Использование современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий 8
1.1 Проблема исследования вопросов формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения 8
1.2 Условия формирования познавательных универсальных учебных
действий младших школьников посредством использования современных компьютерных технологий 20
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами современных компьютерных технологий 31
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий младших школьников 31
2.2 Работа по формированию познавательных универсальных учебных
действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий 48
2.3 Анализ эффективности проведенной работы. Результаты
контрольного этапа исследования 59
Заключение 67
Список используемой литературы 71
Приложение А Текст для тестовых заданий 77
Приложение Б Типы упражнений на заключительном этапе 78
Приложение В Фрагменты уроков с использованием современных
компьютерных технологий 79
Приложение Г Преимущества использования компьютерных средств 82
Приложение Д Подгруппы компьютерных игр 84
Приложение Е Правила использования компьютерных игр 85
Работа посвящена теме «Использование современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения».
Актуальность темы данной работы обусловливается основной функцией, реализуемой сегодня образовательной системой, - подготовкой детей к жизнедеятельности в обществе. Образование на сегодняшний день является механизмом, который не только направлен на трансляцию знаний, но и на то, что включить человека в определенную культурную традицию, что дает начало любой национальной культуре. Современная школа - это институт культуры, готовящий школьников к дальнейшей профессиональной деятельности и жизни в обществе. Это обусловлено образовательной системы к мировоззренческим и гуманитарным аспектам образования.
Современному обществу в условиях изменения социально-экономической ситуации в стране нужны личности, которые умеют самостоятельно добывать новые знания и использовать их в различных видах деятельности. Приоритетной целью образования на современном этапе в начальной школе, согласно ФГОС НОО, является формирование самостоятельности мышления, а значит, познавательной учебной деятельности. Успешность обучения школьника как в начальной, так и в дальнейшем в основной школе, зависит от достижения данной цели. Значительную роль в этом процессе играет развитие универсальных учебных действий (УУД), под которыми понимается способность учащихся саморазвиваться и самосовершенствоваться через освоение нового общественного опыта. Это умение учиться и развиваться. Развитие данного умения является актуальным в современном мире. Сказанное выше и послужило основой для выбора темы нашего исследования: «Использование современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения».
Исследования сущности и специфики формирования универсальных познавательных действий, в частности, познавательных (Ю.С. Марикова, Н.А. Овчинникова, Е.П. Позднякова, О.В. Степанова, У.Т. Уразбакова, Е.А. Щеулова); исследования возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (Д.У. Бекенова, Е.А. Вылегжанина, В.И. Деменцова, Ю.А. Жук, О.В. Мироненко и др.); исследования особенностей деятельности в системе «педагог - ученик» с использованием информационно-коммуникационных технологий
(А.И. Чаброва, В.И. Деменцова, Ю.А. Кузьминых и др.); исследования вопросов информатизации общеобразовательной школы (Ю.А. Жук, А.А. Пономарева, А.А. Романкова, Р. Уильямс и К. Маклин и др.).
Проблема исследования: каковы условия использования современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения?
Цель исследования - разработать содержание педагогических условий, обеспечивающих наиболее эффективный процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников при применении современных компьютерных технологий.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования - условия использования современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами современных компьютерных технологий будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- обеспечение возможности использования изображений высокого качества;
- обеспечение роста производительности урока;
- создание условия для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий;
- изменение отношения учителя и учащихся к ПК: повышение уровня восприятия детьми компьютера не как средство для игры, а как источник информации и инструмент для учебной деятельности, иначе говоря, обучение детей умению учиться.
Задачи исследования являются следующими:
- изучить проблему формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения средствами современных компьютерных технологий;
- выявить уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий;
- разработать и реализовать содержание условий обучения младших школьников средствами компьютерных технологий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий;
- доказать эффективность разработанных условий использования современных компьютерных технологий по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большемурашкинская средняя школа». Адрес: ул. Школьная, 20, р.п. Большое Мурашкино, Нижегородская обл., Россия 606360. Выборку исследования составили учащиеся 3-х классов: экспериментальная группа - 25 учащихся 3-А класса, контрольная группа - 25 учащихся 3-Б класса. Всего в эксперименте принимало участие 50 обучающихся начальной школы.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Новизна исследования состоит в том, что нами обобщена информация о возможностях современных компьютерных технологий в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников; в выделенных в внедренных условиях успешного формирования познавательных УУД младших школьников посредством использования современных компьютерных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса; в выделенных и апробированных условиях формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования современных компьютерных технологи.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы и источников.
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: определены возможности использования современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.
Достижению этой цели способствовало решение ряда задач исследования.
Рассмотрена проблема исследования вопросов формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения. Были выделены преимущественные особенности ИКТ при их использовании на уроках в начальной школе. ИКТ на уроках: дают возможность использования изображений высокого качества; позволяют детально объяснять материал либо рассматривать базовые вопросы по той или иной теме; позволяют корректировать темп и объем учебного материала и значительно повысить уровень применения на уроке наглядности разных видов; обеспечивают рост производительности урока; создают условия для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий; изменяют отношение учителя и учащихся к ПК: дети начинают воспринимать его не только как средство для игры, но и как универсальный инструмент для работы, иначе говоря, учатся учиться.
