Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка конкурентоспособности Нижегородской области и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности региона

Работа №112470

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

региональная экономика

Объем работы38
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ данных по 2019 год включительно.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты понятия конкурентоспособности региона 5
1.1 Определение конкурентоспособности региона 5
1.2 Факторы конкурентоспособности территории 8
1.3 Методика оценки конкурентоспособности региона 11
2. Конкурентный потенциал Нижегородской области 14
2.1 Оценка социально-экономического положения 14
2.2 SWOT – анализ Нижегородской области 18
2.3 Анализ и оценка конкурентного потенциала региона 20
3. Направления повышения конкурентоспособности региона 26
3.1 Проблемы и перспективы развития конкурентоспособности Нижегородской области 26
3.2 Средства PR, как инструмент повышения конкурентоспособности региона 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 37

Конечной целью любой экономической системы является повышение уровня и качества жизни населения. Несмотря на огромный ресурсный, производственный и кадровый потенциал России, страна имеет низкие социально-экономические показатели по сравнению с другими странами.
В условиях нестабильного экономического развития, осложненного последствиями мирового финансового кризиса, именно конкурентоспособность становится решающим фактором, способным обеспечить инновационное развитие России. Высокие конкурентные позиции государства на международной арене невозможны без обеспечения высоких показателей конкурентоспособности его регионов.
В настоящее время вопросы конкурентоспособности региона не получили достаточного развития. Отечественными учёными ведется активная разработка основных методов повышения конкурентоспособности региона, также много внимания уделяется интерпретации данного понятия, методам расчета, анализу факторов и оценки конкурентоспособности регионов.
Среди российских исследователей, изучающих проблемы конкурентоспособности можно отметить работы: В. Е. Андреева , Н. Н. Брагина , И. Г. Виленсокой, Б.М. Гринчель, Ф. Котлера, В.В. Меркушова, А.П. Панкрухина, М.Э. Портера, Л.Н. Чайниковой.
Целью курсовой работы является анализ теоретико-методических подходов к понятию конкурентоспособности региона, оценка конкурентоспособности Нижегородской области и разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности региона.
Для достижения намеченной цели в работе, необходимо выполнить следующие задачи:
 определить понятие, сущность и факторы, влияющие на конкурентоспособность региона;
 раскрыть теоретические основы конкурентоспособности региона;
 проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность региона;
 провести анализ существующих методов оценки конкурентоспособности региона;
 дать оценку современному состоянию конкурентоспособности Нижегородской области;
• выявить и проанализировать сильные и слабые стороны Нижегородской области;
• найти способы повышения конкурентоспособности региона.
Объектом исследования является Нижегородская область.
Предметом исследования является оценка конкурентного потенциала Нижегородской области.
В исследовании были использованы общенаучные методы научной абстракции, индуктивные и дедуктивные обобщения, сравнения, историко-логический и структурно-функциональный методы, описательный, качественный и количественный анализ и синтез, а также методы экономической статистики.
В качестве информационно-эмпирической базы исследования следует определить статьи в периодических и научно-практических изданиях, а также информационные и аналитические данные, оценки экспертов, материалы ежегодных статистических отчетов и справочников, Интернет-изданий.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопросы регионального экономического развития и региональной конкурентоспособности стали сегодня наиболее актуальными для Российской Федерации. Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать главную цель ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентная позиция региона определяется как совокупность конкурентных преимуществ, определяемых факторами и условиями, создающими благоприятное положение региона в соответствующем конкурентном поле
Под фактором региональной конкурентоспособности необходимо понимать причину, движущую силу, главное условие обеспечения конкурентоспособности региона.
В настоящее время существует множество подходов к оценке конкурентоспособности регионов как среди российских, так и среди зарубежных авторов. Большинство методик состоят из различных индикаторов ,которые позволяют измерить конкурентоспособность региона и определить факторы, влияющие на его положение относительно других регионов. Каждая из рассмотренных методик имеет определенные преимущества и недостатки.
Нижний Новгород - один из самых динамично развивающихся российских городов с большим инвестиционным потенциалом. Выгодное географическое положение, диверсифицированная экономическая система, огромный человеческий и интеллектуальный потенциал города привлекают инвесторов со всего мира.
Для оценки конкурентоспособности Нижегородской области, используем ранговый метод. Нижегородская область обладает высоким экономическим потенциалом по сравнению с соседними регионами, данная тенденция обусловлена высоким научно-технический потенциалом региона и промышленной политикой региона, направленной на формирование и развитие кластеров, что позволяет усилить на территории области производственную кооперацию.
Нижегородская область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают: выгодное географическое положение; крупные залежи полезных ископаемых, используемых преимущественно в строительстве ; высокий промышленный потенциал; уникальные рекреационные ресурсы, богатые лесные и водные ресурсы; наличие на территории крупных транспортных узлов; развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.
На основе рангового метода оценки конкурентоспособности, Нижегородской область обладает высоким экономическим потенциалом по сравнению с соседними регионами, данная тенденция обусловлена высоким научно-технический потенциалом и промышленной политикой региона.
Также в курсовой работе были предложены направления повышения конкурентоспособности региона. Концепция конкурентоспособности должна строиться с учетом сбалансированности всех принципов социально-экономического развития региона. Хотя экономический аспект конкурентоспособности является ведущим и определяющим, при его построении необходимо учитывать такие составляющие, как территориальная, экологическая и социальная.



1. Андреев В. Е. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки // Экономика и жизнь. – 2005. – № 12. – С. 3–10
2. Брагин, Н. Н. Конкурентоспособность региона: содержание понятия и методы оценки / Н. Н. Брагин. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 196-197. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/1948/ (дата обращения: 14.11.2020)
3. Виленская, И. Г. Ранговая оценка региональной конкурентоспособности / И. Г. Виленская // Беларусь в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых URI http://elib.gstu.by/handle/220612/10698
4. Гринчель Б. М., Костылева Н. Е. Важнейшие факторы повышения ко сти регионов / Ин-т «ЕВРОГРАД» (С.-Петербург) по заказу Исполнительной дирекции Форума. С.-Петербург, 2003 gionforum.ru/forum/materials/0.
5. Исламиев Р. Р. Управление конкурентоспособностью региона // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2013. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konkurentosposobnostyu-regiona (дата обращения: 14.11.2020).
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб. : Изд-во Питер, 2011. – 464 с.
7. Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 374-377.
8. Меркушов В. В. Интегральная оценка уровня конкурентоспособности региона // Межрегиональные экономические сопоставления : сб. статей. – М., 2004. – С. 24–38.
9. Неживенко Е.А., Новикова И.А. Классификация факторов конкурентоспособности // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1397-1401; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33353 (дата обращения: 14.11.2020).
10. Официальный сайт Нижегородской области URL: https://www.government-nnov.ru/
11. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в Росии и за рубежом, 2005
12. Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ..: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.: ил
13. Росстат. Валовой региональный продукт. Основные показатели https://nizhstat.gks.ru/folder/32829
14. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юрист, 1999. С. 30
15. Форост Екатерина Валерьевна Факторы конкурентоспособности региона // Новые технологии. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-konkurentosposobnosti-regiona-1 (дата обращения: 14.11.2020)
16. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 148 с.
17. Шаститко Андрей Евгеньевич Конкурентоспособность региона: содержание, факторы, политика // Балт. рег.. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-regiona-soderzhanie-faktory-politika (дата обращения: 14.11.2020).
18. Шеховцева Л. С. Конкурентоспособность региона : факторы и методы создания // Маркетинг в России и за рубежом 2001.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