Особенности преодоления трудных жизненных ситуаций лицами юношеского возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера
|
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций лицами юношеского возраста
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации в отечественной
и зарубежной психологии
1.2 Проблема преодоления трудной жизненной ситуации:
основные подходы
1.3 Особенности преодоления трудных жизненной
ситуации лицами юношеского возраста в условиях Крайнего Севера
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами и оказание психологической помощи по формированию продуктивной стратегии их преодоления в условиях Крайнего Севера
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
Описание организации психологической помощи юношам, попавшим в трудные жизненные ситуации
Заключение
Список используемой литературы
Глава 1 Теоретический анализ проблемы преодоления трудных жизненных ситуаций лицами юношеского возраста
1.1 Понятие трудной жизненной ситуации в отечественной
и зарубежной психологии
1.2 Проблема преодоления трудной жизненной ситуации:
основные подходы
1.3 Особенности преодоления трудных жизненной
ситуации лицами юношеского возраста в условиях Крайнего Севера
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами и оказание психологической помощи по формированию продуктивной стратегии их преодоления в условиях Крайнего Севера
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты эмпирического исследования
Описание организации психологической помощи юношам, попавшим в трудные жизненные ситуации
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования: к большому сожалению, в России, все последние десятилетия, наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, или же детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации по той или иной причине. Родители многих юношей 15-18 лет либо лишены родительских прав, либо мы наблюдаем неполные семьи где, как правило, отсутствует отец. Наблюдается алкоголизм родителей, наркомания, жестокие отношения в семье. Особенно данная ситуация характерна для коренных и малочисленных народов Крайнего Севера, которые оторваны от традиционных видов деятельности. В российском законодательстве понятие «трудная жизненная ситуация» рассматривается как сложная ситуация, в которой оказался человек и которую он не может преодолеть самостоятельно. Речь идёт об инвалидности, сиротстве, бедности, жестоком обращении в семье и т.д.
Как указывает Хаснулин В.И.: «Резюмируя данные исследований экологически обусловленного северного стресса (синдром полярного напряжения), можно говорить о том, что данное состояние включает в себя комплекс взаимосвязанных приспособительных психоэмоциональных, эндокринных, метаболических, иммунных реакций, обеспечивающих эффективность приспособления организма к действию экстремальных факторов среды. Истощение адаптивных резервов организма при длительном пребывании в высоких широтах приводит к нарастанию показателей психоэмоционального напряжения, появлению большого числа негативных эмоций, эндокринных расстройств по типу гипер- или гипоадаптоза, снижению устойчивости клеточных и субклеточных мембран к негативному действию окислительного стресса и, как следствие, к многочисленным дизадаптивным расстройствам. Данные исследований свидетельствуют, что все перечисленные дизадаптивные процессы, составляющие экологически обусловленный северный стресс, могут возникать в организме одновременно, но чаще встречаются в тех или иных сочетаниях. От характера этих сочетаний, а также от наследственно-адаптивных особенностей отдельного человека зависит и локализация развивающейся патологии» [29].
К числу важных психолого-педагогических проблем можно отнести поиск новых технологий, которые могут обеспечить хорошую психологическую подготовку старших подростков и юношей к трудной жизненной ситуации, особенно в считающихся тяжелыми, климатическими условиями Крайнего Севера. Особенно важно разрешить это противоречие между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения данной категории, в разрезе подготовки к армии, и недостатком условий для реализации этого процесса в образовательных учреждениях, нахождение обучающихся в которых ограничено сроком от полугода до 2-3 лет. В этом случае актуализируется вопрос об эффективности психолого-педагогической помощи.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы средства, обеспечивающие подбор эффективной стратегии преодоления трудной жизненной ситуации юношами в условиях Крайнего Севера и какова эффективность психолого-педагогической помощи.
Степень изученности проблемы: изучением психологической подготовки старших подростков и юношей к трудной жизненной ситуации занимались многие учёные. В научных исследованиях Г.М. Андреевой, О.С. Газмана, И.С. Кона проводится анализ разных сторон оказания психологической помощи несовершеннолетним, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Недостаток исследований - практически отсутствуют исследования по особенностям преодоления трудных жизненных ситуаций юношами, проживающих в условиях Крайнего Севера с наложением «полярного синдрома».
