ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВИРТУАЛЬНЫМ МИРОМ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования
у детей 6-7 лет интеллектуальных умений 10
1.2 Ознакомление дошкольников с виртуальным миром как
психолого-педагогическая проблема 17
1.3 Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, позволяющие осуществить ознакомление с виртуальным миром 30
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 40
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальных
умений у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с виртуальным миром 40
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 49
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей
6-7 лет интеллектуальных умений 68
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Список детей 84
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 86
Приложение В Результаты контрольного эксперимента
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 10
1.1 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования
у детей 6-7 лет интеллектуальных умений 10
1.2 Ознакомление дошкольников с виртуальным миром как
психолого-педагогическая проблема 17
1.3 Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, позволяющие осуществить ознакомление с виртуальным миром 30
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 40
2.1 Выявление уровня сформированности интеллектуальных
умений у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с виртуальным миром 40
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром 49
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей
6-7 лет интеллектуальных умений 68
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Список детей 84
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 86
Приложение В Результаты контрольного эксперимента
Актуальность исследования. В веке информационных технологий большие требования предъявляют к дошкольному образованию. Главным условием в данном процессе является неполучение знаний, а добывание их самостоятельно. Для этого ребенку нужно самостоятельно анализировать большой поток информации, вследствие чего возрастает потребность в формирование интеллектуальных умений у старшего дошкольного возраста.
Заказ социального общества заключается в том, чтобы дети старшего дошкольного возраста могли адаптироваться к различным условиям, что способствует усвоению новых познавательных умений. Для того чтобы ребенок смог сам делать многосторонние анализы различных предметов, самостоятельно проводить сравнительный анализ, так же классифицировать, обобщать, группировать предметы и признаки предметов для всего - это нужно формировать интеллектуальные умения.
Анализ исследований свидетельствует о том, что формирование интеллектуальных умений может происходить через ознакомление с реальными процессами и явлениями. Однако в наше время ребенок все чаще сталкивается с компьютерной моделью реальных процессов и явлений как объектом виртуального мира.
Проблема ознакомления дошкольников с виртуальным миром не являлась предметом специального исследования, а лишь рассматривалась в контексте развития навыков работы с компьютером. Этим определяется актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Применяя наглядную компьютерную модель, позволяет нам воссоздать различные ситуации и среды, при которой дошкольник погружается в определенное игровое пространство, в это время ребенок становится активным субъектом виртуальной среды. Широкие возможности виртуального мира могут нам позволить сделать деятельность более привлекательной и современной для ребенка, индивидуализировать процесс обучения, объективно и своевременно проводить контроль и давать оценку (Е.Я. Кривич, Т.Р. Денисова).
Мы можем предположить, что при правильном и грамотном сопровождении ребенка на пути ознакомления с виртуальным миром, именно виртуальный мир содержит в себе потенциальную возможность влияния на развитие его интеллектуальных умений, как базиса формирования информационной компетенции. Это обуславливает актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- необходимостью процесса формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
- не разработанность на теоретическом и практическом уровне проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Анализ практики и психолого-педагогических исследований позволит выдвинуть противоречие между:
- необходимостью формирования у детей интеллектуальных умений и недооценкой потенциальных возможностей ознакомления с виртуальным миром;
- возможностью использования наглядной компьютерной модели для формирования интеллектуальных умений дошкольников и их недостаточным практическим применением в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;
- потребностью в ознакомлении с виртуальным миром в период дошкольного детства и отсутствием научно-обоснованной системы данного процесса.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности ознакомления детей с виртуальным миром в процессе формирования интеллектуальных умений?
Таким образом, социальный заказ общества, недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы обуславливают тему исследования «Формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности ознакомления с виртуальным миром в процессе формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром возможно, если:
- определить перечень и структурные компоненты интеллектуальных умений у детей 6-7 лет;
- разработать методику (цель, содержание, методы и приемы) формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
- определить содержание ознакомления с виртуальным миром, обеспечивающей реализацию методики формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
В соответствие с целью и гипотезой были сформированы следующие задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические положения в области формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений и определить степень разработанности данной проблемы.
