Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВИРТУАЛЬНЫМ МИРОМ

Работа №112497

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования
у детей 6-7 лет интеллектуальных умений 10
1.2 Ознакомление дошкольников с виртуальным миром как
психолого-педагогическая проблема 17
1.3 Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, позволяющие осуществить ознакомление с виртуальным миром 30
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 40
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальных
умений у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с виртуальным миром 40
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 49
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей
6-7 лет интеллектуальных умений 68
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Список детей 84
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 86
Приложение В Результаты контрольного эксперимента


Актуальность исследования. В веке информационных технологий большие требования предъявляют к дошкольному образованию. Главным условием в данном процессе является неполучение знаний, а добывание их самостоятельно. Для этого ребенку нужно самостоятельно анализировать большой поток информации, вследствие чего возрастает потребность в формирование интеллектуальных умений у старшего дошкольного возраста.
Заказ социального общества заключается в том, чтобы дети старшего дошкольного возраста могли адаптироваться к различным условиям, что способствует усвоению новых познавательных умений. Для того чтобы ребенок смог сам делать многосторонние анализы различных предметов, самостоятельно проводить сравнительный анализ, так же классифицировать, обобщать, группировать предметы и признаки предметов для всего - это нужно формировать интеллектуальные умения.
Анализ исследований свидетельствует о том, что формирование интеллектуальных умений может происходить через ознакомление с реальными процессами и явлениями. Однако в наше время ребенок все чаще сталкивается с компьютерной моделью реальных процессов и явлений как объектом виртуального мира.
Проблема ознакомления дошкольников с виртуальным миром не являлась предметом специального исследования, а лишь рассматривалась в контексте развития навыков работы с компьютером. Этим определяется актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Применяя наглядную компьютерную модель, позволяет нам воссоздать различные ситуации и среды, при которой дошкольник погружается в определенное игровое пространство, в это время ребенок становится активным субъектом виртуальной среды. Широкие возможности виртуального мира могут нам позволить сделать деятельность более привлекательной и современной для ребенка, индивидуализировать процесс обучения, объективно и своевременно проводить контроль и давать оценку (Е.Я. Кривич, Т.Р. Денисова).
Мы можем предположить, что при правильном и грамотном сопровождении ребенка на пути ознакомления с виртуальным миром, именно виртуальный мир содержит в себе потенциальную возможность влияния на развитие его интеллектуальных умений, как базиса формирования информационной компетенции. Это обуславливает актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- необходимостью процесса формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
- не разработанность на теоретическом и практическом уровне проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Анализ практики и психолого-педагогических исследований позволит выдвинуть противоречие между:
- необходимостью формирования у детей интеллектуальных умений и недооценкой потенциальных возможностей ознакомления с виртуальным миром;
- возможностью использования наглядной компьютерной модели для формирования интеллектуальных умений дошкольников и их недостаточным практическим применением в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;
- потребностью в ознакомлении с виртуальным миром в период дошкольного детства и отсутствием научно-обоснованной системы данного процесса.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности ознакомления детей с виртуальным миром в процессе формирования интеллектуальных умений?
Таким образом, социальный заказ общества, недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы обуславливают тему исследования «Формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности ознакомления с виртуальным миром в процессе формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром возможно, если:
- определить перечень и структурные компоненты интеллектуальных умений у детей 6-7 лет;
- разработать методику (цель, содержание, методы и приемы) формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
- определить содержание ознакомления с виртуальным миром, обеспечивающей реализацию методики формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
В соответствие с целью и гипотезой были сформированы следующие задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические положения в области формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений и определить степень разработанности данной проблемы.
2. Разработать и реализовать методику (цель, содержание, методы и приемы) формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
3. Определить критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- психолого-педагогические исследования проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений (О.Н. Бакаева, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Е.А. Чекунова, Л.В. Свирская, В.П. Арсентьева);
- философские, психолого-педагогические исследования аспектов проблемы ознакомления детей 6-7 лет с виртуальным миром (Е.А. Куликова, В.В. Смирнова, Т.В. Носова, В. Лившиц, Н.А. Носов);
- научно-методические подходы к ознакомлению детей 6-7 лет с компьютерными технологиями (А.М. Вербенец, Л.А. Леонтьева, Е.Я. Кривич, Т.Р. Денисова, И.Н. Гусева, З.М. Габдуллина).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки, метод наглядного представления результатов).
Экспериментальная работа проводилась в образовательном учреждении ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск.
