Особенности ценностных ориентаций и понимания смысла жизни современной молодежью (Консультативная психология, Московский институт психоанализа)
|
Период изготовления: январь 2022 года.
Предмет: .
ВУЗ: .
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: образовательный учебный центр «Школы прикладной соционики» (г. Москва).
Выборка: 60 человек в возрасте от 18 до 33 лет, из них 30 респондентов мужского пола, 30 респондентов женского пола, проживающие в Москве .
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ ценностно-смысловой сферы личности 8
1.1 Анализ теоретических подходов к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» 8
1.2 Теоретические представления о личностном смысле в психологии 18
1.3 Ценностно-смысловая сфера личности как предмет изучения психологии 28
1.4 Особенности ценностно-смысловой сферы личности людей молодого возраста 35
Выводы по теоретическому исследованию 46
Глава II. Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы личности молодежи 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 57
Выводы по эмпирическому исследованию 87
Заключение 94
Список литературы 97
Приложения
Предмет: .
ВУЗ: .
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: образовательный учебный центр «Школы прикладной соционики» (г. Москва).
Выборка: 60 человек в возрасте от 18 до 33 лет, из них 30 респондентов мужского пола, 30 респондентов женского пола, проживающие в Москве .
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ ценностно-смысловой сферы личности 8
1.1 Анализ теоретических подходов к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» 8
1.2 Теоретические представления о личностном смысле в психологии 18
1.3 Ценностно-смысловая сфера личности как предмет изучения психологии 28
1.4 Особенности ценностно-смысловой сферы личности людей молодого возраста 35
Выводы по теоретическому исследованию 46
Глава II. Эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы личности молодежи 49
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 57
Выводы по эмпирическому исследованию 87
Заключение 94
Список литературы 97
Приложения
В современной российской действительности проблемы ценностно-смысловой сферы часто становятся предметом теоретических и эмпирических исследований. Однако существует несоответствие между уровнем значимости происходящих изменений в обществе и степенью проработанности, комплексности и глубины проводимых исследований. Научные представления, характеризующие ценностно-смысловую сферу можно назвать неоднозначными и неполными.
Особое значение вопросы данной области приобретают в период молодости. Они находят свое отражение в осознании собственных жизненных целей, профессиональных перспектив и стадий их реализации. Благоприятное развитие ценностно-смысловой сферы в молодом возрасте указывает на высокую результативность будущей деятельности.
Изучение ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи дает возможность сделать выводы о том, по какой траектории будет развиваться личность. В период молодости ценностно-смысловая сфера проходит глобальные изменения, так как данный этап развития сопряжен с прохождением важных возрастных кризисов. Окончание периода юности и начало молодости характеризуется выходом личности на новую ступень ценностно-смысловой регуляции. Это возраст становления и развития системы ценностей и опирающегося на них мировоззрения. Именно они будут определять смысловую основу социальной активности личности и уровень выраженности творческого отношения к областям общественной жизнедеятельности, а также к себе как к элементу социума.
Актуальность исследования ценностно-смысловой сферы обусловлена глобальными изменениями окружающего мира, постоянным возрастанием неопределенности жизни, оказывающими большое влияние на формирование личности человека. Обращение к исследованию ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи дает возможность понять особенности их личностной сферы, определить пути поиска внутренних ресурсов и использовать их в практике психологического консультирования с людьми данного возраста, а также, позволяет определить основные тенденции развития общества в целом.
Цель исследования: выявление и анализ ценностно-смысловой сферы личности людей молодого возраста.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности ценностных и смысложизненных ориентаций современной молодежи.
Для достижения цели исследования в работе были решены теоретические и практические задачи.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ теоретических подходов к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации».
2. Дать теоретическое представление о личностном смысле в психологии.
3. Проанализировать представление о ценностно-смысловой сфере личности как предмете изучения психологии.
4. Изучить особенности ценностно-смысловой сферы личности людей молодого возраста.
5. Подобрать методы и методики для эмпирического исследования особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций современной молодежи.
6. Провести эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы современной молодежи.
7. Провести статистический анализ, используя следующие математико-статистические приемы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, многофункциональный критерий Фишера – φ.
8. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
9. Разработать рекомендации для работы с ценностно-смысловыми ориентациями молодежи.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: ценностные ориентации и смысложизненные ориентации современной молодежи и их сравнительный анализ.
Гипотеза исследования: существуют качественные различия в показателях ценностно-смысловой сферы личности молодежи в период кризиса юности и кризиса молодости. В качестве частных гипотез было выдвинуто два предположения:
В системе ценностных ориентаций двух групп молодежи существуют достоверно значимые различия, которые связаны с возрастными изменениями в ценностной сфере личности молодежи.
Молодежь в период кризиса юности и кризиса молодости имеет специфические особенности понимания смысла жизни, обусловленные возрастными характеристиками.
База исследования: Исследование было проведено в форме интернет опроса на базе образовательного учебного центра «Школы прикладной соционики» (г. Москва), проводящей очные курсы для взрослых.
Особое значение вопросы данной области приобретают в период молодости. Они находят свое отражение в осознании собственных жизненных целей, профессиональных перспектив и стадий их реализации. Благоприятное развитие ценностно-смысловой сферы в молодом возрасте указывает на высокую результативность будущей деятельности.
Изучение ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи дает возможность сделать выводы о том, по какой траектории будет развиваться личность. В период молодости ценностно-смысловая сфера проходит глобальные изменения, так как данный этап развития сопряжен с прохождением важных возрастных кризисов. Окончание периода юности и начало молодости характеризуется выходом личности на новую ступень ценностно-смысловой регуляции. Это возраст становления и развития системы ценностей и опирающегося на них мировоззрения. Именно они будут определять смысловую основу социальной активности личности и уровень выраженности творческого отношения к областям общественной жизнедеятельности, а также к себе как к элементу социума.
Актуальность исследования ценностно-смысловой сферы обусловлена глобальными изменениями окружающего мира, постоянным возрастанием неопределенности жизни, оказывающими большое влияние на формирование личности человека. Обращение к исследованию ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи дает возможность понять особенности их личностной сферы, определить пути поиска внутренних ресурсов и использовать их в практике психологического консультирования с людьми данного возраста, а также, позволяет определить основные тенденции развития общества в целом.
Цель исследования: выявление и анализ ценностно-смысловой сферы личности людей молодого возраста.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности ценностных и смысложизненных ориентаций современной молодежи.
Для достижения цели исследования в работе были решены теоретические и практические задачи.
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ теоретических подходов к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации».
2. Дать теоретическое представление о личностном смысле в психологии.
3. Проанализировать представление о ценностно-смысловой сфере личности как предмете изучения психологии.
4. Изучить особенности ценностно-смысловой сферы личности людей молодого возраста.
5. Подобрать методы и методики для эмпирического исследования особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций современной молодежи.
6. Провести эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы современной молодежи.
7. Провести статистический анализ, используя следующие математико-статистические приемы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, многофункциональный критерий Фишера – φ.
8. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
9. Разработать рекомендации для работы с ценностно-смысловыми ориентациями молодежи.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: ценностные ориентации и смысложизненные ориентации современной молодежи и их сравнительный анализ.
Гипотеза исследования: существуют качественные различия в показателях ценностно-смысловой сферы личности молодежи в период кризиса юности и кризиса молодости. В качестве частных гипотез было выдвинуто два предположения:
В системе ценностных ориентаций двух групп молодежи существуют достоверно значимые различия, которые связаны с возрастными изменениями в ценностной сфере личности молодежи.
Молодежь в период кризиса юности и кризиса молодости имеет специфические особенности понимания смысла жизни, обусловленные возрастными характеристиками.
База исследования: Исследование было проведено в форме интернет опроса на базе образовательного учебного центра «Школы прикладной соционики» (г. Москва), проводящей очные курсы для взрослых.
Проблема ценностно-смысловых ориентаций выступающая в качестве актуальной психологической проблемы неразрывно связана с поиском ответов на вопросы о том, в чем же состоит смысл жизни. Ответ на данный вопрос у каждого будет свой. Человек формирует свою жизнь, опираясь на собственные представления о важном и ценном. Они находят отражение в его идеалах, убеждениях, интересах, определяют поведение и пути развития. Эти элементы структуры личности, функцией которых является разграничение существенного от неважного называются ценностными ориентациями. Являясь внутренним ориентиром, они определяют самосознание личности и находят отражение в мотивах, установках и потребностях.