Описаны условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования современных компьютерных технологий. Анализ литературы позволил установить, что основным условием является учет возрастных особенностей учащихся. Был сделан вывод, что использование в образовательном процессе ИК'Г будет способствовать повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников, формированию познавательных универсальных учебных действий;
Проведено экспериментальное исследование процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами современных компьютерных технологий, которое позволило подтвердить гипотезу исследования об эффективности современных компьютерных технологий в процессе формирования познавательных УУД у младших школьников.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что уровень сформированности познавательных УУД у учащихся экспериментальной (3-А класс) и контрольной (3-Б класс) групп является одинаковым: 1) экспериментальная группа: низкий уровень свойственен 9 младшим школьникам (36%), которые смогли выполнить 1-2 задания; средний уровень выявлен у 12 младших школьников (48%), которые большинство заданий выполнили, однако были допущены ошибки; высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 4 младших школьников (16%), которые справились со всеми заданиями, не допустив ошибок; 2) контрольная группа: низкий уровень выявлен у 9 младших школьников (36%), которые смогли выполнить 1-2 задания; средний уровень выявлен у 10 младших школьников (40%), которые большинство заданий выполнили, однако были допущены ошибки; высокий уровень выявлен у 6 младших школьников (24%), которые справились со всеми заданиями, не допустив ошибок.
Сравнение уровней сформированности УУД в экспериментальной (3-А класс) и контрольной (3-Б класс) группах показало, что он является одинаковым.
На формирующем этапе была проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий.
Участие на данном этапе работы принимали учащиеся экспериментальной группы (3-А класс). Учащиеся контрольной группы (3-Б класс) занимались по привычной для них схеме.
На контрольном этапе уровень сформированности познавательных УУД был изучен повторно. Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах в контрольной группе показало лишь незначительную динамику. Однако в экспериментальной группе была отмечена положительная динамика уровней сформированности познавательных УУД в экспериментальной группе: с низким уровнем выявлено 3 учащихся (12%) в сравнении с 9 учащимися (36%), выявленными на констатирующем этапе; дети смогли выполнить только 1-2 задания; средним уровнем обладают 15 учащихся (60%) в сравнении с 12 учащимися (48%) на констатирующем этапе, которые большинство заданий выполнили, однако были допущены ошибки; с высоким уровнем в экспериментальной группе выявлено? учащихся (28%) по сравнению с 4 младшими школьниками (16%) на констатирующем этапе исследования, которые справились со всеми заданиями, не допустив ошибок.
Полученные результаты экспериментального исследования являются свидетельством эффективности проведенной на формирующем этапе работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий.
Гипотеза исследования была подтверждена: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами современных компьютерных технологий будет эффективным при соблюдении следующих условий: обеспечение возможности использования изображений высокого качества; обеспечение роста производительности урока; создание условия для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий; изменение отношения учителя и учащихся к ПК: повышение уровня восприятия детьми компьютера не как средство для игры, а как источник информации и инструмент для учебной деятельности, иначе говоря, обучение детей умению учиться.
Проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий.
В работе с детьми использовались различные средства и ИКТ, в частности, компьютерные игры и интерактивная доска.
Были проведены уроки русского языка в рамках темы «Состав слова».
Работа по формированию у учащихся познавательных УУД предполагала реализацию в три этапа, которые отличаются по содержанию, задачам, методическим приемам и дидактическим материалам: пропедевтический (подготовительный); основной; закрепление и углубление знаний.
Считаем, что работа имеет свою практическую значимость, поскольку результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе с детьми младшего школьного возраста в процессе формирования у них познавательных УУД в учебной деятельности.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задач: пособие для учителей / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Бекенова, Д.У., Мухатаева Ж.А. Информационные технологии в
музыкальном образовании [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/(дата обращения: 02.02.2022).
3. Бельгисова Е.А., Логинова Ю.А., Гацаева Р.Г., Макушкина Н.В. Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 4-7.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Просвещение, 1995. 38 с.
5. Боднар Г.В. Внедрение информационных технологий (ИТ) в учебный процесс как залог профессиональной компетентности [Электронный ресурс]. URL: http://www.stattionline.org.ua/obraz/33/2250-vprovadzhennya- informacijnix-texnologij -it-u-navchalnij -proces-yak-zaporuka-faxovo%D1% 97 - kompetentnosti.html (дата обращения: 02.02.2022).
6. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М.: Смысл, 2005. 1136 с.
8. Вылегжанина Е.А., Мальцева Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 4-6.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.
10. Гевал Н.Д. Общие принципы использования компьютера на уроках различных типов // Компьютер в школе и семье. 2000. №3. С. 34-35.
11. Губина Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. 2012. №3. С. 345-347.
12. Данилов О.Е. Роль информационно-коммуникационных
технологий в современном процессе обучения // Молодой ученый. 2013. №12. С. 448-451.