2. Разработать и реализовать методику (цель, содержание, методы и приемы) формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
3. Определить критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- психолого-педагогические исследования проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений (О.Н. Бакаева, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Е.А. Чекунова, Л.В. Свирская, В.П. Арсентьева);
- философские, психолого-педагогические исследования аспектов проблемы ознакомления детей 6-7 лет с виртуальным миром (Е.А. Куликова, В.В. Смирнова, Т.В. Носова, В. Лившиц, Н.А. Носов);
- научно-методические подходы к ознакомлению детей 6-7 лет с компьютерными технологиями (А.М. Вербенец, Л.А. Леонтьева, Е.Я. Кривич, Т.Р. Денисова, И.Н. Гусева, З.М. Габдуллина).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки, метод наглядного представления результатов).
Экспериментальная работа проводилась в образовательном учреждении ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск.
Исследование состояло из трех этапов.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). Анализ
теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Изучение опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, содержания представлений дошкольников о виртуальном мире, состояние формирования их интеллектуальных умений, навыков работы с компьютером (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). Разработка, апробация и корректировка содержания, форм, методов формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 г.). Анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- доказаны потенциальные возможности ознакомление с виртуальным миром на формирование интеллектуальных умений у детей 6-7 лет;
- выделены показатели и уровни формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- раскрыта сущность и содержание понятия виртуального мира в контексте психолого-педагогических исследований;
- обобщен опыт исследования особенностей восприятия и осмысления виртуального мира детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике, представленных и апробированных интерактивных игр, направленных на формирование интеллектуальных умений; методики формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные идеи философии, положения психологии и педагогики; комплексным характером используемых методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации методики формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе» (Апрель 2019 г., Тольятти, 2019);
- VI Всероссийская студенческая очно-заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях» (15 Май 2019 г., Сургут, 2019);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (19 ноября 2019 г., Тольятти, 2019);
- Студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе» (13-17 Апрель 2020 г., Тольятти, 2020).
Положения, выносимые на защиту:
1. Интеллектуальные умения определяются как совокупность действий, направленных на достижение определённой цели, освоение способов выполнения действий (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей и аналогий, умение обдумывать и планировать свои действия).
2. Методика формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром рассматривается как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий четыре этапа (когнитивный, мотивационно-обучающий, преобразовательный), реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, методов и приемов работы.
3. Показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений характеризуются степенью овладения дошкольниками способов практических действий, наличием желания и стремления реализовать их в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 14 таблиц, списка используемой литературы (54 источника) и 3 приложения. Основной текст работы изложен на 83 страницах.
Заказ социального общества заключается в том, чтобы дети старшего дошкольного возраста могли адаптироваться к различным условиям, что способствует усвоению новых познавательных умений. Для того чтобы ребенок смог сам делать многосторонние анализы различных предметов, самостоятельно проводить сравнительный анализ, так же классифицировать, обобщать, группировать предметы и признаки предметов для всего - это нужно формировать интеллектуальные умения.
Анализ исследований свидетельствует о том, что формирование интеллектуальных умений может происходить через ознакомление с реальными процессами и явлениями. Однако в наше время ребенок все чаще сталкивается с компьютерной моделью реальных процессов и явлений как объектом виртуального мира.
Проблема ознакомления дошкольников с виртуальным миром не являлась предметом специального исследования, а лишь рассматривалась в контексте развития навыков работы с компьютером. Этим определяется актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Применяя наглядную компьютерную модель, позволяет нам воссоздать различные ситуации и среды, при которой дошкольник погружается в определенное игровое пространство, в это время ребенок становится активным субъектом виртуальной среды. Широкие возможности виртуального мира могут нам позволить сделать деятельность более привлекательной и современной для ребенка, индивидуализировать процесс обучения, объективно и своевременно проводить контроль и давать оценку (Е.Я. Кривич, Т.Р. Денисова).
