Введение 3
Глава 1 Теоретические основы процесса сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 11
1.1 Анализ рынка центров для детей с ограниченными
возможностями здоровья в городской среде 11
1.2 Специфика организационно-педагогических условий,
позволяющих создать дефектологический центр в городской среде 17
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации организационно-педагогических условий создания дефектологического центра в городской среде для детей с ограниченными возможностями здоровья 25
2.1 Стратегический анализ внутренних и внешних факторов,
влияющих на работу дефектологического центра 25
2.2 Разработка бизнес-плана дефектологического центра,
критерии и показатели эффективности работы 48
2.3 Возможные риски при реализации центра и мероприятия по
их устранению 72
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А. Бланк анкетирования на подтверждение необходимости создания дефектологического центра 83
Приложение Б. Местонахождение арендованного помещения под дефектологический центр 86
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована недостатком дефектологических центров в городской среде и неуклонно увеличивающимся количеством детей с проблемами в развитии, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ все специальных условий обучения и воспитания.
В современном российском образовании постоянно происходят различные изменения, которые затрагивают систему дошкольного образования. Особенно актуальной является проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы в будущем у таких детей была полноценная, насыщенная жизнь, чтобы интеграция в среду здоровых сверстников проходила успешно, необходимо создание дефектологического центра, который бы применял в своей коррекционно-педагогической деятельности современные образовательные технологии, такие как личностно-ориентированные. Для этого будут разработаны организационно-педагогические условия дефектологического центра для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована недостаточной изученностью вопроса проектирования (создания) развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточно разработаны организационно-педагогические условия проектирования дефектологического центра, которые могли бы удовлетворить особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что наблюдается недостаточная научно-методическая разработанность организационно-педагогических условий, необходимых для проектирования дефектологического центра. Поэтому данная работа несет практическую значимость для индивидуальных предпринимателей в сфере образования.
В данной работе интерес представляет понятие «педагогические условия», данное понятие разные авторы рассматривали с разных позиций. Так В.И. Андреев, А.Я. Найн рассматривали данное понятие как совокупность различных мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды [5,24]. Н.В. Ипполитова раскрывает данное понятие как компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних и внешних элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование, дальнейшее развитие [18]. С точки зрения Ю.К. Бабанского педагогические условия рассматриваются, как обстановка, при которой компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии [39] .
Проблема создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья отражена в законодательных и нормативно-правовых документах: Указе Президента Российской федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ и др.) [2,1]. В данных документах представлены приоритеты в реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, в них говорится о том, что любой человек вне зависимости от разных факторов имеет право на получение образования.
Учитывая все вышесказанное, можно констатировать, что проектирование и создание дефектологического центра, в котором были бы созданы специальные условия для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, на сегодняшний день остается актуальной проблемой. Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в развивающих центрах выявил следующие противоречия между:
- растущим количеством детей с нарушениями в развитии и недостатком дефектологических центров, в которых были бы созданы специальные условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- потребностью создания дефектологического центра в городской среде и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к проектированию дефектологического центра, который мог бы удовлетворить особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- необходимостью организации эффективной коррекционной, образовательной и воспитательной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, необходимых для успешной работы с особенными детьми.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования была сформулирована проблема исследования: какие организационно-педагогические условия, необходимы для проектирования дефектологического центра в городской среде.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Организационно-педагогические условия проектирования дефектологического центра в городской среде».
Цель исследования: проектирование дефектологического центра в городской среде, в котором будут созданы специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Объект исследования: дефектологический центр в городской среде.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия проектирования дефектологического центра в городской среде.
