Развитие скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою (Самарский Государственный Социально-Педагогический Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ Школа №45 г. Самара.
Выборка: 10 юношей 14-15 лет, занимающиеся рукопашным боем.
Введение
Глава I. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою
§ 1. Понятия, средства и методы развития «скоростно-силовых» способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою
§ 2. Значение скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою
§ 3. Физиологические особенности юношей 14-15 лет
Выводы по 1-ой главе
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою
§ 1. Комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою
§ 2. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою
Выводы по 2-ой главе
Заключение
Список использованной литературы
В развитии физических способностей скоростно-силовые отличаются от других качеств, своей характеристикой, хотя все они связаны друг с другом. Скоростно-силовые движения характеризуются тем, что преодолеваемое сопротивление постоянно и ровно весу тела человека или весу какого-то предмета, где основной переменной величиной, в которой реализуется сила мышц, является скорость мышечного сокращения, обуславливающая или дальность прыжка или дальность полета снаряда или движение тела.
Соответственно и упражнения, которые направлены на развитие скоростно-силовых способностей называются скоростно-силовыми упражнениями.
Такие упражнения относятся в классификации к группе физических упражнений по признаку особенностей мышечной деятельности (или признаку преимущественных потребностей в проявлении двигательных качеств, или признаку преимущественного влияния на развитие двигательных качеств; скоростно-силовых упражнений, которые требуют от занимающихся проявления максимальных усилий за относительно короткий отрезок времени).
Единоборства - спортивные дисциплины, где противники вступают в борьбу один на один. Цель при этом - при помощи приемов, в соответствии с установленными правилами, нанести физический ущерб оппоненту или сделать его положение невыгодным, не позволяя сделать тоже самое с собой.
Вопросы подготовки спортсменов в настоящее время являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов.
В рукопашном бою, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества скоростно-силовых способностей, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что для достижения в таком виде спорта как рукопашный бой, высоких результатов, важно развивать скоростно-силовые способности у подростков.
Объект исследования: секционные занятия по рукопашному бою для юношей 14-15 лет.
Предмет исследования: способы, методы и средства развития скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему развития скоростно-силовых способностей на секционных занятиях по рукопашному бою, разработать комплекс физических упражнений, направленный на развитие данных способностей у юношей 14-15 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
2. Разработать и апробировать комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
3. Выявить динамику развития скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
Гипотеза исследования: развитие скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою будет эффективным если:
- проанализирована научно-методическая литература по проблеме развития скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
- выявлен уровень скоростно-силовой подготовки у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
- разработан и апробирован комплекс развития скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
Методы исследования:
анализ научно-методической литературы документальных и архивных материалов;
педагогическое наблюдение;
контрольные испытания;
педагогический эксперимент;
метод математической статистики.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования выявляют и научно обосновывают наиболее эффективные методы развития скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою. Результаты работы могут применяться педагогами физической культуры школьных образовательных учреждений, а также использоваться тренерами при подготовке спортсменов.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ Школа №45 г.о. Самара. Выборка 10 человек.
На основании проведенного исследования можно определить следующие выводы:
1. В результате изучения и анализа литературных источников выяснили, что скоростно-силовые качества в теории физической культуры определяются, как способность совершать движения с большими усилиями за минимальный отрезок времени. Скорость и сила, при мышечном сокращении имеют тесную взаимосвязь, определяют мощность совершаемого движения. Определили значимую роль скоростно-силовых способностей в рукопашном бою.
2. Скоростно-силовые качества юных спортсменов помимо возрастных и половых факторов зависят и от индивидуальных особенностей организма занимающихся, от характера двигательных действий. Следует учитывать особенности физического развития занимающихся, которые играют основную, а порой и главную роль в выборе содержания и в определении методики занятий физическими упражнениями. Наиболее эффективными методами для развития скоростно-силовых способностей у юношей оказались метод повторного упражнения, непредельных усилий, статодинамических усилий, круговой тренировки.