Исследование состояло из трех этапов.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). Анализ
теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Изучение опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, содержания представлений дошкольников о виртуальном мире, состояние формирования их интеллектуальных умений, навыков работы с компьютером (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). Разработка, апробация и корректировка содержания, форм, методов формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 г.). Анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- доказаны потенциальные возможности ознакомление с виртуальным миром на формирование интеллектуальных умений у детей 6-7 лет;
- выделены показатели и уровни формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- раскрыта сущность и содержание понятия виртуального мира в контексте психолого-педагогических исследований;
- обобщен опыт исследования особенностей восприятия и осмысления виртуального мира детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике, представленных и апробированных интерактивных игр, направленных на формирование интеллектуальных умений; методики формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные идеи философии, положения психологии и педагогики; комплексным характером используемых методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации методики формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе» (Апрель 2019 г., Тольятти, 2019);
- VI Всероссийская студенческая очно-заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях» (15 Май 2019 г., Сургут, 2019);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (19 ноября 2019 г., Тольятти, 2019);
- Студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе» (13-17 Апрель 2020 г., Тольятти, 2020).
Положения, выносимые на защиту:
1. Интеллектуальные умения определяются как совокупность действий, направленных на достижение определённой цели, освоение способов выполнения действий (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей и аналогий, умение обдумывать и планировать свои действия).
2. Методика формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром рассматривается как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий четыре этапа (когнитивный, мотивационно-обучающий, преобразовательный), реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, методов и приемов работы.
3. Показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений характеризуются степенью овладения дошкольниками способов практических действий, наличием желания и стремления реализовать их в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 14 таблиц, списка используемой литературы (54 источника) и 3 приложения. Основной текст работы изложен на 83 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В век информационных технологий большие требования предъявляют к дошкольному образованию. Главным условием в данном процессе является неполучение знаний, а добывание их самостоятельно. Для этого ребенку нужно самостоятельно анализировать большой поток информации, вследствие чего возрастает потребность в формирование интеллектуальных умений у старшего дошкольного возраста.
Идеи Л.С. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, В.В. Давыдова имеют ценную значимость в рассмотрении нашего исследования. Они отмечали в своих работах положительное воздействие системы знаний на развитие интеллектуальных умений дошкольников. Знания являются средством развития интеллектуальных умений, в тоже время знания и представления формируются на базе интеллектуальных умений в процессе той или иной деятельности. За счет способности актуализировать знания осуществляется их использование в разных ситуациях для решения познавательной задачи.
Исследования свидетельствуют о том, что формирование интеллектуальных умений может осуществляться через ознакомление с реальными процессами и явлениями. Однако в наше время ребенок все чаще сталкивается с компьютерной моделью реальных процессов и явлений, как объектом виртуального мира.
Психологи считают, что в процессе взаимодействия с компьютером у детей развиваются мыслительные операции, которые выражаются в сравнении, анализе, синтезе, обобщении. На базе этих действий у ребенка формируются причинно-следственные связи, ребенок учится размышлять, делать выводы и видеть закономерности.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей преобладает средние и низкие показатели по выделенным показателям интеллектуальных умений. Для этих детей характерно недостаточная развитость анализа, сравнения, понятия, суждения, умения объединять в объекте различные стороны, выделять главное в предметах.
Формирующий эксперимент доказал результативность использования ознакомления детей 6-7 лет с виртуальным миром, направленность данного процесса на формирование у дошкольников интеллектуальных умений. У детей экспериментальной группы появились знания о таких понятиях как «моделирование», дети активнее стали использовать умение устанавливать сходство или различия в предметах, проявляли желания рассуждать и делать выводы.
Полученные данные контрольного эксперимента показывают наличие положительной динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений. Произошли изменения в поведении педагогов, родителей, они стремились участвовать в формировании интеллектуальных умений у детей.
Полученные данные убеждают в том, что предложенная методика способствует формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром, следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.



1. Аверина Л. И. Интернет-среда и не только // Дошкольное воспитание. 2007. №7. С. 97-102.
2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. : Ось-89, 1997. 224 с.
3. Артамонова О. В. ЭВМ и обучение дошкольников. Тольятти, 1995. 72 с.
4. Бакаева О. Н. Изучение уровней сформированности
интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста // Профессиональное педагогическое образование.
URL: http:ZZwww.pedlib.ru/Books/3Z0182/3_0182-17.shtml
5. Бакаева О. Н. Педагогические условия формирования
интеллектуальных умений у одаренных детей старшего дошкольного возраста : Елец, 2000 http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-
usloviya-formirovaniya-intellektualnykh-umenii-u-odarennykh-detei-starshego-
6. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента. Ижевск: УдГУ, 2008.
7. Большой психологический словарь : Олма-пресс, 2004.
8. Большой словарь иностранных слов. М. : ЗАО Центрополиграф,
2006. 816 с.
9. Воройский Ф. С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник. М. : Издательство Либея, 2001. 536 с.
10. Вренева Е. Мультимедийные технологии: на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи // Дошкольное воспитание. 2010. №12. С. 32-36.
11. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет // Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей. М.: Учитель, 2010. 139 с.
12. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.
13. Горячев А. В. Подходы к формированию ИКТ-грамотности в образовательной системе // Информатика в образовании. 2006. №5. С. 3-7.
