Профориентация московских школьников (Российский государственный социальный университет)
|
Проведено анкетирование.
Выборка: 300 человек, 100% опрошенных – ученики 9–11 классов московских учебных учреждений.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ. 8
1.1 Теоретический анализ зарубежных и российских исследований и публикаций в области профориентации школьников. 8
1.2 Социологический проект по теме: «Профессиональная ориентация московских школьников». 19
Выводы по первой главе 28
2. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ. 29
2.1 Система профессиональной ориентации в оценках московских школьников (по результатам онлайн-опроса). 29
2.2 Экспертная оценка качества проводимой в московских школах профессиональной ориентации (по результатам глубинных интервью). 43
2.3 Внешкольные профориентационные мероприятия (визуальный анализ). 53
Выводы по второй главе. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЯ 78
Список опубликованных работ автора ВКР 78
Список использованных источников 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Выборка: 300 человек, 100% опрошенных – ученики 9–11 классов московских учебных учреждений.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ. 8
1.1 Теоретический анализ зарубежных и российских исследований и публикаций в области профориентации школьников. 8
1.2 Социологический проект по теме: «Профессиональная ориентация московских школьников». 19
Выводы по первой главе 28
2. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ. 29
2.1 Система профессиональной ориентации в оценках московских школьников (по результатам онлайн-опроса). 29
2.2 Экспертная оценка качества проводимой в московских школах профессиональной ориентации (по результатам глубинных интервью). 43
2.3 Внешкольные профориентационные мероприятия (визуальный анализ). 53
Выводы по второй главе. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЯ 78
Список опубликованных работ автора ВКР 78
Список использованных источников 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Развитие общества происходит так стремительно, что потребности людей часто превышают возможности их удовлетворения. Государство ведет деятельность по внедрению современных технологий и методов работы во многих сферах, и процесс профориентации должен являться одним из приоритетных направлений, ведь молодые люди, выбирающие профессию сейчас – это профессионалы, которые будут трудиться на благо страны в будущем.
Однако такой важной деятельности как профориентационная работа со школьниками уделяется недостаточно внимания, времени и средств государства. По данным опроса, проводимого в рамках проекта Минпросвещения России "Билет в будущее", почти 90% школьников не определились с будущей профессией и не знают где искать информацию для самостоятельной профориентации.
Процесс профориентации практически не может быть реализован на уровне, который требуется современному обществу. На данный момент невооруженным глазом можно увидеть ряд проблем. Это нехватка профессионалов в данной области, отсутствие официальной дисциплины в учебном процессе и ее систематичности, массовизация процесса и общая низкая осведомленность общества о данной проблеме. Отсутствие качественного процесса профориентационной работы приводит к тому, что рынок труда теряет специалистов в различных сферах, и повышается уровень безработицы .
Теоретические разработки данной проблемы.
Существует множество зарубежных и отечественных трудов, направленных на изучение и освещение вопросов профессионального ориентирования школьников и студентов. Разработано огромное количество различных концепций и подходов к изучению.
В своих работах Т. Э. Дусь поднимает вопрос важности осознанного выбора профессии старшеклассниками, рассматривает ряд различных подходов в изучении профориентации. С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, И. И. Соколова и С. Я. Батышев посвятили работы педагогическому подходу в изучении профориентации, а социально-экономическому - Э. Р. Саруханов, С. И. Сотникова, Н. Самоукина , внедрению профильного обучения в образовательный процесс школы посвящены работы Э. А. Аксеновой, Л. K. Артемовой , И. С. Артюховой, Л. В. Байбородовой , А. И. Влазнева, М. И. Губановой, И. В. Ковалевой.
Среди зарубежных концепций, оказавших наиболее существенное влияние на развитие профориентации, можно назвать концепцию профессионального развития Д. Сьюпера, сценарную теорию Э. Берна, концепцию самоактуализации А. Маслоу, типологическую теорию Дж. Холланда , теорию компромисса с реальностью Э. Гинзберга и К.Фопеля и других.