3. Для того чтобы провести данное исследование был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
4. После проведения исследования и контрольных тестов, как до начала эксперимента, так и после, были получены данные, анализ которых показал эффективность данного комплекса, для повышения уровня скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
На основании вышеизложенного можно заключить вывод о эффективности применяемого комплекса упражнений для повышения уровня скоростно-силовых способностей у юношей 14-15 лет на секционных занятиях по рукопашному бою.
1. Рукопашный бой: обучение технике, приемам и тактике поединка /
Автор-составитель В.И. Косяченко. – Волгоград: Учитель, 2003- 76 с.
2. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. – СПб.: Всемирная литература, 1998. – 292 с.
3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
4. Шулика Ю.А. Боевое САМБО и прикладные единоборства. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 224 с.
5. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов дзюдоистов и самбистов. – М.: Академия, 2006. – 592 с.
6. Стрельников В.А. Силовые и скоростные качества бокса: Учебное пособие. - Улан-Удэ, 1992. - 125 с.
7. Тарас А.Е. Рукопашный бой СМЕРШ: практическое пособие. – Минск: Харвест, 2001. – 400 с.
8. Дятлов Д.А. Тренажерно-измерительный комплекс для определения скоростно-силовых параметров в спортивной деятельности/ Дятлов Д.А., Куликов Л.М., Рукавишников В.М.// Теория и практика физической культуры. - 2000.- № 4. - С.33.
9. Резинкин В.В. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах с использованием локальных отягощений: Автореф. Дис. канд.пед.наук/ РГАФК.- М.: Принт Центр, 2001.-23 с.
10. Любецкий, Н.П. Здоровье российской молодежи и физическая культура [Текст] / Н.П. Любецкий // Научный культурологический журнал Естествознание. - № 14 (159). - 2007. - 116 с.
11. Рябинин С. П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин. - Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.
12. Малявин В.В. Боевые искусства: Китай, Япония [Текст]/ В.В. Малявин. - М.: Астрель, 2002. – 416 с.
13. Шпанов В.И. Повышение общей и специальной физической подготовленности борцов 14-16 лет с учетом их индивидуально-типологических особенностей на основе применения тренажеров: автореф. дис. канд. пед. наук /В.И.Шпанов. – М., 1998. – 22 с.
14. Панков В.А. Специальная физическая подготовка в видах спортивных единоборств /В.А.Панков, А.О.Акопян // Теория и практика физической культуры. - 2004. №4. – С. 14-18.
15. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - Москва: Советский спорт, 2009 (Вологда: Полиграфист). - 199 с.: ил.
16. Ларионов Г.Е. Методы повышения скоростно-силовой подготовленности борцов-подростков 14-16 лет: Лекция / Г.Е. Ларионов. - СибГАФК.-Омск,1996.- 19 с.
17. Астахов С. А. Направленность тренировочного процесса юных спортсменов-единоборцев / С.А. Астахов, А.И. Лебзяк // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Матер. XI науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания уч-ся. - Коломна, 2001. - С. 114-115.
18. Афонин М.А. Влияние содержания программы физической подготовки на подготовленность спортсменов по рукопашному бою / М.А. Афонин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 11-13.
19. Зюкин А.В Рукопашный бой и спортивные единоборства / A.В. Зюкин. - СПб., 2005. - 431 с.
20. Русинов К.А. Рукопашный бой / К.А. Русинов, А.Ю. Яковлев. - Мн., 2006. - 246 с.
21. Шулунов А.Р. Силовая подготовка единоборцев: учеб. - метод. пособие / А.Р. Шулунов. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2010. - 76 с.
22. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. - [3-е изд.]. - Москва: Советский спорт, 2013. – 215-216 с.
23. Верхошанский Ю.В. Ударный метод развития взрывной силы // Теория и практика физической культуры [Текст] - 1968. - №8. - С. 59.
24. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучению предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2004. - 272 с.
25. Мунтян В.С. Особенности развития единоборств в контексте иерархии потребностей и основных теорий физического воспитания / В.С. Мунтян // Единоборства (Украина). – 2018. - № 2(8). - С. 51-66.
