Введение
Глава 1 Правовые основы функционирования малого предпринимательства в
России
1.1 Малый бизнес: понятие, функции, критерии
1.2 Нормативно-правовое регулирование функционирования малого
предпринимательства
1.3 Формы поддержи малого бизнеса в России
Глава 2 Анализ развития малого предпринимательства в Самарской
области
2.1 Организационно-правовые основы развития малого и среднего
предпринимательства в Самарской области
2.2 Инфраструктура поддержки развития малого и среднего бизнеса в
Самарской области
2.3 Анализ состояния малого бизнеса в Самарской области
Глава 3 Совершенствование системы поддержки малого предпринимательства
в условиях муниципальных образований
3.1 Оценка уровня развития малого и среднего бизнеса в муниципальных
образованиях Самарской области
3.2 Система рекомендаций по поддержке малого бизнеса в условиях
муниципальной дифференциации
3.3 Социальное предпринимательство как форма поддержки малого
бизнеса
Заключение
Список использованной литературы и используемых источников
Анализ экономического положения в России говорит о том, что малый и
средний бизнес играет большую роль в экономическом росте страны, является
важнейшим стратегическим ресурсом для поддержания высокого уровня
экономического развития. В настоящее время, развитие малого и среднего
бизнеса является катализатором роста конкурентной среды, производства
товаров и услуг. С помощью развития малого и среднего бизнеса сокращается
безработица, формируется рыночная структура. Малый бизнес – это активно
развивающийся сектор экономики, который имеет свойство гибкости, то есть
может максимально быстро и эффективно изменить своё направление
деятельности, если того требует рынок.
Малое предпринимательство является важным элементом экономической
системы страны. В современных условиях без участия малого
предпринимательства развитие экономики невозможно. Малый бизнес в
обществах с развитой экономикой занимает прочные позиции в торговле,
строительстве, сфере деловых услуг. Этот сегмент бизнеса не только решает
целый ряд социальных задач, таких, как создание рабочих мест, повышение
уровня конкуренции, участие в формировании бюджетов всех уровней.
Малый бизнес обеспечивает производство тех товаров и предоставление
услуг, которые рентабельны для него в большей степени, чем для крупного
бизнеса, и в то же время необходимы для других секторов бизнеса.
Значительная часть индустриальных и информационных инноваций
разрабатывается и внедряется организациями малого бизнеса. Около половины
внедренных изобретений были произведены собственниками малых
предприятий.
Малое предпринимательство проникает в новые отрасли производства.
Сфера информационных технологий, являющаяся наиболее активно
развивающимся сегментом современной мировой экономики, в значительной
степени формируется именно малым бизнесом. В ходе открытия мероприятий,посвященных Дню российского предпринимателя в мае 2018 г., глава
Самарской области Дмитрий Азаров заявил, что органы государственной
власти области заинтересованы в вовлечении в бизнес как можно большего
числа людей. Именно малый и средний бизнес более восприимчив к внедрению
инноваций и способен открывать новые направления и даже новые сферы
экономики.
Развитый сектор малого и среднего бизнеса выступает защитным
механизмом против социально-политических потрясений. Он обеспечивает
самозанятость собственникам такого бизнеса и создает рабочие места для
наемных работников. При этом для рабочих мест в данном секторе характерна
высокая гибкость: возможность работы на дому, неполной занятости и так
далее. Эти рабочие места дают возможности для трудоустройства
представителей таких групп, как женщины с маленькими детьми, люди с
особыми физическими потребностями.
Для малого и среднего бизнеса характерна высокая деловая активность,
которая формирует среду и дух предпринимательства.
Бизнес – это не только ресурсы, его эффективность определяется также
моделями поведения и психологическими установками предпринимателей. Эти
модели и установки рождаются в наиболее активном сегменте бизнеса – малом
предпринимательстве. Чрезвычайно важно, что люди, начавшие собственное
дело, являются носителями идеи свободы. Без свободы их экономический
успех и благосостояние невозможны. Можно уверенно утверждать, что
предприниматели малого бизнеса составляют значительную часть социальной
базы демократии.
Таким образом, малый бизнес важен для экономики и социальной сферы.
