Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края во внеурочной деятельности

Работа №112540

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края 11
1.1 Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 11
1.2 Педагогические условия формирования у младших школьников
познавательного интереса к родному краю 18
1.3 Теоретическая модель формирования познавательного интереса у
младших школьников к родному краю 24
Глава 2 Опытно - экспериментальное исследование формирования у
младших школьников познавательного интереса к изучению родного края . 33
2.1 Диагностика познавательного интереса младших школьников к
изучению Родного края 33
2.2 Разработка и внедрение программы по формированию у младших
школьников познавательного интереса к изучению родного края во внеурочной деятельности 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников познавательного интереса к
изучению родного края 54
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Рабочая программа курса внеурочной деятельности 69
Приложение Б Диагностические методики 80
Приложение В Результаты исследования познавательного интереса младших школьников к изучению родного края на констатирующем этапе 89
Приложение Г Результаты исследования познавательного интереса младших
школьников к изучению родного края на контрольном этапе 90



Объект исследования: процесс формирования познавательного
интереса младших школьников к изучению Родного края.
Предмет исследования: формирование у младших школьников
познавательного интереса к изучению Родного края во внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать содержание, формы и методы внеурочной деятельности, которые нацелены на формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края.
Задачи исследования:
1) Раскрыть сущность формирования познавательного интереса
младших школьников как процесса.
2) Определить компоненты познавательного интереса младших школьников.
3) обосновать критерии описать показатели уровней сформированное познавательного интереса младших школьников.
4) Определить и описать педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса.
5) Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование у младших школьников познавательного интереса.
6) Разработать модель формирования у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края во внеурочной деятельности.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертационном исследовании на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были определены содержание и сущность понятия «познавательный интерес».
Под познавательным интересом понимается «направленность личности на окружающий мир, характеризующаяся такими свойствами, как желание познать предметы и явления окружающего мира, активность и избирательность, сопровождающиеся положительным эмоциональным фоном».
В исследовательской работе обоснованы компоненты познавательного интереса:
- творческий компонент (самостоятельный перенос ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию);
- интеллектуальный компонент (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
- регулятивный компонент (устремления, целенаправленность, преодоление трудностей);
- эмоциональный компонент (положительное отношение к деятельности).
В исследовательской работе определены критерии уровней сформированности у младших школьников познавательного интереса:
Любопытство - начальный толчок к познанию (интерес поверхностный, фрагментарный, ситуативный).
Любознательность - стремление к более глубокому анализу явлений действительности (желание проникнуть в более глубокие основания знаний).
Познавательный интерес - самостоятельная активность личности, личность становится субъектом деятельности.
Творческий интерес - самостоятельная творческая поисковая деятельность.
В исследовании определены и описаны педагогические условия формирования познавательного интереса.
В ходе исследовательской работе была доказана эффективность разработанных модели и программы внеурочной деятельности «Край, ты мой родной», направленных на формирование у младших школьников познавательного интереса.
Разработанные модель и программа обеспечивают положительную динамику в формировании и развитии у младших школьников познавательного интереса.
Во второй главе изложено описание констатирующего этапа исследования, представлены его результаты. Определены и описаны уровни развития познавательного интереса, его критерии, подобраны методики, позволившие получить объективную информацию об эффективности опытно-экспериментальной работы и определить достоверность данных динамики развития познавательного интереса у младших школьников.
Выделенные уровни, подробно описанные характеристики каждого из них и методики диагностики позволили провести констатирующий эксперимент.
В нашем исследовании представлена разработанная программа внеурочной деятельности по развитию у младших школьников познавательного интереса на примере МБУ «Школа №1» имени Виктора Носова городского округа Тольятти.
Входящие в программу занятия проводились в очной форме и включали в себя дискуссии, лекции, самодиагностику, беседы, экскурсии, конкурсы, проектирование. Особое значение в программе отводилось работе в группе. Это позволяет учащимся реализовать свои навыки, умения, проявлять активность.
Таким образом, разработанная и апробированная программа внеурочной деятельности «Край, ты мой Родной!» оказала положительное влияние на младших школьников, активизировав их познавательную деятельность, повысив мотивацию, стимулировав к самостоятельному изучению учебного материала.
В рамках контрольного этапа исследования была определена и подтверждена эффективность разработанной нами программы внеурочной деятельности, обобщены полученные результаты исследования.
Анализ и обработка полученных данных исследования позволили сделать вывод: произошли позитивные изменения в развитии у младших школьников познавательного интереса.
Полученные результаты исследовательской работы могут служить теоретической базой для решения проблемы по формированию и развитию у младших школьников познавательного интереса.
Таким образом, результаты проведенного исследования, полученные нами, доказывают, что гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.




1. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности в начальной школе. 1984. с. 36 - 41.
2. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. 2002. №265. - 55 с.
3. Анастасиев А. И. Дедактический катехизис. Казань, 1992. 16 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М. : Педагогика, 1977. 252 с.
5. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. 1982.
6. Беляев М.Ф. Психология интереса. М. : Просвещение, 1997. 259 с.
7. Бецкой И. И. Педагогические взгляды. СПб.: Питер, 2008. 262 с.
8. Богомолов В. Диагностика познавательной активности младших школьников.
9. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие. М. : просвещение, 1986. 464 с.
10. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М. : Просвещение, 1985. 144 с.
11. Венгер Л. А. Психологическое консультирование и диагностика. М. : Генезис, 2001. 128 с.
12. Виноградова Н. Ф. Концепция начального образования : «Начальная школа XXI века». М. : Вентана-Граф, 2017. 64 с. : ил.
13. Выготский Л. С. Психология познания. М. : Лабиринт, 2010. 127 с.
14. Герцен А. И. Избранные педагогические высказывания. М., 1991.
15. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва, 1997. 310 с.
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