14. Денисова Т. Р. Развитие творческого потенциала дошкольников в работе с компьютером. URL: http://ito.edu.ru/2008/Kursk/II/II-0-18.html
15. Добровольская А. В. Авторская разработка "Мир души". Система использования компьютера как средства введения ребенка в виртуальный мир для отработки поведенческих форм реагирования в различных ситуациях, выбора позитивной модели и переноса её в реальный мир. URL: http://festival.1september.ru/articles/418553/
16. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с предметным миром : учебное пособие. 2008. 128 с.
17. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества детей. М. : Педагогическое сообщество, 2002. 107 с
18. Дыбина О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром . М. : Автореф. дис. Д-ра пед. наук, 2002. 45 с.
19. Дьяченко О. М. Развитие воображения в дошкольном детстве.
1990. URL: http ://www. childpsy. ru/upload/dissertations/%C4%FC%FF %F7%E5 %ED%EA%EE_%CE_%CC_3_1990.htm
20. Жан Пиаже. Психология интеллекта. СПб. : Питер, 2003. 192 с.
21. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. М. : Издательский центр Академия, 2002. 208 с.
22. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Издательский центр «Академия». 1998. 157 с.
23. Королева Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада // Дошкольное воспитание. 2010. №6. С. 93-100.
24. Кукушкина О. Компьютерная программа «Лента времени» // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 21-27.
25. Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. Спб. : СОЮЗ. 2007. 400 с.
26. Магомедханова У. Ш. Особенности развития и формирования мыслительных операций обобщения у старших дошкольников. М11ГУ. 2005. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18993.php?sphrase_id=3259
27. Новая философская энциклопедия том первый. М.: «Мысль», 2000.345 с.
28. Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 152-164.
29. Носова Т.В. Психологические особенности генезиса виртуальной образности в дошкольном возрасте. Москва. 2000. URL: http://www.dissercat.c om/search?keys
30. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.
31. 1етку Г. 1. 1едагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19420.php?sphrase_id=325 8
32. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике Высш. шк.. 2004. 512 с.
33. Панкратова Т. В. Проблемы формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет посредством виртуального мира // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях. 2019: Материалы VI Всероссийской Очно-Заочной Научно-Практической Конференции, май 2019 г. Сургут, 2019. С. 450-454
34. Панкратова Т. В. Современный взгляд на формирование интеллектуальных умений у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с виртуальным миром // Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики : электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти : НИЦ «НаукоПолис», 2019. С. 584-591.
35. Роберт И. В. и др. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М. : Дрофа, 2008. 78 с.
36. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования. М. : ИИО РАО, 2007. 132 с.
37. Роберт И. В. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М. : Образование и Информатика, 2004. 234 с.
38. Розин В. М. Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека // Информационно-психологическая безопасность. М. : Институт системного анализа РАН, 1997, С. 35-43.
39. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М. : Агаф, 2001. 608 с.
40. Савенков А. И. Концептуальный подход к развитию мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. №10. С. 18-35.
41. Савина Л. А. Опыт использования средств мультимедиа и анимационной стереоскопической графики для развития дошкольников . Москва, 1999. С. 56-65.
42. Словарь по социальной педагогике. М. : Издательский центр Академия, 2002. 368 с.
43. Словарь современного русского литературного языка. М. : Рус. яз.,
1991. 960 с.
44. Смирнов И. В. Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне . М. : Издательская группа Прогресс - Культура, 1995. 416 с.
45. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М. : Издательский центр Академия, 1998. 288 с.
46. Терегулов Ф. Ш., Штейнберг В. Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии - через кризис педагогики - к технологии. М. :
Народное образование, 1998. 48 с.
47. Ткаченко С. Б. Перспективы использования компьютерной игры для развития перцептивных действий у старших дошкольников. 1990. С. 113— 119. URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10091.php?sphrase_id=3259
48. Чекунова Е. А. Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях вариативности содержания дошкольного образования // Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2004. 144 с.
49. Шереверов В. И. Определение свойств виртуального. СПб. : Санкт-
Петербургское философское общество, 2000. С.56-58. URL:
http: //anthropology. ru/ru/texts/shereverov/virtual_7 7. html
50. Akande A. The Caregiver’s Secret Weapon // Early Child Development and Care. 1997. Vol. 134. P. 89-101.
51. Bottrill P. Reseash Note: Children Thinking and Learning through Design Activity at Age Six // Early Child Development and Care. 1996. Vol. 121. P. 147-163.
52. Bransford J. D. Stein S.B. The IDEAL problem solver. N.Y. : W.H. Freeman C., 1994.
53. Bishop J. (2009). Enhancing the understanding of genres of web-based communities: The role of the ecological cognition framework. International Journal of Web-Based Communities, С. 4-17. URL: http://www.jonathanbishop.com/index.php/214/structure-of-online-communities- as-genre/
54. Cook A.D. A case study of the manifestations and significance of social
presence in a multi-user virtual environment. URL:
http://library2.usask.ca/theses/available/etd-09102009-012757/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