26. Касьянов Т.Р. Рукопашный бой: программа подготовки спортсменов рукопашного боя и традиционного каратэ / Т.Р. Касьянов, С.Т. Касьянова. - М.: Советский спорт, 2004. – 116 с.
27. Головкина А.А. Специальная физическая подготовка спортсменов 16-17 лет в рукопашном бое / А.А. Головкина, С.Е. Самойлов, Н.Е. Хромцов // Научный поиск. - 2015. - № 3.2. - С. 48-50.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов Физ. Культ. / Л.П. Матвеев. - Москва: «ФиС»,2008. - 387 с.
29. Титулов, Р. В. Тесты для контроля скоростно-силовых способностей / В. В. Дорошенко., Н. М. Мартыненко // Сборник научных трудов SWorld. - 2013. - Т. 40. - № 1. - С. 56-61.
30. Данько, Ю. И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности / Ю.И. Данько // Детская спортивная медицина. - Москва: Медицина, 2010. – С. 12-15.
31. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры / под ред. Я. М. Коца. - Москва: Физкультура и спорт, 1998. - 200 с.
32. Селуянов В.Н. Роль аэробного механизма энергообеспечения в борьбе / В.Н. Селуянов // Спортивные единоборства на рубеже столетий: пути и перспективы развития: Всерос. науч.-практ. конф. / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2001. - С. 160-165.
33. Шулика Ю.А. Боевое самбо и прикладные единоборства / Ю.А. Шулика. - Краснодар: Феникс, 2004. - 216 с.
34. Максимов, Д.В. Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо)// Д.В. Максимов, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков.
35. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений: Учебное пособие / В.П. Губа. – Смоленск: Б., 2003. - 138 с.
36. Попов, В., Юный легкоатлет / Е. Попов. – Москва: Физкультура и спорт, 2004. – 520 с.
37. Алабин, А.В., Индивидуальное регулирование нагрузки у юных легкоатлетов на этапе углубленных занятий спортом. Структура и содержание тренировочных нагрузок у юных спортсменов / А.В. Алабин. – Сб. науч. тр. - Алма - Ата, 1999. - С. 3-9.
38. Кипор Г.В., Ишков В.И., Шпанов В.И., Юшков Д.О., Проблемы индивидуального подхода и оценке Скоростно- силовой подготовленности в единоборствах. 2002 — 34 с.
39. Яшков В.В. Актуальные проблемы совершенствования круговой тренировки спортсменов-единоборцев на основе внедрения методики кроссфит / В.В. Яшков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 3. - С. 17-19.
40. Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корсун С.Н. Биохимия мышечной деятельности. Издательство «Олимпийская литература», 2000. – 503 с.
41. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.- 444с.
42. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
43. Солодков, А.С., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: / А.С. Солодков. - Москва: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2010.– 520 с.
44. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 2010. - 262 с.
45. Юшков О.П. Спортивная борьба. [Текст]/ О.П. Юшков, В.И. Шпанов. -М.: ВНИИФК, 2000. – 152 с.
46. Филин, В.П, Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / В.П. Филин. - Москва: «ФиС», 2000. - 247 с.
47. Сахаревич И.И. Модифицированная методика базовой подготовки спортсменов в рукопашном бою / И.И. Сахаревич // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 9. - С. 49.
48. Алексеев Н.А. Скоростно-силовая подготовка к рукопашному бою / Н.А. Алексеев // Проблемы совершенствования физической подготовки слушателей вузов МВД РФ: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (Белгород, 28-29 октября 1997). - Белгород: БелЮИ МВД России, 1997. - С. 132-134.
49. Бурлакова К.А. Развитие скоростно-силовой подготовки юношей 15-17 лет в секции рукопашного боя / К.А. Бурлакова // Материалы Всероссийского фестиваля педагогического творчества (2014/15 учебный год)
50. Черкесов Р.М. Развитие скоростно-силовых качеств у бойцов рукопашного боя / Р.М. Черкесов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - С. 25-27.