Согласно работ многих учёных, психолого-педагогическое сопровождение должно решить две следующие группы вопросов:
- психологически подготовить юношей к проблемам, связанным с социально-бытовыми трудностями;
- психологически подготовить юношей к проблемам, которые связаны с формированием собственного «Я», доверием к другим людям, определением будущего в плане работы и т.д.
Эти вопросы достаточно подробно рассмотрены многими психологами и педагогами. Что же касается организации психологической помощи юношам, которые не только родились и проживают в тяжелых климатических условиях, но и оказались в трудной жизненной ситуации, то данная сфера психологической деятельности в научной литературе изучена недостаточно и требует дальнейшего изучения и анализа.
Целью работы является исследование особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами Крайнего Севера.
Объект исследования - особенности преодоления трудных жизненных ситуаций.
Предмет исследования - преодоление трудных жизненных ситуаций.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для преодоления трудных жизненных ситуаций юношами Крайнего Севера характерны особенности:
- для юношей, проживающих на территориях Крайнего Севера в городах и поселках, более характерна непродуктивная стратегия избегания при преодолении трудных жизненных ситуаций;
- для юношей, родившихся и выросших в кочевых условиях в тундре, более характерна стратегия разрешения проблемы, они более готовы к преодолению трудных жизненных ситуаций, самостоятельны в своих решениях, готовы брать на себя ответственность, но при этом они более склонны к проявлению девиантного поведения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации психологической помощи юношам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- рассмотреть основные направления психологической работы;
- провести эмпирическое исследование особенностей преодоления юношами, проживающими на Крайнем Севере, трудных жизненных ситуаций;
- провести оценку полученных результатов исследования и разработать рекомендации по психологической поддержке.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез научных трудов по теме исследования);
- эмпирические:
- наблюдение,
- анкетирование - анкета «Готовность старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций» И.Р. Конжина;
- тестирование - «Тест - диагностика Мишуринской», «Методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем» адаптированная А.Г Грецовым, «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел);
- математическая и графическая обработка полученных эмпирических данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: при подготовке данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Д.О. Белякова, П.П. Блонского, О.А. Булгакова, Б.Б. Величковского, Л.С. Выготского и других.
База исследования: ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум». Анализ социальных показателей групп, показал, что наиболее сложная ситуация наблюдается в группах О-11 «Оленевод-механизатор», Т-11 «Обработка водных биоресурсов». Всего в исследовании приняло участие 38 юношей в возрасте 16-17 лет.
На этих группах наблюдается:
- количество сирот - 1;
- количество студентов из малообеспеченных семей - 6;
- количество студентов из неполных семей - 22;
- находятся на учете в КДН и ОДН в связи с различными правонарушениями, в этих группах регистрируется и самая низкая абсолютная и качественная успеваемость.
Новизна данной работы заключается в том, что рассматривается готовность к преодолению юношами трудных жизненных ситуаций (например, службе в армии и участии в боевых действиях) с учетом экстремальных условий проживания и работы на Крайнем Севере.
Теоретическая значимость - проведен анализ особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами, проживающими в условиях Крайнего Севера, который дает информацию для разработки адаптивных программ психологической помощи.
Практическая значимость — анализ особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций и применяемая программа психологической помощи может быть усовершенствована и использоваться и в других образовательных учреждениях Крайнего Севера.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из: введения, основной части, включающей в себя 2 главы, заключения, списка использованной литературы.
Как указывает Хаснулин В.И.: «Резюмируя данные исследований экологически обусловленного северного стресса (синдром полярного напряжения), можно говорить о том, что данное состояние включает в себя комплекс взаимосвязанных приспособительных психоэмоциональных, эндокринных, метаболических, иммунных реакций, обеспечивающих эффективность приспособления организма к действию экстремальных факторов среды. Истощение адаптивных резервов организма при длительном пребывании в высоких широтах приводит к нарастанию показателей психоэмоционального напряжения, появлению большого числа негативных эмоций, эндокринных расстройств по типу гипер- или гипоадаптоза, снижению устойчивости клеточных и субклеточных мембран к негативному действию окислительного стресса и, как следствие, к многочисленным дизадаптивным расстройствам. Данные исследований свидетельствуют, что все перечисленные дизадаптивные процессы, составляющие экологически обусловленный северный стресс, могут возникать в организме одновременно, но чаще встречаются в тех или иных сочетаниях. От характера этих сочетаний, а также от наследственно-адаптивных особенностей отдельного человека зависит и локализация развивающейся патологии» [29].
