Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие института мировых судей в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование

Работа №112496

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Институт мировых судей: конституционно-правовая природа и становление в Российской Федерации 7
1.1 Конституционно-правовая природа института мировых судей 7
1.2 Становление института мировых судей в России 16
Глава 2 Правовые основы организации и деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации 24
2.1 Общая характеристика организационного обеспечения
деятельности мировых судей 24
2.2 Правовые основы назначения (избрания) мировых судей.
Требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи 29
2.3 Правовые основы и порядок установления количества должностей
мировых судей и границ судебных участков 34
Глава 3 Зарубежный опыт развития мировой юстиции и возможные направления его заимствования 39
3.1 Опыт мировой юстиции в государствах континентальной и
англосаксонской правовой семьи 39
3.2 Развитие мировой юстиции в государствах постсоветского пространства 51
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 63



Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с функционированием института мировых судей в Российской Федерации.
В свою очередь, к предмету исследования относятся нормы, права, которые регулируют общественные отношения, составляющие его объект. Целью настоящего исследования является проведение конституционно - правового исследования становления и развитие института мировых судей в Российской Федерации, поиск способов дальнейшего совершенствования данного института.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить конституционно-правовую природу института мировых судей;
- проанализировать становление института мировых судей в России;
- рассмотреть понятие и систему правовых средств организационного обеспечения деятельности мировых судей;
- проанализировать конституционно-правовые основы назначения (избрания) мировых судей, а также требования, предъявляемые к кандидатам в мировые судьи;
- определить правовые основы и порядок установления количества должностей мировых судей и границ судебных участков;
- исследовать опыт мировой юстиции в государствах континентальной и англосаксонской правовой семьи;
- рассмотреть вопрос развитие мировой юстиции в государствах постсоветского пространства.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из проведённого выше анализа, система судопроизводства у мировых судей, функционально должна быть представлена следующим образом:
I. Целерантное (упрощенное и ускоренное) производство. Призвано решать задачу ускорения отправления правосудия по делам при соблюдении гарантий и прав сторон процесса на справедливое судебное разбирательство. К таким видам производств, например, в сфере уголовного судопроизводства, необходимо отнести упрощённое производство по делам частно-публичного и публичного обвинения по делам небольшой тяжести; особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением; заочное рассмотрение уголовных дел небольшой тяжести; судебное разбирательство по делам частного обвинения. Однако, применительно к гражданскому процессу тезис об упрощённом производстве находит своё подтверждение лишь частично, применительно к производству по выдаче судебных приказов.
II. Примирительное (восстановительное) производство. В рассматриваемом случае, задачей мирового судьи является установление возможности примирения сторон и достижения условий, с которыми закон связывает возможность их примирения. Данное утверждение более характерно для уголовного процесса, поскольку в гражданском судопроизводстве примирительный характер процесса в целом характерен как для мировых, так и для общих судов.
III. Специализация на отдельных категориях споров. Данное предназначение характерно для гражданского судопроизводства, в котором, к компетенции мировых судей отнесены отдельные категории дел, это дела о расторжении браков, о разделе имущества, другие имущественные споры и т.п. при цене иска в пределах 50-100 тыс. рублей (для разных категорий дел).
Вместе с тем, конституционное значение и конституционная сущность мировых судей заключается в особой исторически обусловленной роли мировых судей, как наиболее приближённой к населению и потенциально наиболее демократичной форме судебной защиты прав и свобод граждан, в реализации полномочий по отправлению правосудия в различных видах судопроизводств, которые, как правило, не относятся к значительным с точки зрения размера последствий (санкций), цены иска и другим категориям, при помощи которых тот или иной спор или судебное дело может быть оценено как значительное.
В подведение итогов, отметим, что идея создания мировых судов и мировой юстиции в целом отечественной правовой системой была позаимствована в середине 19 века, главным образом, из Франции и, изначально, являлась для отечественной судебной системы «чужеродным» явлением. Сама идея формирования судов, которые будут максимально «приближены» к обычному населению, а судьи избираться соответствующей территориальной общиной, и которая будет разрешать наиболее обычные и наименее важные с точки зрения государства и общества дела, должна была сформировать ту систему судов, которая будет пользоваться авторитетом широких масс.
Исторически, с момента внедрения мировых судов в отечественную правовую действительность и до настоящего момента, целесообразно выделить три периода их развития:
- период Российской Империи (зарождение, развитие, реформирование 1889 и 1912 годов);
- советский период, который характеризуется отсутствием мирового правосудия как такового;
- период современной России, который характеризуется возрождением мысли о мировых судах в 1991 году и её частичной имплементации, начатой в 1998 году в виде действующей системы мировых судов и мировых судей.
Таким образом, необходимо констатировать что очередные законодательные изменения в вопросе обеспечения деятельности мировых судей 2018 года были призваны решить часть из обозначенных проблем, а, следовательно, их качество и результативность ещё предстоит оценить в будущем.
В подведение итогов отметим, что в результате законодательных изменений 2018 года, были решены проблемы отсутствия чёткого понимания законодательного термина организации деятельности мировых судей, установлены чёткие правила разграничения компетенции между федеральным и региональным уровнями по обеспечению деятельности мировых судей, установлены гарантии сохранения уровня их материальнотехнического и финансового обеспечения. С законотворческой точки зрения статья 10 ФЗ № 188 выглядит вполне однозначной и понятной, однако, как будут обстоять дела с реальным финансированием мировых судей пока предположить сложно.
В подведение итогов отметим, что в настоящее время мировые судьи (суды) фактически трансформировались в так называемые местные суды, к задачам которых относится прежде всего примирение сторон, рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел небольшой сложности и незначительного характера. Как правило, такие местные суды уже не применяют нормы-традиции и нормы-обычаи, решения принимаются, основываясь на национальном законодательстве. Это такие государства, как Литва, Эстония, отчасти и Российская Федерации, где местные судьи, несмотря на «название», фактически составляют низшее звено судебной системы выполняя функциональное назначение местных судов.
В качестве исключения можно указать на отдельные государства постсоветского пространства в которых были возрождены ранее существовавшие на протяжении многих столетий формы традиционного правосудия, основанного на авторитете отдельных членов общины. Это, прежде всего, суды аксакалов в Кыргызстане, которые получили статус реальных судебных органов и которым государство передало полномочия по осуществлению правосудия. Такие суды также являются формами реализации прав граждан на местное самоуправление и создаются по решению местной общины, таким же образом избираются и судьи. Кроме того, необходимо указать на Казахстан, в котором в качестве медиативного и совещательных форм организации местного населения функционируют советы (суды) биев, как правило, при местных судах.