В структуре индивидуального сознания смыслы занимают центральное место, так как отражают, с одной стороны, главное, существенное, основное содержание в явлении, сообщении или поведенческих проявления, и во-вторых, личностную значимость тех или иных явлений, сообщений или действий. Смысл является одной из высших форм регуляции жизнедеятельности человека. Через смыслы человек выражает отношение к явлениям действительности.
Понимание смысла жизни связано с определением основных жизненных ценностей и целей жизни. Для психологической науки смысл жизни выступает как главное смысловое образование личности, как высшая ценность, как значимое актуальное переживание.
Совокупность личностных ценностей, смыслов, ведущих мотивов составляют смысловую (или ценностно-смысловую) сферу личности, которая понимается в современной психологии как динамическая система смысловых образований и структур личности.
Ценностно-смысловая сфера включает в себя такие смысловые образования, как: социальные и личностные ценности, смысложизненные ориентации, цели жизни, личностные смыслы, смысл жизни, ведущие мотивы, причем они выступают не как изолированные компоненты, а как часть единой системы.
Развитие и динамика ценностно-смысловой сферы личности осуществляется благодаря сознательному и активному восприятию окружающего мира, активному и творческому воспроизводству принятых норм и ценностей в своей деятельности. На развитие смысловой сферы влияют критические ситуации, общение с другими людьми, художественное переживания. Активная позиция личности в развития ценностно-смысловой сферы предполагает реализацию свободного выбора и принятия индивидом ответственности за результаты своей деятельности.
Развитие ценностно-смысловой сферы у разных людей может сильно отличаться, так как на этот процесс большое влияние оказывает развитие личности в целом.
Смысловая сфера тесно связана с другими психическими процессами, свойствами и характеристиками личности (самооценкой, локусом контроля и др.). Ценностно-смысловая сфера обеспечивает возможности самореализации, саморазвития, личностного роста и самоактуализации личности.
Важно понимать, что процесс развития личности продолжается в течение всей жизни и проходит через важные для человека стадии. Такие как: молодость, взрослость, зрелость и старость. Жизнь человека имеет некоторую цикличность, которая завершается смертью человека.
Проведенное исследование частично подтвердило выдвинутые гипотезы. Так, несмотря на то, что общими инструментальными ценностями для респондентов в обеих группах стали «жизнерадостность», «независимость» и «честность», было выявлено статистически значимое различие в ценности «здоровье».
. Однако вторая гипотеза, о наличие особенностей в восприятии ценностно-смысловой сферы не подтвердилась. Исследование социальных установок показало, что молодежь первой и второй группы не имеют значимых различий в мотивационно-потребностной сфере.
Исследование временной ориентации молодежи в осмыслении своей жизни показало, что наибольшее количество испытуемых (53,3% в первой возрастной группе и 60% во второй) ориентировано на позитивное осмысление и прошлого, и настоящего, и будущего. Это наиболее благоприятный вариант осмысленности жизни, когда человек удовлетворен своим прошлым, надеется на счастливое будущее и полноценно живет в настоящем.
Также почти равное количество респондентов (1 группа – 56,7%, 2 группа – 60%) испытывают уверенность в том, что в какой-то мере они имеют возможность управлять своей жизнью и сами могут выбирать свою судьбу (66,7% и 60% соответственно). Но они полагаю также, что в жизни есть много моментов, на которые не всегда есть возможность повлиять.
По результатам исследования можно выдвинуть предположение, что такое сходство между двумя группами респондентов обусловлено тем, что в настоящее время происходит некоторое удлинение периода молодости. В свою очередь это связано с увеличением средней продолжительности жизни людей. Данное обстоятельство приводит к тому, что происходит откладывание тех задач, которые раньше решались в молодом возрасте на более поздний срок. Например, люди позже вступают в брак, позже заводят детей, а в профессиональном плане – дольше выбирают интересную для работы профессию. Соответственно, различия в смысложизненных ориентациях тоже возникают позднее.