Гипотеза исследования: проектирование дефектологического центра в городской среде для детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при разработке следующих организационно-педагогических условий:
- разработан бизнес-план дефектологического центра;
- выделены критерии и показатели эффективности работы центра;
- проведен анализ возможных рисков при реализации центра и описаны мероприятия по их устранению.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1) провести стратегический анализ рынка детских развивающих центров, выявить особенности деятельности данных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) разработать бизнес-план дефектологического центра;
3) выделить критерии и показатели эффективности работы центра;
4) провести анализ возможных рисков при реализации центра и описать мероприятия по их устранению.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теоретические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.А. Екжанова, Н.В. Нищева, Л.И. Плаксина, Е.В. Самсонова, Е.А. Стребелева, Г.Е. Сухарева);
- концепция развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.Л. Гончарова, О.А. Карабанова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская);
- теоретические основы планирования и прогнозирования, стратегического управления предприятием (А.В. Варзунов, С.А. Грачев, М.В. Рахова, Л.П. Сажнева, Е.К. Торосян, А.К. Холодная). Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; систематизция, обобщение практического опыта, метод SWOT-анализа);
- эмпирические (изучение документации, изучение продуктов деятельности; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 162 «Олимпия».
Организация и основные этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2018 г. - июнь 2019 г.) - данный этап заключался в обоснование выбора направления исследования; анализе литературных источников по теме исследования; теоретическом осмысление проблемы исследования; формулирование гипотезы исследования, определение цели, объекта, предмета, задач и методики исследования.
Второй этап - экспериментальный (сентябрь 2019 г. - февраль 2020 г.) - проведен анализ детских развивающих центров в городской среде, направленных на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проведено анкетирование (опрос) родителей на базе д/с № 162 «Олимпия», направленное на подтверждение необходимости создания дефектологического центра. На этапе формирующего этапа педагогического эксперимента разработаны организационно-педагогические условия проектирования дефектологического центра.
Третий этап - заключительный (февраль 2020 г. - апрель 2020 г.) заключался в анализе и обобщении результатов педагогического эксперимента, в систематизации и формулировке выводов, оформлении результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
- поставлена и решена проблема проектирования дефектологического центра в городской среде для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- выявлены и теоретически обоснованы особенности детских развивающих центров в городе Тольятти;
- выявлены организационно-педагогические условия, необходимые для проектирования дефектологического центра в городской среде: разработан бизнес-план, выделены критерии и показатели эффективности работы центра; проведен анализ возможных рисков при реализации центра и описаны мероприятия по их устранению.
Теоретическая значимость: определены теоретические основы проектирования дефектологического центра для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость: результаты исследования в своей практической деятельности могут использовать дефектологи, работники учреждений дополнительного образования и предприниматели, специализирующиеся на работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Достоверность и обоснованность результатов исследования:
- обеспечены теоретическим анализом психолого-педагогической
литературы, теории и практики стратегического менеджмента;
- обеспечивается методологической базой исходных позиций;
- логической структурой исследования;
- применением методов адекватных объекту, предмету, цели,
задачам магистерской диссертации;
- достоверность обеспечивается благодаря комплексному стратегическому анализу среды организации и обработки результатов анкетирования (опроса) родителей в ходе исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования подтверждается опубликованными научными работами.
Заключается в разработке:
- основных компонентов педагогического исследования;
- организационно-педагогических условий, необходимых для проектирования дефектологического центра для детей с ограниченными возможностями здоровья: бизнес-плана дефектологического центра, критериев и показателей эффективности работы центра, анализа возможных рисков при реализации центра и предложенных мероприятий по их устранению.
Апробация и внедрение результатов исследования: осуществлялось на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.
Основные результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях:
- участие в VI Международной научно-практической конференции «Научные исследования и современное образование» (г. Чебоксары март 2019 г.);
- участие в научно-практической конференции «Студенческие Дни науки в ТГУ» (г. Тольятти апрель 2019 г.);
- участие в Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (г. Тольятти ноябрь 2019 г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1) в связи с растущим количеством детей с ограниченными возможностями здоровья и недостатком дефектологических центров, в которых были бы созданы специальные условия для развития и обучения таких детей, необходимость проектирования дефектологического центра в городской среде является крайне актуальной и проблемной, в связи с тем, что недостаточно разработаны теоретические и практические основания этой деятельности;
2) организационно-педагогические условия, необходимые для проектирования дефектологического центра для детей с ограниченными возможностями здоровья в городской среде состоят из:
бизнес-плана дефектологического центра, критериев и показателей (качества предоставляемых образовательных услуг, качества педагогической деятельности, сохранности контингента, эффективности организационно-массовой работы, кадрового состава, качества материально-технического обеспечения центра, статуса дефектологического центра в микрорайоне) эффективности работы центра и анализа возможных рисков при реализации центра и предложенных мероприятий по их устранению.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 наименований), 2 приложений. Для иллюстрации текста используются 21 таблица и 1 рисунок. Основной текст работы изложен на 82 страницах.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была подтверждена выдвинутая гипотеза, были решены поставленные задачи.