В то же время, малый и средний бизнес не обладает устойчивостью, которая
характерна для крупного бизнеса. У малого и среднего предпринимательства
недостаточны возможности для диверсификации товаров и услуг, что является
надежной подстраховкой на случай кризисных явлений в отдельных секторах
экономики.Малый бизнес не располагает большими активами для использования в
качестве залога при получении кредитных ресурсов. Достаточно часто малые
предприниматели располагают лишь перспективной идеей и нуждаются для ее
реализации в различных ресурсах: финансах, налоговых льготах, консалтинге,
защите со стороны закона. В силу этого для малого бизнеса чрезвычайно важна
поддержка со стороны органов публичной власти как на государственном, так
и на муниципальном уровнях. Создание стимулирующих условий для малого
бизнеса является задачей власти.
Для Самарской области и городского округа Самара характерен
достаточно высокий уровень развития малого бизнеса и темпы его развития.
Так, по данным 5 отдела оперативного контроля Управления Федеральной
налоговой службы по Самарской области, по состоянию на 1 апреля 2018 года
количество предпринимателей малого бизнеса увеличилось по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года на 2,3 %. Фонд заработной платы
работников малого бизнеса в Самаре в 2017 году возрос более чем на 87 % по
сравнению с предыдущим годом. Уровень и темпы развития малого и среднего
бизнеса в городском округе Самара определил перспективность исследования
форм и методов поддержки данного сегмента предпринимательства на
материалах Самары.
Зарубежный опыт убедительно демонстрирует, что особенно велика роль
поддержки малого бизнеса со стороны органов государственной власти и
местного самоуправления в переходных условиях, когда экономика нуждается
в структурной перестройке и значительном росте производительности труда.
Актуальность исследования поддержки малого и среднего
предпринимательства обусловлена значимостью данного сегмента бизнеса для
развития экономики Самары, а также для повышения налоговых поступлений в
муниципальный бюджет и решения социальных проблем города.
В историко-теоретическую группу автор включил научные работы по
истории и теории изучаемого вопроса.Среди авторов, которые занимались изучением поддержки малого и
среднего бизнеса, в том числе на материалах Самары, необходимо отметить
И.С. Антоненко, А.А. Арустамова, А.О. Блинова, Т. Бурмистрову, В.Ш.
Каганова, И.А. Смагину, И.Н. Шапкина и других. Научные работы данной
группы рассматривают вопросы права, экономики, государственного и
муниципального управления, а также управления бизнесом.
В качестве объекта исследования выбрана деятельность органов
публичной власти по поддержке предпринимателей малого и среднего бизнеса
городского округа Самара
Предметом исследования являются формы и методы поддержки малого и
среднего бизнеса органами публичной власти всех уровней на территории
городского округа Самара.
Целью данной работы является выявление форм и методов поддержки
малого предпринимательства на примере городского округа Самара
Задачи исследования:
охарактеризовать роль малого бизнеса в развитии экономики
государства;
определить особенности нормативно-правового регулирования
предпринимательской деятельности в современной России;
выявить формы и методы государственной поддержки развития
предпринимательства;
систематизировать направления деятельности малого
предпринимательства в городском округе Самара;
охарактеризовать программные меры поддержки малого
предпринимательства;
разработать предложения по совершенствованию условий и мер,
обеспечивающих поддержку малого предпринимательства на
территории городского округа Самара.
Методический аппарат исследования включает в себя методы системно-
структурного, функционального, факторного и сравнительного анализа спостроением аналитических моделей на основе синтеза современных научных
методов познания экономико-социальных явлений. Методологическим
инструментарием выступают графический, статистический и экономико-
математические методы обработки информации.
Источники исследования распределяются на несколько групп. В
нормативную группу входят нормативные акты, регулирующие поддержку
малого и среднего предпринимательства, а также программные документы
органов публичной власти. К ним относятся Конституция РФ, Гражданский и
Налоговый кодексы, Государственная программа Самарской области развития
предпринимательства, торговли и туризма. Государственную программу автор
включил в данную группу в силу того, что нормативные акты характеризуют
лишь намерения власти создать условия для развития малого и среднего
предпринимательства. В то же время, программные документы содержат
описания практических действий власти в соответствие с принятыми ранее
нормативными актами. В силу этого, нормативные и программные документы
целесообразно анализировать в комплексе.
В группу эмпирических источников включены материалы, содержащие
статистическую и иную фактическую информацию по теме работы.
Эмпирические источники содержат информацию, пригодную для вторичного
анализа в целях решения задач выпускной квалификационной работы. Автор
использовал материалы таких информационных ресурсов, как официальный
сайт администрации городского округа Самара, сайт Ресурсного центра малого
предпринимательства, информационный портал «Волга-Ньюс» и другие.