Мы можем предположить, что при правильном и грамотном сопровождении ребенка на пути ознакомления с виртуальным миром, именно виртуальный мир содержит в себе потенциальную возможность влияния на развитие его интеллектуальных умений, как базиса формирования информационной компетенции. Это обуславливает актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- необходимостью процесса формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
- не разработанность на теоретическом и практическом уровне проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Анализ практики и психолого-педагогических исследований позволит выдвинуть противоречие между:
- необходимостью формирования у детей интеллектуальных умений и недооценкой потенциальных возможностей ознакомления с виртуальным миром;
- возможностью использования наглядной компьютерной модели для формирования интеллектуальных умений дошкольников и их недостаточным практическим применением в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;
- потребностью в ознакомлении с виртуальным миром в период дошкольного детства и отсутствием научно-обоснованной системы данного процесса.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности ознакомления детей с виртуальным миром в процессе формирования интеллектуальных умений?
Таким образом, социальный заказ общества, недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы обуславливают тему исследования «Формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности ознакомления с виртуальным миром в процессе формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром возможно, если:
- определить перечень и структурные компоненты интеллектуальных умений у детей 6-7 лет;
- разработать методику (цель, содержание, методы и приемы) формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений;
- определить содержание ознакомления с виртуальным миром, обеспечивающей реализацию методики формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
В соответствие с целью и гипотезой были сформированы следующие задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические положения в области формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений и определить степень разработанности данной проблемы.
2. Разработать и реализовать методику (цель, содержание, методы и приемы) формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
3. Определить критериально-диагностический аппарат оценки уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- психолого-педагогические исследования проблемы формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений (О.Н. Бакаева, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Е.А. Чекунова, Л.В. Свирская, В.П. Арсентьева);
- философские, психолого-педагогические исследования аспектов проблемы ознакомления детей 6-7 лет с виртуальным миром (Е.А. Куликова, В.В. Смирнова, Т.В. Носова, В. Лившиц, Н.А. Носов);
- научно-методические подходы к ознакомлению детей 6-7 лет с компьютерными технологиями (А.М. Вербенец, Л.А. Леонтьева, Е.Я. Кривич, Т.Р. Денисова, И.Н. Гусева, З.М. Габдуллина).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки, метод наглядного представления результатов).
Экспериментальная работа проводилась в образовательном учреждении ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка» г.о. Жигулевск.
Исследование состояло из трех этапов.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). Анализ
теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Изучение опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, содержания представлений дошкольников о виртуальном мире, состояние формирования их интеллектуальных умений, навыков работы с компьютером (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). Разработка, апробация и корректировка содержания, форм, методов формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 г.). Анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- доказаны потенциальные возможности ознакомление с виртуальным миром на формирование интеллектуальных умений у детей 6-7 лет;
- выделены показатели и уровни формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- раскрыта сущность и содержание понятия виртуального мира в контексте психолого-педагогических исследований;
- обобщен опыт исследования особенностей восприятия и осмысления виртуального мира детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике, представленных и апробированных интерактивных игр, направленных на формирование интеллектуальных умений; методики формирования интеллектуальных умений у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные идеи философии, положения психологии и педагогики; комплексным характером используемых методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведения исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния данной проблемы, а также в разработке и апробации методики формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
- студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе» (Апрель 2019 г., Тольятти, 2019);
- VI Всероссийская студенческая очно-заочная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях» (15 Май 2019 г., Сургут, 2019);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (19 ноября 2019 г., Тольятти, 2019);
- Студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования на современном этапе» (13-17 Апрель 2020 г., Тольятти, 2020).
Положения, выносимые на защиту:
1. Интеллектуальные умения определяются как совокупность действий, направленных на достижение определённой цели, освоение способов выполнения действий (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей и аналогий, умение обдумывать и планировать свои действия).
2. Методика формирования у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром рассматривается как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий четыре этапа (когнитивный, мотивационно-обучающий, преобразовательный), реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, методов и приемов работы.
3. Показатели и уровни сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений характеризуются степенью овладения дошкольниками способов практических действий, наличием желания и стремления реализовать их в процессе ознакомления с виртуальным миром.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 14 таблиц, списка используемой литературы (54 источника) и 3 приложения. Основной текст работы изложен на 83 страницах.
В век информационных технологий большие требования предъявляют к дошкольному образованию. Главным условием в данном процессе является неполучение знаний, а добывание их самостоятельно. Для этого ребенку нужно самостоятельно анализировать большой поток информации, вследствие чего возрастает потребность в формирование интеллектуальных умений у старшего дошкольного возраста.