Эмпирический объект исследования: московские школьники.
Предмет исследования: факторы, влияющие на эффективность системы профориентационной работы с московскими школьниками.
Цель исследования: на основе результатов социологического исследования определить факторы, влияющие на повышения эффективности системы профориентационной работы с московскими школьниками.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежные и российские исследования в области профориентации школьников.
2. Разработать социологический проект по теме: «Профессиональная ориентация московских школьников».
3. По результатам онлайн-опроса школьников определить уровень влияния профориентационной работы на их профессиональное самоопределение.
4. По результатам глубинных интервью с экспертами определить качество и эффективность проводимой в московских школах профессиональной ориентации.
5. Проанализировать особенности внешкольных профориентационных мероприятий и их влияние на профессиональное самоопределение школьников (по результатам визуального анализа).
Проектная и экономическая значимость заключается в возможности использования результатов данного исследования при проведении дальнейшей разработки вопросов, анализа явлений и событий в области профессионального ориентирования школьников.
Также основные выводы и рекомендации исследования могут использоваться в деятельности образовательных организаций, описанные проблемы и их решения могут изменить процесс профориентации, его усовершенствовать, и осовременить.
Экономическая значимость заключается в возможности развития учреждений дополнительного образования в области профориентационной работы, как на бюджетной основе, так и на коммерческой.
Однако такой важной деятельности как профориентационная работа со школьниками уделяется недостаточно внимания, времени и средств государства. По данным опроса, проводимого в рамках проекта Минпросвещения России "Билет в будущее", почти 90% школьников не определились с будущей профессией и не знают где искать информацию для самостоятельной профориентации.
Процесс профориентации практически не может быть реализован на уровне, который требуется современному обществу. На данный момент невооруженным глазом можно увидеть ряд проблем. Это нехватка профессионалов в данной области, отсутствие официальной дисциплины в учебном процессе и ее систематичности, массовизация процесса и общая низкая осведомленность общества о данной проблеме. Отсутствие качественного процесса профориентационной работы приводит к тому, что рынок труда теряет специалистов в различных сферах, и повышается уровень безработицы .
Теоретические разработки данной проблемы.
Существует множество зарубежных и отечественных трудов, направленных на изучение и освещение вопросов профессионального ориентирования школьников и студентов. Разработано огромное количество различных концепций и подходов к изучению.
В своих работах Т. Э. Дусь поднимает вопрос важности осознанного выбора профессии старшеклассниками, рассматривает ряд различных подходов в изучении профориентации. С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, И. И. Соколова и С. Я. Батышев посвятили работы педагогическому подходу в изучении профориентации, а социально-экономическому - Э. Р. Саруханов, С. И. Сотникова, Н. Самоукина , внедрению профильного обучения в образовательный процесс школы посвящены работы Э. А. Аксеновой, Л. K. Артемовой , И. С. Артюховой, Л. В. Байбородовой , А. И. Влазнева, М. И. Губановой, И. В. Ковалевой.
Среди зарубежных концепций, оказавших наиболее существенное влияние на развитие профориентации, можно назвать концепцию профессионального развития Д. Сьюпера, сценарную теорию Э. Берна, концепцию самоактуализации А. Маслоу, типологическую теорию Дж. Холланда , теорию компромисса с реальностью Э. Гинзберга и К.Фопеля и других.
Эмпирический объект исследования: московские школьники.
Предмет исследования: факторы, влияющие на эффективность системы профориентационной работы с московскими школьниками.
Цель исследования: на основе результатов социологического исследования определить факторы, влияющие на повышения эффективности системы профориентационной работы с московскими школьниками.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежные и российские исследования в области профориентации школьников.
2. Разработать социологический проект по теме: «Профессиональная ориентация московских школьников».
3. По результатам онлайн-опроса школьников определить уровень влияния профориентационной работы на их профессиональное самоопределение.
4. По результатам глубинных интервью с экспертами определить качество и эффективность проводимой в московских школах профессиональной ориентации.
