимость человеческого капитала предприятия.
Цель работы - разработать мероприятия по совершенствованию подходов к обучению основного персонала в условиях промышленного предприятия ООО «ФЛЭК».
Реализация поставленной цели требует решения определенного ряда задач.
В работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы обучения персонала предприятия;
- проанализировать подходы к обучению персонала предприятия ООО «ФЛЭК»;
- разработать мероприятия по совершенствованию подходов к обучению основного персонала в условиях промышленного предприятия ООО «ФЛЭК».
В качестве объекта исследования в работе выступает ООО «ФЛЭК».
Предметом исследования являются обучение персонала в ООО «ФЛЭК».
Для достижения поставленных в работе задач необходимо применить методы работы с информацией, обобщения и системного анализа данных, финансово - экономического анализа, графического представления данных, прогнозирование.
Информационной базой при написании выпускной квалификационной работы послужили внутренние документы организации, учебная и научная литература по теме исследования, публикации в периодических печатных изданиях, нормативно - правовые акты Российской Федерации, а так же годовая финансовая отчетность предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Во введении обозначена актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи ВКР, определены объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы обучения персонала, раскрыты основные понятия, сущность обучения персонала, его виды и функции. Рассмотрены методы обучения персонала.
Во второй главе проведен анализ подходов к обучению персонала в ООО «ФЛЭК», дана организационно - экономическая характеристика предприятия, проведен анализ обучения персонала в ООО «ФЛЭК» и выявлены его актуальные проблемы.
В третьей главе ВКР показано совершенствование подходов к обучению персонала ООО «ФЛЭК», для этого разработаны мероприятия по повышению эффективности обучения персонала, дана оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
В современной экономике при быстрой смене внутренних и внешних факторов деятельности любой организации необходимо создавать условия для качественной подготовки персонала. Правильно выбранная система обучения позволяет сформировать ценностные установки, соответствующие современным требованиям и повысить уровень компетентности работников. Насколько будет успешным обучение, зависит от того насколько корректно подбираются формы, методы и способы обучения.
В настоящее время нет единой универсальной формы профессиональной подготовки кадров. Любые форма, метод и прием имеют достоинства и недостатки, поэтому для каждой программы профессионального обучения подбираются наиболее оптимальные и эффективные. Данные особенности должны учитываться сотрудниками подразделения управления кадрами и на их основе разрабатываться программы и планы обучения сотрудников. Главное, понимать, что необходимо компании от обучения персонала, какого результата ждет, сколько средств готова вложить в будущее, кто и как будет осуществлять мониторинг и контроль полученных результатов.
Правильно организованное корпоративное обучение позволяет повысить производительность труда и увеличить доходность организации, а также создать благоприятный психологический климат в организации, повысить уровень сопричастности с культурой организации, повысить мотивацию сотрудников и обеспечить преемственность управления.
В зависимости от задач, которые ставит перед подразделением управления кадрами руководство компании и финансовых возможностей обучение может быть направлено на получение новой профессии, специальности или компетенции, а также повышение имеющейся квалификации. Реализовываться в очной, очно-заочной, дистанционной форме. Проходить в виде проблемных лекций и семинаров, тренингов и конференций, деловых игр и практико-ориентированных заданий, производственных инструктажей и наставничества, самостоятельной работы и работе на манипуляторах.
Общество с ограниченной ответственностью «ФЛЭК» работает на рынке с 1993 года. Это сервисное предприятие с разветвлённой системой, которое оказывает большой спектр услуг по переработке нефти и химизации процессов добычи.
Система обучения и повышения квалификации персонала в ООО «ФЛЭК» носят системный характер, который подразумевает проведение учебных мероприятий в соответствии с целями организации, спецификой бизнес-процессов, корпоративной культурой и направленностью обучения на решение возникших, локальных проблем требующих повышения знаний квалификации работников. На предприятии существует обязательное и необязательное обучение. Обязательно проводится для основного и вспомогательного персонала за счет бюджета организации, необязательное обучение - для аппарата управления, осуществляется средствами работодателя или работника. Сотрудники повышают квалификацию на базе различных учебных центров и ВУЗов. Поддерживаются партнерские отношения с отраслевыми институтами "ПермНИПИнефть", "ПечорНИПИнефть", исследовательскими центрами на базе РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.
В ходе изучения деятельности предприятия «ФЛЭК» были выявлены следующие недостатки:
1. Текучесть кадров превышает норму больше чем на 10%, это связано с невысокой заработной платой, неудовлетворенностью условиями труда, плохой адаптацией сотрудников в период испытательного срока, неудовлетворенностью психологическим климатом в коллективе.
2. Низкая квалификация сотрудников без опыта работы.
3. Снижение производительности труда за счет увеличения численности сотрудников и халатного отношения к поставленной задаче.
Для совершенствования системы обучения персонала ООО «ФЛЭК» предлагается реализация комплекса мероприятий. Принять в штат двух новых сотрудников (психолога, менеджера по программам внедрения новых сотрудников), создать АСУ «Профессиональный рост персонала», разработанной специально для ООО «ФЛЭК», внедрить обучение для управленческого звена, наладить взаимодействие с профессиональными организациями СПО по обучению рабочим профессиям и специальностям.