Идеи Л.С. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, В.В. Давыдова имеют ценную значимость в рассмотрении нашего исследования. Они отмечали в своих работах положительное воздействие системы знаний на развитие интеллектуальных умений дошкольников. Знания являются средством развития интеллектуальных умений, в тоже время знания и представления формируются на базе интеллектуальных умений в процессе той или иной деятельности. За счет способности актуализировать знания осуществляется их использование в разных ситуациях для решения познавательной задачи.
Исследования свидетельствуют о том, что формирование интеллектуальных умений может осуществляться через ознакомление с реальными процессами и явлениями. Однако в наше время ребенок все чаще сталкивается с компьютерной моделью реальных процессов и явлений, как объектом виртуального мира.
Психологи считают, что в процессе взаимодействия с компьютером у детей развиваются мыслительные операции, которые выражаются в сравнении, анализе, синтезе, обобщении. На базе этих действий у ребенка формируются причинно-следственные связи, ребенок учится размышлять, делать выводы и видеть закономерности.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей преобладает средние и низкие показатели по выделенным показателям интеллектуальных умений. Для этих детей характерно недостаточная развитость анализа, сравнения, понятия, суждения, умения объединять в объекте различные стороны, выделять главное в предметах.
Формирующий эксперимент доказал результативность использования ознакомления детей 6-7 лет с виртуальным миром, направленность данного процесса на формирование у дошкольников интеллектуальных умений. У детей экспериментальной группы появились знания о таких понятиях как «моделирование», дети активнее стали использовать умение устанавливать сходство или различия в предметах, проявляли желания рассуждать и делать выводы.
Полученные данные контрольного эксперимента показывают наличие положительной динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений. Произошли изменения в поведении педагогов, родителей, они стремились участвовать в формировании интеллектуальных умений у детей.
Полученные данные убеждают в том, что предложенная методика способствует формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром, следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Идеи Л.С. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, В.В. Давыдова имеют ценную значимость в рассмотрении нашего исследования. Они отмечали в своих работах положительное воздействие системы знаний на развитие интеллектуальных умений дошкольников. Знания являются средством развития интеллектуальных умений, в тоже время знания и представления формируются на базе интеллектуальных умений в процессе той или иной деятельности. За счет способности актуализировать знания осуществляется их использование в разных ситуациях для решения познавательной задачи.
Исследования свидетельствуют о том, что формирование интеллектуальных умений может осуществляться через ознакомление с реальными процессами и явлениями. Однако в наше время ребенок все чаще сталкивается с компьютерной моделью реальных процессов и явлений, как объектом виртуального мира.
Психологи считают, что в процессе взаимодействия с компьютером у детей развиваются мыслительные операции, которые выражаются в сравнении, анализе, синтезе, обобщении. На базе этих действий у ребенка формируются причинно-следственные связи, ребенок учится размышлять, делать выводы и видеть закономерности.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей преобладает средние и низкие показатели по выделенным показателям интеллектуальных умений. Для этих детей характерно недостаточная развитость анализа, сравнения, понятия, суждения, умения объединять в объекте различные стороны, выделять главное в предметах.
Формирующий эксперимент доказал результативность использования ознакомления детей 6-7 лет с виртуальным миром, направленность данного процесса на формирование у дошкольников интеллектуальных умений. У детей экспериментальной группы появились знания о таких понятиях как «моделирование», дети активнее стали использовать умение устанавливать сходство или различия в предметах, проявляли желания рассуждать и делать выводы.
Полученные данные контрольного эксперимента показывают наличие положительной динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет интеллектуальных умений. Произошли изменения в поведении педагогов, родителей, они стремились участвовать в формировании интеллектуальных умений у детей.
Полученные данные убеждают в том, что предложенная методика способствует формированию у детей 6-7 лет интеллектуальных умений в процессе ознакомления с виртуальным миром, следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий в процессе виртуальных экскурсий
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МИНИ-ТРЕНИНГОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫХ КОНТЕКСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Развитие коммуникативных умений младших подростков средствами русского музыкального фольклора на факультативных занятиях по музыке в СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



