Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края 11
1.1 Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 11
1.2 Педагогические условия формирования у младших школьников
познавательного интереса к родному краю 18
1.3 Теоретическая модель формирования познавательного интереса у
младших школьников к родному краю 24
Глава 2 Опытно - экспериментальное исследование формирования у
младших школьников познавательного интереса к изучению родного края . 33
2.1 Диагностика познавательного интереса младших школьников к
изучению Родного края 33
2.2 Разработка и внедрение программы по формированию у младших
школьников познавательного интереса к изучению родного края во внеурочной деятельности 44
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников познавательного интереса к
изучению родного края 54
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Рабочая программа курса внеурочной деятельности 69
Приложение Б Диагностические методики 80
Приложение В Результаты исследования познавательного интереса младших школьников к изучению родного края на констатирующем этапе 89
Приложение Г Результаты исследования познавательного интереса младших
школьников к изучению родного края на контрольном этапе 90
Объект исследования: процесс формирования познавательного
интереса младших школьников к изучению Родного края.
Предмет исследования: формирование у младших школьников
познавательного интереса к изучению Родного края во внеурочной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать содержание, формы и методы внеурочной деятельности, которые нацелены на формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края.
Задачи исследования:
1) Раскрыть сущность формирования познавательного интереса
младших школьников как процесса.
2) Определить компоненты познавательного интереса младших школьников.
3) обосновать критерии описать показатели уровней сформированное познавательного интереса младших школьников.
4) Определить и описать педагогические условия формирования у младших школьников познавательного интереса.
5) Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование у младших школьников познавательного интереса.
6) Разработать модель формирования у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края во внеурочной деятельности.
В диссертационном исследовании на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были определены содержание и сущность понятия «познавательный интерес».
Под познавательным интересом понимается «направленность личности на окружающий мир, характеризующаяся такими свойствами, как желание познать предметы и явления окружающего мира, активность и избирательность, сопровождающиеся положительным эмоциональным фоном».
В исследовательской работе обоснованы компоненты познавательного интереса:
- творческий компонент (самостоятельный перенос ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию);
- интеллектуальный компонент (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
- регулятивный компонент (устремления, целенаправленность, преодоление трудностей);
- эмоциональный компонент (положительное отношение к деятельности).
В исследовательской работе определены критерии уровней сформированности у младших школьников познавательного интереса:
Любопытство - начальный толчок к познанию (интерес поверхностный, фрагментарный, ситуативный).
Любознательность - стремление к более глубокому анализу явлений действительности (желание проникнуть в более глубокие основания знаний).
Познавательный интерес - самостоятельная активность личности, личность становится субъектом деятельности.
Творческий интерес - самостоятельная творческая поисковая деятельность.
В исследовании определены и описаны педагогические условия формирования познавательного интереса.
В ходе исследовательской работе была доказана эффективность разработанных модели и программы внеурочной деятельности «Край, ты мой родной», направленных на формирование у младших школьников познавательного интереса.
Разработанные модель и программа обеспечивают положительную динамику в формировании и развитии у младших школьников познавательного интереса.
Во второй главе изложено описание констатирующего этапа исследования, представлены его результаты. Определены и описаны уровни развития познавательного интереса, его критерии, подобраны методики, позволившие получить объективную информацию об эффективности опытно-экспериментальной работы и определить достоверность данных динамики развития познавательного интереса у младших школьников.
Выделенные уровни, подробно описанные характеристики каждого из них и методики диагностики позволили провести констатирующий эксперимент.
В нашем исследовании представлена разработанная программа внеурочной деятельности по развитию у младших школьников познавательного интереса на примере МБУ «Школа №1» имени Виктора Носова городского округа Тольятти.
Входящие в программу занятия проводились в очной форме и включали в себя дискуссии, лекции, самодиагностику, беседы, экскурсии, конкурсы, проектирование. Особое значение в программе отводилось работе в группе. Это позволяет учащимся реализовать свои навыки, умения, проявлять активность.
Таким образом, разработанная и апробированная программа внеурочной деятельности «Край, ты мой Родной!» оказала положительное влияние на младших школьников, активизировав их познавательную деятельность, повысив мотивацию, стимулировав к самостоятельному изучению учебного материала.
В рамках контрольного этапа исследования была определена и подтверждена эффективность разработанной нами программы внеурочной деятельности, обобщены полученные результаты исследования.
Анализ и обработка полученных данных исследования позволили сделать вывод: произошли позитивные изменения в развитии у младших школьников познавательного интереса.
Полученные результаты исследовательской работы могут служить теоретической базой для решения проблемы по формированию и развитию у младших школьников познавательного интереса.
Таким образом, результаты проведенного исследования, полученные нами, доказывают, что гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
1. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности в начальной школе. 1984. с. 36 - 41.
2. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. 2002. №265. - 55 с.
3. Анастасиев А. И. Дедактический катехизис. Казань, 1992. 16 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М. : Педагогика, 1977. 252 с.
5. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. 1982.
6. Беляев М.Ф. Психология интереса. М. : Просвещение, 1997. 259 с.
7. Бецкой И. И. Педагогические взгляды. СПб.: Питер, 2008. 262 с.
8. Богомолов В. Диагностика познавательной активности младших школьников.
9. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие. М. : просвещение, 1986. 464 с.
10. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М. : Просвещение, 1985. 144 с.
11. Венгер Л. А. Психологическое консультирование и диагностика. М. : Генезис, 2001. 128 с.
12. Виноградова Н. Ф. Концепция начального образования : «Начальная школа XXI века». М. : Вентана-Граф, 2017. 64 с. : ил.
13. Выготский Л. С. Психология познания. М. : Лабиринт, 2010. 127 с.
14. Герцен А. И. Избранные педагогические высказывания. М., 1991.
15. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва, 1997. 310 с.
...