1. Антопольский А.А., Богдановская Ю.И., Жарова А.К., Лопатин В.Н., Семилетов С.И., Сер-гиенко Л.А., Тиновицкая И.Д. Информационные ресурсы развития Российской Федерации. Правовые проблемы. Рос. акад. наук. Ин-т государства и права. Москва, 2003. 78 с.
2. Алёнкина Н.Б. Суды аксакалов: легитимация традиционных ценностей кыргызского общества // European and Asian Law Review. 2019. № 1. С. 24-25.
3. Абушов Р.И. Генезис института мировых судей в России: автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01. Москва, 2009. 28 с.
4. Арабова, Т.Ф. Местный суд как преемник мирового судьи / Т.Ф. Арабова // Мировой судья. 2011. N 12. С. 23.
5. Анализ бюджетных расходов на обеспечение деятельности мировых судей // Сайт Счётной палаты РФ. URL: https://ach.gov.ru/promo/2019-01 -mirovye-sudyi/index.html (дата обращения: 21.06.2021)
6. Береговая Е.В. Мировая юстиция России в конституционно- правовых нормах // Человек. Культура. Образование. 2014. №4. С. 212 - 219.
7. Богданова Ю.А. Исторические основы формирования и развития института мировых судей в России // Образование и право. 2020. №2. С. 325 - 331.
8. Волосатых Е.А. Хронодискретное историко-теоретическое исследование правового статуса мирового судьи в Российской империи и Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01. Нижний Новгород, 2016. 26 с.
9. Власенко И.Г. К истории возникновения института мировых судей в России // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 1. С. 235243.
10. Вотье М. Местное управление в Англии. - СПб.: Л.Ф. Пантелеев, 1896. 147 с.
11. Ватанин С.Н. Компетенция мировых судей: проблемы и пути их решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 200S. № 30. С. 36-40.
12. Возрождение «Суда биев» // URL:
https://zhmb.sud.kz/rus/news/vozrozhdenie-suda-biev (дата обращения:
23.06.2021)
13. Гарифуллина А.Р. Становление и развитие института мировых судей в Российской Федерации : конституционно-правовое исследование : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02. Казань, 2015. 22 с.
14. Гарифуллина А.Р. О правовом институте мировых судей // ВЭПС. 2013. № 4. С. 116-120.
15. Гребенников В.В., Сангаджиев Б.В. Реформирование судебной системы в Российской Федерации: тенденции и перспективы // Новый юридический журнал. 2015. № 2. С. 121-12.
...



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