Оценить эффективность степени обучения и развития компетентности сотрудников можно на основании полученных результатов, которые направлены на достижения целей компании. Выявленные недостатки необходимо устранить.
В целом определить эффективность профессионального обучения, развитие компетентности рабочих и служащих можно через достигнутые результаты. Комплекс мероприятий считается достигнутым, если произошло снижение количества технологических нарушений и произведенного брака, несчастных случаев на производстве и поломки оборудования по вине работника, снижение текучести кадров, повышение производительности труда, интеграция личных интересов и интересов компании.
Социальная эффективность выполнения плана мероприятий заключается в уменьшении сроков адаптации на рабочем месте, улучшении психологического климата, снижении социальной напряженности вновь принятых работников, получении конструктивных связей в коллективе благодаря введению наставничества. Сроки профессиональной адаптации уменьшатся, она пройдет более качественно, в результате появится личная удовлетворенность от выполняемой работы и уверенность сотрудников в своих знаниях и умениях. Экономический эффект в размере более 1000000 рублей компания получит от внедрения 2 единиц в штат, эти средства можно потратить на обучение персонала.
Исходя из результатов проделанной работы, можно сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы разработка мероприятий по совершенствованию подходов к обучению основного персонала в условиях промышленного предприятия ООО «ФЛЭК» достигнута. В ходе исследования были рассмотрены теоретические основы обучения персонала на предприятие, определена сущность обучения, виды и функции, выявлены недостатки методов обучения и достоинства, активных практико-ориентированных приемов. Посредством анализа деятельности, структуры персонала, методов обучения и повышения квалификации сотрудников предприятия ООО «ФЛЭК» выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается организация, разработаны мероприятия по повышению эффективности подходов к обучению в компании ООО «ФЛЭК» и обоснована их эффективность.
1. Анцупов А.Я. Социально-психологическая оценка персонала
[Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / Анцупов А.Я., Ковалев В.В.— Электрон, текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 391 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/81561.html. — ЭБС «IPRbooks»
2. Бобрешова, И.П. Применение компетентного подхода в управлении персоналом / И.П. Бобрешова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. - 2017. - №1. - С. 1993¬1996.
3. 3. Верна, В.В. Управление персоналом организации как основополагающий фактор ее устойчивого развития / В.В. Верна // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 171-173.
4. Дегтяренко, Е.А. Управление персоналом как ключевая роль в развитии бизнеса предприятия / Е.А. Дегтяренко, Д.О. Труфанова, В.И. Рой // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. - Т. 1. - № 4. - С. 71-74.
5. Кибанов А. Управление человеческими ресурсами - новая парадигма или новая стадия эволюции науки об управлении персоналом// Кадровик. - 2015. - № 9 .- С. 64
6. Королева Л.А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Королева Л.А.— Электрон. текстовые данные.— Челябинск, Саратов: Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81502.html.— ЭБС «IPRbooks»
7. Курс лекций по дисциплине «Управление персоналом» /Сост. Ю.Н.Юрлов, Г.Л. Орлянская. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samzan.ru.
8. Кязимов К.Г. Управление персоналом: профессиональное
обучение и развитие: ученик для СПО / К.Г. Кязимов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 202 с.
9. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 424 с.
10. Накарякова В.И. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Накарякова. — Электрон, текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 275 c. — 2227-8397.http://www.iprbookshop.ru/50626.html
11. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 513 c.
12. Петрюкова К.А. Разработка и реализация эффективной стратегии по управлению персоналом / К.А. Петрюкова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. - 2017. - №2. - С. 96-98.
13. Петрова Ю.А. Лучшие способы мотивации персонала [Электронный ресурс]/ Петрова Ю.А., Спиридонова Е.Б.— Электрон, текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 120 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/838.html. — ЭБС «IPRbooks»
14. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://professional_education.academic.ru/.
15. Резник, С. Д. Карьерный менеджмент. Учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 240 c.
16. Роль и место дополнительного профессионального образования в непрерывном образовании. Некоторые проблемы и пути их решения. http s://edu.ro suprava. ru> tezis/590.doc
17. Руденко, А. М. Управление персоналом. Учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова. - М.: Феникс, 2017. - 416 с.
18. Скрипкина И.И. Аттестация как форма оценки персонала // Альманах современной науки и образования. 2015. № 5 (72). C. 157-159
19. Стандарт организации. Общие требования к построению, изложению и оформлению модульных программ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://topreferat.znate.ru/docs/index-7391.html.
20. Структуры управления в менеджменте. Лекции по менеджменту [Электронный ресурс] http://infomanagement.ru
21. Суслов, Г.В. Управление персоналом организации: Учебное пособие / Г.В. Суслов. - М.: Риор, 2018. - 240 c.
22. Управление персоналом в организации. / А. Саакян и др. — СПб: Питер, 2015. — 176 с.
23. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2016. - 64 c.
24. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика / Веснин В.Р. - М.: Проспект, 2015. - 688 с.
25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019).