Введение 4
Глава 1 Теоретические основы психологической коррекции агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии 10
1.1 Понятие и сущность агрессивного поведения детей
в психолого-педагогической литературе |д
1.2 Характеристика плассотерапии как средства коррекции
агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи 21
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии 29
2.1 Выявление уровня агрессивного поведения у детей 4-5 лет
с тяжелыми нарушениями речи 29
2.2 Содержание работы по коррекции агрессивного поведения
у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии 47
2.3 Динамика снижения уровня агрессивного поведения у детей
4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи 53
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Список детей, принимавших участие в эксперименте 65
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в жизни человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. Поведение многих людей зависит именно от их психического состояния, в котором они находятся в определенный момент времени. Взрослый человек способен управлять своим психическим состоянием, но ребенок дошкольного возраста еще этого не может, поэтому нужно учить его управлять своим психическим состоянием. В серии коррекции различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание отдается коррекционной работе над агрессивным поведением. В большей степени агрессивное поведение и его те или иные формы свойственны именно детям дошкольного возраста. Поэтому родители и педагоги в детских садах часто сталкиваются с проблемой агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение у детей приводит к тому, что ухудшается психологический климат в группе, которую посещает ребенок.
Детям с тяжелыми нарушениями речи свойственны отклонения в эмоционально-волевой сфере, частая смена настроения, низкая мотивация, неуверенность в себе, раздражительность и агрессия. В связи с этим следует отметить, что проблема психологической коррекции агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи становится все более актуальна для изучения.
У «большинства детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются вспышки агрессивного поведения, поэтому если не проводить коррекцию агрессивного поведения в дошкольном возрасте, то такое поведение сохранится, как устойчивая форма, а также разовьется и трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивное поведение ребенка вносит весомое число проблем не только его окружению, но и самому ребенку» [5].
«В последнее время исследователи предлагают разные подходы к определению понятия и сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, а также ищут способы для коррекции агрессивного поведения у детей. Среди них Л. Берковиц, В.П. Зинченко, К. Лоренц, А.С. Пацукова, Е.О. Смирнова, З. Фрейд, Э. Фромм, Г.Р. Хузеева. Среди теоретических подходов к проблеме сущности и истоков агрессивного поведения у детей можно выделить работы наиболее известных психологов: психоаналитический подход З. Фрейда, поведенческий подход А. Басса, гуманистический подход А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и других. В своих работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, П. Лебедько, Н.М. Погосова, Е.О. Смирнова, М.-Л. фон Франц, К. Юнг и другие исследователи предлагают разные средства для коррекции агрессивного поведения» [2, 8,11, 14, 20, 24, 25, 26]. «Ученые, исследовавшие данное психическое состояние, единогласны в оценке агрессивного поведения, и подчеркивают, что агрессивные дети проявляют низкий интерес к сверстнику, нежелание бескорыстно поделиться с ним или помочь, реакции на успехи партнера неадекватны» [2, 8, 14, 21].
Изучив существующие психолого-педагогические средства коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, можно сказать, что на сегодняшний день плассотерапия является одним из наиболее эффективных. Плассотерапия - применяемая в работе с дошкольниками песочная игротерапия, иначе говоря, психокоррекционная практика с использованием нового пластического материала, так называемого, «подвижного песка». Кинетический «подвижный» песок - это уникальный и перспективный материал для детского творчества и познавательного процесса, для игры и коррекции негативных психических проявлений.
В детском возрасте особенно важны игры, способствующие развитию мелкой моторики. Выполнение мелких движений пальчиками и кистями помогает улучшению работы нервной и костно-мышечной системы ребенка. Подобные занятия положительно отражаются на мозговой деятельности дошкольника, влияют на общее развитие, внимание, память и ещё, что немаловажно для детей с тяжелыми нарушениями речи, на речь. Кинетический песок позволяет задействовать различные движения рук даже при занятии с теми детьми, которые не всегда могут длительно и с удовольствием выполнять упражнения, связанные с мелкой моторикой. Занятия с кинетическим песком особенно рекомендованы тем детям, у которых наблюдается задержка развития, гиперактивность, сложности с речью и проблемы с концентрацией внимания.
Так как в дошкольном возрасте тактильное восприятие притягательно и понятно, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, «плассотерапия будет наиболее востребованным и применимым средством в работе с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи, у которых наблюдается агрессивное поведение. И поскольку у детей дошкольного возраста сильно развит механизм идентификации, то можно отбирать те игры и упражнения, с персонажей которых дети могут брать пример образца поведения, присваивать нормы, ценности и развивать механизм контроля агрессивного поведения» [7].
