Введение 4
Глава 1 Правовые и теоретические основы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 7
1.1 Сущность и общая характеристика производства по уголовным делам в
отношении несовершеннолетних 7
1.2 Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам в
отношении несовершеннолетних 14
Глава 2 Процессуальный порядок рассмотрения и расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних 26
2.1 Специфика стадий досудебного производства по уголовным делам в
отношении несовершеннолетних 26
2.2 Специфика судебного производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 41
Глава 3 Анализ прекращения уголовного дела и особенности мер пресечения
49
3.1 Особенности прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетних лиц 49
3.2 Особенности избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетних 58
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 67
Аннотация. Введение.
Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы международного законодательства, а также нормы российского уголовного, уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующие порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также судебная и следственная практика их применения.
Цель выпускной квалификационной работы - комплексно изучить и проанализировать специфику института производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, выявить существующие проблемы, возникающие при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, разработать рекомендации и предложения по совершенствованию действующей законодательной базы и
правоприменительной деятельности в исследуемой области.
Исходя из поставленной цели, требуется решение следующих задач:
- дать толкование сущности и собирательно охарактеризовать институт производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- рецензировать особенности обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
- рассмотреть и проанализировать специфику стадий досудебного и судебного производства в отношении несовершеннолетних;
- исследовать особенности прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетних;
- выявить особенности избрания меры пресечения к несовершеннолетним;
- разработать рекомендации и предложения по совершенствованию
- действующего законодательства и рационализации
правоприменительной деятельности в исследуемой области.
. Современный Российский институт производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних достаточно специфичен и усложнен: являясь частью общего уголовного процесса и, не обладая автономией, с одной стороны он базируется на общих принципах уголовного процесса, с другой стороны - предусмотренные законодателем особые правила расследования и судебного разбирательства по преступлениям несовершеннолетних, основываясь на общепризнанных принципах гуманности, этики и морали международно-правовых постулатов, выделяются уголовно-процессуальным законодательством в отдельную главу, тем самым наделяя несовершеннолетних дополнительными гарантиями их прав, учитывая неполноту процессуальной дееспособности подростков, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности их личности.
Специфичность производства по уголовным делам с в отношении подростков выражается в особенностях предмета доказывания; в необходимости обеспечения несовершеннолетнему права на защиту; в обязательном введении в процесс фигуры законного представителя подростка; в специфике производства некоторых следственных действий с участием несовершеннолетнего; в особенностях задержания несовершеннолетнего и избрании в отношении него меры пресечения.
Поскольку от установления предмета доказывания зависит достоверное решение уголовного дела, законодатель, наряду с общими обстоятельствами, подлежащими доказыванию, установил и специальные, касающиеся непосредственно несовершеннолетних лиц, а именно: возраст подростка; условия его жизни и воспитания; уровень его психического развития и иные особенности личности подростка; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Исследовав и проанализировав законодательную базу по данному вопросу подводим итог, что законодатель вовсе не раскрыл и не детализировал предмет доказывания по столь специфичным делам.
Поскольку подробная регламентация понятия предмета доказывания выступает одним из важнейших гарантов надлежащего производства по делу предлагаем конкретизировать обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и:
Во-первых, внести изменения в п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ, изложив его следующим образом: «Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего:
- социальные особенности семьи (статус семьи, ФИО родителей, место их работы, сфера занятости, моральные качества, их отношение к воспитанию детей; семейные отношения между членами семьи; склонность членов семьи к зависимостям и правонарушениям);
- жилищно-бытовые условия семьи (материальная обеспеченность семьи; соответствие жилища санитарно-эпидемиологическим требованиям; наличие необходимых условий для проживания и учебы);
- сведения об образовании несовершеннолетнего и его трудовой деятельности (успеваемость; участие в жизни школы и трудового коллектива; взаимоотношения со школьным и рабочим коллективом; соблюдение школьной или трудовой дисциплины; отношение к учебе и труду);
- сведения об образе жизни несовершеннолетнего (судимость, учет в психоневрологическом, наркологическом диспансере, полиции; вредные привычки; способы проведения досуга)
- индивидуальные свойства личности и социализация несовершеннолетнего (особенности характера и темперамента; личные и эмоциональные качества; мировоззрение; нравственность);
- сведения о влиянии социальной среды (контакты с родственниками, друзьями, соседями, социальными сетями).»