В структуре индивидуального сознания смыслы занимают центральное место, так как отражают, с одной стороны, главное, существенное, основное содержание в явлении, сообщении или поведенческих проявления, и во-вторых, личностную значимость тех или иных явлений, сообщений или действий. Смысл является одной из высших форм регуляции жизнедеятельности человека. Через смыслы человек выражает отношение к явлениям действительности.
Понимание смысла жизни связано с определением основных жизненных ценностей и целей жизни. Для психологической науки смысл жизни выступает как главное смысловое образование личности, как высшая ценность, как значимое актуальное переживание.
Совокупность личностных ценностей, смыслов, ведущих мотивов составляют смысловую (или ценностно-смысловую) сферу личности, которая понимается в современной психологии как динамическая система смысловых образований и структур личности.
Ценностно-смысловая сфера включает в себя такие смысловые образования, как: социальные и личностные ценности, смысложизненные ориентации, цели жизни, личностные смыслы, смысл жизни, ведущие мотивы, причем они выступают не как изолированные компоненты, а как часть единой системы.
Развитие и динамика ценностно-смысловой сферы личности осуществляется благодаря сознательному и активному восприятию окружающего мира, активному и творческому воспроизводству принятых норм и ценностей в своей деятельности. На развитие смысловой сферы влияют критические ситуации, общение с другими людьми, художественное переживания. Активная позиция личности в развития ценностно-смысловой сферы предполагает реализацию свободного выбора и принятия индивидом ответственности за результаты своей деятельности.
Развитие ценностно-смысловой сферы у разных людей может сильно отличаться, так как на этот процесс большое влияние оказывает развитие личности в целом.
Смысловая сфера тесно связана с другими психическими процессами, свойствами и характеристиками личности (самооценкой, локусом контроля и др.). Ценностно-смысловая сфера обеспечивает возможности самореализации, саморазвития, личностного роста и самоактуализации личности.
Важно понимать, что процесс развития личности продолжается в течение всей жизни и проходит через важные для человека стадии. Такие как: молодость, взрослость, зрелость и старость. Жизнь человека имеет некоторую цикличность, которая завершается смертью человека.
Проведенное исследование частично подтвердило выдвинутые гипотезы. Так, несмотря на то, что общими инструментальными ценностями для респондентов в обеих группах стали «жизнерадостность», «независимость» и «честность», было выявлено статистически значимое различие в ценности «здоровье».
. Однако вторая гипотеза, о наличие особенностей в восприятии ценностно-смысловой сферы не подтвердилась. Исследование социальных установок показало, что молодежь первой и второй группы не имеют значимых различий в мотивационно-потребностной сфере.
Исследование временной ориентации молодежи в осмыслении своей жизни показало, что наибольшее количество испытуемых (53,3% в первой возрастной группе и 60% во второй) ориентировано на позитивное осмысление и прошлого, и настоящего, и будущего. Это наиболее благоприятный вариант осмысленности жизни, когда человек удовлетворен своим прошлым, надеется на счастливое будущее и полноценно живет в настоящем.
Также почти равное количество респондентов (1 группа – 56,7%, 2 группа – 60%) испытывают уверенность в том, что в какой-то мере они имеют возможность управлять своей жизнью и сами могут выбирать свою судьбу (66,7% и 60% соответственно). Но они полагаю также, что в жизни есть много моментов, на которые не всегда есть возможность повлиять.
По результатам исследования можно выдвинуть предположение, что такое сходство между двумя группами респондентов обусловлено тем, что в настоящее время происходит некоторое удлинение периода молодости. В свою очередь это связано с увеличением средней продолжительности жизни людей. Данное обстоятельство приводит к тому, что происходит откладывание тех задач, которые раньше решались в молодом возрасте на более поздний срок. Например, люди позже вступают в брак, позже заводят детей, а в профессиональном плане – дольше выбирают интересную для работы профессию. Соответственно, различия в смысложизненных ориентациях тоже возникают позднее.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Связь ценностных ориентаций старших школьников и студентов с их отношением к ненормативной лексике
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017