5. Проанализировать особенности внешкольных профориентационных мероприятий и их влияние на профессиональное самоопределение школьников (по результатам визуального анализа).
Проектная и экономическая значимость заключается в возможности использования результатов данного исследования при проведении дальнейшей разработки вопросов, анализа явлений и событий в области профессионального ориентирования школьников.
Также основные выводы и рекомендации исследования могут использоваться в деятельности образовательных организаций, описанные проблемы и их решения могут изменить процесс профориентации, его усовершенствовать, и осовременить.
Экономическая значимость заключается в возможности развития учреждений дополнительного образования в области профориентационной работы, как на бюджетной основе, так и на коммерческой.
Первой задачей исследования был анализ зарубежных и российских исследования в области профориентации школьников. Результатом проделанной работы является понимание уровня разработанности проблемы. Представлены различные концепции профориентации, такие как «Я-концепция», концепция ранней социализации в семье, которая является и процессом ранней профориентации, концепция самореализации, концепция «промежуточных решений», и многие другие проверенные на практике концепции. В России область профориентации начала изучаться около века назад, самыми распространенными подходами к изучению являются педагогический, социально-экономический, управленческо-организационный подход и подход правового регулирования.
Для дальнейшего развития в области профориентации всем странам необходимо системно изучать зарубежные труды и публикации и перенимать положительный опыт. Основываясь на успешном опыте некоторых стран, можно сказать, что положительно влияют на процесс и результат профориентационной работы системный подход в занятиях, индивидуальный подход к каждому ученику, работа с узкими специалистами – профессионалами в области профессионального ориентирования, и взаимодействие педагога, родителей и ученика по данному вопросу, для достижения цели. Также важным аспектом является поддержка человека на всех этапах образования и жизни в целом в области профориентации. Это может быть реализовано при взаимодействии различных структур образования с государственной поддержкой.
Второй задачей исследования была разработка социологического проект по теме: «Профессиональная ориентация московских школьников». Были разработаны методологический и методический разделы, определены эмпирические методы исследования – метод онлайн-опроса, визуальный метод и метод глубинного интервью с экспертами. Для каждого метода были поставлены задачи и выведены гипотезы - все кроме одной подтвердились.
Следующей задачей исследования являлось определение уровня влияния профориентационной работы на профессиональное самоопределение школьников по результатам онлайн опроса. Результатом исследования можно считать следующий вывод: профориентационная работа складывается из совокупности школьной и внешкольной профориентации, в большей степени на самоопределение школьников влияет вторая. Но по результатам опроса можно сказать, что самым основным фактором самоопределения школьников в любом случае остаются их личные навыки, интересы и увлечения, так что степень влияния как школьной, так и внешкольной профориентации не является высокой, а является средней или даже низкой, но в первую очередь это зависит от личности и характера человека.
Еще одной задачей исследования было определение уровня качества и эффективности проводимой в московских школах профессиональной ориентации, по результатам глубинных интервью с экспертами. Глубинное интервью показало, что по мнению преподавателей уровень качества и эффективности профориентации в школе низкой, потому что профориентационной деятельность не проводится с необходимой частотой и регулярностью, отсутствует единая система организации процесса, мало соответствующих профильных сотрудников, узкий спектр мероприятий и такие занятия являются массовыми, в то время как индивидуальные намного эффективнее. В школах созданы условия для проведения качественной профориентации, однако ее реализация остается на низком уровне. Таким образом из-за некачественной профориентационной работы в школе, ключевую позицию, по мнению экспертов, занимает влияние родителей на ученика и оказывает больший эффект, чем школа.
Проанализировать особенности внешкольных профориентационных мероприятий и их влияние на профессиональное самоопределение школьников, по результатам визуального анализа – было последней задачей исследования. Результатами исследования является понимание того, что к особенностям внешкольных профориентационных мероприятий можно отнести их разнообразие – направленность на различные социальные группы людей, различные формы обучения – очные и заочные, различные условия для участия – с конкурсом и без, на платной и бесплатной основе, а также можно сделать вывод, что такие мероприятия проводятся добросовестно и ученики с интересом принимаю участие в них и результатом является обучение профессии или, как минимум заинтересованность. Таким образом можно сказать, что на профессиональное самоопределения внешкольные профориентационные мероприятия влияют только в положительном ключе.