Использование плассотерапии в организации коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста оправдано, так как, во-первых, занятия с песком остаются наиболее востребованными детьми и помогают надолго занять ребенка, ведь кинетический песок мягкий, пористый и легко лепится. Во-вторых, данный вид песка помогает снизить уровень тревожности и расслабить нервную систему. В песочной игротерапии ребенку «представляется особая реальность, позволяющая расширять рамки обычной жизни, встречаться со сложным ситуациями и эмоциями и в доступной для восприятия детей форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Ребенок способен сравнивать себя с героями игр, что позволяет ему ощутить и понять, что не только у него есть такие трудности и переживания. В-третьих, с помощью ненавязчивых образов в плассотерапии детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя» [3, 13]. И, в-четвертых, нельзя не учесть и еще одно важное преимущество - возможность творчества и развитие воображения. «Даже самые маленькие дети в первую очередь любят играть в песочницах. Именно такой досуг помогает им выразить свои первые творческие идеи. Кинетический песок легко заинтересовывает детей. Этот материал удобно мять, перебирать, лепить из него фигуры, что так хорошо подходит для проявления любых фантазий» [1].
Анализ исследований, говорит о том, что данная проблема мало изучена, поэтому можно установить противоречие между необходимостью коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием плассотерапии в данном процессе.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность психологической коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи с помощью плассотерапии?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать плассотерапию как средство психологической коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования - процесс психологической коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - плассотерпия как средство психологической коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии будет эффективна если:
- соотнесены этапы работы по психологической коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с этапами проведения плассотерапии;
- определено содержание этапов работы по психологической коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии;
- отобраны игры и упражнения для психологической коррекции агрессивного поведения в соответствии с показателями агрессивного поведения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической коррекции агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии.
2. Выявить уровень агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать и апробировать содержание работы по психологической коррекции агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида № 13 «Калинка», расположенный в г. Архангельск, на ул. Партизанская, 35. В исследовании принимали участие 20 детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- подходы к определению понятия агрессия (А. Басс, Л. Берковиц, В.П. Зинченко, К. Изард, К. Лоренц, Т.Д. Марцинковская, А. Маслоу, Е.О. Смирнова, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм);
- подходы к классификации и группировке агрессивных проявлений у детей (Н.М. Погосова, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева);
- подходы к использованию плассотерапии (Н.Н. Андреенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.М. Грабенко, Л.В. Киселева, О.А. Старостин, М.Ю. Комарова, А.В. Вараксина).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности в развитии плассотерапии как средства психологической коррекции агрессивного поведения детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании плассотерапии как эффективного средства психологической коррекции агрессивного поведения детей 4 -5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные упражнения могут быть использованы педагогами- психологами для проведения работы по психологической коррекции агрессивного поведения у детей с тяжелыми нарушениями речи средствами плассотерапии в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (26 источника), приложением. Работа проиллюстрирована 19 таблицами и 1 рисунком.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы. Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, чтопроблема коррекции агрессивного поведения 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством плассотерапии является актуальной в настоящее время. Проанализировав разнообразные толкования понятия «агрессивного поведения», которые приводили известные ученые-психологи (В.П. Зинченко, К. Изард, Т.Д. Марцинковская, А.С. Пацукова, Е.О. Смирнова, Э. Фромм, Г.Р. Хузеева) можно дать определение «агрессивному поведению - это вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. В исследованиях выделяются виды агрессивного поведения, а также группы детей с агрессивным поведением, которые различаются по различным агрессивным проявлениям и другим психологическим характеристикам» [18].
«Среди исследователей, которые занимались коррекцией агрессивного поведения и выделяли плассотерапию как эффективное средство коррекции агрессии удетей среднего дошкольного возраста можно выделить наиболее известных: О.А. Старостина, Т.А. Андреенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. Они утверждали, что плассотерапия способна помочь детям увидеть свои проблемы, найти пути выхода из этих них и приобрести для себя новые моральные нормы и ценности, которые помогут научиться контролировать свое агрессивное поведение» [1, 11, 22].