В первой главе мы изучили теоретические основы процесса сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Провели маркетинговое исследование учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Тольятти, выделили основных конкурентов: Тольяттинский лечебно-реабилитационный центр «Ариадна» и центр речевого развития «Логопед-центр». Далее изучили специфику организационно-педагогических условий, позволяющих создать дефектологический центр в городской среде.
Проектирование дефектологического центра возможно при условии создания следующих организационно-педагогических условий представленных ниже [32].
К организационным условиям необходимым для создания дефектологического центра мы отнесли: удобное местонахождение, комфортабельное помещение под дефектологический центр с учетом требований для детей с ограниченными возможностями здоровья; необходимое ресурсное обеспечение функционированием центра (нормативно-правовое, научно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое); создание адекватной системы управления основными компонентами модели дефектологического центра; мотивация сотрудников и систематическое повышение квалификации персонала.
К педагогическим условиям создания дефектологического центра отнесли: создание адаптивной образовательной среды; разработка индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного подхода; использование специальных методов и технологий, организационных форм обучения, адаптированных для особенных детей, направленных на «пошаговое» освоение дошкольниками материала; взаимодействие специалистов центра в вопросах коррекционно- педагогического обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; вовлечение родителей в коррекционно-педагогическую деятельность центра, в процесс реабилитации и интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Проведенная экспериментальная работа позволила провести стратегический анализ в сфере дополнительного образования, на основе результатов которого был разработан бизнес-план будущего дефектологического центра, были выделены критерии и показатели эффективности работы центра, был проведен анализ возможных рисков при реализации центра и описаны мероприятия по их устранению.
Изучив специфику организационно-педагогических условий, позволяющих создать дефектологический центр и проанализировав рынок центров для детей с ограниченными возможностями здоровья, мы провели констатирующий эксперимент во второй главе квалификационной работы.
Для изучения данной отрасли мы использовали стратегический анализ, который позволяет выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на дефектологический центр, анализ проводился путем изучения и оценки данной сферы деятельности. В результате анализа нами были разработаны направления работы для сохранения конкурентоспособности и удержании прибыли центра.
Следующим нашим шагом мы разработали бизнес-плана дефектологического центра, критерии и показатели эффективности его работы, проанализировали рисковую составляющую данного проекта.
Результаты проведенный работы подводят нас к выводу о том, что данная бизнес-идея является перспективным инвестиционным вложением для получения прибыли.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об
образовании в РФ».
2. Указ президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ М-ва образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум.
4. Об утверждении концепции развития системы ранней помощи в Самарской области на период до 2020 года [Текст]: распоряжение Правительства Самарской области от 26 июня 2018 г. № 507-р // Собрание законодательства Самарской области. - 2018. - № 1839-р. - Ст.116.
5. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития: учебное пособие для вузов по спец. «Педагогика». - 2-е изд., Казань : Центр инновац. технологий, 2000. 606 с.
6. Апшева А. М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические рекомендации. М. : МД ЭБЦ, 2011. 180 с.
7. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М. : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
8. Балашов А. П. Основы менеджмента: учебное пособие. М. : ИНФРА- М, 2012. 288 с.
9. Блэйк Р. Р., Мутон Д. С. Научные методы управления // пер. с англ. И. Ющенко. Киев: Вышейшая школа, 2013. 274 с.
10. Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: учебное пособие. М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. 224 с.
11. Виханский О. С. Стратегическое управление. - 2-е изд., перераб. и доп. М. : Гардарика, 1988. 296 с.