Важным элементом эмпирической базы выпускной квалификационной работы
являются результаты проведенного в 2017 году опроса предпринимателей
малого и среднего бизнеса «Мнение собственников и руководителей высшего
звена средних и малых компаний об административной среде в Российской
Федерации». Автор использовал для вторичного анализа оценки
административной среды материалы опроса предпринимателей Сызрани,
которые были частью общей выборочной совокупностТеоретической основой исследования послужили труды отечественных и
зарубежных ученых-экономистов в области финансов, становления и развития
малого предпринимательства, функционирования финансово-кредитного
механизма, финансово-кредитной государственной поддержки малого
предпринимательства.
Научная новизна исследования состоит в выделении особенностей,
проблем и форм государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Самарской области и их роль в развитии региона.
Структура работы определена целью и задачи и состоит из введения,
трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых
источников.
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое
значение как для развития экономики, так и для социальной сферы. Оно
выполняет ряд важных функций: производство товаров и услуг в условиях
динамично меняющегося спроса, решение проблемы занятости, в том числе
путем самозанятости, ускорение темпов научно-технического прогресса. В
большинстве развитых стран основу экономики составляют предприятия
малого и среднего бизнеса. Начатый в 90-е годы прошлого века Россией
экономический курс также предполагает широкое участие субъектов малого и
среднего бизнеса в развитии страны.
Организации малого и среднего бизнеса играют большую роль в
продуцировании и внедрении инноваций. Значительная часть индустриальных
и информационных инноваций разрабатывается и внедряется организациями
малого бизнеса. Малое предпринимательство в условиях информационного
общества активно проникает в новые отрасли производства. Сфера
информационных технологий, являющаяся наиболее активно развивающимся
сегментом современной мировой экономики, в значительной степени
формируется именно малым бизнесом.
В ходе работы были рассмотрены основные аспекты региональной
политики в сфере развития малого предпринимательства в Самарской области.
На основе межмуниципальной дифференциации и показателей были
предложены рекомендации по усовершенствованию системы механизмов
развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области. В
частности, развитие предпринимательской грамотности, информационная
поддержка, развитие инновационной и производственной сферы малого
предпринимательства, развитие системы микрофинансирования, финансовая и
имущественная поддержка.
Малое предпринимательство играет большую роль в социально-
экономическом развитии страны, тем не менее, Россия находится на начальнойстадии формирования малого предпринимательства. В приоритете на
современном этапе ожидается одновременно увеличение числа предприятий и
рост уровня их выживаемости, а также повышение вклада малого
предпринимательства в ВВП и снижение показателей безработицы.
В настоящее время в России, как на федеральном, так и на региональном
уровнях, малое и среднее предпринимательство осуществляет свою
деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами и
организационными основами, в частности, Федеральный закон от 24 июля 2007
г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации», Постановление Правительства Самарской области от
29.11.2013 № 699 «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в
Самарской области» на 2014-2030 годы». В государственной программе
развития экономики выделена значимость развития предпринимательства. На
территории многих субъектов, в том числе и в Самарской области, существуют
свои проекты и программы, которые направлены на развитие малого и среднего
бизнеса с использованием различных видов поддержки, такой как: финансовая,
правовая, образовательная, консультационная, информационная.
Малое предпринимательство является значимым звеном экономического
роста. Его уровень развития определяет уровень повышения экономики и на
сколько социально стабильным будет регион. Также, оно является ключевым
основанием устойчивости экономики региона к различным циклическим иили
общемировым кризисам. Малый бизнес выступает в качестве стратегического
ресурсного объекта в развитии региональной территории, и, следовательно,
всего государства в целом. Данные Росстата показывают, что по уровню
развития малого бизнеса Самарский регион среди всех остальных регионов
Приволжского Федерального округа занимает лидирующее место.
Немалое количество субъектов малого предпринимательства
насчитывается на Самарской территории. По итогам 2019 года – объем
оборотов малых предприятий составил более 22,7 млрд. рублей.Для становления малого бизнеса и последующего его эффективного
развития необходима помощь на начальных этапах по всем бизнес-
направлениям. Для оказания такой помощи 20 октября 2008 года Глава
городского округа Самара вынес Постановление №866 о создании и положении
начала деятельности Самарского бизнес-инкубатора.