Выявление уровня агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи показало, что 40% детей имеют низкий уровень агрессивного поведения, 40% детей имеют средний уровень агрессивного поведения, а у остальных 20% высокий уровень агрессивного поведения. Это позволяет говорить о том, что у детей среднего дошкольного возраста лет с тяжелыми нарушениями речи наблюдается повышенный уровень агрессивного поведения, по таким показателям как наличие агрессивного поведения, направленность агрессивного поведения, частота проявления агрессивного поведения, сила разрушающего воздействия от агрессивного поведения ребенка и основания для агрессивного поведения.
Коррекция агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством плассотерапии возможна, если:
- соотнесены этапы работы по психологической коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с этапами проведения плассотерапии;
- определено содержание этапов работы по психологической коррекции агрессивного поведения у детей посредством плассотерапии;
- отобраны материалы и содержание работы по психологической коррекции агрессивного поведения в соответствии с показателями агрессивного поведения.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить эффективность содержания работы по коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством плассотерапии после ее реализации. После проведенного формирующего этапа в обследуемой группе увеличилось количество детей со средним уровнем агрессивного поведения (50%) по всем показателям, но уменьшилось число детей (10%) с высоким уровнем агрессивного поведения.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предложенного средства психологической коррекции агрессивного поведения у детей 4-5 лет с ТНР - плассотерапии. Также можно сказать, что проводить дальнейшее исследование, по психологической коррекции агрессивного поведения следует не только методом плассотерапии, но также использовать возможности создания среды, в которой можно применять способы выплескивания агрессивных эмоций.
1. Андреенко Н. Н. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. СПб. : Детство-Пресс, 2021. 176 с.
2. Басс А. Г. Агрессия : Учебное пособие. М. : Институт практической психологии, 2014. 254 с.
3. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. Петропавловск, 2010. 74 с.
4. Вараксина А. В., Ляпунова О. Е. Плассотерапия как средство работы со страхами / Под редакцией А. В. Вараксиной, О. Е. Ляпуновой. Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М. : Буки-Веди, 2015. С. 36-39.
5. Волкова Е. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. 2000. № 3. С. 108-111.
6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. СПб. : Речь, 2008. 340 с.
7. Добровольская Т. А., Комиссарова, Л. Н., Левченко И. Ю., Медведева Е. А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов. М. : «Академия», 2001. 248 с.
8. Запорожец А. В. Особенности агрессивного поведения. М. : Академия, 2018. 284 с.
9. Захарова М. А. Диагностика агрессивного поведения детей с
тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития // Молодой ученый. 2020. № 49 (339) С. 515-517. URL:
https://moluch.ru/archive/339/76078/ (дата обращения: 16.05.2022).
10. Захарьящева О. А., Старостин О. А. Плассотерапия В работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. // Материалы научно-практической конференции Ассоциации песочной терапии, Санкт-Петербург, 23 мая 2021 г. СПб., 2021.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2020. 256 с.
12. Киселева Л. В., Старостин О. А. Плассотерапия - методика терапии пластическим искусством в рамках «песочной» терапии. // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Терапия искусством в художественном образовании», Санкт-Петербург, 26-28 мая 2014 г. СПб., 2014.
13. Комарова М. Ю. Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Молодой ученый. 2017. № 4 (108). С. 695-697.
14. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). СПб. : Атмосфера, 2011. 356 с.
15. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М. : «Знание», 1978. 127 с.
16. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. 2000. № 5. С. 12-13.
17. Пацукова А. С. Проявление агрессивности детей в старшем
дошкольном возрасте // Научное сообщество студентов:
Междисциплинарные исследования : сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.- практ. конф. № 3.
18. Психологический словарь / под ред. В П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Прайм-Еврознак. 2008. 672 с.
19. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. М. : АСТ. 2018. 656 с.
20. Смирнова Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности агрессивных детей // Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). 2001. № 2. С. 27-32.
21. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М. : Владос. 2005. 110 с.
22. Старостин О. А. Плассотерапия - методика использования подвижного песка в практике психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, особенности применения при работе с эмоциональными нарушениями и психосоматическими симптомами // Материалы II Всероссийского (с международным участием) фестиваля песочной терапии: сборник статей. СПб, 2017. 88 с.
23. Тарасова А. В. Коррекция агрессивного поведения у детей 5-6 лет : бакалаврская работа. Тольятти : ТГУ, 2018.
24. Фромм Э. Анатомия человеческой диструктивности. М. : АСТ, 2021. 736 с.
25. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Минск : Харвест, 2012. 199 с.
26. Юнг К. Г. Человек и его символы. М. : Медков С.Б., «Серебряные нити», 2017. 352 с.