К числу важных психолого-педагогических проблем можно отнести поиск новых технологий, которые могут обеспечить хорошую психологическую подготовку старших подростков и юношей к трудной жизненной ситуации, особенно в считающихся тяжелыми, климатическими условиями Крайнего Севера. Особенно важно разрешить это противоречие между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения данной категории, в разрезе подготовки к армии, и недостатком условий для реализации этого процесса в образовательных учреждениях, нахождение обучающихся в которых ограничено сроком от полугода до 2-3 лет. В этом случае актуализируется вопрос об эффективности психолого-педагогической помощи.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы средства, обеспечивающие подбор эффективной стратегии преодоления трудной жизненной ситуации юношами в условиях Крайнего Севера и какова эффективность психолого-педагогической помощи.
Степень изученности проблемы: изучением психологической подготовки старших подростков и юношей к трудной жизненной ситуации занимались многие учёные. В научных исследованиях Г.М. Андреевой, О.С. Газмана, И.С. Кона проводится анализ разных сторон оказания психологической помощи несовершеннолетним, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией. Недостаток исследований - практически отсутствуют исследования по особенностям преодоления трудных жизненных ситуаций юношами, проживающих в условиях Крайнего Севера с наложением «полярного синдрома».
Согласно работ многих учёных, психолого-педагогическое сопровождение должно решить две следующие группы вопросов:
- психологически подготовить юношей к проблемам, связанным с социально-бытовыми трудностями;
- психологически подготовить юношей к проблемам, которые связаны с формированием собственного «Я», доверием к другим людям, определением будущего в плане работы и т.д.
Эти вопросы достаточно подробно рассмотрены многими психологами и педагогами. Что же касается организации психологической помощи юношам, которые не только родились и проживают в тяжелых климатических условиях, но и оказались в трудной жизненной ситуации, то данная сфера психологической деятельности в научной литературе изучена недостаточно и требует дальнейшего изучения и анализа.
Целью работы является исследование особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами Крайнего Севера.
Объект исследования - особенности преодоления трудных жизненных ситуаций.
Предмет исследования - преодоление трудных жизненных ситуаций.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для преодоления трудных жизненных ситуаций юношами Крайнего Севера характерны особенности:
- для юношей, проживающих на территориях Крайнего Севера в городах и поселках, более характерна непродуктивная стратегия избегания при преодолении трудных жизненных ситуаций;
- для юношей, родившихся и выросших в кочевых условиях в тундре, более характерна стратегия разрешения проблемы, они более готовы к преодолению трудных жизненных ситуаций, самостоятельны в своих решениях, готовы брать на себя ответственность, но при этом они более склонны к проявлению девиантного поведения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты организации психологической помощи юношам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- рассмотреть основные направления психологической работы;
- провести эмпирическое исследование особенностей преодоления юношами, проживающими на Крайнем Севере, трудных жизненных ситуаций;
- провести оценку полученных результатов исследования и разработать рекомендации по психологической поддержке.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез научных трудов по теме исследования);
- эмпирические:
- наблюдение,
- анкетирование - анкета «Готовность старших подростков к преодолению сложных жизненных ситуаций» И.Р. Конжина;
- тестирование - «Тест - диагностика Мишуринской», «Методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем» адаптированная А.Г Грецовым, «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел);
- математическая и графическая обработка полученных эмпирических данных.
Теоретико-методологическая основа исследования: при подготовке данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: Д.О. Белякова, П.П. Блонского, О.А. Булгакова, Б.Б. Величковского, Л.С. Выготского и других.