Основной целью исследования было определить факторы, влияющие на повышения эффективности системы профориентационной работы с московскими школьниками. Системой профориентационной работы со школьниками можно считать совокупность школьной и внешкольной профориентации. Обращаясь к школьной, можно выделить следующие факторы: индивидуализация занятий, налаживание их регулярности и повышение частоты, а также расширение спектра профориентационных мероприятий – эти факторы по мнению учеников и педагогов смогут повысить качество и результативность профориентационной работы. А обращаясь к внешкольным факторам, хотелось бы выделить работу учреждений дополнительного образования – ученикам нужно чаще обращаться в такие учреждения, для каждого найдется доступная площадка для обучения и развития, также важно отметить влияние родителей – от них действительно очень сильно зависит выбор ребенком будущей профессии, поэтому родителям школьников нужно уделять этому вопросу больше внимания и самостоятельно глубже изучать этот вопрос.
В совокупности все эти факторы могут обеспечить ребенку хороший, правильный путь от выбора профессии к достижению цели – трудоустройства на интересующую индивида должность. Однако не все эти стороны развиты на данный момент в той степени, которая необходима.
В виду быстро развивающегося общества и стремительных процессов цифровизации и индивидуализации, государству необходимо более серьезное внимание обратить на процесс профориентации и усиленно развивать данную область. От этой деятельности напрямую зависит, как увлеченные и талантливые ученики попадут в нужную и подходящую им профессиональную сферу деятельности. Для развития той или иной сферы нужны талантливые специалисты, и им необходимо оказаться на «своём» месте. Так может произойти в результате грамотной и качественной профориентационной работы, после которой индивид пройдет ту профессиональную подготовку, которая отвечает его интересам, склонностям и умениям. Когда каждый человек будет осознанно подходить к выбору и обучению профессии, тогда эффективность такой деятельности и экономики в целом будет в разы возрастать.
Для дальнейшего развития в области профориентации всем странам необходимо системно изучать зарубежные труды и публикации и перенимать положительный опыт. Основываясь на успешном опыте некоторых стран, можно сказать, что положительно влияют на процесс и результат профориентационной работы системный подход в занятиях, индивидуальный подход к каждому ученику, работа с узкими специалистами – профессионалами в области профессионального ориентирования, и взаимодействие педагога, родителей и ученика по данному вопросу, для достижения цели. Также важным аспектом является поддержка человека на всех этапах образования и жизни в целом в области профориентации. Это может быть реализовано при взаимодействии различных структур образования с государственной поддержкой.
Второй задачей исследования была разработка социологического проект по теме: «Профессиональная ориентация московских школьников». Были разработаны методологический и методический разделы, определены эмпирические методы исследования – метод онлайн-опроса, визуальный метод и метод глубинного интервью с экспертами. Для каждого метода были поставлены задачи и выведены гипотезы - все кроме одной подтвердились.
Следующей задачей исследования являлось определение уровня влияния профориентационной работы на профессиональное самоопределение школьников по результатам онлайн опроса. Результатом исследования можно считать следующий вывод: профориентационная работа складывается из совокупности школьной и внешкольной профориентации, в большей степени на самоопределение школьников влияет вторая. Но по результатам опроса можно сказать, что самым основным фактором самоопределения школьников в любом случае остаются их личные навыки, интересы и увлечения, так что степень влияния как школьной, так и внешкольной профориентации не является высокой, а является средней или даже низкой, но в первую очередь это зависит от личности и характера человека.