Во-вторых, по причине прямой зависимости вердикта в части
привлечения или освобождения от уголовной ответственности
несовершеннолетнего от определения его психического состояния необходимо дополнить УПК РФ нормами, регламентирующими необходимость назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
Предварительное расследования по категориям уголовных дел в отношении несовершеннолетних осуществляется на данный момент в общем порядке как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания. Ввиду ничтожно ограниченного объема времени, отведенного законом, в рамках которого невозможно обеспечить требования УПК по установлению предмета доказывания, считаем необходимым
В-третьих, дополнить ч. 2 ст. 151 УПК РФ пунктом «о преступлениях, совершенных несовершеннолетними».
В-четвертых, внести изменения в ч. 1 ст. 426 УПК РФ, изложив ее следующим образом: «Законный представитель несовершеннолетнего
допускается к участию с момента осуществления в отношении несовершеннолетнего первого процессуального действия, совершенного с участием несовершеннолетнего на основании предъявления документа, подтверждающего отношение несовершеннолетнего к делу и постановления, вынесенного дознавателем, следователем, прокурором».
В-пятых, устранить несоответствие международным требованиям мирового сообщества в части отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ст.ст. 191, 280, 425 УПК РФ в формулировании
оснований обязательного привлечения педагога (психолога) к следственным действиям с участием несовершеннолетних, установив обязательное привлечение данных специалистов к производству по уголовным делам, касающихся лиц, не достигших возраста 18 лет.
Современная система мер пресечения к несовершеннолетним преступникам не в полной мере отвечает своему назначению. Закон предусматривает лишь единственную специальную меру пресечения для несовершеннолетних - присмотр. В остальном - невозможность избрания присмотра отсылает к выбору для подростка меры пресечения из общего перечня - подписки о невыезде; личного поручительства; залога; домашнего ареста; заключения по стражу. По результатам исследования практического материала обобщаем, что к подросткам в реальности применяются лишь две меры пресечения - как самая гуманная мера - подписка о невыезде, и заключение под стражу как самая жесткая мера. Для воплощения международных рекомендуемых норм, ставящих приоритетом именно воспитательную функцию, мер уголовно-процессуального принуждения с одновременным соблюдением прав и интересов несовершеннолетних предлагаем ввести в качестве реальной альтернативы заключению под стражу и присмотра - домашний арест.
Итак, ныне существующий в нашем государстве порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, выделяемый законодателем в особое производство, тем самым предоставляя подросткам дополнительные гаранты обеспечения их прав и интересов, все же далек от идеальной модели системы правосудия, где должно рассматривать подростка, ступившего на «преступный путь», прежде всего, как субъект реабилитации, а не объект репрессий.
1. Божев В.П. Уголовный процесс: учебник. М. 2020. 140 с.
2. Байбородова Н.Л. Некоторые особенности предмета доказывания в процессе предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних. // Научное сообщество студентов. 2019. С. 288-300.
3. Воскобитова Л.А. Постатейный научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. // Российская газета. М. 2020. 343 с.
4. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.М. Уголовный процесс: учебник. М. Эксмо. 2020. 700 с.
5. Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних / Н.И. Гуковская, А.И. Долгова, Г. М. Миньковский // М. 2018. С. 73-77.
6. Дудин Н.П. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Криминалисты № 2. 2020. С.40-41.
7. Жеребятьев И.Е. Вопросы теории законодательного регулирования и практики применения особого порядка судебного разбирательства // Уголовное право. 2019. № 2. С. 35-36.
8. Исакова Т.В. Психолого-криминалистический подход к изучению жизни и воспитания несовершеннолетнего, совершившего преступление. // В сборнике: Собрание уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2018. С. 51-58.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 13.04.2022).
10. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации
(постатейный) / под ред. Б.Т. Безлепкина // Проспект. М. 2018. С. 229-231.
11. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации
(постатейный) / под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. // Норма Инфра. М. 2021. С. 24-28.
12. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 104-108.
13. Луничев Е.М. Статус несовершеннолетнего в уголовном праве России: монография / Е.М. Луничев (ред. А.И. Чучаев) - М. : Проспект. 2019. 60 с.
14. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Приняты Генеральной Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН 29.11.1985) // Советская юстиция.1991. № 12-14.
15. Мазюк Р.В. Процессуальная функция законного представителя
несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого в российском уголовном судопроизводстве // Ювенальные технологии как основа системной помощи семье и детям: материалы 1-ой региональной научнопрактической
конференции. Усть-Илимск. 24 апреля 2020 г.: БГУЭП. 2021 С. 128-130.
...