База исследования: ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум». Анализ социальных показателей групп, показал, что наиболее сложная ситуация наблюдается в группах О-11 «Оленевод-механизатор», Т-11 «Обработка водных биоресурсов». Всего в исследовании приняло участие 38 юношей в возрасте 16-17 лет.
На этих группах наблюдается:
- количество сирот - 1;
- количество студентов из малообеспеченных семей - 6;
- количество студентов из неполных семей - 22;
- находятся на учете в КДН и ОДН в связи с различными правонарушениями, в этих группах регистрируется и самая низкая абсолютная и качественная успеваемость.
Новизна данной работы заключается в том, что рассматривается готовность к преодолению юношами трудных жизненных ситуаций (например, службе в армии и участии в боевых действиях) с учетом экстремальных условий проживания и работы на Крайнем Севере.
Теоретическая значимость - проведен анализ особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций юношами, проживающими в условиях Крайнего Севера, который дает информацию для разработки адаптивных программ психологической помощи.
Практическая значимость — анализ особенностей преодоления трудных жизненных ситуаций и применяемая программа психологической помощи может быть усовершенствована и использоваться и в других образовательных учреждениях Крайнего Севера.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из: введения, основной части, включающей в себя 2 главы, заключения, списка использованной литературы.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБПОУ ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум» среди студентов 1 курса. В исследовании приняли участие юноши в возрасте от 16 до 18 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Общее число участников эмпирического исследования составило 38 человек.
Период проведения эмпирического исследования: ноябрь 2021 года - май 2022 года.
На констатирующем этапе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики:
- диагностика уровня готовности противостоять трудным жизненным ситуациям (Е.В. Мишуринская);
- анкета «Готовность юношей к преодолению трудных жизненных ситуаций» (И.Р. Конжин);
- изучение стратегий преодоления жизненных проблем (методика Д. Амирхан, модифицированная А.Г. Грецовым);
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.
Результаты анкетирования показывают высокий уровень готовности в сложным жизненным ситуациям у студентов-оленеводов и низкий у студентов - технологов. При этом склонность к девиантному поведению также выше у студентов-оленеводов.
Была разработана и реализована программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Всего было проведено десять часов. Вначале, на первых занятиях, юноши были малообщительны, вели себя скованно, не проявляли особой активности, относились с недоверием, проявляли тревожность и беспокойство.
Но уже на втором-третьем занятии студенты образовали коллектив, стали проявлять активность при играх, «мозговом штурме», беседах, дискуссиях. В дальнейшем, мы сделали рисунок семьи, рисовали дерево и животных, автопортреты и так далее. Студенты участвовали в различных играх, упражнениях, дискуссиях, проявляли интерес, активность и любознательность. На заключительных занятиях постарались создать у студентов оптимистичное настроение на будущее.
Период проведения эмпирического исследования: ноябрь 2021 года - май 2022 года.
На констатирующем этапе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики:
- диагностика уровня готовности противостоять трудным жизненным ситуациям (Е.В. Мишуринская);
- анкета «Готовность юношей к преодолению трудных жизненных ситуаций» (И.Р. Конжин);
- изучение стратегий преодоления жизненных проблем (методика Д. Амирхан, модифицированная А.Г. Грецовым);
- «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел). Данная методика позволила нам выявить уровень склонности подростков к девиантному поведению.
Результаты анкетирования показывают высокий уровень готовности в сложным жизненным ситуациям у студентов-оленеводов и низкий у студентов - технологов. При этом склонность к девиантному поведению также выше у студентов-оленеводов.
Была разработана и реализована программа, направленная на оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Всего было проведено десять часов. Вначале, на первых занятиях, юноши были малообщительны, вели себя скованно, не проявляли особой активности, относились с недоверием, проявляли тревожность и беспокойство.
Но уже на втором-третьем занятии студенты образовали коллектив, стали проявлять активность при играх, «мозговом штурме», беседах, дискуссиях. В дальнейшем, мы сделали рисунок семьи, рисовали дерево и животных, автопортреты и так далее. Студенты участвовали в различных играх, упражнениях, дискуссиях, проявляли интерес, активность и любознательность. На заключительных занятиях постарались создать у студентов оптимистичное настроение на будущее.