Еще одной задачей исследования было определение уровня качества и эффективности проводимой в московских школах профессиональной ориентации, по результатам глубинных интервью с экспертами. Глубинное интервью показало, что по мнению преподавателей уровень качества и эффективности профориентации в школе низкой, потому что профориентационной деятельность не проводится с необходимой частотой и регулярностью, отсутствует единая система организации процесса, мало соответствующих профильных сотрудников, узкий спектр мероприятий и такие занятия являются массовыми, в то время как индивидуальные намного эффективнее. В школах созданы условия для проведения качественной профориентации, однако ее реализация остается на низком уровне. Таким образом из-за некачественной профориентационной работы в школе, ключевую позицию, по мнению экспертов, занимает влияние родителей на ученика и оказывает больший эффект, чем школа.
Проанализировать особенности внешкольных профориентационных мероприятий и их влияние на профессиональное самоопределение школьников, по результатам визуального анализа – было последней задачей исследования. Результатами исследования является понимание того, что к особенностям внешкольных профориентационных мероприятий можно отнести их разнообразие – направленность на различные социальные группы людей, различные формы обучения – очные и заочные, различные условия для участия – с конкурсом и без, на платной и бесплатной основе, а также можно сделать вывод, что такие мероприятия проводятся добросовестно и ученики с интересом принимаю участие в них и результатом является обучение профессии или, как минимум заинтересованность. Таким образом можно сказать, что на профессиональное самоопределения внешкольные профориентационные мероприятия влияют только в положительном ключе.
Основной целью исследования было определить факторы, влияющие на повышения эффективности системы профориентационной работы с московскими школьниками. Системой профориентационной работы со школьниками можно считать совокупность школьной и внешкольной профориентации. Обращаясь к школьной, можно выделить следующие факторы: индивидуализация занятий, налаживание их регулярности и повышение частоты, а также расширение спектра профориентационных мероприятий – эти факторы по мнению учеников и педагогов смогут повысить качество и результативность профориентационной работы. А обращаясь к внешкольным факторам, хотелось бы выделить работу учреждений дополнительного образования – ученикам нужно чаще обращаться в такие учреждения, для каждого найдется доступная площадка для обучения и развития, также важно отметить влияние родителей – от них действительно очень сильно зависит выбор ребенком будущей профессии, поэтому родителям школьников нужно уделять этому вопросу больше внимания и самостоятельно глубже изучать этот вопрос.
В совокупности все эти факторы могут обеспечить ребенку хороший, правильный путь от выбора профессии к достижению цели – трудоустройства на интересующую индивида должность. Однако не все эти стороны развиты на данный момент в той степени, которая необходима.
В виду быстро развивающегося общества и стремительных процессов цифровизации и индивидуализации, государству необходимо более серьезное внимание обратить на процесс профориентации и усиленно развивать данную область. От этой деятельности напрямую зависит, как увлеченные и талантливые ученики попадут в нужную и подходящую им профессиональную сферу деятельности. Для развития той или иной сферы нужны талантливые специалисты, и им необходимо оказаться на «своём» месте. Так может произойти в результате грамотной и качественной профориентационной работы, после которой индивид пройдет ту профессиональную подготовку, которая отвечает его интересам, склонностям и умениям. Когда каждый человек будет осознанно подходить к выбору и обучению профессии, тогда эффективность такой деятельности и экономики в целом будет в разы возрастать.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ МЕТОДИКИ ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Экскурсия как средство формирования у младших школьников представлений о различных профессиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь профессионального самоопределения с жизненными ценностями старших подростков (Московский Государственный Областной Университет)
Курсовые работы, психодиагностика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Организация социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Исследование личностных особенностей старших подростков, принимавших и не принимавших участие в мероприятиях по профориентации (Российский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «БУДУЩЕЕ БЕЛОЙ МЕТАЛЛУРГИИ»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Технологии «Абилимпикс» как педагогические компоненты инклюзивного образования в контексте предметной области «Технология» в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Разработка механизмов профориентации и профессионального становления студентов педагогического вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Особенности доверительных отношений и социально-псикологические характеристики субъектов рекрутинговой деятельности
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006