12. Голубков Е. П. Маркетинг для маркетологов // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 4. С. 104-108.
13. Грачев С. А., Рахова М. В., Холодная А. К. Бизнес-планирование: учебное пособие // Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. 78 с.
14. Евдалова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н .Н. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. М. : ВЛАДОС, 2004. 349 с.
15. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании. М. : Академия, 2016. 320 с.
16. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и
дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие. Ростов-на Дону: Феникс, 2011. 341 с.
17. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.
18. Коротков Э. М., Солдатова И. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие. М. : 2013. 272 с.
19. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру // пер. с англ. М. : Альпина Паблишер, 2012. 143 с.
20. Логинова Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. М. : Мегополис, 2018. 388 с.
21. Мардас А. Н., Гуляева О. А., Кадиев И. Г. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Юрайт, 2016. 205 с.
22. Моисеева Н. К., Костина Г. Д. Стратегический менеджмент: учебник для подготовки бакалавров по специальности «Менеджмент организации». М. : МИЭТ, 2010. С. 45-52.
23. Моргунов Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2011. 561 с.
24. Наин А. Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО Адм. Челяб. обл. ; Челяб. фил. ИПО МО РФ, 1995. 288 с.
25. Панфилова А. П. Дополнительное образование. Менеджмент образовательных услуг: учебник для бакалавриата. М. : Проспект, 2018. 872 с.
26. Петухова С. В. Бизнес-планирование. Как обосновать и реализовать бизнес-проект. М. : Омега-Л, 2011. 192 с.
27. Попков В. П., Евстафьева Е. В. Основы предпринимательской деятельности: схемы и таблицы. СПб. : Санкт-Петербург, 2007. 352 с.
28. Потемкин В. К. Управление персоналом: учеб. Для студ. вузов, специализирующихся на менеджменте организации, экономики труда и упр. Персоналом. М. : Санкт-Петербург, 2010. 426 с.
29. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в детском саду: учебно-методическое пособие / под ред. Е. В. Самсоновой. М. : МГППУ, 2012. 56 с.
30. Симонов В П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в
образовании: учебное пособие. М. : Изд-во Юрайт, 2009. 357 с.
31. Ситаров В. А. Культура предпринимательства: теория и практика. М. : Вологда, 2006. 192 с.
32. Соколова Н. А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та., 2010. 225 с.
33. Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование. Теория и практика: учебное пособие. СПб. : Санкт-Петербург, 2009. 352 с.
34. Торосян Е. К., Сажнева Л.П., Варзунов А. В. Бизнес-планирование // учебное пособие. СПб. : Университет ИТМО, 2015. 90 с.
35. Трунин Г. А., Гойхер О. Л., Захаров П. Н. Бизнес-планирование, оценка и управление инвестиционными проектами и целевыми программами: учебное пособие // Владим. Гос. Ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во Влгу, 2015. 96 с.
36. Уколов В. Ф. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе: учебник. М. : Экономика, 2009. 395 с.
37. Хангер Дж. Д. Основы стратегического менеджмента: учебник. М. : ЮНИТИ, 2012. 319 с.
38. Шарипов Ф. В. Педагогический менеджмент: учебное пособие. М. : 2014. 480 с.
39. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedago gicheskie-usloviya(дата обращения: 08.01.2019).
40. Статистика по детям инвалидам в РФ [Электронный ресурс] :
https://sakuramed.ru/obshie-stati/statistika-po-detyam-invalidam-v-rf (дата
обращения: 08.01.2019).
41. Schmenner, Roger W. How can service businesses survive and prosper. Sloan management review // Spring, 1986. 32 с.
42. Kotler P. Marketing Management: The Millenium Edition. - New Jersey: Prentice Hall, 2000. 816 с.
43. Collins J. From good to great: Why some companies make a breakthrough and others don't. М. : Mann, Ivanov, and Ferber, 2009. 183 с.
44. Landlois R., Robertson P. Firms, markets and economic. London and New York, 1995. 185 с.
45. Gronroos C. Service management and marketing. - West Sussex, 2000. 239 с.