13. Деменцова В.И. Роль информационно-коммуникативных
технологий в познавательной деятельности учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 159-161.
14. Демидова Т.Е., Чижевская И.М. Психолого-педагогический аспект подготовки учителя к формированию универсальных учебных действий // Психологос. 2014. №1. С. 134-139.
15. Дмитриенко З.И., Колесова С.Н., Молокова А.В. Методические рекомендации по формированию УУД методами различных учебных предметов. М.: Просвещение, 2010. 16 с.
16. Дуракова Н.И. Формирование познавательных УУД младших школьников как педагогическая проблема // Научные исследования: теория, методика и практика: Сборник материалов III Международной научно - практической конференции. В 2 -х томах, Чебоксары, 19 ноября 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 96-98.
17. Жернакова М.В. Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе // Молодой ученый. 2015. №10.1. С. 8-10.
18. Жук Ю.А. Исследование влияния информационных и коммуникационных технологий на формирование личностных качеств учащихся общеобразовательных учебных заведений // Сентябрь. 2003. №1 (23). С. 18-22.
19. Кобзева Н.А., Никонова Е.Д. К вопросу использования веб-квеста // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1083-1085.
20. Козлов С.В. Обучение иноязычной лексике учащихся старших классов на основе ролевых игр проблемной направленности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 1. - № 3. С. 229-233.
21. Костяев А.Е. Использование информационно-коммуникативных (ИКТ) технологий на уроках в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 407-408.
22. Краснопольский В.Э. Активизация учебно-познавательной деятельности средствами компьютерной техники // Научная мысль. 1998. № 7. С. 104-108.
23. Крячко О.А. Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов // Молодой ученый. 2013. №5. С. 161-163.
24. Кузьминых Ю.А. Особенности проектирования урока на основе системно-деятельностного подхода и процесс формирования универсальных учебных действий учащихся // «Crede Experto» - Международный электронный научно-педагогический журнальчик. 2014. №2. С. 10-21.
25. Лашко Н.Б. Психологическая оценка интеллекта у детей. М.: Корона, 2004. 207 с.
26. Лицкевич О.В., Лицкевич Е.А. Современные подходы к
формированию познавательных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО // Компетентностный подход: современные аспекты развития образования: Сборник материалов Всероссийской научно¬
практической конференции, Вольск, 25-28 ноября 2016 года / Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. Вольск: ИЦ «Наука», 2017. С. 209-210.
27. Мироненко О.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. 2015. №13. С. 664-668.
28. Новик И.М. Проектирование учебных компьютерных игр в образовательном процессе детского сада / сб. наук. трудов «Вестник психологии и социальной педагогики». Вып. 4. Киевского университета имени Бориса Гринченко. 2010. С. 34-36.
29. Окунева Н.Ф. Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки -Веди, 2015. С. 113-116.
30. Перевозчикова А.В., Васильев В.Г. Постановка учебной задачи в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в условиях введения нового образовательного стандарта в начальной школе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 69-79.
31. Романова И.С. Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках // Молодой ученый. 2017. №42. С. 4-6.
32. Савёлова М.С. Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 331¬335.
33. Сексенбаев К., Султанова Б.К., Кисина М.К. Информационные технологии в развитии современного информационного общества // Молодой ученый. 2015. №24. С. 191-194.
34. Скачок В.Е., Демьяненко А.М., Демьяненко Е.А., Меньшугин Р.В. Информационно-компьютерные технологии в контексте современного развития философии XXI века в России и мире // Молодой ученый. 2016. №29. С. 649-651.
35. Скрипко С.А., Артемова Н.Д., Тютерев В.Г. Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе преподавания физики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №5. С. 184-186.
36. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. М.: Дрофа, 1984. 254 с.
37. Трубачева С.Э., Осадчук Р.И. Универсальные способы учебной деятельности учащихся в реализации компетентностного подхода // Школа. 2013. №7. С. 48-51.
38. Федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://xn--
80abucjiibhv9a.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B/543 (дата обращения: 02.02.2022).
39. Фомичев Д.С. Проектирование и использование современных образовательных ресурсов с использованием мультимедийных и веб - технологий // Молодой ученый. 2012. №4. С. 478-481.
40. Фомичёва И.Б., Турусова Н.Г. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и // Молодой ученый. 2013. №9. С. 415-418.
41. Чаброва А.И. Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 183-187.
42. Чайнова Л.Д. Компьютерные игры в дошкольном образовании // Техническая эстетика. 1992. №1. С.19-21.
43. Чайнова Л.Д., Горвиц Ю.М. Ассоциация КИД действует. По материалам межрегионального семинара по проблемам компьютеризации дошкольного воспитания // Техническая эстетика. 1992. № 5. С.24-25.
44. Шевченко Е.Б. Использование интерактивных технологий для развития познавательного интереса на уроках английского языка // Английский язык и литература. 2005. № 24. С. 4-6.
45. Stevenson D. The Independent ICT in Schools Commission // Information and Communications Technology in UK Schools, an independent inquiry. London, UK, 1997.