МБУ городского округа Самара «Самарский бизнес-инкубатор»
представляет собой институт по продвижению бизнеса путем осуществления
следующей деятельности: оказание консультационных услуг для субъектов
малого и среднего предпринимательства городского округа Самара по
вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, правовой защиты и развития
предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
юридические консультации для предпринимателей, а также комплексное
сопровождение; услуги по ведению бухгалтерского учета на предприятии;
предоставление во временное пользование помещений Самарского бизнес-
инкубатора; организация и проведение мероприятий «круглые столы, форумы,
выставки, конференции, саммиты и многое другое.
За всю свою деятельность Самарский бизнес-инкубатор работает в
убыток. За весь исследуемый период деятельности, нам удалось выявить
причины убыточной деятельности. Таковыми причинами являются: политика
инкубации (отсутствуют качественные дополнительные услуги, важные для
успешного развития бизнеса компаний, преимущественно на платной основе),
образование и кадры (в бизнес-инкубаторе не налажена система внедрения
образовательных центров на основе государственно-частного партнёрства),
инфраструктура (отсутствуют информационные системы высокотехнологичной
инфраструктуры), спрос и предложение (крайне редко организовываются
встречи предпринимателей с заказчиками, проводятся мониторинги актуальных
задач и их популяризация), инвестиции (отсутствуют частные фонды с
привлечением частного капитала, нацеленные на финансирование).
Для необходимого содействия технологическому развитию и
инновационной восприимчивости российского бизнеса можно рекомендоватьсоздание на базе МБУ городского округа Самара «Самарский бизнес-
инкубатор» открытого R&D центра. Суть жизнедеятельности данного центра
состоит в том, что он будет являться структурным подразделением Фонда
развития инновационного предпринимательства, что позволит предприятиям
значительно экономить финансовые и временные ресурсы стадии НИОКР за
счет использования существующих решений, а также разделить риски
проведения НИОКР с внешней научно-технологической базой, и, получить
возможность коммерциализации собственных непрофильных разработок
«спин-оффов».
От создания открытого R&D центра на базе МБУ городского округа
Самара «Самарский бизнес – инкубатор» следуют экономический и
социальный эффект. Данные эффекты заключается в создании комфортной
социальной среды для региона (трудоустройство граждан различных
возрастов), а экономический – в получении вознаграждения от дохода,
полученного от поставки заказчику технологического решения.
Из всего проделанного анализа следует вывод о том, что на территории
Самарской области есть все шансы разработать общепризнанные
теоретические и практические подходы к тому, каким должен быть
эффективный бизнес-инкубатор как база развития малого и среднего
предпринимательства, что вследствие послужит высоким показателям в
экономики нашего региона, нашего государства, и выведению нас на
лидирующие позиции на мировом рынке.
1. Александрова А., Гришина Е. Неравномерность развития
муниципальных образований // Вопросы экономики. 2015. №8. С. 97-105.
2. Афанасьев В.О. Малый бизнес: проблемы становления //
Российский экономический журнал. 2016. № 8. С. 6-23.
3. Буланкина Е.В., Лебедева Е.В. Основы построения системы
государственной поддержки малого предпринимательства в РФ // International
Journal of Professional Science. 2019. № 8. С. 21-24.
4. Буров В. Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. М.:
Чита, 2014. 441 с.
5. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе.
М.: Маросейка, 2016. 192 с.
6. Бухвальд Е. М. Стратегия развития малого и среднего
предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии //
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. №
1(43). С. 66-80.
7. Гварлиани Т.Е. Эффективность налоговых режимов для малого
предпринимательства // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 109-114.
8. Гидирим В.А. Основы международного корпоративного
налогообложения. М.: Человек слова, 2016. 741 с.
9. Гончаренко Л.И. Налоги и предпринимательство: учеб. / Л.И.
Гончаренко, А.В. Гурнак, Л.М. Архипцева. М.: Магистр, 2018. 432 с.
10. Гончарук А.А. Государственная поддержка малого и среднего
предпринимательства // Вопросы науки и образования. 2018. №9 (21). С. 42-46.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая):
Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2020) //
Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32
ст. 330112. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации:
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. (ред. от 08.12.2020) // Собрание
законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532
13. Гурьянова Л.С. Модель анализа асимметрии регионального
развития // Проблемы экономики. 2015. № 2. С. 27-33.
14. Действующие в РФ налоги и сборы: патентная система
налогообложения [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба.
2015-2018. URL: https://www.nalog.ru/rn70/taxation/taxes/patent/ (дата
обращения: 20.02.2021).
15. Ефимова О.Ю., Котов Д. В. Организации инновационной
инфраструктуры. М.: Палеотип, 2016. 276 с...